«Начинайте рассказ о своем продукте с рассказа о чужих продуктах»

Десять правил питча от Аркадия Морейниса.

Инвестор Аркадий Морейнис на своей странице в Facebook перечислил правила, которые нужно учесть основателю стартапа, чтобы привлечь внимание инвестора во время презентации продукта.

Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.

Аркадий Морейнис

1. У вашего продукта не может не быть конкурентов. Забудьте слова «уникальный» и «не имеющий аналогов».

2. Если у людей есть потребность, то они ее уже как-то удовлетворяют. Прямые конкуренты — теми же способами, которые предлагаете вы. Непрямые — другими способами, но потребность та же.

3. Если конкурентов — ни прямых, ни непрямых — нет, значит, и потребности нет. Раз потребности нет — ваш продукт никому не будет нужен. Большинство стартапов умирает по этой причине.

4. Если нет прямых конкурентов, то высока вероятность того, что они были, но умерли, потому что экономика такой бизнес-модели не сходится. Не знаете их конкретно — не беда. Предположите, что они были, и подумайте, почему их экономика не сошлась. Расскажите, чем ваша бизнес-модель будет отличаться.

5. Начинайте рассказ о своем продукте с рассказа о чужих продуктах. Кто ваши основные конкуренты? По какому параметру ваш продукт лучше с точки зрения потребителя?

Это первый переломный момент. Если вы не рассказали про конкурентов и не объяснили, чем вы лучше их, то дальше слушать неинтересно: либо потребности нет, либо вы не понимаете ничего про потребности и конкуренцию, либо не умеете гуглить.

6. Вы можете быть лучше, чем конкуренты, только за счет того, что вы что-то делаете по-другому или у вас есть нечестное конкурентное преимущество. Нельзя быть лучше только потому, что вы что-то делаете лучше.

Это второй переломный момент. Если у вас нет «чего-то другого» или «нечестного преимущества» — разговаривать дальше не о чем. В продукте нет внутренней ценности, вы просто планируете построить свой маленький свечной заводик на чужие деньги.

7. Где деньги? Опираться на юнит-анализ. Средний чек, стоимость привлечения, экономика одного заказа. Если есть заказы от друзей, знакомых — это не катит. Если бизнес хочет и может расширяться, то способы привлечения клиентов могут быть только платными. «Мы не потратили на маркетинг ни копейки» — это стоп-слова.

Это третий переломный момент. Если вы не знаете, где будете искать клиентов, если не понимаете, во сколько вам будет обходиться один покупатель — то, вероятнее всего, вы будете терять деньги на каждом заказе. Вкладываться в планово убыточный проект неинтересно. Ждать волшебного момента «когда о нас узнают все» — денег не хватит.

8. Что вы сделали, чтобы проверить гипотезу о том, что ваше «по-другому» действительно «лучше» для потребителя? Ссылки на американские аналоги не катят. Интересует только то, что сделали вы с командой. Опросы друзей и знакомых не катят. «Предварительные разговоры с клиентами» не катят. Minimum viable product — это о продажах, а не о разговорах.

9. Если вы не смогли сделать MVP для проверки гипотезы своими силами и своими ресурсами, то у вас неполноценная команда. Либо вы не умеете придумать минимальный продукт, а значит, будете постоянно требовать и прожирать деньги на постройку космолета. Либо у команды нет полного набора ключевых компетенций.

Это четвертый и последний переломный момент. Инвестируют не в идею, а в команду. Если команда неполноценная, то инвестировать не во что.

10. Все остальное — только после этой черты. Показывать продукт — здесь. Детали того, как устроен ваш проект, — здесь. Чего вы хотите — денег, опыта, связей — тоже только здесь.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Николай Костиков

Простите за невежество, а у Аркадия есть хоть один проект, который выстрелил?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

blablacar

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Я нашел только информацию о том, что Блаблакар купил стартап "Подорожники", в который Морейнис инвестировал на посевной стадии, а об отношениях между Блаблакар и Морейнисом не нашел ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

ну, выгодно продал blablacar свой портфель, по слухам не только за деньги, но и за акции blablacar которые растут.

Норм чувак, слушать можно.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Слухи на то и слухи, я информации не нашел. Зато нашел информацию про все остальные его проекты, которые так или иначе загнулись. Возможно, его можно слушать, ведь главное содержание, а не автор, но, в любом случае, мне показалось, что он видит свой собственный опыт и успех значительно более значительным, чем вижу его я.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Аркадий на темной стороне! Он за реальные бабки, прибыль и работу. А не за мыльные пузыри. Я понимаю, что у чуваков 20 с небольшим лет от роду есть сомнения, но для этого есть интернет. Гуглите тщательнЕй.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff

Стас, лично знал не сколько команд, в которые он инвестировал, ребятки не плохие но сами проекты полное УГ, и все издохли.

У Аркадия и ряда отечественных инвесторов, есть заметное расхождение озвучиваемых принципов и того во что они реально вкладывают. В большую часть проектов в которые на моих глазах инвестировали не стоят и рубля. но как то очаровали инвестора хотя проект шляпа

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Ну все люди, все ошибаются. :) Есть же примерное правило 1 из 10. С Подорожником угадал. Другие 9 мимо кассы. Я сам к нему ходил за бабками. Мне не дал, но в похожий проект вложился. Пиарил их. Но вот уже год как не слышно и не видно этого проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff

это только говорит об отсутвии чуйки

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Если нет других аргументов, то золотое правило - это аппелировать к возрасту. Детский сад, ей богу) Я задал простой вопрос, на который до сих пор не увидел ответа.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Ну вы нашли то, что хотели найти. Тут подойдет еще аргумент: А чего добился ты? Но подозреваю шутка не зайдет.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Вот такая шутка была бы понятнее)

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда