{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Начинайте рассказ о своем продукте с рассказа о чужих продуктах»

Десять правил питча от Аркадия Морейниса.

Инвестор Аркадий Морейнис на своей странице в Facebook перечислил правила, которые нужно учесть основателю стартапа, чтобы привлечь внимание инвестора во время презентации продукта.

Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.

Аркадий Морейнис

1. У вашего продукта не может не быть конкурентов. Забудьте слова «уникальный» и «не имеющий аналогов».

2. Если у людей есть потребность, то они ее уже как-то удовлетворяют. Прямые конкуренты — теми же способами, которые предлагаете вы. Непрямые — другими способами, но потребность та же.

3. Если конкурентов — ни прямых, ни непрямых — нет, значит, и потребности нет. Раз потребности нет — ваш продукт никому не будет нужен. Большинство стартапов умирает по этой причине.

4. Если нет прямых конкурентов, то высока вероятность того, что они были, но умерли, потому что экономика такой бизнес-модели не сходится. Не знаете их конкретно — не беда. Предположите, что они были, и подумайте, почему их экономика не сошлась. Расскажите, чем ваша бизнес-модель будет отличаться.

5. Начинайте рассказ о своем продукте с рассказа о чужих продуктах. Кто ваши основные конкуренты? По какому параметру ваш продукт лучше с точки зрения потребителя?

Это первый переломный момент. Если вы не рассказали про конкурентов и не объяснили, чем вы лучше их, то дальше слушать неинтересно: либо потребности нет, либо вы не понимаете ничего про потребности и конкуренцию, либо не умеете гуглить.

6. Вы можете быть лучше, чем конкуренты, только за счет того, что вы что-то делаете по-другому или у вас есть нечестное конкурентное преимущество. Нельзя быть лучше только потому, что вы что-то делаете лучше.

Это второй переломный момент. Если у вас нет «чего-то другого» или «нечестного преимущества» — разговаривать дальше не о чем. В продукте нет внутренней ценности, вы просто планируете построить свой маленький свечной заводик на чужие деньги.

7. Где деньги? Опираться на юнит-анализ. Средний чек, стоимость привлечения, экономика одного заказа. Если есть заказы от друзей, знакомых — это не катит. Если бизнес хочет и может расширяться, то способы привлечения клиентов могут быть только платными. «Мы не потратили на маркетинг ни копейки» — это стоп-слова.

Это третий переломный момент. Если вы не знаете, где будете искать клиентов, если не понимаете, во сколько вам будет обходиться один покупатель — то, вероятнее всего, вы будете терять деньги на каждом заказе. Вкладываться в планово убыточный проект неинтересно. Ждать волшебного момента «когда о нас узнают все» — денег не хватит.

8. Что вы сделали, чтобы проверить гипотезу о том, что ваше «по-другому» действительно «лучше» для потребителя? Ссылки на американские аналоги не катят. Интересует только то, что сделали вы с командой. Опросы друзей и знакомых не катят. «Предварительные разговоры с клиентами» не катят. Minimum viable product — это о продажах, а не о разговорах.

9. Если вы не смогли сделать MVP для проверки гипотезы своими силами и своими ресурсами, то у вас неполноценная команда. Либо вы не умеете придумать минимальный продукт, а значит, будете постоянно требовать и прожирать деньги на постройку космолета. Либо у команды нет полного набора ключевых компетенций.

Это четвертый и последний переломный момент. Инвестируют не в идею, а в команду. Если команда неполноценная, то инвестировать не во что.

10. Все остальное — только после этой черты. Показывать продукт — здесь. Детали того, как устроен ваш проект, — здесь. Чего вы хотите — денег, опыта, связей — тоже только здесь.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Renat Badgiev

Хм... Представил интервью =)

Начало 2010-ого года

Инвестор: что Вы предлагаете?

Основатель: мобильное приложение-чат, мгновенный обмен сообщениями через интернет, а не по смс, такого в рынке нет

Инвестор: как нет?? Есть соц сети! Есть icq, есть Skype, MSN Messenger, есть mIRC в конце концов! Тем более у вас вообще только на смартфоне, многие же ещё на десктопе работают. Тогда что выделаете лучше? В чем Ваше нечестное преимущество? Какой ARPU?

Основатель: радикально ничего, нечестного преимущества нет, это просто чат, но у нас нет надоедливой рекламы. Выручки у нас нет.

Инвестор: так у вас и монетизации нет! Как собираетесь привлекать клиентов??

Основатель: никак, мы не тратим деньги на маркетинг, люди и так начали пользоваться

Инвестор: ?!?!?!

Инвестор: Спасибо Вам за информацию, но тут нет соблюдения даже ключевых требований к проектам. Мистер... ?

Основатель: Кум, Ян Кум

Инвестор: Спасибо, мы с Вами свяжемся.

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Элло

Ну так и чем зарабатывает ватсап? Прожигает бабло?

Ответить
Развернуть ветку
Renat Badgiev

В контексте вышеописанного вымышленного диалога, ключевой сарказм заключался в недальновидности посевного инвестора.

Вопросы посевного инвестора о трекшене заработков стартапа задаются для оценки будущей стоимости компании, где посевной инвестор кратно заработает на экзите крупному стратегу, коим явился Facebook.

А зарабатывает ли он сейчас, являясь инфраструктурой социальной сети - с экономической точки зрения уже не так важно.

Миллиардные инвестиции FB в ватсап позволили компании сохранить основной контроль за социальными коммуникациями всего мира и не дать конкуренту отвести на себя социальный трафик. FB в любой момент может начать снимать по баксу с юзера в год.

P.S. instagram долгое время не приносил никакой прибыли...

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда