{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Начинайте рассказ о своем продукте с рассказа о чужих продуктах»

Десять правил питча от Аркадия Морейниса.

Инвестор Аркадий Морейнис на своей странице в Facebook перечислил правила, которые нужно учесть основателю стартапа, чтобы привлечь внимание инвестора во время презентации продукта.

Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.

Аркадий Морейнис

1. У вашего продукта не может не быть конкурентов. Забудьте слова «уникальный» и «не имеющий аналогов».

2. Если у людей есть потребность, то они ее уже как-то удовлетворяют. Прямые конкуренты — теми же способами, которые предлагаете вы. Непрямые — другими способами, но потребность та же.

3. Если конкурентов — ни прямых, ни непрямых — нет, значит, и потребности нет. Раз потребности нет — ваш продукт никому не будет нужен. Большинство стартапов умирает по этой причине.

4. Если нет прямых конкурентов, то высока вероятность того, что они были, но умерли, потому что экономика такой бизнес-модели не сходится. Не знаете их конкретно — не беда. Предположите, что они были, и подумайте, почему их экономика не сошлась. Расскажите, чем ваша бизнес-модель будет отличаться.

5. Начинайте рассказ о своем продукте с рассказа о чужих продуктах. Кто ваши основные конкуренты? По какому параметру ваш продукт лучше с точки зрения потребителя?

Это первый переломный момент. Если вы не рассказали про конкурентов и не объяснили, чем вы лучше их, то дальше слушать неинтересно: либо потребности нет, либо вы не понимаете ничего про потребности и конкуренцию, либо не умеете гуглить.

6. Вы можете быть лучше, чем конкуренты, только за счет того, что вы что-то делаете по-другому или у вас есть нечестное конкурентное преимущество. Нельзя быть лучше только потому, что вы что-то делаете лучше.

Это второй переломный момент. Если у вас нет «чего-то другого» или «нечестного преимущества» — разговаривать дальше не о чем. В продукте нет внутренней ценности, вы просто планируете построить свой маленький свечной заводик на чужие деньги.

7. Где деньги? Опираться на юнит-анализ. Средний чек, стоимость привлечения, экономика одного заказа. Если есть заказы от друзей, знакомых — это не катит. Если бизнес хочет и может расширяться, то способы привлечения клиентов могут быть только платными. «Мы не потратили на маркетинг ни копейки» — это стоп-слова.

Это третий переломный момент. Если вы не знаете, где будете искать клиентов, если не понимаете, во сколько вам будет обходиться один покупатель — то, вероятнее всего, вы будете терять деньги на каждом заказе. Вкладываться в планово убыточный проект неинтересно. Ждать волшебного момента «когда о нас узнают все» — денег не хватит.

8. Что вы сделали, чтобы проверить гипотезу о том, что ваше «по-другому» действительно «лучше» для потребителя? Ссылки на американские аналоги не катят. Интересует только то, что сделали вы с командой. Опросы друзей и знакомых не катят. «Предварительные разговоры с клиентами» не катят. Minimum viable product — это о продажах, а не о разговорах.

9. Если вы не смогли сделать MVP для проверки гипотезы своими силами и своими ресурсами, то у вас неполноценная команда. Либо вы не умеете придумать минимальный продукт, а значит, будете постоянно требовать и прожирать деньги на постройку космолета. Либо у команды нет полного набора ключевых компетенций.

Это четвертый и последний переломный момент. Инвестируют не в идею, а в команду. Если команда неполноценная, то инвестировать не во что.

10. Все остальное — только после этой черты. Показывать продукт — здесь. Детали того, как устроен ваш проект, — здесь. Чего вы хотите — денег, опыта, связей — тоже только здесь.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Renat Badgiev

Правильно ли я понимаю, что эти тезисы главным образом для стартапов, которые основаны исключительно на приложениях для смартфонов и/или на вебсайтах?

Когда речь идёт о создании технологий, в том числе прорывных, вполне логично допускать отсутствие прямых конкурентов, а порой даже косвенных.

Как пример:

1. Плотные голографические воздушные проекции: могут заменить всю систему дорожных знаков, наружной рекламы, стать новой вехой развития телевизоров/мониторов. Такого просто нет. Можно ли назвать баннеры на столбах косвенными конкурентами?

2. Электромагнитные поля на поверхности воздушных/морских/транспортных средств, препятствующих попаданию на камней, пыли, грязи и воды. Можно ли назвать гидрофобные полироли косвенными конкурентами?

3. Высоковольтная беспроводная подача электричества. Таких продуктов нет, ибо текущие технологии дают сверхнизкий ампераж, тоесть де факто не обеспечивают работу электронных устройств. Все на уровне R&D. Ультразвуковое преобразование не универсально и пока не представлено на рынке.

Я уже не говорю о технологиях безболезненного и полного уничтожении раковых клеток, технологиях восстановления приобретённого дефицита иммунитета.

Можно ли утверждать, что отсутствие прямых конкурентов вышеописанных промеров технологий говорит о том, что спроса в них нет? И соотвественно нет потенциала ROI?

Безусловно, принимается во внимание требование к такой операционной себестоимости технологии, которая обеспечит вменяемое рыночное ценообразование с приемлемой рентабельностью продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Derek Mongatter

Я думаю, что для таких проектов у Морейниса просто нет денег. Его удел сайтики и мобильник, почему бы и нет. Инвестор инвестору рознь.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Яценко

есть 3 стадии восприятия Аркадий Мойрениса) Вы сейчас на второй стадии)

Ответить
Развернуть ветку
Derek Mongatter

Что за стадии?

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда