Почему система «умного» дома от белорусских производителей сперва оказалась непопулярной

Сооснователь компании Nero Electronics о важности «дружелюбного» дизайна

В закладки

Редакция vc.ru пообщалась с Павлом Прохоровым — сооснователем белорусской компании Nero Electronics, которая с конца 90-х годов производит системы «умного дома» Nero. Предприниматель рассказал об истории компании, а также о том, как отсутствие дружелюбных пользовательских интерфейсов тормозит распространение технологии на постсоветском пространстве.

Павел Прохоров

«Моя судьба была предрешена еще в детстве, — рассказывает сооснователь и заместитель директора по науке и технике белорусской компании Nero Павел Прохоров. — У меня родители — радиоинженеры. Еще в детском саду папа делал мне машинки с моторчиком, а во втором классе я уже сам собрал проигрыватель для грампластинок».

В восьмом классе Прохоров сконструировал переносной телевизор и уже твердо решил, что будет поступать в радиотехнический институт, а затем откроет свою компанию. «Советский Союз уже разваливался, появились частные кооперативы, и я понимал, что этим можно заработать на жизнь», — рассказывает он.

В середине 1990-х годов, когда Прохоров заканчивал институт, в Белоруссии появились первые рольставни. В Россию и другие страны СНГ они попадали именно благодаря белорусским производителям. В то время лидером была компания «АФА». Ее представители обратились к сокурснику Прохорова Игорю Боброву и предложили разработать электронные компоненты для управления рольставнями. Бобров пригласил в проект Прохорова. В 1995 году они создали компанию «Скетч», которая позднее превратилась в Nero Electronics.

Игорь Бобров (слева) и Павел Прохоров, 1995 год

«Мы считали, что если удастся сделать даже 20 роллетных приборов и продать их — будем обеспечены на всю жизнь, — рассказал Павел Прохоров в интервью изданию Dev.by. — Вся автоматика: пульты, блоки, таймеры — была крайне дорогой. Один прибор французской фирмы Somfy — ведущей в мире роллет — стоил тогда $128. Для сравнения, зарплаты у моих родителей были по $20, а сам я получал $40 — подрабатывал водителем в коммерческой фирме на собственных «Жигулях».

Постепенно электроника Nero становилась более функциональной. «Благодаря датчикам освещения наши системы могут, например, приспускать ставни утром, чтобы солнце не светило в глаза, и все в автоматическом режиме», — рассказывает Прохоров.

Центральный пульт управления системой «умного» дома Nero-1

В конце 1990-х годов компания стала задумываться о проекте «умного» дома. В 2000 году фирма разработала систему Nero-1, которая позволяла управлять освещением, подогревом пола и рольставнями с одной консоли, причем устройство посылало сигналы приборам по бытовым электросетям, то есть потребителям не нужно было штробить стены и закладывать дополнительные провода. «Такая система строится на технологии PLC — Power Line Communication. Мы запатентовали собственный протокол передачи данных», — рассказывает Павел.

Кроме того, эта технология используется в новых счетчиках электроэнергии, которые при помощи PLC могут отправлять показания напрямую поставщику ресурсов, рассказывает Прохоров. — «Смарт-счетчики защищены от взлома, от магнита, и сигнализируют обо всех действиях потребителя. И наоборот, если ресурсоснабжающая организация не обеспечивает должного напряжения, то счетчик это фиксирует, и может не тарифицировать некачественно поставленную электроэнергию».

Пластиковые корпуса для компонентов системы «умного» дома Nero покупала у немецкой компании Royal, которая позднее стала дистрибьютором белорусской продукции на европейском рынке. «Мы закупали у немцев только пластик и вставляли туда свою начинку. Корпус был один, но мы хотели развить линейку приборов — выключатель для рольставней, выключатель для света, панель сценариев и так далее. Немцы взялись помочь».

Я в начале 2000-х протестировал Nero-1 на себе. Я установил ее и понял, что она непрактичная — кнопки на панели управления маленькие, по нужной не попадешь, особенно в темноте, чтобы включить свет. Уже тогда было понятно, что обилие кнопок — это ерунда и не нужно.

— Павел Прохоров

В 2005 году немецкая Royal предложила разработать корпуса для нового продукта умного дома — Nero-2 — при помощи своих штатных дизайнеров. Результат работы сперва понравился Прохорову, но затем обнаружились недостатки. «Тогда мы, наверное, не разбирались в дизайне, потому что сейчас ясно, что сделали они не очень хорошо: устройство получилось с мелкими кнопками, которые туго нажимались», — поясняет Прохоров.

Центральный пульт управления системой «умного» дома Nero-2

По словам Прохорова, в неудаче исполнения продукта отчасти виновата и сама Nero, потому что инженеры стремились сделать продукт максимально функциональным, ради чего пришлось принести в жертву удобство использования. Он соглашается, что это следствие советского подхода к созданию техники, при котором считалось, что потребитель должен ознакомиться с инструкцией и разобраться во всех нюансах продукта самостоятельно.

«Поэтому "наша" тема с умным домом так и не стала "темой": на протяжении всех 2000-х годов процент продаж этой системы был мизерный. Но сейчас эта технология в тренде, и если мы хотим войти в каждый дом, то нам нужно сделать максимально простой продукт, чтобы им могли пользоваться маленькие дети, бабушки-дедушки, которые вовсе не специалисты», — уверен он.

В 2014 году отдел маркетинга компании решил, что из-за популярности устройств «умного» дома и концепции «интернета вещей», продуктам Nero требуется срочный редизайн. Однако квалификации местных дизайнеров было недостаточно, рассказывает Прохоров: «В Белоруссии хороший веб-дизайн и графический дизайн, а вот найти хорошего дизайнера продукта — сложно. Брали фрилансеров, брали фирмы, но результат практически никогда нас не удовлетворял».

То попадался дизайнер-сноб, который говорил: «Делайте вот так и все, я специалист». То попадался еще какой-то, который сделал нам пульт управления длиной полметра. Сказал: «Хорошая вещь должна быть большой».

— Павел Прохоров

Тогда маркетологи компании расширили зону поиска и стали присматриваться к российским и европейским студиям дизайна. Постепенно список потенциальных исполнителей сузился до трех кандидатур. «Все они предлагали примерно одинаковые цены, но благодаря кризису, обвалу российского рубля и схожести менталитета, мы решили остановиться на "Студии Артемия Лебедева"».

Первый опыт сотрудничества со студией оказался неудачным — дизайнеры представили эскизы, которые не понравились руководству. Проект хотели закрыть, но вмешался Прохоров. «Я следил за сайтом Лебедева с 1997 года, когда интернет в Белоруссии только зарождался. Я недоумевал, почему они не справились. Вдруг мы как-то не так поставили задачу, или дизайнеры нас не так поняли».

Прохоров пошел к руководству и настоял на том, чтобы дать студии второй шанс. Он собрал в чемодан все эскизы, приборы, прототипы и образцы и вылетел в Москву. «Я хотел полностью погрузить их в наши проблемы. Показать, почему мы принимали такие решения в дизайне продуктов, как мы боролись, что мы хотели от них получить. Еще тогда мы считали, что дизайн — это что-то просто красивое. Но на самом деле дизайн — это же не просто оболочка. Это внутренности, это упаковка, это взаимодействие с клиентом. Это весь продукт», — рассуждает он.

Редизайн Nero

С помощью Прохорова дизайнеры вникли в суть проблем и представили новые эскизы, которые на этот раз оказались именно тем, чего от них ожидали. В модельном ряду Nero — 50 единиц, включая электронные диммеры, реле и пульты управления. Студия подготовила новый дизайн для 20 наименований устройств. Компания собирается параллельно выпускать и старую, и новую продукцию, постепенно замещая морально устаревшие образцы.

Пульт управления устройством Nero

Основной рынок сбыта Nero — это СНГ, где преобладают продажи в Россию, Украину и Казахстан. В Европе, отмечает Прохоров, продается не более 10% продукции. «Мы производим от 250 до 300 тысяч приборов в год. Роллетная автоматика и приборы учета делят наш оборот почти пополам, а вот "умный" дом пока приносит малую долю, но мы ожидаем рост продаж после редизайна», — рассуждает он.

Кроме того, по инициативе Прохорова Nero заказала в студии Артемия Лебедева разработку нового фирменного стиля: «На самом деле очень сложно убедить бизнесмена заплатить огромные деньги за ребрендинг. Очень мало кто понимает, почему логотип стоит денег. И наша фирма была не исключением. Но я был убежден, что нельзя выходить на рынок в старой одежке после того, как мы провели редизайн основных продуктов».

Я собрал совет руководителей и мы бились несколько часов: им было непонятно, зачем отдавать столько денег за фирменный стиль, но я их убедил.

— Павел Прохоров

Летом 2016 года Nero начала сотрудничество с Apple и получила лицензию MFi, которая подтверждает соответствие продуктов стороннего разработчика стандартам Apple. Весной 2017 года компания собирается анонсировать управление приборами со смартфонов, а в будущем — поддерживать Apple HomeKit, сообщил Прохоров изданию Dev.by: «Это ведь готовый рынок, 30% пользователей смартфонов. Тем более пользователи Apple очень "послушные": если в магазине Apple будет лежать наш пульт, его и будут покупать».

#Интерфейсы

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 21, "likes": 33, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 20267, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 06 Mar 2017 19:44:12 +0300" }
{ "id": 20267, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/20267\/get","add":"\/comments\/20267\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/20267"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

21 комментарий 21 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

4

Извините)

Ответить
3

Белорусская КЭС (картофельная электростанция) ? ))

Ответить
3

Молодцы! Успехов!

Ответить
3

Никакого отношения к "умному дому" данная технология не имеет, есть некоторые заимствования от радиотелеграмм из EnOcean, что то взяли от z-wave, что-то позаимствовали у Зомфи. Некий микс проприетарного железа. То есть речь не идёт о применении стандартов типа KNX, DALI, BacNet. То что жалюзи управляются от датчика освещенности и погодной станции не говорит об инженерной автоматизации, сценариях, реальной экономии. Это различные беспроводные технологии с собственной начинкой речь о масштабировании или увязки для больших объектов не идёт, поддержка только от одной компании, в случае выхода элемента из строя, нужно покупать только элемент совместимый по протоколу.

Ответить
2

"Весной 2017 года компания собирается анонсировать управление приборами со смартфонов..." - мне одному кажется, что это задача для старшеклассников? У меня в офисе года три назад два секретаря за пару дней наваяли возможность управлять офисной кофемашиной с I-Phone, чтобы не вставать из-за стола, когда та зависает из-за непомерной нагрузки)

Ответить
0

Не совсем так. Я вижу вебморду одного устройства с около 7ю функциями. А в доме может быть десяток устройств, с десятком функций. Все это разделено на зоны, по смыслам и имеет какие-то пресеты.

Ответить
0

Никита, на смартфоне - полнофункциональный сервисный экран кофемашины, идентичный заводскому. Это около 400 различных настроек, раскрывающихся в многоуровневом меню. Работа двух девушек, не очень загруженных в основном служебном функционале)

Ответить
0

1. Я вижу, что это все происходит в сафари.
2. Нет никакой проблемы забиндить на каждую кнопку по функции, для этого много ума не надо, именно так и поступают программисты, которые не задумываются о ux.
3. Если кофемашины две, плюс кондиционер и потом довезут холодильник. Будут 3 разных приложения/вебморды? Будет их функционал меняться на лету, или каждый раз тратить человекочасы на переставление кнопок?

В этом и суть, что в зависимости от конфигурации каждый раз требуется работа или отдельная утилита на каждый чих. А должно быть plug'n'play.

Ответить
0

Ой не дописал. Для этого всего есть возможность на иридиуме/крестроне написать гуй, но он будет статичен и очень ограничен в функциональности всяких свайпов и прокруток. А с хоумкитом можно сделать нативное управление средствами айфона и собрать панель управления домом будет не сложнее чем создать плейлист или альбом фотографий самому пользователю. Для этого надо просто запрограммить каждую конкретную модель устройства. 4 года работал дизайнером в подобной крупной фирме в спб) С хоумкитом самописный колхоз реально станет не нужен.

Ответить
0

Иридиум уже умеет транслировать все устройства в хоумкит... Хотя сам хоумкит тот ещё 'колхоз'

Ответить
2

Управление ставнями это умный дом? Ну ок...

Ответить
2

Надеюсь, после футуристического промдизайна и нового фирменного стиля (хорошего, кстати, на мой вкус) Nero сделают хороший сайт и хорошую локализацию для полноценного выхода на международный рынок (сейчас иностранные версии сайта скорее отпугивают: непонятная логика интернациональных доменов, плохой немецкий перевод, внезапные англоязычные страницы на неанглоязычных версиях сайта).

Желаю международного успеха и процветания!

Ответить

1

как же приятно читать такие истории про соотечестенников. молодцы!

Ответить
2

Все к нам! ))) http://smartera-home.ru/ - сегодня, завтра выложим самый удобный и простой умный дом )))

Ответить
–1

Ох, не ради срача или чего ещё, но серьёзно, человек, который живёт в Беларуси в прямой речи будет использовать "Белоруссия"? Или вы специально find-replace делаете? Иначе вас российские читатели не поймут? :-D

> «Я следил за сайтом Лебедева с 1997 года, когда интернет в Белоруссии только зарождался. Я недоумевал, почему они не справились. Вдруг мы как-то не так поставили задачу, или дизайнеры нас не так поняли».

Ответить
0

:rofl::sunglasses:, но вообще-то молодцы. Те кто идут впереди рынка - сила.

Ответить
0

Не 30%, а 5%. Ощущение, что всегда опаздывают на 10 лет.

Ответить
0

Круто когда люди могут найти в себе силы и сделать что-то как надо, а не как привыкли. Удачи в мировой экспансии!)

Ответить
0

Круто же!

Ответить

0

Молодцы!
Но! Вам нужно срочно сделать нормальный сайт с продукцией. Сейчас это... сайт из 95г. НИКАКОЙ

Ответить
0

Сравнивая ранние и поздние версии «дизайна» можно смело сказать: и то говно, и то говно.

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }