{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Добавьте воды: почему информационные тексты — это уже не тренд

Нас учат «писать-сокращать», но, может, это заблуждение?

Я бесконечно уважаю творчество Максима Ильяхова, а литературное редактирование было моим любимым предметом на журфаке МГУ. Тем не менее, я ежедневно сталкиваюсь с советами типа «пишите кратко, без лишних слов» от людей, которые не видят разницы между информационным текстом и просто текстом.

Более того, тренд среди бизнес-ориентированных людей и управленцев идёт на упрощение всего и везде: от дизайна до организационной структуры. А так ли это круто?

Зачастую подход упрощения лишает аудиторию массы полезной и важной информации, позволяющей оценить мыслительные процессы оппонента, понять предысторию и предпосылки явлений, проектов, офферов. То, как человек «льёт воду», говорит о том, насколько стройно у него выстроен процесс мышления. Как следствие, это даёт первичную оценку и даже прогноз качества коммуникации (или позволяет заранее настроиться на определенную волну, например).

Как, например, понять, почему родилась идея стартапа? Что двигало идеей, что в голове у создателя? Питч в одну фразу, как учат акселераторы, — это круто. Но кто знает, сколько качественных идей не прошло лишь из-за того, что структурно они не умещаются в одну фразу? Как пример, патент на изобретение. Разве он умещается в одну фразу? Поверьте, инвесторы принимают решения не на основании услышанного тезиса.

Или «Элевейтор спич». Это действительно хороший козырь в рукаве. Но не делайте из него культ. У вас была на самом деле ситуация а-ля «случай в лифте»? Уверен, адекватный человек выслушает ваше представление в полном объёме, а не убежит через 30 секунд. В противном случае, это не ваш «аватар».

Я решил проделать упражнение и убрать воду из своего поста в Инстаграме, который собрал довольно много реакций от моих друзей:

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Текст получился бы таким:

Раньше я боялся путешествовать самостоятельно, однако оказалось, путешествие в Каппадокию организуется парой кликов на сайтах авиакомпании, Букинга и аренды тачек. Потратил на это суммарно полчаса-час. У страха глаза велики!

Были бы у записи лайки? Да, лайкают фотку, а не текст. Были бы комментарии? Возможно. Но если и были бы, то исключительно про простоту путешествий, а-ля лайфхаки, как подешевле улететь в Турцию. И вот главный вопрос: донесена ли главная мысль? Нет. Мой изначальный посыл не про путешествия, не про дешёвые билеты и даже не про страх. Он про границы человеческого разума.

И в то же время, если бы я «в лоб» написал про это, получилось бы так:

У страха глаза велики: ничего невозможного нет! Как только вы сделаете первый шаг, путь сам найдёт вас!

Такие философские цитаты, пожалуйста, оставьте девушкам в купальниках. А я уж тут со своими лонгридами и водой прекрасно пообщаюсь с теми, кто умеет читать между строк и ценит это.

Итак, выводы:

1. Давайте людям лить воду, если вы стратег

2. Сами лейте воду качественно

3. Делайте выводы из того, как люди льют воду

***За идею для статьи благодарю Андрея — своего партнёра по холдингу The Business Pill.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин
Автор

Да, выше я как раз написал, что Ильяхов красавчик, а последователи вот подводят часто)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

Лить воду и качественно раскрывать мысль – это 2 разные вещи. Мне кажется, что в тексте они спутаны.
Ильяхов не призывает везде сокращать информацию. Он пишет в первую очередь о качестве информации, о пользе, о примерах, о контексте.
К сожалению, название первой книги сильно работает против него. В голове у многих остается поверхностная мысль "ага, надо все сокращать". Посыл совершенно другой.
Вторая книга "Ясно, понятно" прекрасно раскрывает аспекты того, за что ратует автор.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин
Автор

К Ильяхову-то претензий нет, он всё чётко по полочкам раскладывает. Вопросы вызывают последователи)

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

К Ильяхову куча претензий. Например, в оранжевой книге плохо буквально всё: от вёрстки до примеров. Синяя книга — такой же шлак, как и оранжевая.

Ильяхов — это гуру для зумеров и поколения ЕГЭ. Он может научить писать плохо того, кто писал просто ужасно. Типа да, не надо начинать текст с фразы «Как всем известно, в наше непростое время...». Когда Ильяхов пытается писать о каких-то сложных вещах всё сразу становится на свои места — это просто нахватавшийся по верхам графоман. Который да, пишет лучше абсолютного большинства своих почитателей. Потому что те совсем уж не в дугу

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин
Автор

Не выполняет ли Ильяхов роль «ликбезника»? Да, до академических стандартов его труд может и не дотягивать, но зато те же зумеры, о которых вы пишете, хотя бы начинают задумываться о том, как писать тексты. Мне кажется, вполне благородная миссия.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Ну как сказать... С одной стороны, да: те, кто писал ужасно, после Ильяхова станут писать просто плохо — то есть как бы прогресс. С другой стороны, те, кто учатся писать по Ильяхову, уже не научатся писать хорошо. Потому что их потолком всегда будет сам гуру Ильяхов — нахватавшийся по верхам графоман и инфоцыган

Ответить
Развернуть ветку
Igor Gets

Ваш первый пример - такой же "слабовылитый", как и второй.
Кто хочет понять Ильяхова - понимает.
Кто не хочет - не понимает и это к лучшему, т.к. тот, кто понимает и до Ильяхова знал как надо писАть. 
К счастью, болшинство научилось только сокращать. 

Ответить
Развернуть ветку
Яна Шугаева

Когда мы разговариваем, мы излагаем наши мысли, а вместе с ними эмоции, мы не задумываемся, что надо «говорить и сокращать», мы просто говорим, таким образом, мы симпатизируем оппоненту или нет..... о нас складывается мнение, люди хотят общаться или же нет.... так почему же нас учат прятать эмоции в тексте, ведь по сути, это одно и то же, и в общении и в написании....
Сокращённый текст - сухой, неживой и неинтересный, такое же сформируется восприятие о бренде...
Много воды, тоже не гуд, но в нужном месте вставлять капельки, обязательно нужно🙌🏽😌

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин
Автор

Да, хорошая аналогия с устной речью!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Юсупов

Автор книги "пиши, сокращай". Книга для понимания хороша. Как сказано выше, кто хочет, тот поймет. Вторую книгу тоже пролистайте, почитай. Там уже подробнее.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Имхо, сейчас любая аудитория устала от искусственного контента, рекламы, лицемерия и даже в текстах бизнес-тематики ищет эмоции и искренность. И описание этих эмоций вполне уместно добавлять.
Но, если контрагент льет воду там, где этого не надо - просто хочется его ударить.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин
Автор

Тренд на искренность, да, заметен везде, особенно в контенте звёзд, которые от глянцевых обложек отошли в сторону треш-сториз («Я такой же, как все»). Это правда. Но искренность и словоблудие, разумеется, разные вещи, это даже не обсуждается

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov
Ответить
Развернуть ветку
Di Mankevich

👍🏻
Хороший журналист всегда чувствует, как работать с аудиторией!
Далеко не все тематические структуры раскрываются полноценно за счёт пары слов - порой атмосфера чтива необходима в процессе корректной ретрансляции всей совокупности интенций, заложенных автором. Кроме того, характер «воды» - это профессиональный «штрих», обеспечивающий узнаваемость творца среди рядовых исполнителей столь деликатного ремесла.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин
Автор

Да, про штрих — это точно

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов
Как, например, понять, почему родилась идея стартапа? Что двигало идеей, что в голове у создателя?

Ну... как-то на "совсем воду" не похоже. Вроде годная информация.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин
Автор

Упаковывал стартапы несколько раз, натыкался на желание заменить white paper на 1 предложение «о нас». Это, конечно, играет во вред соискателям.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

те, кто пишет, проверяют % воды в етксте и не особо даже смотрят, что без нее нету собственного стиля и читать скушно

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лепков

Лучше, как и всегда, золотая середина. Текст с 60% воды - это же застрелиться можно))

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда