Что такое «налог на Google» и как он изменит индустрию: мнения юристов и игровых разработчиков Статьи редакции

В начале декабря Google разослала пользователям «Google Диска» и разработчикам из Google Play предупреждения: с 2017 года в стоимость сервисов будет включен налог на добавленную стоимость в размере 18%. Закон о «налоге на Google» обязывает иностранные ИТ-компании с 2017 года платить НДС с продажи в России цифрового контента, ПО, услуг хранения и обработки информации, а также регистрации доменов и хостинга.

Редакция DTF пообщалась с юридическими консультантами, а также попросила членов Экспертного совета игровой индустрии (ЭСИИ) прокомментировать ситуацию, в которую попали компания Google и пользователи её магазина.

Что такое «налог на Google»

Людмила Харитоновауправляющий партнёр юридической компании «Зарцын и партнёры»

Нашумевший закон о «налоге на Google» ввёл обязанность для таких компаний, как Google и Apple, быть налоговыми агентами. Это значит, что они обязаны исчислять и удерживать НДС. Смена статуса должна произойти с 1 января 2017 года, и этим обусловлено направление писем разработчикам.

Теперь все функции по уплате НДС Google возьмёт на себя. Для этого ФНС создало специальный личный кабинет, посредством которого будет происходить взаимодействие иностранной компании и налогового органа.

Налоговая база для исчисления НДС определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исходя из фактических цен их реализации. Как указано в письме, налог будет прибавлен ко всем ценам на реализуемые продукты. Это повлечет увеличение цены для конечных пользователей.

Нужно отметить, что разъяснений для российских организаций Минфин до сих пор не выпустил, хотя закон содержит ряд «белых пятен», о которых говорили в момент его принятия.

Например, таких:

  • определение фактического местонахождения покупателя и места оказания услуг;
  • сложность определения того, что относить к налогооблагаемым операциям (если это не простая продажа программного продукта, конечно);
  • как будет работать налог при отсутствии у компании счёта в РФ.

На что стоит обратить внимание

Разработчики начали получать уведомления Google Play с напоминанием о том, что с 1 января 2017 года вступают в силу изменения в российском налоговом законодательстве, касающиеся применения налога на добавленную стоимость при реализации платных приложений и внутриигровых покупок.

Сервис предупреждает о повышении цен для покупателей из России и предлагает заранее скорректировать стоимость приложений и контента, если, конечно, у разработчиков есть такое желание.

Советник ЭСИИ по юридическим и GR-вопросам Олег Павлов рекомендует дополнительно обратить внимание на следующие моменты.

Олег Павловконсультант Экспертного совета игровой индустрии по юридическим и GR-вопросам

Во-первых, поскольку непосредственные расчёты происходят между потребителем и сервисом Google, последний выступает в качестве налогового агента и самостоятельно производит исчисление и уплату налога. То есть разработчику не требуется предпринимать никаких действий.

Во-вторых, налог будет применяться не только если покупатель живет в России, но и в следующих случаях:

  • Российская Федерация является местом нахождения банка, в котором открыт счёт, используемый покупателем для оплаты, или местом нахождения оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при покупке, зарегистрирован в Российской Федерации;
  • международный код страны телефонного номера, используемого для покупки, присвоен Российской Федерации.

И хотя поправки ещё не вступили в силу, уже начали появляться первые официальные разъяснения. В частности, Федеральная налоговая служба в своем письме от 9 августа 2016 года отмечает, что на иностранное физическое лицо — предпринимателя, — вышеуказанные нововведения не распространяются (Письмо ФНС России от 09.08.2016 N СД-3-3/3618@).

На самом деле, вопросов к этому налогу гораздо больше, в том числе в контексте игровой индустрии. ЭСИИ следит за развитием ситуации и по мере формирования практики готов взаимодействовать с регуляторами для получения разъяснений по всем неоднозначным моментам, затрагивающим интересы разработчиков.

Комментарии экспертов

Антон Юдинцевсооснователь Gaijin Entertainment, участник ЭСИИ

Письмо от Google просто извещает разработчиков о том, что в ближайшее время цены в Google Play вырастут для российских пользователей на 18%, и делать для этого специально ничего не нужно. То есть, как и ожидалось, российским игрокам придётся платить больше. Цены в магазинах и так порядком выросли в связи с падением курса рубля, что уже заметно сократило количество покупок. Дальнейшее увеличение стоимости ещё сильнее его уменьшит. В итоге, вместо того, чтобы дать толчок к развитию российского ИТ-сектора, закон, наоборот, только замедлит его развитие. Вопрос с двойным налогообложением пока также остается открытым.

Сергей Орловскийоснователь Nival, участник ЭСИИ

Google выполняет закон. Последствия будут ровно те, о которых я писал ранее.

Большинство российских разработчиков продают свои игры в России через западные площадки, типа App Store, Google Play или Steam. Потому что там аудитория, и это очень удобно. Если их обложат налогом, то это автоматически скажется и на российских компаниях. При этом, в третьем чтении, несмотря на все разговоры, так и не решили проблему с двойным НДС, когда первый раз его платит платформа, а второй раз — сам разработчик, когда получает деньги с платформы. То есть проблема деофшоризации тоже не решена.

Ещё надо отметить абсолютную несвоевременность данных изменений. После двукратного сокращения рынка из-за падения рубля введение НДС приведет к ещё большему его сокращению. Не говоря уже о том, что сейчас на рынке технологический излом, ПК и консоли стагнируют, мобильный рынок зажат тисками высоких цен на трафик, Flash под угрозой бана в браузерах, VR ещё не взлетел.

Всё это вместе с предлагаемой отменой льготы по соцналогу увеличивает совокупные затраты компаний более чем на 30%. Не у всех проектов такая маржинальность, а значит, их придется закрыть. И пересчитать все бизнес-модели по новым проектам с соответствующими выводами.

При том, что многие разработчики на сегодня уже научились весьма успешно работать на мировом рынке, их желание присутствовать на российском сильно уменьшится. Западные же компании банально поднимут цены, переложив налог на потребителей. Дальнейшее падение рынка приведёт к сокращению общих поступлений в бюджет. В итоге пострадают все. Добро пожаловать в новую экономику.

Илья Карпинскийзаместитель руководителя игрового направления Mail.Ru Group, участник ЭСИИ

Безусловно, существует вероятность, что цена приложений в Google Play вырастет, и это вызовет временное падение общих продаж на площадке. Однако сомневаюсь, что изменения кардинальным образом отразятся на разработчиках, которым российские продажи дают только часть выручки, получаемой на глобальном рынке.

Вячеслав Макаровглава подразделения R&D-разработки Wargaming, участник ЭСИИ

Мне кажется, что для Google этот вопрос не был острым — подписчики этого сервиса не совершают случайного выбора, они подписываются на определенную экосистему, и ценовые соображения играют для них далеко не главную роль. Поэтому спрос на продукт не эластичен и значительной потери аудитории для них не произойдет, в то же время весь негатив от повышения цены будет перенаправлен на законодательство.

Компенсация НДС компанией будет означать значительные потери прибыли, при этом едва ли это вызовет общественный резонанс и будет скомпенсировано ростом аудитории — у Google просто нет продуктов, для которых такая схема сработала бы. Для других же компаний и продуктов ситуация может быть иной: компенсация НДС может оказаться оправданным решением. Это, конечно, не будет безопасной финансовой стратегией – но очень благородной по отношению к пользователям.

Николай Небышинецгенеральный менеджер издательского подразделения Wargaming в СНГ

Ввод налога на внутриигровые покупки — практика не новая и широко распространена за рубежом. Аналогичное налогообложение существует в Европейском союзе с 2015 года, компании уплачивают налог исходя из страны, в которой компания продает свои услуги. Так что введение аналогичного налога в России было лишь делом времени. Основной вопрос, на который мы ищем ответ: на кого лягут эти 18%? На наши плечи или на плечи игрока? Пока сказать сложно.

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a_\u0438\u0433\u0440_\u0432_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a_\u0438\u0433\u0440","\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439_\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a_\u0438\u0433\u0440","\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433_\u043d\u0430_google","\u0438\u0433\u0440\u044b","gamedev"], "comments": 2, "likes": 24, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 20472, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 05 Dec 2016 19:38:13 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарий удален

Таким темпом мобильные игры повторят судьбу консольных.

0

Комментарий удален

Мне кажется сравнивать с европейским VAT несколько некорректно. Во-первых из-за отношения к налогам в Европе в принципе. Во-вторых из-за структуры спроса.

Так, например, раньше я что-то по фану покупал в одной из игр от Gaijin Entertainment. Сейчас цены из-за ситуации с курсом просто пробили психологический барьер — я субъективно не готов столько платить за виртуальные плюшки, чтобы мне было при этом комфортно. И судя по комментариям от Антона Юдинцева таких много.

Плюс я очень даже не уверен, что сборы по этому направлению минус затраты на администрирование минус косвенные экономические потери дадут существенные поступления в бюджет. Скорее всего будет бульон из под яиц. Прибавить дополнительное раздражение от вторократного повышения цен и возникает логичный вопрос — оно того стоило?

В общем выглядит как попытка затыкнуть финансовые дыры ватными тампонами при явном игнорировании долгосрочных экономических эффектов.

0
Читать все 2 комментария
ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Бизнес на опечатках: в 50-х секретарше надоело ошибаться в документах, она взбила краску в блендере и создала корректор Статьи редакции

Бетт Несмит Грэм хотела сохранить в тайне изобретение, но о нём узнали коллеги, и она стала продавать им по 100 флаконов в месяц. О создании первых партий корректора в гараже, продажах на миллионы долларов и борьбу за управление собственной компанией — в пересказе The Hustle.

Машинистки в 1950-х. За печатной машинкой работала и сама Грэм, которая создала корректор, чтобы исправлять ошибки CNBC
Инвесторы подняли на 1000% стоимость акций компании Phunware — разработчика приложения для президентской кампании Трампа Статьи редакции

Бывший президент объявил о запуске собственной соцсети и её выходе на биржу.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Главные новости недели: Apple MacBook Pro, новое название Facebook, запрет Samsung Pay

Говорим о главных новостях недели в подкасте Telegram-канала ForGeeks. Сегодня в гостях Павел Беседин, ведущий на Европе Плюс и гик. Мы обсудили, почему новые MacBook Pro такие крутые, зачем Facebook решил поменять название, запретят ли в России Samsung Pay и когда уже выпустят Cyberpunk 2077 для PlayStation 5. Слушайте, читайте и подписывайтесь.

«Сбер» научил свой ИИ-сервис определять возможные признаки рака на ранних стадиях по снимкам лёгких Статьи редакции

Это может помочь врачам при диагностике заболевания.

«Яндекс.Маркет»: в моем заказе вместо наушников оказалась бутылка из-под водки

Я давно хотела беспроводные наушники и наконец заказала себе Apple AirPods. Оформила заказ 15.10.2021 через Яндекс.Маркет в магазине Superbia.ru

Travers – поиск инструкторов по активным видам спорта

Мы сделали второе приложение, раскатили сервис на всю Россию и изменили бизнес-модель. Многое благодаря пользователям vc.ru!

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Что сделать с таргетированной рекламой, чтобы получать больше охвата и конверсий. Часть вторая

Инсайты с конференции AdTalks Target

null