«Похоронив семь компаний, я понял, что быть инвестором у меня получается лучше» Статьи редакции

Рассказ бывшего предпринимателя из США о своих ошибках

Независимый американский инвестор Шон Парк рассказал в блоге на Medium о том, чему его научил неудачный предпринимательский опыт. Из-за несерьезного отношения к делу, неудачного выбора партнеров и службы в армии, он потерял в общей сложности семь разных компаний. Редакция vc.ru публикует перевод материала.

Шон Парк

Я был основателем и участником более семи стартапов в области финансов, ecommerce и экологически чистых технологий. Пять из них пришлись на то время, когда я учился в колледже. Был ли я серийным предпринимателем? Нет, скорее, «как бы»-предпринимателем.

Провальный путь «как бы»-предпринимателя

Мой предпринимательский опыт был веселым, но в конце концов, все мои начинания провалились. Этому способствовало много факторов, но несколько, на мой взгляд, оказались решающими.

И я, и мои партнеры не были до конца «в игре», и у каждого из нас был свой запасной вариант на случай провала. Мои партнеры могли вернуться на работу, или положиться на нового сооснователя, чтобы заставить бизнес работать. Моим «запасным аэродромом» была учеба.

Из-за того, что мы могли в любой момент отступить, мы не прилагали достаточно усилий. Мы были недостаточно заинтересованы в деле, чтобы провести компанию через все испытания, поэтому рано или поздно нас ждала неудача.

Тем не менее, я не считаю, что мой опыт сам по себе стал ошибкой. Я получил важный урок: в любом проекте все должны быть полностью «в игре». Мы должны целиком отдаваться делу и рисковать, чтобы раздвинуть границы.

Откажитесь от запасных вариантов

Я романтизировал предпринимательство, но не мог полностью погрузиться в управление компанией, потому что тогда был всего лишь студентом. Реальная причина заключается в том, что я боялся неудачи и неприятных последствий.

Я хотел подстраховаться. Поэтому я присоединялся к таким проектам, которые позволяли мне совмещать предпринимательство и вести нормальную студенческую жизнь: получать высокие оценки, проходить стажировки в крупных компаниях и учиться за рубежом.

Но подстраховка от рисков сама по себе стала риском. Каждый раз мое подсознание напоминало мне, что даже если я прогорю в бизнесе, у меня всегда будет «запасной парашют». Но для того, чтобы чего-то достичь, нужно не избегать рисков, а учиться справляться с ними.

Не ищите оправданий

По национальности я — кореец, и в нашей культуре отчисление из университета или невозможность найти работу после его окончания считается позором и одной из крупнейших неудач в жизни. Для меня уже было подвигом ослушаться родителей, и поступать не в медицинский, а в бизнес-университет.

Поэтому я пообещал себе, что больше их не разочарую. И я нашел себе еще одно оправдание, считая, что могу распределить время так, чтобы и учиться и по совместительству быть предпринимателем.

В результате я не перестал жить жизнью обычного студента и не принял необходимый риск, чтобы стать настоящим предпринимателем. Поэтому я и хочу поделиться своим опытом, чтобы другие люди избежали моих ошибок.

Первые три проекта

В разное время мне повезло найти трех предпринимателей, которые позволили мне работать в компании «по совместительству». Кроме того, первый и третий предложили неплохие доли в бизнесе.

Избегайте предпринимателей, которые ведут несколько проектов одновременно

Моим первым партнером стал серийный предприниматель, у которого уже было несколько приносящих прибыль компаний. По его словам, он не мог их масштабировать или привлечь инвестиции. Мы занялись проектом в сфере экологически чистых технологий. Я помогал ему открывать компанию и реализовывать бизнес-модель. И все шло хорошо до тех пор, пока он не заинтересовался проектом в совершенно другой области.

Почти через год после начала нашего совместного предприятия, он передал большую часть своих дел наемному управляющему, у которого не было подходящих связей и достаточного опыта ведения дела. После смены руководства компании начались трудности, и ей потребовалось около пяти лет, чтобы выйти на показатели, которые были в то время, когда ей управлял мой сооснователь.

Оглядываясь назад, я понимаю, что компания могла бы преуспеть, если бы мой партнер не переключился и полностью сфокусировался на ее развитии. Хотя не мне его осуждать — я сам относился к этому проекту недостаточно серьезно.

Я ушел и присоединился к другому проекту в сфере круглосуточной доставки еды. Здесь я ничего не могу сказать, потому что ушел из компании практически сразу ради возможности продолжить обучение в Китае. И там я встретил своего третьего партнера.

Избегайте партнеров, которые полагаются только на связи

Мой третий проект совершил все возможные ошибки, которые только может совершить стартап. Мне не стоило вести бизнес в Китае с иностранцами, и сейчас я сожалею об этом. Но зато я получил ценный урок.

Я присоединился к команде образовательного сервиса, которым управляли кореец и бывший дипломат республики Танзания. Им обоим было около 60 лет, до этого они никогда не занимались предпринимательством и ничего не знали об образовании. При этом большая часть компании принадлежала высокопоставленному китайскому чиновнику (и его жене), которые никак не участвовали в ее развитии.

Фирма занималась тем, что отправляла учиться в американские и европейские частные школы детей из богатых китайских семей. Как правило, их успеваемость была ниже среднего, но мне все равно удалось найти учебные заведения, которые были готовы закрыть на это глаза.

Наверное, я решил присоединиться к проекту как раз потому, что большая часть компании принадлежала влиятельному чиновнику, а я верил, что определяющим фактором для успеха бизнеса в Китае являются как раз связи.

Оказалось, что для него проект не так важен, и он не собирается принимать в нем активное финансовое или управленческое участие. Через два месяца после моего прихода компания закрылась. Поэтому я советую вам избегать партнеров, которые могут предложить только свои связи, особенно если они не хотят быть вовлеченными в проект.

Мои собственные стартапы

У меня была страсть к предпринимательству, но не было уверенности, чтобы брать на себя бизнес-риски. Мне казалось, что я получил уже достаточно опыта и готов открыть свой собственный стартап. Поэтому вместо того, чтобы работать с посторонними людьми, я могу найти партнеров среди друзей.

Работать в стартапах было неплохо, но развивать свой проект мне нравилось гораздо больше. Помню, как я проводил ночи, увлеченно выбирая имя и место регистрации для компании, а также прописывая ее миссию, цели, анализ рынка и краткосрочные задачи. Но вслед за медовым месяцем наступил период стресса.

Оцените, насколько серьезно вы готовы взяться за бизнес

Обучаясь в Китае, я подружился с двумя выпускниками Колумбийского университета, которые к тому же оказались серийными предпринимателями. Мы решили открыть уникальный бизнес: создать одну крупную зонтичную компанию, которая покупала или обменивала бы доли в малых и средних компаниях Китая, Кореи и Восточной Европы и они помогали бы друг-другу финансами и советами. У компании Yello Mobile похожий принцип, но мы хотели открыть нечто подобное за два года до ее возникновения.

Несмотря на то, что у нас не все шло так, как планировалось, бизнес неуклонно развивался, и я собирался всерьез взяться за него сразу же после завершения учебы. И все бы ничего, но меня на два года призвали в корейскую армию.

Откосить было нельзя, и я пообещал партнерам, что постараюсь сделать все возможное, чтобы и дальше работать над нашим проектом из казармы, но фактически у меня не было возможности даже лишний раз с ними поговорить.

Но к тому времени, как я получил повышение и освободился от большей части служебных обязанностей, один из моих партнеров решил выйти из компании и присоединиться к другому стартапу. В итоге наш совместный проект развалился.

Оцените, насколько серьезно ваши партнеры готовы взяться за бизнес

Промежуток с 2011 по 2012 год был довольно странным временем в моей жизни. Я еще не выпустился из университета, но уже был не студентом, а солдатом. К тому времени у меня было достаточно много свободного времени, и я часто ходил в увольнительные.

В итоге я нашел четырех партнеров, и мы решили попробовать выйти на рынок акций и создать продукт, который позволил бы пользователям получать прибыль от правильных инвестиций. У нас был разработчик, дизайнер, финансовый консультант, специалист по статистике и я — доморощенный специалист по финансовым вопросам.

У нас была идея, подтвержденная испытаниями на ретроспективных данных. Она могла бы помочь пользователям получать неплохую прибыль от американского фондового рынка, предлагая инвестиционные решения и платформу для совершения транзакций, основанную на наборе кастомизированных алгоритмов.

У нас было скромное, но неплохое начало. Все было почти готово: зарегистрированная в Калифорнии компания, программное обеспечение и маркетинговый план. Однако нам не хватало самого важного ингредиента для финансовой компании — денег.

Наша платформа не приносила достаточно выручки даже для того, чтобы возместить расходы на регистрацию компании и оплату комиссии веб-сервисов. Анализируя причины нашей неудачи, мы согласились, что относились к бизнесу недостаточно серьезно.

Из-за того, что мы на тот момент уже работали в других компаниях, никто из нас не смог сфокусироваться на маркетинге и привлечь большой объем средств. За это должен был отвечать партнер-консультант, но параллельно ему требовалось продавать и другие финансовые продукты. И очевидно, что клиенты доверяли деньги известным фондам и страховым компаниям, а не какому-то стартапу.

На волне

После пяти неудачных проектов я знал, как выглядит неудача. И я усвоил, что в бизнес нужно идти без запасных вариантов и не искать себе оправданий. А находить таких партнеров, которые тоже будут заниматься проектом, а не полагаться только на связи. Я решил, что впредь буду полностью посвящать себя бизнесу и искать точно таких же соучредителей.

После завершения университета я устроился на работу в крупную инвестиционную компанию и увлекся своей карьерой. У меня были еще проекты, которые тоже закрылись, но уже по другим причинам. Похоронив их, я понял, что быть инвестором у меня получается лучше.

Сейчас я работаю со стартапами на ранних стадиях. Я люблю стартап-экосистему и надеюсь, что смогу помочь предпринимателям воплотить их мечты. И если вы нашли дело, которое вам по душе — не бросайте его и уделяйте максимум своего внимания и времени. Опасайтесь совершить ошибку, но не бойтесь ее последствий. Наслаждайтесь процессом: возможно этот риск приведет к самым важным изменениям в вашей жизни.

0
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Бакунин

Инвестор это вроде тот кто вкладывает деньги.. а деньги вроде как откуда-то должны появится, ну или как минимум, их кто-то должен доверить тебе в управление.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chetverikov

Довольно интересно. Ничо нового, но интересно. Хотелось бы видеть больше историй провала на vc. Сэксесс стори не интересны на практике.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Почему на закате СССР все любили западную музыку?
Потому что мощный КГБ поставил на границе мощный фильтр, через который могли прорваться только по-настоящему популярные группы.
Но большинство населения СССР думало, что ВСЯ западная музыка - супер модная и качественная.
Такая же фигня и с американскими бизнесменами.
Посмотрит народ на успех Гугла или Фейсбука и подумает, что ВСЕ иностранные предприниматели - умные и талантливые.
А ЭТО НЕ ТАК !
Так что не надо бояться самому выходить на западный рынок и отбирать деньги вот от таких недоучек, как этот кореец.
Бизнес - это война!
Вы согласны со мной?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kuzmin

Классические пряморельсовые рассуждения корейского парня на тему "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". Я в своей предпринимательской карьере делал все наоборот относительно советов Шона и не могу пожаловаться на плохой результат)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда