{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как стартап за полтора месяца нашел партнера с помощью вакансии без описания проекта, задач и зарплаты

Бывший президент «Европейской медиагруппы» Екатерина Тихомирова написала для vc.ru колонку о том, как искала сотрудника для работы в стартапе. Главным критерием было соответствовать ценностям проекта, поэтому на первом этапе вакансия не содержала даже описания задач, проекта и обязанностей.

Бывший президент «Европейской медиагруппы» Екатерина Тихомирова

Представьте себе гипотетическую ситуацию: вы всю профессиональную жизнь занимались недвижимостью, а потом решили начать бизнес в медицинской сфере, потому что как потребитель вы точно представляете себе, как усовершенствовать услугу с помощью новых технологий.

Вы намереваетесь максимально удовлетворить клиента, устранив на его пути барьеры и болевые точки. Проекту никак не обойтись без представителя этой отрасли, на которого возлагается стратегическая роль в создании стандартов качества. И вот перед вами стоит задача найти «идеального» члена команды.

Когда проекты реализуются в той же сфере, в которой вы работали раньше, формировать команду проще. Есть наработанные связи, люди, с которыми связывают годы сотрудничества, вы знаете, где искать людей или к кому обращаться за помощью. Совсем другое дело, когда заходишь в отрасль, с которой раньше профессионально не сталкивался.

Если вы работаете в крупной компании, которая решила диверсифицироваться в новую нишу или за вашей спиной большие инвестиции, вы обратитесь в агентство, купите профессионала, заплатите за поиск — и дело в шляпе. Но стратаперы живут в реальности ограниченных временных и финансовых ресурсов. Мы не могли позволить себе агентство и сомневались в результате, которое оно могло бы обеспечить: часто агентства продают на ключевые позиции тех, кто продает себя, значит, дорого.

У нас было мало времени. Предстояло найти «идеального» члена команды из новой сферы. Для нас «идеальность» кандидата подразумевала профессионализм, проактивность, масштаб личности и конечно, полную совместимость с нами.

Ценности — главный критерий

Перед тем как приступить к поиску, мы задались главными вопросами: «Где искать?» и «Как искать?», чтобы это было быстро и результативно. Мы решили искать человека через профессиональные сообщества в социальных сетях, чтобы одномоментно обеспечить максимальный охват.

Теперь представьте себе, что будет, если опубликовать запись о вакансии с описанием функциональных обязанностей и размером зарплаты в сообществе численностью 40 тысяч человек. Обрушится поток сообщений, а результат поиска будет равен нулю. Поэтому важно обеспечить ценностный отсев, чтобы изначально пришли уже те, с кем можно разговаривать на одном языке и смотреть на мир одними глазами.

Чаще всего менеджеры ищут кандидатов по профессиональным компетенциям, однако сегодня ценности бизнеса, управление по ценностям — одни из главных условий конкурентоспособности. Не только для стартапов, но и для крупных корпораций, принимающих вызов технологической революции и новых бизнес-моделей, которые ее сопровождают.

Команда должна находиться в едином энергетическом потоке, сотрудники должны понимать друг друга с полуслова, обеспечивать необходимую скорость, гибкость и реакцию в условиях турбулентности. Такая слаженность — это результат не четко прописанных процессов или должностных инструкций, а ценностной совместимости и мотивации.

Мотивация не менее важный фактор, чем ценности. Она обеспечивает энергию для реализации цели. Мотивацией могут быть деньги или воодушевляющая идея (мотив цели), то, что заставляет человека вставать и идти на работу, доставляет удовольствие и приносит удовлетворение. Объем энергии, который человек направляет, пропорционален тому насколько цель его вдохновляет. Самый яркий пример — это мотивация Стива Джобса изменить мир и всех «гениев», которых она объединяет и притягивает. Поэтому ясно сформулированные миссия и цели вашего бизнеса – главные ориентиры и мотиваторы для вашей команды.

Стратегия поиска

Стратегия по поиску через социальную сеть состояла из трех этапов:

  • фильтр по ценностям;
  • анализ на совпадение личных целей кандидата с целями проекта, мотивация;
  • оценка профессионализма, перспективности мышления и масштаба личности.

Для реализации этапов мы:

  • Описали образ «идеального» члена команды, выраженный в конкретных ценностях.
  • Выбрали инструмент для отсева по ценностной совместимости.
  • Провели личную встречу-интервью для оценки мотивации.
  • Выдать задание на подготовку презентации для отражения видения кандидата, способа мышления и его масштабности.
  • Сопоставимость личных целей кандидата с целями бизнес-проекта.

Образ идеального члена команды

Мы совершенно точно представляли того, кто нам нужен, поэтому с легкостью описали образ «идеального» члена команды, выраженный в конкретных ценностях: позитивный, жизнерадостный человек с развитой эмпатией, обладающий структурным мышлением, разделяющий западные ценности; увлекающийся и увлеченный энтузиаст, любящий учиться новому и передавать знания.

Также мы сформулировали отрицательные черты, которые не приемлемы для стартапа и свойственны некоторым людям этой профессии: не нужен «умник», для которого существует только одно мнение — его собственное. Тот, для кого привычное дело — обесценивать чужие идеи, взгляды, новые подходы. «Консерватор», который привык ходить по проторенной тропе и не склонный к экспериментам.

Естественный отбор

Мы решили привлекать кандидатов с помощью отчасти провокационной публикации. Там не было никакого описания проекта, задач, размера зарплаты. Только сформулированные ценности. Также мы добавили, что ищем профессионала с опытом на ключевую позицию в масштабный проект. Дизайнер креативно и ярко оформил макет, и публикация была сделана.

Как и предполагалось, запись сыграла роль естественного отбора по ценностям. Те, кто их разделял, считывали определенный код и реагировали позитивно. Другие же воспринимали негативно: обвиняли в манипуляции, требовали подробностей, четкого описания позиции, функциональных обязанностей и размера заработной платы. Всё это сопровождалось публичным обсуждением и нашим стоическим отпором.

Личные сообщения написали 80 человек. По стилю и языку, анализу профиля мы отсеяли половину. С оставшимися продолжился диалог с помощью переписки. Ничего не рассказывая о проекте, мы задавали дополнительные вопросы, главный из которых: почему кандидат отреагировал на эту публикацию.

После этого отсеялась еще половина, остались только те, кого объединяло три главных качества: люди находились в поиске дальнейшей самореализации, испытывали любопытство и авантюризм. А это давало нам основание предполагать высокую потенциальную мотивацию.

Мотив цели

Желаемый образ кандидата подразумевал человека с сильной нематериальной мотивацией, однако ее наличие во многом зависит от самой идеи бизнеса: насколько она воодушевляющая для конкретного человека. Кандидат может полностью подходить ценностно, но не иметь мотивацию.

Нам было важно, чтобы человек влюбился в идею нашего проекта и был мотивирован максимально инвестировать личные ресурсы: энергию и время. Во-вторых, он должен был увидеть возможности для профессиональной̆ и социальной самореализации. Нам нужен был тот, кто готов бежать вместе с командой длинный марафон и главный кусок пирога получить на финише.

Было проведено 20 встреч, на которых мы могли убедиться, что первичный фильтр по ценностям отработал идеально. Теперь была наша очередь отдать должное: мы воодушевленно презентовали проект, рассказали все детали, обрисовали масштаб и перспективы, после чего все 20 человек захотели присоединиться с команде.

Мы уже были на финишной прямой и остановились на пяти кандидатах, которым предложили сделать презентации своего видения реализации стратегии. Две из них показали очень высокий уровень и масштабность мышления. Нужно было выбрать, а интуиция давала верное направление. Но важно было убедиться в силе мотивации и готовности играть в долгую. Буквально это выглядело так: мы предлагаем мало денег, потому что больше нет, но мы уверены, что вместе мы их заработаем, потому что верим в этот проект и он стоит того. Верь нам и иди с нами.

Интуиция не подвела, один из них сразу принял предложение, и мы обрели партнера. Весь поиск занял полтора месяца. С учетом значительности роли можно сказать, что «всего полтора месяца». В результате — точное попадание в цель и идеальная команда людей, воодушевленных общей идеей. Так что если у вас нет денег на дорогостоящий поиск с помощью агентства, используйте социальные сети. Вариантов множество, главное — осмысленный подход.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Anton Smelov

"...Мы совершенно точно представляли того, кто нам нужен, поэтому с легкостью описали образ «идеального» члена команды, выраженный в конкретных ценностях: позитивный, жизнерадостный человек с развитой эмпатией, обладающий структурным мышлением, разделяющий западные ценности; увлекающийся и увлеченный энтузиаст, любящий учиться новому и передавать знания...."

Настолько точно, что ни одной конкретной ценности в целом абзаце...

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Антон, а что тогда для вас ценности?

В скопированном вами абзаце, на мой взгляд, самые настоящие ценности Permission-to-play values

Немного информации, возможно вам будет полезно :blush:

4 типа корпоративных ценностей

// Core values = Основные ценности — сформулированные ценности, которые регулируют все процессы, происходящие внутри компании.

// Aspirational values = Желательные ценности — это другой тип ценностей, в основе формирования которых лежит перспектива.

// Permission-to-play values = Ценность «входной билет» - это типичные социальные и поведенческие характеристики, которые ищут в кандидатах и новых сотрудниках в компании. Это те самые коммуникабельные и ответственные. Это некие ценности, которые будут априори общими у всех, кто начинает работать в компании.

// Accidential values = Второстепенные ценности — это уникальные ценности каждой компании, которые, как считает руководство, будут важнейшими и отличающими принципиально их от конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Екатерина, вы не понимаете разницы между личностными особенностями (коммуникабельность, ответственность) и ценностями (верхнеуровневыми критериями выбора) , а еще пытаетесь меня учить...Это вам нужно учить матчасть - например, концепцию терминальных и инструментальных ценностей Милтона Рокича.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Антон, вы наверное запамятовали, что такую ценность как "ответственность" выделяет Рокич в классе "инструментальные". Но конечно , ваше право считать это личной особенностью)

Только мы совсем уж о разном, вы упоминаете МЕТОДИКУ изучения ценностных ориентаций ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ.

А я пишу про КОРПОРАТИВНЫЕ ценности, которые создаёт каждая компания на своё усмотрение, если хотите: fun, способность смеяться над собой, чувство юмора, здоровый снобизм - это тоже примеры корпоративных ценностей. Все что угодно, если это часть корпоративной культуры и их разделяет большинство. И нет ни у кого права судить этот уникальный выбор, есть право их не разделять.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

У вас явно бардак в голове - сначала пишете про ценности кандидата, потом - про "корпоративные ценности", как будто это разные вещи. То, что нужно мэтчить одно с другим - не очевидно для вас? Ладно, спишем на новогоднее настроение.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Тихомирова

Да, Антон, все правильно.

Для компаний очень важно создать и внедрять инструменты оценки потенциальных кандидатов на соответствие корпоративным ценностям, чтобы понимать насколько человек впишется в уникальный корпоративный мир. (В основе моей публикации именно эта идея).

Как и для любого человека - большая удача найти компанию и коллектив, в котором ценят именно то, что важно для него самого. Совместимость человека и места работы связана в первую очередь с согласованием ценностных приоритетов.

P.s. Вы находитесь на территории моей публикации и пока у вас будут вопросы или конструктивные комментарии относительно предмета моей экспертизы - мой профессиональный долг давать обратную связь.

Но для меня есть одна проблема. Одна из моих персональных ценностей - уважение ко всем людям. И для меня неприемлемо переходить на личности, оскорблять и обесценивать чужую позицию, поэтому я не могу отвечать на вторую часть вашего посыла. Я призываю вас признавать границы личности и не позволять себе их нарушать и не только по отношению ко мне, а в принципе.

Это то, что делает нас людьми.

Всего вам хорошего!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Приторно до тошноты...

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда