«Поставил стол в каморке, и ты — digital-агентство» Статьи редакции

Директор агентства Remarka об игроках на рынке интернет-маркетинга

Основатель агентства по продвижению сайтов Remarka Дмитрий Шахов написал колонку об игроках на рынке поисковой оптимизации, где рассказал, почему так отличаются цены на эти услуги в разных сегментах и от чего зависит качество их оказания.

Поставил стол в восьмиметровой каморке, и ты — московское digital-агентство

Я начинал с региональной полиграфии и думал, что всё в интернет-маркетинге «ух как круто» и здесь есть куда расти. Но реальность оказалась жестока. Несколько лет ушло на то, чтобы понять, кто есть кто на рынке поискового продвижения, и почему у бизнеса и общественности так много вопросов к этой отрасли.

Микростудии как источник мифов и мемов

На самом дне бултыхается масса мелких студий, где зачастую продажников больше, чем специалистов. Да чего уж там, один специалист — уже хорошо. Если этот специалист не собственник компании — вообще отлично. Оборот таких студий колеблется от 300 тысяч до 1,5 миллионов рублей в месяц. Причём миллион — это уже элита, у которой есть деньги на тимбилдинги и PlayStation на офисной кухне.

«Пылесосят» такие студии в основном локальный рынок с микробюджетами от 3 до 15 тысяч рублей в месяц. Прорабатывают, как кому совесть позволяет. Я видел как вылизанные до блеска сайты, так и нетронутые, где вся работа заключалась в отправке скриншотов из «Метрики».

HR в таких студиях примитивный. Проекты делает или собственник, или местный гений за неплохую зарплату, но один на компанию. Либо ваши сайты двигает в топ толпа студентов, начитавшихся блогов по поисковому продвижению. Это и есть та среда, где рождаются мифы и догмы, которые вызывают дикий хохот у специалистов и ужас у клиентов.

Плюс такой студии в том, что их рынок никому не нужен, как налоговой не нужны бабушки с семечками у рынка. Они будут жить, даже если поисковых систем не станет. Потому что главный результат их работы — счастье клиента, а не его доход. Этакие кабинеты психоанализа «задёшево». Даже если ребята действительно много делают по предмету договора, им всё равно приходится ездить к клиентам и слушать о том, как сейчас всё плохо и что все рекламщики — мошенники.

Студий таких огромное количество. На город-полумиллионник может быть от 20 до 200, причём последняя цифра — не шутка. Полумиллионник — это примерно шесть-семь тысяч живых компаний, и у всех есть сайт, пусть и убогий. И кто-то должен окучивать этот рынок. Зачастую студии тут даже локтями не особо толкаются: клиентов всем хватает.

Средний сегмент: консультанты, бутики, конвейеры

Уровнем повыше всё сразу становится намного сложнее и намного бессмысленнее. Почему бессмысленнее? Потому на средний сегмент студий приходится крошечный сегмент рынка, который одинаково интересен и крупняку, и мелким агентствам.

На этом рынке клиенты распределяются между независимыми консультантами, бутиками и небольшими федеральными агентствами, работающими по конвейерной схеме.

Это сверхконкурентный рынок, где клиент может за год сменить до трёх студий. А в моей практике были те, у кого мы были шестыми за пять лет. Бюджеты здесь — от 25 до 70 тысяч в месяц, а редкие клиенты с бюджетом повыше — попытка куснуть верхний сегмент. Но здесь же находятся и компании, готовые платить от 150 до 400 тысяч, но за бутик. Бутик — это примерно от одного до трёх клиентов на специалиста, если не вдаваться в подробности.

Независимые консультанты обычно настолько независимы, что от них ничего не зависит, кроме их репутации

Как результат — неплохие заказы на аудиты, разовые заказы на оптимизацию и семантику, а также аутстаффинг. Мне-то всё равно, и я понимаю пенсионеров от SEO, я тоже там буду. Но на месте клиентов я бы верил только в аутстаффинг — когда консультант сам же занимается реализацией своих советов внутри компании заказчика. Рекомендации — это хорошо, но малоценно без внедрения. Мне это знание стоило десятка клиентов. Теперь я сначала всегда спрашиваю про средства контроля внедрения. Но идём дальше.

Дальше бутик. Эта тема для меня тайна. Денег (если сложить оборот всех бутиков) там почти нет — относительно рынка. И именно отсюда мифы про ребят, которые получают, как рядовые оптимизаторы, по 200 тысяч рублей в месяц. Да, получают. Есть и те, кто миллион в месяц делает. Но это абсолютно немасштабируемая история, зажимаемая с одной стороны клиентами, готовыми доверять такой бюджет, а с другой — специалистами, способными вкалывать на уровне собственника в студии. Их почти нет, а значит некуда и расти как бизнесу.

Коллектив бутика невелик: обычно от трёх до двадцати человек. Просто не найти больше серьёзных специалистов. Но это самые лучшие парни на SEO-вечеринках. За час в непринуждённой обстановке с бокалом пива от них узнаешь больше, чем с пяти конференций, так как у них почти неограниченный бюджет на практические фишки или то, что работает сейчас. Для региональной студии такие парни — это фетиш. А вот с теорией у них часто беда, но, как говорится, один раз живем — зачем нам обоснование, когда есть подтверждение.

Третий тип самый распространённый: дорогой (относительно регионов, конечно же) конвейер. Это или москвичи, или ребята из регионов, каким-то образом нашедшие клиентов из Москвы.

А чего скрывать: около 70% клиентов для рынка интернет-маркетинга живут и работают в столице. Вышел на рынок Москвы — считай, стал федеральной компанией.

В этом сегменте примерно 70% студий либо чисто московских, либо имеющих там отдел продаж. Большая часть от этих семидесяти процентов — «поставил стол в каморке и ты московская студия». Хотя офис и стол уже шик — половина работает из съёмных квартир, сидя в пижаме на кровати. Я тоже рассматривал переезд в своё время. Но не срослось и тем лучше.

Коллектив таких студий колеблется в среднем от 40 до 100 сотрудников. Оборот 2−7 миллионов в месяц. ФЗП от 30 до 40%. Клиентов от 50 до 300.

На рынок этот сегмент не влияет (прямо совсем). Он на нём присутствует и всё. Но при этом возникает парадоксальная ситуация. 90% спикеров на всех тематических (для специалистов) конференциях представляют ребята из этого сегмента. Ни на что не влияют в экономике, но доминируют в методологии. Странно? Да нет. Зажатые с двух сторон, жаждущие пробиться в другую лигу «середняки» наиболее мотивированы на прошибание стен во всех направлениях. А где много стараются, там много и результатов.

Некоторым кажется, что именно эти компании развивают рынок. Это и так, и не так одновременно. Развивают, но не потому, что это цель — они просто выживают. Если вдруг все «середняки» разом разбогатеют — рынок деградирует.

Дальше провал, бездна, ничто. Разница в миллионы рублей в месяц. И крупные компании

После этого «ничто» идут крупные компании от тысячи клиентов и из топ-10 во всех рейтингах. Их немного, около десятка (ну, может, 30−50 с непубличными компаниями), они контролируют почти весь считаемый рынок (крупные и средние клиенты). И там другая жизнь. Развивать рынок им не нужно, чем он деревяннее, тем лучше — так проще продавать подороже. Однажды на мой вопрос «А почему?», я получил ответ «А зачем?». И диалог как-то сразу не заладился.

Нередко в таких компаниях очень крутая экспертиза. Прям вообще. Я завидую и плачу, поджав колени. На среднем уровне можно только мечтать о таких инструментах и экспериментах. При этом на «линейке», в среде обычных рядовых сотрудников крупной компании, это особо никак не отрабатывается.

Все инструкции есть. Инструменты предоставлены. Но на выходе при работе с клиентами часто получается настоящий ад, который потом становится предметом для обсуждения в тусовке «середняков». Почему? Мое мнение: сильная текучка на низовом уровне исполнителей. И то, что это в целом никак не отражается прибыли. Такая бизнес-модель. Клиент всё равно придёт.

В таких компаниях линейные специалисты получают неплохо, но работают с 30−100 клиентами под тем предлогом, что две трети работы сделают за них инхаус-инструменты. Не делают. Проводя аудиты для проектов с бюджетом до 100 тысяч рублей в крупной компании, я больше плакал, чем смеялся. Если выше, то редко мог к чему-то придраться.

В итоге, у тех, кто попадает на линейных специалистов, сайт скорее молитвами прорабатывается, чем руками, а иногда лучше бы и не прикасались, чем так делали. А вот кто попадёт на топ-специалистов — тем хорошо, там готовые кейсы для рекламы. Решает бюджет: много — будут заниматься, мало — отчёты из «Метрики» и юристы.

Аналитики в крупном сегменте хорошие и очень крутые, но живут как Златовласка — в отрыве от реальности

Хотя, конечно, есть и компании с большими оборотами, но экспертиза у них на уровне школьной арифметики, но это скорее исключение — долго так не протянуть на конкурентном рынке. Кроме того, специалистам из крупных компаний незачем появляться в публичном поле. Вы им не дадите ничего: слава мимолетна, образование рынка — а зачем. Что вы им можете дать? Ничего им не нужно ни от клиентов, ни от сообщества. А производимый продукт утилизируется исключительно внутри компании, придавленный трудовыми договорами с NDA и соглашением о неконкуренции.

Вот такая банка с пауками. Если вам показалось, что я кого-то возвышаю, вы ошиблись — проблемы есть в каждом описанном случае. Решает умение срастись, а не KPI. Можете доверять друг другу? — Благослови вас господь на долгое сотрудничество.

0
128 комментариев
Написать комментарий...
Юрий Половников

у меня, как у заказчика, вот прямо сейчас назревает конфликтная ситуация с SEO-агентством (из категории конвейера). Дело в том, что по плану у нас один объем работ должен быть сделан, а по факту даже 20% нет. Самое интересное, что постоянно твердят, что это нормально. Пока пытаюсь по-мирному ситуацию разрулить, но что будет дальше не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Это ведение проектов курильщиком. Здоровый человек дает план, разнесенный по диаграмме Ганта, и спокойно принимает санкции, если в этот план не уложился.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Половников

Собственно, проблема не в контроле. Тут и без диаграммы Гантта понятно, что они выбиваются из графика. Проблема в том, что они считают это нормой. Похоже, они со всеми заказчиками так работают и всех все устраивает. То есть они берут с клиента 50 000 рублей в месяц (мой случай), выдают ему работу на уровне "начальных классов" (регистрация в бесплатных каталогах, написание двух-трех якобы продающих текстов и т.д.) и считают это нормой. Другие клиенты на такую работу не жалуются. А я, вроде как, для них какой-то ненормальный и не понятно за что на них бочку качу. Я от этого фшоке. Думал, что это рынок как-то более развит. Может, конечно, мне не повезло с выбором агенства. Но, повторюсь, в договоре и в плане работа (в виде приложения к договору) все прописано хорошо, детально и довольно прилично. Продаван у них хороший, язык подвешен, хорошие перспективы мне описал от сотрудничества с ними. Собственно, почему я и повелся.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

План не может быть в договоре. Он пишется новый каждый месяц. Но это частности. Раз у вас есть план - работы должны ему следовать, в том числе и по срокам. Если не следуют, то карать с помощью юристов. Вы же не в игры играете. Вы купили услугу. Вам ее не оказали. Договор есть. При чем тут оценочные суждения "у всех на рынке также". Вы же подписывали на какие-то конкретные вещи договор, а не как у всех.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Все хорошие Васи, которые реально держат топы, сидя в трусах за ноутбуком дома, берут нынче от 60-70к минимум, а лучше если 200-300 и не более 6 клиентов. И очередь к ним такая, что они скидывают лиды в бутиковые или конвейерные агентства бесплатно. За 50к будет совершенно другой Вася. Немного ошалевший от счастья и совершенно не понимающий, что делать с такими деньжищами, так как раньше он работал с бюджетами в 10-15, прописывая тайтлы и покупая ссылки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Я вам дам тоже бесплатный совет. Ниша - у вас полное говно. Коммерческие запросы почти все с нулевой частотностью - двигаться по ним нет героического смысла. Можно, но заказов почти не будет. Контекст будет дешевле в разы.

Что можно сделать:
- проработать информационные запросы, нанять редакцию и писать статьи, как круто отдыхать на Урале,
- 30% статей публиковать у себя, 70% проталкивать в тематические СМИ.
- нанять нормального таргетолога (или самому зашарить в этом - это не так и сложно) и настроить ремаркетинг на контекст и соцсети. Такие туры не покупаются с одного касания.
- расторгнуть договор с сеошниками - это пустой для вас канал.
- активно работать с отзовиками: как писать отзывы самому со ссылкой или отсылкой на свой ресурс с фейковых профилей. Так и давать безссылочные советы с базового профиля, чтобы люди находили сайт через профиль (это кто там такой умный).
- приземлиться во всех туристических справочниках.
- иметь активные профили во всех активных пабликах (сколько освоите).
- мониторить сеть на предмет запросов "хочу съездить на урал".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Половников

собственно, с лидо-генерации все и началось, т.е. я к ним обратился изначально с этим заказом. Они ответили, что сайт еще не готов к такой работе. Вроде как его надо подтянуть. Вот и "подтянули" меня на сотку за два первых месяца...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Половников
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Половников

спасибо за советы

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Добавлю 5 копеек: http://take.ms/WHccZ

Ответить
Развернуть ветку
Денис Заватский

Соглашусь с ниже-сказанным про мало контента и что-то вроде блога ( не обязательно ЖЖ, но и его по возможности до кучи можно, а так у вас вполне обитаемая группа в ВК, куда и можно небольшие отчеты с фотками и описаниями с походов писать ). Сами отчеты реальных походов на сайте тоже ниже описали про формат - текст-фотки-текст-фотки. Так будет лучше. Лучше 1 статья которую с интересом прочитают и отсмотрят, чем 5 под сео, которые удостоятся беглого скрола.
Мельком глянул описания туров.
-то что это отдельные страницы - хорошо. Но если человек первым делом попадает на такую страницу мимо главной - плохо. Не понятно кто вы, какие особенности и тд. Понятно только что вот есть тур от 6000р на человека за 3дня.
-Портянка текста врядли читается кроме первой и последней строки.
-Не понятно по экипировке и другим сопутствующим вещам. Что вы предоставите, что у меня должно быть свое. Увидел только на 3 или 4 странице глубже.
-Нет закрытия на действие. Вот описание, вот вижу предстоящий путь, вот вижу цену. Допустим хочу что-то обсудить. Если вдруг не замечу в футере номер, придется идти искать на другие страницы. Кто-то не пойдет.
Можно много идей предлагать.
На такие суммы лучше не SEO в компании делать на старте, а полить трафика из контекста, накрутить за счет него поведенческих, и получить данные для анализа ( с колл-трекинга и визоров ). Докрутить все-таки на основании них посадочные под топовые предложения, а с SEO справляться такими-же как есть отчетами (заморачиваясь больше на читабельность этих отчетов, чем количество символов ) и красивыми сказками про походы даже своими силами. Конкуренция не такая огромная.
На 100к можно получить очень много полезных данных, вместо ссылок и сео-текстов

Ответить
Развернуть ветку
Денис Заватский

С одной стороны мало контента получается, либо он расположен не совсем удобными для восприятия "кучками". С другой стороны довольно много страниц. Мне кажется можно даже с этим контентом работать, если его немного подругому "заверстать" и вытащить реально важные вещи на поверхность, а совсем глубокие страницы просто убрать.

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

Ниже Вам Дмитрий Шахов дал классный расклад по продвижению. Просто добавлю. У вашей компании есть неплохой шанс сыграть на повышении интереса к внутреннему активному туризму, поскольку ценник выглядит нестрашно)
Но надо сделать кое-что в формировании спроса. То есть выходить на относительно разогретую аудиторию, где есть потенциальный спрос на ваши услуги.
Для этого целесообразно сделать раздел "живых" отчётов. То есть писать статьи как бы от тех, кто участвовал в тех или иных турах. При этом аккуратно показывать все удовольствия на фоне отличного сервиса, который у вас предоставляется. Этот сервис, конечно, надо продумать, а затем вводить в отчёты в малых дозах.
В общем и целом эти статьи должны вызывать желание провести отпуск с вами.
Как только наберется хотя бы штук пять - можно выходить к людям. Форумы в своей массе умерли, но сохранилось четыре, которые держат нужную вам аудиторию. Посещаемость - в среднем 450 тысяч уников в сутки на каждый. Для каждого отчёта делаете статейку-пост и размещаете в рамках традиций каждого из форумов. Это моменты тонкие, их учесть важно.
При таком подходе, если всё сделаете правильно, у вас могут сами собой формироваться готовые группы (народ будет сам между собой собираться).
Этот совет можно отправить в топку, если новые статьи будут написаны в духе старых. Посмотрела всего одну - про рыбацкие байки. С такой жестью мечтать вообще не о чем. Ну ладно, кто-то писал за еду. Но вы же это читали?! Качество вёрстки тоже на нуле. А вообще, Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
125 комментариев
Раскрывать всегда