«Поставил стол в каморке, и ты — digital-агентство» Статьи редакции

Директор агентства Remarka об игроках на рынке интернет-маркетинга

Основатель агентства по продвижению сайтов Remarka Дмитрий Шахов написал колонку об игроках на рынке поисковой оптимизации, где рассказал, почему так отличаются цены на эти услуги в разных сегментах и от чего зависит качество их оказания.

Поставил стол в восьмиметровой каморке, и ты — московское digital-агентство

Я начинал с региональной полиграфии и думал, что всё в интернет-маркетинге «ух как круто» и здесь есть куда расти. Но реальность оказалась жестока. Несколько лет ушло на то, чтобы понять, кто есть кто на рынке поискового продвижения, и почему у бизнеса и общественности так много вопросов к этой отрасли.

Микростудии как источник мифов и мемов

На самом дне бултыхается масса мелких студий, где зачастую продажников больше, чем специалистов. Да чего уж там, один специалист — уже хорошо. Если этот специалист не собственник компании — вообще отлично. Оборот таких студий колеблется от 300 тысяч до 1,5 миллионов рублей в месяц. Причём миллион — это уже элита, у которой есть деньги на тимбилдинги и PlayStation на офисной кухне.

«Пылесосят» такие студии в основном локальный рынок с микробюджетами от 3 до 15 тысяч рублей в месяц. Прорабатывают, как кому совесть позволяет. Я видел как вылизанные до блеска сайты, так и нетронутые, где вся работа заключалась в отправке скриншотов из «Метрики».

HR в таких студиях примитивный. Проекты делает или собственник, или местный гений за неплохую зарплату, но один на компанию. Либо ваши сайты двигает в топ толпа студентов, начитавшихся блогов по поисковому продвижению. Это и есть та среда, где рождаются мифы и догмы, которые вызывают дикий хохот у специалистов и ужас у клиентов.

Плюс такой студии в том, что их рынок никому не нужен, как налоговой не нужны бабушки с семечками у рынка. Они будут жить, даже если поисковых систем не станет. Потому что главный результат их работы — счастье клиента, а не его доход. Этакие кабинеты психоанализа «задёшево». Даже если ребята действительно много делают по предмету договора, им всё равно приходится ездить к клиентам и слушать о том, как сейчас всё плохо и что все рекламщики — мошенники.

Студий таких огромное количество. На город-полумиллионник может быть от 20 до 200, причём последняя цифра — не шутка. Полумиллионник — это примерно шесть-семь тысяч живых компаний, и у всех есть сайт, пусть и убогий. И кто-то должен окучивать этот рынок. Зачастую студии тут даже локтями не особо толкаются: клиентов всем хватает.

Средний сегмент: консультанты, бутики, конвейеры

Уровнем повыше всё сразу становится намного сложнее и намного бессмысленнее. Почему бессмысленнее? Потому на средний сегмент студий приходится крошечный сегмент рынка, который одинаково интересен и крупняку, и мелким агентствам.

На этом рынке клиенты распределяются между независимыми консультантами, бутиками и небольшими федеральными агентствами, работающими по конвейерной схеме.

Это сверхконкурентный рынок, где клиент может за год сменить до трёх студий. А в моей практике были те, у кого мы были шестыми за пять лет. Бюджеты здесь — от 25 до 70 тысяч в месяц, а редкие клиенты с бюджетом повыше — попытка куснуть верхний сегмент. Но здесь же находятся и компании, готовые платить от 150 до 400 тысяч, но за бутик. Бутик — это примерно от одного до трёх клиентов на специалиста, если не вдаваться в подробности.

Независимые консультанты обычно настолько независимы, что от них ничего не зависит, кроме их репутации

Как результат — неплохие заказы на аудиты, разовые заказы на оптимизацию и семантику, а также аутстаффинг. Мне-то всё равно, и я понимаю пенсионеров от SEO, я тоже там буду. Но на месте клиентов я бы верил только в аутстаффинг — когда консультант сам же занимается реализацией своих советов внутри компании заказчика. Рекомендации — это хорошо, но малоценно без внедрения. Мне это знание стоило десятка клиентов. Теперь я сначала всегда спрашиваю про средства контроля внедрения. Но идём дальше.

Дальше бутик. Эта тема для меня тайна. Денег (если сложить оборот всех бутиков) там почти нет — относительно рынка. И именно отсюда мифы про ребят, которые получают, как рядовые оптимизаторы, по 200 тысяч рублей в месяц. Да, получают. Есть и те, кто миллион в месяц делает. Но это абсолютно немасштабируемая история, зажимаемая с одной стороны клиентами, готовыми доверять такой бюджет, а с другой — специалистами, способными вкалывать на уровне собственника в студии. Их почти нет, а значит некуда и расти как бизнесу.

Коллектив бутика невелик: обычно от трёх до двадцати человек. Просто не найти больше серьёзных специалистов. Но это самые лучшие парни на SEO-вечеринках. За час в непринуждённой обстановке с бокалом пива от них узнаешь больше, чем с пяти конференций, так как у них почти неограниченный бюджет на практические фишки или то, что работает сейчас. Для региональной студии такие парни — это фетиш. А вот с теорией у них часто беда, но, как говорится, один раз живем — зачем нам обоснование, когда есть подтверждение.

Третий тип самый распространённый: дорогой (относительно регионов, конечно же) конвейер. Это или москвичи, или ребята из регионов, каким-то образом нашедшие клиентов из Москвы.

А чего скрывать: около 70% клиентов для рынка интернет-маркетинга живут и работают в столице. Вышел на рынок Москвы — считай, стал федеральной компанией.

В этом сегменте примерно 70% студий либо чисто московских, либо имеющих там отдел продаж. Большая часть от этих семидесяти процентов — «поставил стол в каморке и ты московская студия». Хотя офис и стол уже шик — половина работает из съёмных квартир, сидя в пижаме на кровати. Я тоже рассматривал переезд в своё время. Но не срослось и тем лучше.

Коллектив таких студий колеблется в среднем от 40 до 100 сотрудников. Оборот 2−7 миллионов в месяц. ФЗП от 30 до 40%. Клиентов от 50 до 300.

На рынок этот сегмент не влияет (прямо совсем). Он на нём присутствует и всё. Но при этом возникает парадоксальная ситуация. 90% спикеров на всех тематических (для специалистов) конференциях представляют ребята из этого сегмента. Ни на что не влияют в экономике, но доминируют в методологии. Странно? Да нет. Зажатые с двух сторон, жаждущие пробиться в другую лигу «середняки» наиболее мотивированы на прошибание стен во всех направлениях. А где много стараются, там много и результатов.

Некоторым кажется, что именно эти компании развивают рынок. Это и так, и не так одновременно. Развивают, но не потому, что это цель — они просто выживают. Если вдруг все «середняки» разом разбогатеют — рынок деградирует.

Дальше провал, бездна, ничто. Разница в миллионы рублей в месяц. И крупные компании

После этого «ничто» идут крупные компании от тысячи клиентов и из топ-10 во всех рейтингах. Их немного, около десятка (ну, может, 30−50 с непубличными компаниями), они контролируют почти весь считаемый рынок (крупные и средние клиенты). И там другая жизнь. Развивать рынок им не нужно, чем он деревяннее, тем лучше — так проще продавать подороже. Однажды на мой вопрос «А почему?», я получил ответ «А зачем?». И диалог как-то сразу не заладился.

Нередко в таких компаниях очень крутая экспертиза. Прям вообще. Я завидую и плачу, поджав колени. На среднем уровне можно только мечтать о таких инструментах и экспериментах. При этом на «линейке», в среде обычных рядовых сотрудников крупной компании, это особо никак не отрабатывается.

Все инструкции есть. Инструменты предоставлены. Но на выходе при работе с клиентами часто получается настоящий ад, который потом становится предметом для обсуждения в тусовке «середняков». Почему? Мое мнение: сильная текучка на низовом уровне исполнителей. И то, что это в целом никак не отражается прибыли. Такая бизнес-модель. Клиент всё равно придёт.

В таких компаниях линейные специалисты получают неплохо, но работают с 30−100 клиентами под тем предлогом, что две трети работы сделают за них инхаус-инструменты. Не делают. Проводя аудиты для проектов с бюджетом до 100 тысяч рублей в крупной компании, я больше плакал, чем смеялся. Если выше, то редко мог к чему-то придраться.

В итоге, у тех, кто попадает на линейных специалистов, сайт скорее молитвами прорабатывается, чем руками, а иногда лучше бы и не прикасались, чем так делали. А вот кто попадёт на топ-специалистов — тем хорошо, там готовые кейсы для рекламы. Решает бюджет: много — будут заниматься, мало — отчёты из «Метрики» и юристы.

Аналитики в крупном сегменте хорошие и очень крутые, но живут как Златовласка — в отрыве от реальности

Хотя, конечно, есть и компании с большими оборотами, но экспертиза у них на уровне школьной арифметики, но это скорее исключение — долго так не протянуть на конкурентном рынке. Кроме того, специалистам из крупных компаний незачем появляться в публичном поле. Вы им не дадите ничего: слава мимолетна, образование рынка — а зачем. Что вы им можете дать? Ничего им не нужно ни от клиентов, ни от сообщества. А производимый продукт утилизируется исключительно внутри компании, придавленный трудовыми договорами с NDA и соглашением о неконкуренции.

Вот такая банка с пауками. Если вам показалось, что я кого-то возвышаю, вы ошиблись — проблемы есть в каждом описанном случае. Решает умение срастись, а не KPI. Можете доверять друг другу? — Благослови вас господь на долгое сотрудничество.

0
128 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Иващенко

«Коллектив таких студий колеблется в среднем от 40 до 100 сотрудников. Оборот 2−7 миллионов в месяц. ФЗП от 30 до 40%. Клиентов от 50 до 300.»

Какие-то странные цифры. Берем оборот 2кк, множим на 0,4 (ФЗП), делим на 40 сотрудников, получаем 20к средняя зп.

Если возьмем 7кк * 0,4 / 100 = 28к средняя зп.

Точно всё в порядке с этими цифрами?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

И какими задачами занимаются стажёры за 10к? Я понимаю, Дмитрий, в Харькове может это и сносная оплата, но в каком-то российском миллионнике разве можно кого-то адекватного найти за 10к в месяц? Не стрёмно? Без шуток.

Напоминаю, что мы говорим всё же про «дорогой конвеер» по вашей классификации и многомиллионные обороты, а не бизнес в стиле «перезвоните позже, я сейчас на алгебре».

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

В миллионике - нет. Но у Трилана был офис в Вологде. Тула - вообще город сеошников. В Рязани знаю офис одной компании. В Воронеже. Неужели вы думаете, что в Москве сидит 300 сеошников и сеошат клиентские проекты? :) Так же как США все делает в Китае, так и Москва сеошит региональными специалистами.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Ну окей, от Тулы до Москвы два с половиной часа на авто. Да и вообще 21 век на дворе, удалённая работа, все дела.

Прямо представляю себе выпускника технического факультета ТулГУ, который ищет себе работу за 10к.

Неужели вы думаете, что это звучит реалистично?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

В Туле народ подкормленный за годы размещения там Ингейта и иже с ними. Зарплаты в Китае тоже уже средние выше чем средние в России. Сеошное производство сейчас мигрирует в глубинку или соседние страны. Ну и "2 часа до Москвы" давно не аргумент. В нерезиновой ставится стол, нанимается бегунок в костюме и вперед. А сеошат всё в регионах.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Как искусно вы уходите от ответов.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Эм? Что значит, ухожу. Я знаю коллег, у которых сеошники получают от 10 до 20тыс. и счастливы. Потому что альтернатива - на заводе за 12тыс. Или просто быть безработным. При этом от 10 до 50% портфеля - московские заказы.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Проблема в том, что это, вероятно, не сеошники, а люди без компетенций, мотивации и вообще чего-либо. И не думаю, что такая команда способна сделать что-то полезное и стоящее.

Поэтому мы и видим в обильном количестве ужасные примеры "платим 100к, а работ получаем на 10к" в большом количестве от всех топовых игроков рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Бондарев

Если грамотно поставлен отбор/прием сотрудников в команду. То мотивированный человек, пришедший учиться и работать может принести больше пользы, чем не мотивированный сытый спец. Это при условии, хорошего коачинга и контроля, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Конечно, но только платить ему нужно, наверное, всё-таки не 10к на постоянной основе?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

На постоянной ему платят среднюю по городу. Но начинает он с 10.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Вы почитайте коммент выше. Слова красивые, но по факту экономика не сходится.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Это вы постоянно упрощаете. У нас на 45 человек только 11 - сеошники. Есть менеджеры, копирайтеры, бухгалтер и пр. Уровень зарплат у всех разный: от 10 до 120к, но средняя примерно как вы и считаете, только выводы делаете неправильные.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Дмитрий.

1. Вы проводите в статье конкретные цифры.

2. Я оспариваю эти цифры: они просто не могут быть правдой. Основная проблема: слишком большое количество сотрудников на небольшой ФОТ.

3. Вы продолжаете настаивать на своём.

Просто обоснуйте ваши цифры и вопрос будет снят. Покажите где я упрощаю. В цифрах. Пока ничего подобного от вас я не добился.

Потому пока это выглядит нехорошо. Надеюсь вы найдёте время все-таки обосновать свои цифры.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Первухин

Да все просто. Большинство спецов у него работает в Харькове, там наверное 10-20к это много (если честно я сомневаюсь, учитывая что есть такие крутые студии как Netpeak и т.д.). В России ни один уважающий себя спец не будет работать за 10к, откуда он не был, и как бы гуру-бизнесменам этого бы не хотелось.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Ок. Я знаю студию в Воронеже. У них 40 человек, оборот 1млн. Маржинальность 10%. Это прям конкретнее некуда.

Или вам как объяснить? Выложить наш управленческий учет в цифрах, который мне каждый месяц подают?

Допустим, есть 10 оптимизаторов: 2 стажера, 2 мидла, 6 джунов. Стажер получает 10к, джун 25к, миддл 45к. Итого общий ФЗП получаем 260к. Такая команда легко тянет 100 проектов средней емкостью в 25к за проект или 2.5кк оборотки. Добавим еще обеспечивающий персонал на 260к. Добавим налоги (ну типа все вбелую) - еще 260к. Итого имеем ФЗП 780к на 2.5кк оборотки или 31,2%. При таком ФЗП можно поставить одного сеньора сверху на 100к и увеличить ФЗП до 37,2%, но получить возможность консультаций и обучения стажеров, стратегий и консультаций для джунов, а также взять 2-3 проекта от 100-200к в работу.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Не знаю что такая команда наворотит на 100 проектах. Как раз после такого мы и получаем "конвейер с продаванами с мск и условными спецами в каком нить мухосранске на зарплате в 10-15к рублей. у которых ни экспертизы, ни особого опыта, поскольку про всякие серчи-маулы-вебмастеры они слыхом не слыхивали, а живут преданиями предков". Вы подтвердили то, чего я боялся.

Спасибо, на этом вопрос исчерпан.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гафурзанов

Могу рассказать, про одну из компаний, в которых довелось поработать.
1. На потоке набирают падаванов, примерно каждые полгода. 3 месяца бесплатное обучение (сидят на рутинных задачах и получают базовые знания). Человек 10 на входе, человек 5 на выходе.
2. Дальше они стажёры и получают 15к рублей. В основном всё по чек-листам, ну какую-то более-менее осмысленную работу выполняют уже. Через год-два обычно все они разбегаются либо делать свои фирмы, либо на фриланс, потому что могут зарабатывать не сильно напрягаясь 100к и больше.
3. Ещё есть 1-3 "старших", которые получают 25-40, много что умеют и могут, но либо ещё не поняли, что могут зарабатывать больше и работать меньше, либо просто лень заморачиваться и рады, что с клиентами общаться им не надо.
4. И самый верх - ооочень опытный и реально крутой сеошник-соучредитель с воооот такими синяками под глазами, потому что по факту всё тащит он один.

Я там сразу на п. 3 пришёл, посмотрел на всё это и ушёл во фриланс.
Несколькими годами ранее, кстати, сам работал за 15к и вытащил "входные двери" (и весь блок сопутствующих) по Мск в топ3. А потом ещё за 35к два года тащил крупнейший спортивный портал, подняв им посещалку в 2 раза :) Так что всякое бывает.

Ответить
Развернуть ветку
125 комментариев
Раскрывать всегда