Поставил стол в восьмиметровой каморке, и ты — московское digital-агентство
Я начинал с региональной полиграфии и думал, что всё в интернет-маркетинге «ух как круто» и здесь есть куда расти. Но реальность оказалась жестока. Несколько лет ушло на то, чтобы понять, кто есть кто на рынке поискового продвижения, и почему у бизнеса и общественности так много вопросов к этой отрасли.
Микростудии как источник мифов и мемов
На самом дне бултыхается масса мелких студий, где зачастую продажников больше, чем специалистов. Да чего уж там, один специалист — уже хорошо. Если этот специалист не собственник компании — вообще отлично. Оборот таких студий колеблется от 300 тысяч до 1,5 миллионов рублей в месяц. Причём миллион — это уже элита, у которой есть деньги на тимбилдинги и PlayStation на офисной кухне.
«Пылесосят» такие студии в основном локальный рынок с микробюджетами от 3 до 15 тысяч рублей в месяц. Прорабатывают, как кому совесть позволяет. Я видел как вылизанные до блеска сайты, так и нетронутые, где вся работа заключалась в отправке скриншотов из «Метрики».
HR в таких студиях примитивный. Проекты делает или собственник, или местный гений за неплохую зарплату, но один на компанию. Либо ваши сайты двигает в топ толпа студентов, начитавшихся блогов по поисковому продвижению. Это и есть та среда, где рождаются мифы и догмы, которые вызывают дикий хохот у специалистов и ужас у клиентов.
Плюс такой студии в том, что их рынок никому не нужен, как налоговой не нужны бабушки с семечками у рынка. Они будут жить, даже если поисковых систем не станет. Потому что главный результат их работы — счастье клиента, а не его доход. Этакие кабинеты психоанализа «задёшево». Даже если ребята действительно много делают по предмету договора, им всё равно приходится ездить к клиентам и слушать о том, как сейчас всё плохо и что все рекламщики — мошенники.
Студий таких огромное количество. На город-полумиллионник может быть от 20 до 200, причём последняя цифра — не шутка. Полумиллионник — это примерно шесть-семь тысяч живых компаний, и у всех есть сайт, пусть и убогий. И кто-то должен окучивать этот рынок. Зачастую студии тут даже локтями не особо толкаются: клиентов всем хватает.
Средний сегмент: консультанты, бутики, конвейеры
Уровнем повыше всё сразу становится намного сложнее и намного бессмысленнее. Почему бессмысленнее? Потому на средний сегмент студий приходится крошечный сегмент рынка, который одинаково интересен и крупняку, и мелким агентствам.
На этом рынке клиенты распределяются между независимыми консультантами, бутиками и небольшими федеральными агентствами, работающими по конвейерной схеме.
Это сверхконкурентный рынок, где клиент может за год сменить до трёх студий. А в моей практике были те, у кого мы были шестыми за пять лет. Бюджеты здесь — от 25 до 70 тысяч в месяц, а редкие клиенты с бюджетом повыше — попытка куснуть верхний сегмент. Но здесь же находятся и компании, готовые платить от 150 до 400 тысяч, но за бутик. Бутик — это примерно от одного до трёх клиентов на специалиста, если не вдаваться в подробности.
Независимые консультанты обычно настолько независимы, что от них ничего не зависит, кроме их репутации
Как результат — неплохие заказы на аудиты, разовые заказы на оптимизацию и семантику, а также аутстаффинг. Мне-то всё равно, и я понимаю пенсионеров от SEO, я тоже там буду. Но на месте клиентов я бы верил только в аутстаффинг — когда консультант сам же занимается реализацией своих советов внутри компании заказчика. Рекомендации — это хорошо, но малоценно без внедрения. Мне это знание стоило десятка клиентов. Теперь я сначала всегда спрашиваю про средства контроля внедрения. Но идём дальше.
Дальше бутик. Эта тема для меня тайна. Денег (если сложить оборот всех бутиков) там почти нет — относительно рынка. И именно отсюда мифы про ребят, которые получают, как рядовые оптимизаторы, по 200 тысяч рублей в месяц. Да, получают. Есть и те, кто миллион в месяц делает. Но это абсолютно немасштабируемая история, зажимаемая с одной стороны клиентами, готовыми доверять такой бюджет, а с другой — специалистами, способными вкалывать на уровне собственника в студии. Их почти нет, а значит некуда и расти как бизнесу.
Коллектив бутика невелик: обычно от трёх до двадцати человек. Просто не найти больше серьёзных специалистов. Но это самые лучшие парни на SEO-вечеринках. За час в непринуждённой обстановке с бокалом пива от них узнаешь больше, чем с пяти конференций, так как у них почти неограниченный бюджет на практические фишки или то, что работает сейчас. Для региональной студии такие парни — это фетиш. А вот с теорией у них часто беда, но, как говорится, один раз живем — зачем нам обоснование, когда есть подтверждение.
Третий тип самый распространённый: дорогой (относительно регионов, конечно же) конвейер. Это или москвичи, или ребята из регионов, каким-то образом нашедшие клиентов из Москвы.
А чего скрывать: около 70% клиентов для рынка интернет-маркетинга живут и работают в столице. Вышел на рынок Москвы — считай, стал федеральной компанией.
В этом сегменте примерно 70% студий либо чисто московских, либо имеющих там отдел продаж. Большая часть от этих семидесяти процентов — «поставил стол в каморке и ты московская студия». Хотя офис и стол уже шик — половина работает из съёмных квартир, сидя в пижаме на кровати. Я тоже рассматривал переезд в своё время. Но не срослось и тем лучше.
Коллектив таких студий колеблется в среднем от 40 до 100 сотрудников. Оборот 2−7 миллионов в месяц. ФЗП от 30 до 40%. Клиентов от 50 до 300.
На рынок этот сегмент не влияет (прямо совсем). Он на нём присутствует и всё. Но при этом возникает парадоксальная ситуация. 90% спикеров на всех тематических (для специалистов) конференциях представляют ребята из этого сегмента. Ни на что не влияют в экономике, но доминируют в методологии. Странно? Да нет. Зажатые с двух сторон, жаждущие пробиться в другую лигу «середняки» наиболее мотивированы на прошибание стен во всех направлениях. А где много стараются, там много и результатов.
Некоторым кажется, что именно эти компании развивают рынок. Это и так, и не так одновременно. Развивают, но не потому, что это цель — они просто выживают. Если вдруг все «середняки» разом разбогатеют — рынок деградирует.
Дальше провал, бездна, ничто. Разница в миллионы рублей в месяц. И крупные компании
После этого «ничто» идут крупные компании от тысячи клиентов и из топ-10 во всех рейтингах. Их немного, около десятка (ну, может, 30−50 с непубличными компаниями), они контролируют почти весь считаемый рынок (крупные и средние клиенты). И там другая жизнь. Развивать рынок им не нужно, чем он деревяннее, тем лучше — так проще продавать подороже. Однажды на мой вопрос «А почему?», я получил ответ «А зачем?». И диалог как-то сразу не заладился.
Нередко в таких компаниях очень крутая экспертиза. Прям вообще. Я завидую и плачу, поджав колени. На среднем уровне можно только мечтать о таких инструментах и экспериментах. При этом на «линейке», в среде обычных рядовых сотрудников крупной компании, это особо никак не отрабатывается.
Все инструкции есть. Инструменты предоставлены. Но на выходе при работе с клиентами часто получается настоящий ад, который потом становится предметом для обсуждения в тусовке «середняков». Почему? Мое мнение: сильная текучка на низовом уровне исполнителей. И то, что это в целом никак не отражается прибыли. Такая бизнес-модель. Клиент всё равно придёт.
В таких компаниях линейные специалисты получают неплохо, но работают с 30−100 клиентами под тем предлогом, что две трети работы сделают за них инхаус-инструменты. Не делают. Проводя аудиты для проектов с бюджетом до 100 тысяч рублей в крупной компании, я больше плакал, чем смеялся. Если выше, то редко мог к чему-то придраться.
В итоге, у тех, кто попадает на линейных специалистов, сайт скорее молитвами прорабатывается, чем руками, а иногда лучше бы и не прикасались, чем так делали. А вот кто попадёт на топ-специалистов — тем хорошо, там готовые кейсы для рекламы. Решает бюджет: много — будут заниматься, мало — отчёты из «Метрики» и юристы.
Аналитики в крупном сегменте хорошие и очень крутые, но живут как Златовласка — в отрыве от реальности
Хотя, конечно, есть и компании с большими оборотами, но экспертиза у них на уровне школьной арифметики, но это скорее исключение — долго так не протянуть на конкурентном рынке. Кроме того, специалистам из крупных компаний незачем появляться в публичном поле. Вы им не дадите ничего: слава мимолетна, образование рынка — а зачем. Что вы им можете дать? Ничего им не нужно ни от клиентов, ни от сообщества. А производимый продукт утилизируется исключительно внутри компании, придавленный трудовыми договорами с NDA и соглашением о неконкуренции.
Вот такая банка с пауками. Если вам показалось, что я кого-то возвышаю, вы ошиблись — проблемы есть в каждом описанном случае. Решает умение срастись, а не KPI. Можете доверять друг другу? — Благослови вас господь на долгое сотрудничество.
Прекрасный комменты, в которых СЕО и Фаундеры делят десятку неубитого стажера.
Десятка неубитого стажёра – это пять!
Все так!
Жду статью: "Как из стола и стула вырасти "этаж"
Так об этом пока сам Шахов не знает, но сам с сегменту микростудий относится :)
Выделил из статьи 3 боли:
1 Все деньги в Златоглавой.
2 Мало толковых спецов,за которых идет рубилово между набитыми деньгами компаниями,типа Яндекса.
3 Бюджеты все поделены между крупняком,а за кости и крошки становится все тяжелее бороться т.к. студентов и начинающих как грязи.
Боюсь,Андрей,история с ростом здесь не совсем уместна в 2017,ну вырастете на 2-3 миллиона, а дальше? где спецы? клиенты?и дальше по списку
На мой взгляд интернет-маркетинг -это комплексные услуги и они тяжело масштабируются ,я бы к услугам добавил создание инструмента или сервиса ,который бы стал второй золотой курицей и его при должном усердии можно поднять.
Как-то так.
Дмитрию спасибо за хорошую статью.
«Коллектив таких студий колеблется в среднем от 40 до 100 сотрудников. Оборот 2−7 миллионов в месяц. ФЗП от 30 до 40%. Клиентов от 50 до 300.»
Какие-то странные цифры. Берем оборот 2кк, множим на 0,4 (ФЗП), делим на 40 сотрудников, получаем 20к средняя зп.
Если возьмем 7кк * 0,4 / 100 = 28к средняя зп.
Точно всё в порядке с этими цифрами?
И какими задачами занимаются стажёры за 10к? Я понимаю, Дмитрий, в Харькове может это и сносная оплата, но в каком-то российском миллионнике разве можно кого-то адекватного найти за 10к в месяц? Не стрёмно? Без шуток.
Напоминаю, что мы говорим всё же про «дорогой конвеер» по вашей классификации и многомиллионные обороты, а не бизнес в стиле «перезвоните позже, я сейчас на алгебре».
Все в порядке. Просто вы вывели среднюю температуру по больнице. Она действительно выглядит странно, если не делить ее на сегменты по уровню компетенций и ответственности. Стажеры начинают в средних студиях от 10-15к. Топы получают до 100-150к.
Причем речь идет про оборот в SEO компании, а не про прибыль. ФЗП выплачивается из прибыли.
А почему господин Шахов называет поисковую оптимизацию digital'ом и интернет-маркетингом? Это ведь лишь малая доля от диджитала и ИМ. Просто может быть Вы осведомлены о других направлениях рынка-интернет маркетинга и нам было бы интересно почитать другие статьи) Иначе тогда в заголовках пишите строго "SEO" :)
Это редакционные правки. Шахов думает так как и вы.
Комментарий недоступен
*фраерок
не знаю - не знаю.. по тем сайтам, что довелось видеть после крупных студий и по общению с представителями - это как раз стандартная практика: заряжаем сотку, работ на червонец
Просто дело в том, что в СЕО особо делать ничего не нужно. Ну вот что там на 100к делать? Программистов только если задействовать, или сайт из 100000 страниц состоит...
Проблема "сбитых летчиков"? Видим только то, что плохо и делаем на основе этого вывод? Просто у кого все ок, не ходят и не стонут, что они сотку-две вкидывают в бесполезное сотрудничество.
Решает умение срастись, а не KPI.
Мы новым клиентам так и говорим - пара месяцев, чтобы понять, можем ли мы работать вместе.
Подразумевается под этим, что мы смотрим, как они внедряют, а они смотрят, как мы работаем. Если все счастливы, можно работать долго. Но для этого счастливы должны быть все.
О да!))) Знала SMM-агентство, которое арендовала офис в одной компании в обмен на свои услуги. То есть компания арендовала этаж в БЦ и временно свободный кабинет отдала новоиспеченным сммщикам. Те полгода попостили "котиков", а потом их выгнали и отдали кабинет сисадминам.
В примерах бы еще, как какой класс продвигает сайты.
Да все по разному. Знаю миллимикростудию, где держали несколько лет в топе московский купонатор. Знаю фрилансера, который 5 лет за 20тыс.рублей держал сайт по окнам в мск. А знаю кейс компании из топ5 по оборотам в РФ, где за 700к только отчеты слали, хотя это, конечно, редкость, какая-то несрастовка коммуникационная была.
У меня простой и логичный вопрос. Может ли кто-то скинуть ссылку на Спеца (да-да, с большой буквы), который согласится работать за 30к (не стажёр и не за 10, не путать!)?
С насколько большой буквы? Я знаю хорошого Спеца, живущего в Москве, берущего даже меньше. Просто ему не нужен офис и слава. У него семья, небольшая квартира и спокойная счастливая жизнь в удовольствие. Могу дать ссылку но в личку, как я уже сказал, ему слава не нужна.
А покажите с чем работать?)
//Нередко в таких компаниях очень крутая экспертиза
вот бы хоть глазиком взглянуть на таких монстров, а то что доводилось видеть - конвейер с продаванами с мск и условными спецами в каком нить мухосранске на зарплате в 10-15к рублей. у которых ни экспертизы, ни особого опыта, поскольку про всякие серчи-маулы-вебмастеры они слыхом не слыхивали, а живут преданиями предков
Приезжайте к нам на конференцию, познакомлю.
Дмитрий, делал в вашу студию запрос - ничего не понял по ценообразованию.
В договорах на сео все еще не прописываются kpi?
все как в 2005 - мы может сделаем, а может нет, с вас 50 000?
Напишите мне в фб, пройдемся по предложению предметно, пока вопросов у вас не останется. Иногда оно действительно непонятно с первого раза. При необходимости подключим к общению всех, кто участвовал в его разработке и найдем истину. Да и мне самому интерес контроль со стороны.
у меня, как у заказчика, вот прямо сейчас назревает конфликтная ситуация с SEO-агентством (из категории конвейера). Дело в том, что по плану у нас один объем работ должен быть сделан, а по факту даже 20% нет. Самое интересное, что постоянно твердят, что это нормально. Пока пытаюсь по-мирному ситуацию разрулить, но что будет дальше не знаю.
Это ведение проектов курильщиком. Здоровый человек дает план, разнесенный по диаграмме Ганта, и спокойно принимает санкции, если в этот план не уложился.
Прочитал статью. Зашел к вам на сайт, у вас в клиентах - Google и Microsoft - http://prntscr.com/e928bs.
Это как?
Это сайт накатили пару недель назад новый. Юмор отдела разработки.
Личный опыт: 2 seoшника с фриланса в гонораром в 15К (2+ года назад) и 30К (год назад). С каждым проработали месяца 2-3, особого эффекта не увидели. Сами стали копать в seo, переехали на WP, прикрутили плагины под статьи (Yoast), пишим дискрипшены, тайтлы, плотно втыкаем в метрику (конверс статей, корректировка, соцсигналы и т.д.). Сейчас нашли seoшника на "аккуратную" закупку ссылок (не более 5К в мес бюджет) + гонорар 4000 + копирайт в пару тысяч. Вот такой простой соус (аналитика + подкачка ссылочной) = рост на низком бюджете. Сам seoшник говорит, что ему "сливают" заказы студии, продав такую услугу в 5-10 раз дороже.
Про 5-10 раз много слышал, но никогда не видел. Но мир такой разнообразный. :) Ну и каждый кто говорит, что он сотрудничает, "закупая ссылки в яндексе напрямую" для "крупнейших брендов, но через агентство, которое его обманывает" - надо сразу просить показать метрику этих брендов и переписку с яндексом. Правда, после таких вопросов есть риск потерять спеца. :)
Тоже отношу с регулярной периодичностью 25-30 т.р. на закупку ссылок и результат пока скромный -почти не конвертируемый трафик по низкочастотникам. Был бы признателен, господа, разбору того что
делать с сайтом и склоняюсь уже в сторону работы в сторону серьезного агентства, но начитавшись комментов выше - призадумался) изменится что-либо с увеличением бюджета.
Сайт: http://москва-дизайн.рф
Я бы сделал главной страницей "/about.html", ну это так, мои 5 копеек.
В том виде как есть, ваш сайт не подходит для продвижения в поиске. Конкуренты обходят его по всем статьям. Ваша участь - редкие малочастотные фразы.
В текущем виде я бы посоветовал вам больше напрячься с контекстом и таргетом в соцсетях. Неплохо могут выстрелить паблики в соцсетях и инсте, но только если сможете правильно сеять свои работы и предложения. А тратить деньги на ссылки прекратите, толку от этого не будет.
7 лет назад, когда я основывал компанию, всё было точно так же. Радует, что есть что-то неизменное.
P.S. Ушёл из компании в тот момент, когда она почти дозрела до перехода из микросегмента в средний.
Я уверен, что 99% студий в регионах попадают под твои микро доходы. Выходит, что seo актуально продавать только в мск.
Я знаю студию, у которой 300-400 проектов только в регионах с бюджетами от 3 до 15. Москвы нет вообще. Сидят в Калининграде, пылесосят всю Россию.
Поддерживаю инициативу Дмитрия, в данной сфере главное – работать.
1. Неужели только ворчащие старики типа меня продолжают задавать старый вопрос к сеошникам:
- Господа, кто первый из вас начнёт давать гарантии по количеству привлечённых клиентов?
2. Неужели только я хочу задать простой вопрос:
- А что по этой теме думает госпожа Торшина?
Прихожу к выводу, что наиболее интересна схема топовых SEO-агентств (ну ок, они сегодня тоже "комплексные"), где 3000 проектов на аналитика и 156 клиентов на SEO. Наиболее интересна как бизнес.
Потому как все наши пляски с бубном вокруг "соберём команду из спецов на проект" плохо масштабируются на широком рынке, потому как самый частый и типовой запрос: "Сделайте нам SEO за 20-30 тысяч в месяц. На контекст денег нет, на smm тоже."
Такой запрос и порождает предложения, задающие темп рынка. :)
Был по обе стороны баррикад, и как заказчик, и как спец в команде агентства. Заказчиков-адекватов немного, но спецов, которые могут что-то сделать, а не сказать "гугл/яндекс - пи**рас, извини, не вылезло" - еще меньше.
охх надо бюджеты до соточки поднимать, а то чето видимо я туплю
Вот, кстати, а к какому типу отнести фрилансера, который получает клиентов по сарафану, имеет скромный оборот в 200-300к в месяц и немножечко от всего этого устал? :)
Есть еще один отдельный рынок, где стоимость клиента 100млн-8млрд руб. в год. Инструменты там космос, экспертиза космос, устроится туда нереально, а зарабатывают менеджеры там как собственники "ничто" в самый смаковый сезон.
Но это отдельная история, автор видимо не знаком)
В расчет по людям участвуют разного уровня СЕОшники (джуниор, мидл) - они разбираются с запросами, формируют теги, заказы на тексты, ищут технические проблемы, подбирают ссылки, по возможности курят метрику.
А как быть с внедрением изменений, обновлением кода, загрузкой инфы (статей, текстов). Под это получаются нужны свои спецы - программисты, верстальщики, контент менеджеры - или это за рамками этих бюджетов и расчетов - клиент заплати - получит, захочет - внедрит?
Очень часто именно на этом этапе вязнем - разобрали что и как надо сделать, а кто сделает? Где взять кодера именно по этой cms? выходим на дикие поля фриланса... По идее это же нам надо внедрить, чтоб в итоге продвинуть сайт....
Вот я и говорю, нафига мне работать на компанию, а тем более - кого-то еще обучать или делиться секретами...? За 150к? чтобы через год из тебя все высосали, знания помножили на весь штат, а тебя уволили? Ну уж нет, пардонте))
Это к вопросу - почему квалификация рынка не растет и\или почему на всех конференция нет ни одной умной мысли - только пиар себя, своих компаний или старапов)))
Нынче крупные сайты собирают команду внутри и обучают: проще контролировать, проще внедрять но да, дороже. На аутсорсинг рутину отдают.
В Перми(лям людишек) на данный момент знаю только одну, почти скомплектованную инхаус-команду. При этом пара подрядчиков также знают только одну, мою.
Сейчас вторую строю.
Да. Но там свои трудности. Как-нибудь распишу, когда побольше информации соберу. Есть реально очень крутые команды. А есть отсидельцы за большую зарплату. Есть "тыжкомпьютерщики", которые утром компьютеры собирают, а вечером сайт продвигают. Для меня апофеоз был, когда на наши предложения по внедрению (при подписанном договоре) нам ответили, что специалист запил. И это был крупный завод, один из лидеров металлопроката в России. Внедрение не случилось и через 4 месяца мы расстались по соглашению сторон.