Письмо в редакцию: «Телевизор — самое массовое медиа в стране, и вряд ли интернет его погубит» Статьи редакции

В редакцию vc.ru пришло письмо от директора по продукту приложения Tviz Дениса Мартынцева, в котором он объяснил, почему не считает телевидение бесперспективной нишей и почему предпринимателям стоит обращать внимание на рынки, о которых они практически ничего не знают.

Среди молодых людей, чья работа связана с интернетом и ИТ, бытует устойчивое мнение, что телевидение уже давно никто не смотрит. Многие гордо заявляют, что у них вообще нет телевизора, а смотрели они его последний раз у бабушки в деревне, когда им было лет 12.

Если на очередной конференции я рассказываю случайному собеседнику о том, что за продукт мы делаем, то вижу недоуменно поднятую бровь и слышу реплику вроде «А кому это вообще сейчас нужно?».

Последние полтора года мы занимаемся развитием мобильного приложения, которое представляет собой обычную телевизионную программу. Такую же, как печатают в газетах, только в цифровом виде на мобильном устройстве.

Казалось бы, идея спорная и бесперспективная. Какому человеку, имеющему на руках современный смартфон, придёт в голову мысль установить приложение-телепрограмму? Это ведь архаизм из прошлого века. Но факты — вещь упрямая, и они говорят, что телепрограмма на смартфоне не такая уж бесполезная штука.

Именно отталкиваясь от фактов, собранных всеми доступными способами, мы решили взяться за этот проект. Развенчивая популярные заблуждения, мы шаг за шагом открывали для себя новые перспективы в устаревающей на первый взгляд нише.

1. Интернет заменил людям телевидение

«Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение». Также, как не сбылся прогноз героя известного советского кинофильма, не сбылись и прогнозы многочисленных интернет-визионеров. Одно не вытеснило другое, а дополнило и даже подтолкнуло к более интенсивному развитию и поиску новых форм.

Естественно, влияние интернета колоссально, темпы проникновения космические (были раньше), но как такового замещения не произошло. Интернет лишь изменил способ доставки телеэфира до зрителя.

2. Эфирное ТВ доживает последние дни

Зачем смотреть телевизионный эфир, когда можно самому выбрать сериал или фильм на любом из многочисленных VOD-сервисов? Справедливый и актуальный вопрос для многих. Но не для большинства.

Большинству аудитории процесс самостоятельного выбора контента для просмотра доставляет физические мучения. Люди не знают, что лучше посмотреть, когда лучше посмотреть и где это найти. Они хотят, чтобы выбор сделали за них, а им нужно было только нажать кнопку и держать глаза открытыми. Сила эфирного ТВ во многом определяется именно этим, и даже повсеместная доступность контента и информации в интернете не способны быстро изменить укоренившиеся формы потребления.

3. Телевизор смотрят только бабушки

А вместе с ними их дети, внуки и правнуки. Реальная аудитория телевидения в России один в один отражает социально-демографическую структуру населения. Телевидение смотрят подавляющее большинство как взрослых, так и молодых людей, и подростков (миллениалов). Оно сохраняет за собой место самого массового медиа в стране и положение это вряд ли изменится скоро.

4. Телевизор включают «для фона»

Фоновый просмотр — действительно одна из существующих форм потребления ТВ. Но не единственная и не самая популярная. Многие зрители предпочитают планируемое телесмотрение, при котором они заранее выбирают, что и когда будут смотреть.

Кажется, что этот тезис идет в разрез с заблуждением №2, в котором говорится, что люди не хотят ничего искать и выбирать. Но в этом и есть магия телеэфира. Люди берут то, что им дают, в то время, когда им это дают, удовлетворяя при этом потребность участия в выборе. То есть, они выбирают, но не прикладывая к этому особых усилий. И это их устраивает.

5. Телепрограммы умерли вместе с газетами

Тираж пяти самых популярных специализированных изданий-телегидов, контент которых на 70% состоит из телепрограммы, — более 6 млн экземпляров в неделю. Это не считая прочих общетематических и региональных еженедельных газет, практически в каждой из которых телепрограмма остается обязательным элементом.

Сервис телепрограммы популярен и в интернете. В январе этого года количество запросов по фразе «телепрограмма» в поиске «Яндекса» достигло рекордного показателя и превысило 7 млн за месяц.

Факты собраны, и они говорят, что огромное количество людей потребляют телевидение, делают это осмысленно и желают иметь инструмент планирования просмотра. Накладывая эту картину на нарастающее проникновение умных мобильных устройств, получается нехитрая схема продукта, закрывающего старую потребность новой формой.

За прошедшие полтора года месячная активная аудитория нашего приложения на двух мобильных платформах увеличилась в 6 раз и достигла четверти миллиона человек. Без рекламы и каких-либо заметных вложений в привлечение трафика. Рост построен на нарастающей востребованности сервиса телепрограммы для смартфонов и планшетов.

Отзывы пользователей в App Store и Google Play и письма на почту поддержки только подтверждают факты. Довольно популярен отзыв, в котором пользователи благодарят нас за то, что им больше не нужно покупать газеты и журналы с телепрограммой. Некоторые люди начинают полноценно использовать свои мобильные устройства раньше, чем овладевают элементарными навыками навигации в вебе.

Мы общаемся с пользователями по электронной почте, в отзывах и иногда созваниваемся по телефону, чтобы помочь в решении проблем или спросить, что они думают о новой функции. Мы продолжаем изучать всю доступную информацию, которая так или иначе касается нашего продукта, собирать и рассматривать каждое мнение. Это не значит, что мы бросаемся разрабатывать все, о чем нас попросят, но это значит, что когда мы создаем новое, мы создаем это для наших пользователей. Для людей, которые внимательно смотрят телевидение.

Этот опыт помог нам твердо понять, что бессмысленно и даже вредно измерять перспективность идей, отталкиваясь от своего личного представления о рынках. Профессиональная деформация и окружающая среда дают очень сильный фон, который мешает увидеть возможности, лежащие за пределами обзора. Мы никогда бы не взялись заниматься мобильным телегидом, если бы тщательно не изучили предметную область. Скажем честно, фанатов телевидения в команде не было и нет, но это не мешает нам делать продукт.

0
47 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Виктор Чикунов

Я как раз один из тех, кто телевизор не смотрит уже лет 6, с тех пор как поступил и закончил университет. Но у него как раз есть та ламповость, когда ты садился смотреть фильм и не мог никуда уйти, эта реклама, которая иногда и бесила, но которая добавляет к просмотру интриги — все это телевидение. Возможно еще играет роль, что мы то поколение, которое выросло на тех сериалах и программах молодости. Клипы на mtv, разрушители легенд, сериалы и мультики на стс и первом, а особенно я любил кулинарные шоу из новой зеландии или просто на крутой кухне.
В общем сейчас, когда везде есть интернет и на каждом смартфоне, это может сыграть в этом ключе, вот этот ламповый просмотр некоторых передач в кругу семьи, все таки в этом есть некая ритуальность :)

Ответить
4
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

У меня долгое время был Smart TV, не подключенный к антенне. Использовался как большой экран для просмотра фильмов и сериалов. Сейчас обзавелся тв-приставкой и иногда втыкаю в эфир :)

Ответить
2
Развернуть ветку
Александр Русинов

Приставка-то "хорошая"?:)

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Отличная - Moyo.tv называется.

Ответить
0
Развернуть ветку
Злой Полушубок

Конечно не умрет! Вон и гужевой транспорт до сих пор жив.

Ответить
4
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Только сегодня на таком до офиса доехал.

Ответить
0
Развернуть ветку
FrostBite

А у меня до сих пор лошадь есть!! :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Болезненный клуб

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3
Развернуть ветку
Stan Majors

а я люблю думать и выбирать...радио очень люблю слушать, в этом что-то ламповое и теплое )

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Контент, кстати, тоже эволюционирует вместе со вкусами потребителей. Достаточно проследить эволюцию отечественного сериалостроения последних лет десяти. И недавняя новость тому подтверждение - http://www.sostav.ru/publication/netflix-kupil-u-sredy-aleksandra-tsekalo-6-serialov-25754.html

Ответить
0
Развернуть ветку
Vladimir Mirolubow

Что скажете про исследование, проведенное TNS в июне 2016 года, которое показало, что онлайн-видео обогнало российские телеканалы по охвату и влиянию на аудиторию?

Ответить
2
Развернуть ветку
Алексей Калаверин

Сразу интересна доля в показанном онлайн-видео цифрового бродкаста тех же самых телевизионных каналов.

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Это очень двоякая история.
Во-первых, сравниваются аудитории конкретных каналов и ресурсов, а не интернета и ТВ в целом. Возможно так и есть - с ютюбом проконтактировало больше людей, чем с Первым каналом. Но Первый канал не покрывает 100% телезрителей.
Во-вторых, не учитывается длительность контакта. Телевизор смотрят часами, на ютюб заходят по ссылке посмотреть 30 секундный ролик.
В-третьих, тот же TNS (ныне Mediascope) говорит, что уровень проникновения интернета по стране пока еще не сопоставим с уровнем проникновения телесигнала. Даже в крупных городах не более 3/4 домохозяйств имеют широкополосный доступ. Что уж говорить про мелкие города и сёла.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Burban

Очень странно приводить в пример статистику по запросу "ТВ", учитывая то, что это все еще характеристика продукта телефизор. Приведите лучше сравнение аудитории SmartTV, кабельного ТВ и онлайн издания. ТВ никогда не умрет, но как рекламный канал для бизнеса будет интересен только для тех, кто "хочет быть везде", в силу дороговизны ресурсов и "устоявшихся" схем сотрудничества. Вот хороший пример сравнения http://www.businessinsider.com/the-future-of-digital-2016-12/#-2

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Демур

ТВ сейчас сильно размыто, есть IPTV, есть OTT, а есть BigTV (TV + OLV), которое доохватывает кабель ТВ.

А ещё ТриколорТВ и чёрт знает сколько мелких кабельТВ, так что я тут с автором согласен, как и с доводами в пользу преждевременных похорон 7Дней и иже с ними, где полоски с рекламой стоят адских денег :)

Ответить
1
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Спасибо за ссылку! Много интересного.

Ответить
0
Развернуть ветку
Marat Marat

Интернет, на мой взгляд, очень тяжело заходит в жизнь людей. Вчера только сидел и думал, кто может покупать в оффлайн магазинах часы за несколько тысяч рублей, которые можно купить в онлайне, за несколько сотен (как абстрактный пример). Народ до сих пор переплачивает за то, что давно продается в сети без оффлайн накруток. Но нет, оффлайн магазины работают, люди в них до сих пор покупают больше, чем в сети. То же самое в остальном. Могу ошибаться конечно, но наблюдения такие...

Ответить
1
Развернуть ветку
Stan Majors

есть мнение ,что офлайн магазины скукожатся до тупо выставочных стендов. типа будет в городе 3 больших магазина самсунг, где люди тупо будут трогать и примерять гаджеты, ехать домой и заказывать(или прямо из магаза по терминалу доставку домой)

Ответить
–1
Развернуть ветку
Евгений Демур

Хорошая статья, с фактами, вот только MAU и DAU в студию, пжлста?
А ещё говорят, что вы эфир слушаете у heavy tv юзеров, а кроме их гео что-то о них знаете?

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Спасибо! MAU 240к, DAU 40-60к (в зависимости от дня недели). Мы действительно слушаем эфир у части юзеров и трекаем переключения каналов. Кроме гео знаем их предпочтения в просмотре, особенности поведения. В перспективе есть планы построить из них панель, но пока наша выборка не столь репрезентативна.

Ответить
1
Развернуть ветку
Федор Котов

Как бы странно не звучало, но контент на телевидении более качественный, чем на youtube. Другое дело, что все упирается в нравится/не нравится

Ответить
–2
Развернуть ветку
Stan Majors

контент все же зависит от страны ) как и ютюб )

Ответить
0
Развернуть ветку
Рушан Аляутдинов

Прочтите по поколение миллениалов, они не смотрят телевизор. Говорить о том, что интернет технологии не победят ящик - глупо.

Ответить
0
Развернуть ветку
Stan Majors

все же сейчас в мире очень много людей, смотрящих телек и черпающих инфо из него.

Ответить
0
Развернуть ветку
Рушан Аляутдинов

Вы меня не поняли. Я не говорю про сейчас. Поколение миллениалов будет взрослее позже, это постепенный этап.

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Данные Mediascope (бывший TNS) немного расходятся с вашим суждением. Большая часть миллениалов продолжает смотреть ТВ.

Никто не спорит, что формат потребления контента меняется и будет меняться. Речь о том, что за 20 последних лет не произошло прогнозируемого многими замещения и в обозримой перспективе оно не предвидится.

Ответить
0
Развернуть ветку
Рушан Аляутдинов

Скиньте ссылку на данные.

Ответить
0
Развернуть ветку
Рушан Аляутдинов

Нашли чьи данные читать, директора по ТВ. Естественно она напишет, что все хорошо. Нужно брать данные с независимых источников.

Ответить
0
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

Это как с соцопросами, которые вдалбливают про поддержку 86% населения

Ответить
1
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Где найти такие источники?)

Ответить
0
Развернуть ветку
Илья Поляков

Должно совпасть слишком много критериев: человек смотрит ТВ, у него есть смартфон, и он смотрит программы выборочно, ведь только в таком случае нужна программа. Да, это может быть, но я не верю, что это действительно большая прослойка людей.

Ответить
0
Развернуть ветку
Смарт Элло

Кто смотрит телек, всегда время от времени хочет знать программу. Другое дело, что программы и на телек транслируются, если тв цифровое.

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Вы не верите, а мы верим :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Багринцев

Телевизор это не медиа, это плейсмент/канал для передачи медиа контента.
Телевизор в классическом его понимании "ящик" + "антенна" умирающая связка, т.к. меняется как формат потребления контента, так и устройства доставки этого контента.
Это понимают все крупные медиа холдинги (а там явно толковых людей предостаточно, с адекватной картинкой мира), так и IT-ники, и те, кто отказался от "телевизора".

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Телевизор - это не медиа, телевизор - это устройство. Которое было, есть и будет главным украшением стола практически в каждом доме. А что туда будет транслироваться, покажет время. Пока что доминирует, как и прежде, эфирное ТВ. Независимо от технического способа доставки.

Ответить
0
Развернуть ветку
Сергей Токарев

посмотрел стату установок в Google Play
жить с такого количества установок можно?

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Можно)

Ответить
0
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Зачем мне приложение с ТВ программой, если есть Яндекс.Телепрограмма. Зашёл с телефона в браузере. Узнал, что нужно и когда посмотреть. Закрыл. Или приложение мне будет пушить, чтобы я не забыл посмотреть Малахова?

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Может пушить, если надо)

Ответить
0
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Я к тому что необходимость в приложении лично у меня вызывает большие сомнения. Посмотреть программу можно и сейчас.

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

Статья как раз о том, что не стоит измерять привлекательность продуктов только собственными предпочтениями.

Ответить
0
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Ну я же вам не говорю что проект уныл и никому не нужен. Я говорю что мне скорее не нужен, чем нужен и привожу довод почему.

Ответить
0
Развернуть ветку
Денис Мартынцев

В этом плане я с вами солидарен.

Ответить
0
Развернуть ветку
Максим Яценко

это гениально. возможно я сегодня такой восприимчивый, т.к. мне фрии мозг поправили, может еще что, но то, что вы сделали - это настолько просто, что реально гениально. никогда бы не подумал, что такое вообще возможно, стоит и выгорит) супер)

Ответить
0
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Даже на падающем рынке можно зарабатывать и на некоторых отрезках времени расти.

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков

ТВ будет сростаться с интернетом. В привычном виде ТВ существует только для злых пенсионеров.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 47 комментариев
Что такое АДР и ГДР: чем отличаются от акций, что предпочесть инвестору
Очистка репутации застройщика, девелопера, объекта

Здравствуйте! Вы тут, потому что у вас есть проблемы с online-репутацией. Если это не так – не читайте дальше.

Исследование: как бизнес преодолел кризис в 2021 году, часть первая

Мы провели исследование российского рынка и посмотрели, как чувствовал себя бизнес в 2021 году. Аналитики компании выяснили, что, благодаря смягчению коронавирусных ограничений, рынок стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели.

Говорит Москва: Yota определила самые общительные регионы России в 2021 году

Yota проанализировала количество и продолжительность телефонных звонков своих пользователей, а также объем использованного мобильного трафика за 2021 год в разных регионах страны. Таким образом мобильный оператор определил самые «звонящие» и «качающие» регионы.

Тред: работники рассказывают, как сбегали в первый же день и не возвращались Статьи редакции

Часто такое встречается среди молодёжи и на неоплачиваемых стажировках.

В экосистеме «Своë» уже 1 млн пользователей. Что это такое и зачем Россельхозбанку цифровые сервисы для фермеров

Рассказываем, как за один год построить открытую экосистему для агробизнеса.

Сколько тратят миллиардеры на футбол? Кажется, российские – самые щедрые

Исследование автора Sports.ru Дениса Пузырева.

Позитивные результаты Ericsson смогли повлиять на Nokia

Несмотря на потерю доли рынка в Китае, прибыль Ericsson за IV квартал 2021 года приятно удивила. Возросший спрос на поставку оборудования 5G в Европу, Северную и Латинскую Америку увеличили чистую прибыль компании на 40%, и она достигла $1,1 млрд. Фондовый рынок моментально отреагировал на новости от Ericsson – акции Nokia возросли на 1,46%.

Зумеры и продажи в онлайне: почему инвесторы вложили $457 млн в бренды нижнего белья в 2021 году Статьи редакции

Новые компании, выходящие на рынок белья, не изобретают ничего принципиально нового, пишет Crunchbase. Но меняется формат продажи одежды: компании ориентируются на онлайн-покупателей и предлагают инструменты для выбора вещей в интернете.

Фото: PxHere
«Яндекс Go» заблокировал мой аккаунт, хотя я не нарушал правила пользования сервисом
null