{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Съела коррозия»: крупнейшие катастрофы мира, случившееся из-за обыкновенной ржавчины, часть 2

Не будет большой ошибкой заявить, что коррозия — самый коварный и непредсказуемый враг, с которым только сталкивалось человечество за всю историю своего существование. Крошечное пятнышко ржавчины, обосновавшееся в глубине каких-нибудь важных металлоконструкций, вовремя необнаруженное и «непролеченное», способно привести к катастрофическим последствиям.

О некоторых историях, когда коррозия становилась причиной массовых разрушений и человеческих жертв, мы уже рассказывали. Решили написать еще о нескольких — что называется, для полноты картины.

Авария на атомной электростанции «Михама». Япония, 2004 год.

Жуткое происшествие случилось в 2004-м году на японской АЭС «Михама» — одной из старейших атомных электростанций в стране восходящего солнца, снабжавшей электричеством остров Хонсю. 9 августа в 15 часов и 30 минут на станции произошел прорыв трубы парогенератора — монументальная конструкция просто лопнула, как жестяная банка из-под газировки. В здание энергоблока из ее недр вырвалось облако раскаленного пара. Пятеро сотрудников «Михамы» сгорели на месте, еще 18 получили тяжелейшие ожоги — один из них впоследствии скончался в больнице. Правительством Японии было организовано расследование причин катастрофы, которое показало, что к трагедии привела... ржавчина. Как выяснилось, диагностика трубы не проводилась с 1996 года. За это время ее стенки успели проржаветь и истончиться. К этому добавилась нехватка охлаждающего агента в реакторе — и в итоге труба парогенератора просто-напросто не выдержала давления пара, распиравшего ее изнутри. Самое примечательное в этой истории то, что примерно за год до аварии руководство станции предупреждали о возможных рисках — о том, что труба уже старая, и ее неплохо было бы обследовать. Но процесс — частично из-за халатности, частично из-за бюрократических проволочек — затянулся, и медлительность руководства в итоге привела к трагедии.

Крушение пассажирского авиалайнера АН-24. Россия, Черкесск. 1997 год.

Весной 1997 года близ города Черкесска — столицы Карачаево-Черкесской республики — произошла чудовищная авиакатастрофа. В полете разрушился и упал в лесок неподалеку от населенного пункта пассажирский авиалайнер АН-24, выполнявший рейс «Ставрополь-Трабзон». Рано утром самолет внезапно исчез с радаров, перед этим немыслимым образом «разделившись» сразу на две отметки. Сигналов бедствия с борта лайнера не поступало. Как выяснилось впоследствии — катастрофа просто не оставила экипажу ни единого шанса на то, чтобы их отправить.

Найденные несколько позже бортовые самописцы показали: в какой-то роковой момент АН-24 начал просто-напросто разрушаться в воздухе. Фюзеляж развалился на части, хвостовая часть отделилась, и то, что осталось от лайнера, ударилось о землю на скорости 500 километров в час. Как и в случае с инцидентом на станции «Михама», было организовано тщательное расследование катастрофы. Изучив все обстоятельства случившегося, эксперты пришли к выводу, что «точка разрушения» находилась по правому борту под туалетом и буфетом. Этой точкой, как вы, наверное, уже догадались, оказалось пятно ржавчины — а точнее, семь продольных трещин, распоровших обшивку насквозь. Выяснилось, что до того, как «встать» на маршрут «Ставрополь-Табзон», упавший АН-24 какое-то время эксплуатировался в тропиках. Специфический климат тропического региона — очень жаркий, перенасыщенный влагой, о деструктивном воздействии которой на металл мы уже не раз рассказывали — привел к тому, что ржавчина расползлась по всему самолету. Ее пытались «лечить»: в частности, ставили на места наиболее сильных разрушений стальные накладки, но этого оказалось недостаточно. К тому же лайнер — это тоже показало расследование причин катастрофы — никогда не обрабатывался защитными составами. А без них, как мы знаем, борись с коррозией, не борись — результат все равно будет один.

Крушение самолета-разведчика Hawker Siddeley Nimrod. Афганистан, Кандараг. 2006 год

Крушение самолета-разведчика Hawker Siddeley Nimrod. Афганистан, Кандараг. 2006 год

Многоцелевые самолеты «Нимрод» — модель, если судить по официальным данным, очень надежная. За всю историю их эксплуатации (а это, на секунду, больше 40 лет) зарегистрировано всего пять нештатных ситуаций с их участием. Тем не менее коррозия способна без труда уничтожать даже таких «монстров».

В сентябре 2006 года один из «Нимродов», принадлежавший ВВС Великобритании, совершал разведывательный полет над Кандагаром. Внезапно самолет вспыхнул — по словам очевидцев, это произошло в мгновение ока — после чего взорвался. 25-летний пилот, сержант британских военно-воздушных сил Бен Найт, не успел катапультироваться и погиб на месте.

Эта история примечательна тем, что до причин катастрофы удалось докопаться не официальным экспертам, а отцу пилота, Грэму Найту. В течение нескольких месяцев он проводил свое собственное расследование инцидента — опрашивал сослуживцев сына, техников, обслуживающих «Нимроды», копался в открытых источниках, изучал документы. Все это привело его к чудовищной истине: в смерти его сына оказалась виновата... коррозия. Выяснилось, что «Нимроды», стоявшие на вооружении ВВС Британии, уже давно вызывали опасения летного персонала. В первую очередь из-за ржавчины, особенно любившей «гнездиться» в районе системы подачи топлива и самих топливных баков. Из-за этого прямо в полете, зачастую, случались утечки топлива, а это явление крайне опасное и потенциально катастрофическое. До инцидента над Кандагаром серьезных последствий каким-то чудом удавалось избегать, но Бену Найту не удалось — пролившееся топливо воспламенилось от случайной искры, и его «Нимрод» в одну секунду превратился в летающий огненный шар. Нам бы хотелось заключить, что британское правительство вняло доводам убитого горем отца пилота и провело полное и тщательное обследование оставшихся самолетов, но нет — «Нимроды» эксплуатировались еще на протяжении семи лет после афганского крушения. Судя по имеющимся в прессе свидетельствам, без каких-либо особых изменений.

Взрыв на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Россия, Красноярский край. 2014 год

Взрыв на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Россия, Красноярский край. 2014 год

В ночь с 15 на 16 июня на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе Восточной нефтяной компании случилась жуткая катастрофа: рухнула одна из ректификационных колонн, гигантская, высотой в несколько этажей конструкция, в которой нефть разделялась на отдельные фракции, пригодные для дальнейшего использования и продажи. Колонна упала, после чего ее обломки загорелись — пожар в итоге охватил площадь в 400 квадратных метров. Во время этих событий на заводе погибло восемь человек. Производство — и то лишь частично — удалось восстановить только к сентябрю. О социальных и экономических последствиях для Красноярского края и России в целом и говорить не приходится.

По итогам расследования Ростехнадзора, которое длилось неполных шесть месяцев, основная причина катастрофы была установлена. Как нетрудно догадаться, ей стала ржавчина. Согласно официальному отчету ведомства, во время планового ремонта ректификационной колонны подрядчик не проверил плотность соединений и не обработал их антикоррозионным составом. Вместе с этим, как мы с вами помним, именно соединения — а также стыки, полости и так далее — являются, как правило, наиболее уязвимыми местами металлоконструкций. Дальше последовательность событий установить нетрудно: на соединениях из-за внешних воздействий нарастала ржавчина, а когда она достигла критического уровня, колонна просто-напросто разрушилась.

Вывод

Все эти истории здесь рассказываются не просто так и не с целью кого-то «испугать». Просто человечество так долго живет «бок о бок» с ржавчиной, что, зачастую, просто не воспринимает ее всерьез. Коррозия, как принято считать — сугубо бытовое явление, привычное, понятное, а потому не страшное. Отсюда — халатность. Но только если халатность автолюбителя, «запустившего» кузов своего четырехколесного коня, приведет максимум к его — коня — поломке, то халатность ответственных лиц на заводах, аэропортах, стройках и много где еще способна стать причиной грандиозных разрушений и человеческих жертв. Заключение здесь, если принять во внимание все написанное выше, может быть лишь одно: врага надо давить еще в зародыше. Другими словами, сталкиваясь по роду работы, быта или отдыха с металлическими изделиями, потенциально подверженными ржавлению, нужно все заранее продумывать, как и чем их защищать. “Авось”, халатность и привычка все пускать на самотек — верные соратники коррозии. Помните об этом.

0
4 комментария
Владимир Владимир

Делали как-то работы по замене трубопроводов ХВС или ГВС, точно не помню уже и после распила трубы обнаружили красоту))

Ответить
Развернуть ветку
Карина Волк

Вот же блин дичь...

Ответить
Развернуть ветку
буква Ю

Очень не нравится наблюдать таких "запущенных коней" по весне. убирать их как0то не особо кто собирается. тоже ничего хорошего от таких подснежников

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда