«Такие "качальщики" забивают сеть для других абонентов» Статьи редакции
Почему крупнейшие российские операторы сначала ввели, а затем отказались от безлимитного интернета.
С начала 2017 года федеральные сотовые операторы стали отказываться от тарифов с безлимитным интернетом. У большинства из них такие предложения появились только в 2016 году. Редакция vc.ru вспомнила, как российские операторы вводили и отказывались от безлимитного интернета, а также собрала мнения экспертов.
Пионером безлимитного мобильного интернета была компания «Скартел», которая принадлежит «Мегафону» и работает под брендом Yota. Она первой запустила тарифы с неограниченным трафиком в 2014 году, когда начала предоставлять услуги голосовой мобильной связи.
В 2016 году примеру Yota последовали четыре федеральных оператора. Весной предложения с неограниченным интернет-трафиком представили «Вымпелком» (бренд «Билайн») и МТС.
«Мы видим непрерывный рост популярности мобильного интернета, практически половина пользователей в нашей базе уже пользуется смартфонами. Мы ожидаем, что новый тариф будет очень востребован», — говорил тогда директор по маркетингу массового рынка МТС Вячеслав Николаев.
«Мегафон» в июне 2016 года запустил дополнительную опцию, которая позволяет абонентам оператора на пакетных тарифах пользоваться мобильным интернетом без ограничений за посуточную плату. В «T2 РТК холдинге» (бренд Tele2) тогда утверждали, что у компании нет планов по запуску тарифов или опций для безлимитного мобильного трафика.
Тарифы с 15 ГБ интернет-трафика и опции с 30 ГБ трафика позволяют обеспечить большинство пользователей необходимыми им услугами с хорошим качеством, объяснял представитель Tele2 Константин Прокшин. По его словам, «ультратяжёлые» абоненты, которые потребляют очень много трафика, создают чрезвычайную нагрузку на сеть.
Тем не менее уже в августе 2016 года Tele2 тоже запустил тариф с безлимитным интернетом.
«У операторов просто нет другого выхода»
В феврале 2016 года Михаил Слободин, на тот момент занимавший пост главы «Вымпелкома», высказался за отказ от безлимитных тарифных планов на мобильный интернет и повышение цен на большие пакеты трафика. На фоне падения выручки от услуг связи единственным источником роста доходов операторов может быть мобильный интернет, однако его стоимость слишком низкая, заявил он тогда.
Российские операторы постепенно будут отказываться от безлимитных тарифов, прогнозировал в декабре 2016 года гендиректор «Вымпелкома» Шелль Йонсен. У операторов просто нет другого выхода, говорил он: «3G-сети уже перегружены, а сети 4G загружаются очень быстро». «Вымпелком» также указывал на то, что реальное потребление трафика на безлимитных тарифах ненамного выше, чем на пакетных, кроме того, безлимитные тарифы будут сдерживать дальнейшее развитие рынка.
Первым от неограниченного доступа в интернет решил отказаться пионер безлимитного мобильного интернета — Yota. В январе 2017 года оператор представил новую линейку тарифов, где вместо безлимитного интернета предлагаются пакеты трафика объёмом от 5 ГБ до 30 ГБ. Действующих абонентов изменения не затронули.
Первоначальная концепция, ориентированная на продвинутых интернет-пользователей, практически исчерпала себя, объяснял такой шаг гендиректор Yota Владимир Добрынин.
По его словам, 85% абонентов Yota используют в месяц не более 5 ГБ трафика, что не соответствует рыночным условиям. «Мы продаём безлимитный интернет по более высоким ценам и мы не оптимальны с точки зрения рынка», — говорил Добрынин.
Вслед за Yota в течение нескольких месяцев от тарифов с безлимитным интернетом решили отказаться и другие операторы. «Мегафон» закрыл опцию «Безлимитный интернет» в феврале, объяснив решение «отсутствием интереса» и «незначительным количеством новых подключений».
«Вымпелком» с февраля перестал подключать новых пользователей к постоплатным тарифам с безлимитным интернетом, оставив только два предоплатных тарифа с неограниченным доступом к интернету — самых дорогих в линейке оператора.
Постоплатные тарифы с пакетами безлимитного мобильного трафика были временной акцией, объясняла тогда представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По её словам, акция должна была закончиться в сентябре 2016 года, но оператор решил её продлить из-за высокого спроса на тарифы. В январе 2017 года срок истёк.
МТС с 27 марта также закрыл для новых подключений тариф «Smart Безлимитище» с неограниченным доступом в интернет, введя пакет с 10 ГБ трафика и возможностью переносить остатки трафика на следующий месяц.
Оператор проанализировал профиль потребления абонентов и выяснил, что большинство пользователей интернет скачивают менее 5-6 ГБ данных в месяц. «С учётом суммирования квот интернет-трафика новый тариф удовлетворит потребности большинства интернет-пользователей», — сказал представитель МТС Дмитрий Солодовников.
В компании также рассчитывают, что новое предложение позволит увеличить продажи контрактов на фоне сокращения точек продаж, к которому оператор приступил в 2017 году.
«Протрезвели и поняли, что денег нет»
Запуск тарифов с неограниченным интернет-трафиком связан с желанием операторов набрать абонентскую базу, однако в итоге выяснилось, что такие предложения не выгодны ни в техническом, ни в финансовом плане, сказал vc.ru гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
По его словам, среднестатистический абонент потребляет 5 ГБ мобильного трафика в месяц, а безлимитный интернет интересен примерно 5% от 260 млн абонентов сотовой связи в России.
По мнению гендиректора компании «ТМТ консалтинг» Константина Анкилова, основную роль в появлении безлимитных тарифов сыграли недозагруженные на тот момент сети четвёртого поколения, однако было понятно, что это временное предложение.
«Безлимит в мобильных сетях как массовая услуга при существующих технологиях невозможна. Доступных операторам сетей не хватит для массового безлимитного потребления интернета, который предполагает передачу больших объёмов трафика», — пояснил Анкилов.
Безлимитные тарифы «Мегафона» были мало востребованы, большинству клиентов вполне достаточно тех объёмов трафика, которые включены в пакеты, сообщили vc.ru в пресс-службе оператора. Представители компании также указали, безлимитные предложения могут увеличить затраты операторов на хранение данных в рамках исполнения требований «закона Яровой».
Законодательные ограничения в данном вопросе играют меньшую степень, в первую очередь операторы сосредоточены на бизнесе, считает Кусков. Аналогичного мнения придерживается Анкилов. По его словам, операторы стремятся компенсировать сокращение доходов от голосовых услуг связи за счёт пользователей, которые активно пользуются интернетом и готовы за него платить.
Представитель «Вымпелкома» в разговоре с vc.ru заявил, что безлимитные тарифы превратились в маркетинговый инструмент по привлечению клиентов к предложением. В то же время он признал, что потребление интернет-трафика среди абонентов «Билайна» растёт и безлимитные тарифы пользуются определённым спросом.
Основатель издания Roem.ru Юрий Синодов считает, что точная дифференциация абонентов по количеству потребляемых ими услуг снизит выручку операторов на десятки процентов. «Лишь небольшая доля абонентов идеально и постоянно вписывается в рамки предлагаемых тарифных планов», — написал он в своём канале в Telegram.
Глава телеком-компании Freeely Wi-Fi Russia Михаил Климарёв в разговоре с изданием 66.RU назвал одной из причин отказа от безлимитных тарифов экономическую ситуацию и необходимость средств для обновления оборудования.
Операторы считают, что чем больше абонент потребляет, тем больше он должен платить, и наоборот, предполагает Климарёв. «Безлимит — это не очень справедливо. Чем больше ты потребляешь общего ресурса, тем должен больше платить», — сказал он.
Сейчас из федеральных операторов тариф с неограниченным доступом к интернету предлагает только Tele2. Тариф «Беспредельно чёрный» стоит от 290 рублей в месяц в зависимости от региона подключения.
Представители Tele2 сообщили vc.ru, что сейчас оператор анализирует влияние безлимитных предложений на рост абонентской базы и оценивает необходимость их дальнейшего присутствия в тарифной линейке.
Ранее в компании неоднократно говорили, что не собираются отказываться от безлимитных предложений, однако будут следить за рыночными тенденциями.
Сразу было очевидно, что давать анлимы это плохая затея, но после того как билайн(йота не в счёт) распечатал своё предложение как для 2B так и для 2С рынка мтсу и меге некуда было деваться и пришлось срочно повторять предложение для сохранения базы, при чём арпу то и подрасло, но тяжёлые опции грохнулись. А идея была с самого начала не очень (писал выше почему), гляньте на другие страны, дата там дороже чем у нас.
в других странах дороже связь, потому что хуже развита и конкуренция меньше
Простите, а где в Европе связь хуже развита и конкуренция меньше?
К примеру, в Германии. Там 2 Гб интернета мобильного стоят около 35€, а почти везде по городу Гамбург ловит только Едже
В Латвии 5 гб 12 евро тариф + в рамках этого тарифа по Европе идет интернет.
У нас много тарифоф с анлим подключением и , насчет развитости, весьма быстрый интернет.
В центральной Европе и Скнадинавии все чуть по другому, но и ,извините, у них деньги другие
Неправда. За 35 евро будет 4-6 Гб, а у провайдеров бюджетнее и 10. Вот ссылка, чтобы не быть голословным: http://bit.ly/2nKD22Y - причем цена здесь не только за данные а за весь договор, который включает в себя безлимитные звонки и смс по всей стране (роуминга-то нет).
В Гамбурге даже у моего prepaid провайдера с не лучшим покрытием (сети eplus/o2) LTE ловил по всему городу без проблем.