Письмо в редакцию: Типы клиентов, с которыми мы столкнулись за время работы с медицинскими компаниями Статьи редакции

Основатель соцсети для врачей «Доктор на работе» и автор Telegram-канала «Цифровая медицина» Станислав Сажин прислал в редакцию письмо о типах клиентов, с которыми сталкивался за время работы в медицинской сфере.

Динозавр

Бывает так: приходишь в компанию из топ-10, и тут сидит продакт-менеджер, который не верит в диджитал. В руках держит новый смартфон, на столе перед ним новый ноутбук, а в глазах столбцы аналитики из Excel.

А изо рта я слышу про контакт в газетке за 30 рублей. Потом он поделится с другом — будет ещё дешевле. С каким другом? Вы о чём?

Такие люди верят в размещение в газете, так как это просто и обкатано, тут не надо ничего придумывать.

Пока у вас в команде есть такие динозавры, вы никуда не уйдёте. Multi channel marketing — вот что вам нужно разжевать для таких людей и разогнать их лень.

Просто печатка умирает, и все, кто ставят только на нее, также начнут падать вместе с ней.

Я всё знаю

Что бы вы понимали, какой долгий и славный путь прошёл продакт-менеджер в фармацевтической компании, то представьте шесть лет в медвузе (бывает и фармвуз, но это не так весело). Ты почти не поднимаешь головы от лекций, учебников, методичек и трупов в анатомичке, затем пара лет в ординатуре, несколько лет на неблагодарной работе в роли врача, а потом ты уходишь в фарму.

Тебе около 30 лет, и ты начинаешь карьеру с нуля! Прошёл путь от медпреда или джуниор-продакта до позиции продакта или бренд-менеджера, и решил в свою копилку подбавить знаний — прошёл обучение по цифровому маркетингу. Так как ты бывший врач, добавим немного надменности и мысли о том, что ты знаешь всё лучше всех и вокруг одни неучи: и говорят они не то, и делают не так.

Бороться с таким можно только по шагам проходя каждый пункт услуг и разбирая вместе с ним. Если он всё-таки с головой на плечах, то может стать тем верным клиентом, который понимает, что покупает, и распространит вести о вас по другим отделам.

Альтруист

Тот тип клиента, который всё готов сделать сам. Но не стоит забывать, что на самом деле чувство прекрасного у всех разное. Они могут попросить внести в проект невероятную визуализацию или что-то недостижимое. Или придумать невероятные пути реализации кампании, которые ты даже не мог себе представить.

Работать с таким клиентом — как американские горки, никогда не знаешь, куда завернёшь.

Что делать с таким клиентом: холить, лелеять и как ребёнка вовремя ограничивать в том, что сделать не можете, только если клиент не заплатит больше. Но такие обычно держатся в рамках бюджета.

Скидочники

Если ты представляешь площадку, то в этой роли чаще всего выступают агентства, которые клянчат, манипулируют, требуют от тебя скидки. Обычно на очень смешные суммы.

Или моя любимая история — когда они выступают в качестве бумажной прослойки и умудряются спустить деньги, которые им оплатил клиент еще полгода назад, во что-то другое, а ты шлёшь им одно за другим письмо с претензией.

Нужно быть максимально прозрачным для клиента: не заплатили — пишите напрямую уточнить, что произошло. Помните: вы уникальны, а агентств много.

Правда, к примеру, вас могут выкинуть из тендера или размазать ваш бюджет по другим площадкам, но когда ты номер один, то это скорее вопрос к экспертизе агентства, а не к вам.

Совет: друзей держите близко, а врагов еще ближе.

Непонятки

Если ты делаешь инновационный продукт, всегда будут те, кто купит твои услуги просто потому, что… тут можно вписать любую причину, может, даже не очень объективную, это вы узнаете потом.

Идея такова, что купить-то у вас купили, но на берегу не договорились обо всём. Вы всё провели и радуетесь, какой клиент приятный и голову не вскрывает, а потом на отчёте выясняется, что они совсем не это хотели и вообще всё не так.

Это как кот в мешке — не всегда понятно, какой именно клиент таким будет, поэтому лучше 100 раз написать и 200 раз повторить, что и как работает и какой KPI будет.

Пересменок

Знаете, такой анекдот рассказывают про три конверта: «Приходит новый территориальный менеджер в фармкомпанию, и увольняющийся менеджер даёт ему три конверта. И говорит: "Открывай по мере необходимости". В общем, первый квартал подходит к концу, продажи не идут. Открывает наш герой конверт, а там написано: "Вали все на меня". Потом второй квартал проходит, опять все плохо. Открывает второй конверт: "Вали все на медпредов". Ну вот третий квартал подходит к концу, и открывается третий конверт, в котором написано "Вали отсюда"».

Мораль сей басни такова, что в фармкомпаниях нормальна ситуация смены любого состава компании. Люди, с которыми вы о чём-то договорились, начали проект и так далее, исчезают, и всем плевать на ваши планы и проекты. Круто будет, если вы получите оплату, так как ни концов, ни края никто не знает.

Вас будут долго и упорно игнорировать, требовать много дополнительных документов и много всего другого, если вы вдруг попали в такой переменок.

Могут прийти люди, которые будут против вашего проекта или услуг, а могут прийти ещё более лояльные, чем прошлые. В любом случае, работа снова начинается с нуля, так что презентация и обоснование, которые вы готовили полгода назад, сейчас вам очень пригодятся. Поэтому не удаляйте ничего.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Павел Сайк

Баян, это не только в фарме. Это везде так. Но список коротковат

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

В каждом домике свои гномики.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Sokolov

что-то Сажин исписался
на работе

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Бобков

Высокая зависимость от договоренностей и людей может говорить о слабых метриках, доказывающих эффективность проекта

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Нет, это может говорить о том, что клиент крупный. Любую даже самую пиздатую интеграцию всегда кто-то со стороны клиента курирует и это не значит, что о ней знают все. Даже если с вас ссут кипятком и показывают начальству, а те тоже ссут кипятком, то это может ускорить процесс, но не гарантирует, что всё не проебут. В конечном итоге всё спускают всегда на менеджеров и если менеджер идиот, то проект может спокойно встать и забыться. Ему потом, конечно, ввалят, но просранного времени никто не вернёт.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бобков

Согласен, но если проект имеет неопровержимые доказательства своей эффективности (например, генерит лиды/заказы за копейки относительно маржи), то идиота почти всегда можно перешагнуть. Но никаких гарантий ессно нет

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Да конечно нельзя, это же Россия и русский бизнес. Проект может хоть миллион рублей в сутки клиенту экономить и жизнь сделать беззаботной, но лично гендиректор не будет его вести и одним днём его не интегрируют, особенно если это связано с обучением персонала компании или с доработкой айти-систем. Ну а там в процессе сваливания на менеджеров, менеджеры затупят и всё в таком духе.

Я уже лично столько раз был свидетелем таких ситуаций, когда забывали не просто про проекты, которые "круты", но и про проекты, инициатором которых сам клиент и выступал. Ну то есть буквально клиент приходит и говорит, мол у нас тут очень важная задача, без вас её никак не решить, погнали делать. Начальство в восторге, все в восторге, а потом всё по той же схеме, что в моём предыдущем комментарии.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бобков

Все это понятно и очень знакомо. Я лишь хотел сказать, что если проект уже интегрирован, работает и приносит деньги (не показы, посмотры, клики, количество подписчиков и прочие метрики в вакууме), то выпилить его даже если

был уволен единственный компетентный

Весьма сложно, но возможно)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Это если он уже интегрирован и работает, тогда конечно никаких вопросов. В статье-то все кейсы рассмотрены с первого шага: прийти и интегрировать. После интеграции вообще на всё уже насрать.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бобков

В статье вроде не только про старт. У Сажина вроде рекламная модель, при которой надо защищать проект на всех этапах. И тем более, если человек меняется. И это абсолютно нормально

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

В итоге проекты стартуют, но не через условный месяц, а через 3 или 6, потому что на каком-то этапе кто-то каждый раз начинает тупить/заболевает/увольняется и каждый раз по-новой. Новый человек, новые вопросы, новые выяснения чего кто делает и что вообще происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

У меня даже в копилке случай есть, но я к сожалению не могу рассказать о нём публично. В двух словах: со стороны клиента был уволен единственный компетентный сотрудник, который в принципе разбирался в интеграции, которая происходила. В итоге интеграция встала буквально потому, что они там решили себе в коленку выстрелить)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

А чо не в RB?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Григорьев

В третьем конверте должно было быть «Готовь три конверта».

Ответить
Развернуть ветку
Виталя Кожемяка

Это прикол такой или у вас пробел плохо работает?)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Удивительно, но для услуг , ориентированных на возрастную категорию, газеты и проводное радио - очень хороший канал.

Сейчас у многих пенсионеров очень неплохие доходы, при этом высокая доля расходов на медицину.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда