{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кейс: как повысить продажи лицензионной музыки в праздники при помощи фримиум-модели Статьи редакции

Опыт музыкальной продакшн-библиотеки «Эволюция».

Дарья Лаупер, директор по развитию бизнеса музыкальной библиотеки «Эволюция»

Ежегодно спрос на продакшн-музыку возрастает в следующие периоды:

  • К началу эфирного сезона (август-сентябрь), когда обновляются эфирные промо и межпрограммные пакеты радиостанций и телеканалов.
  • В предновогоднее время (ноябрь-декабрь), когда идут новогодние и рождественские распродажи, и бренды проводят рекламные кампании, закупая для них музыку.
  • К гендерным праздникам (23 февраля, 8 марта, 14 февраля). Это также активное время рекламных и промокампаний у вещателей.

Как правило, в преддверие этих периодов мы предоставляем скидки на приобретение сборников, предлагаем промокоды, «секретные» или персональные скидки для подписчиков.

Также мы стараемся издавать новые релизы, следуя календарю спроса и предлагая определенную тематику. Например, сборники рождественских мелодий к Новому году; сеты музыки для трейлеров, кинофильмов и видеоигр – к крупным премьерам, премии Оскар или к сезону рекламных кампаний; диски романтических мелодий – ко Дню всех влюблённых и 8 марта и так далее.

Выпуск нового сборника – это серьёзный производственный процесс с существенными затратами на поиск музыкальных тем, написание треков и оформление договоров с авторами и исполнителями.

В этом году мы не планировали релиз свежего сборника к сезону гендерных праздников и хотели ограничиться предложением о скидке на уже существующий каталог. Но решили испытать другой подход и оценить, как в нашем сегменте бизнеса работает фримиум-модель.

Задачи

  1. Ознакомить потенциальных клиентов с продакшн-библиотекой и её музыкальным материалом.
  2. ​Привлечь новых клиентов. Не все, кто прослушивает демо-библиотеки, возвращаются за покупкой. Анализ показал, что чаще всего это вопрос цены: годовая подписка на полный сборник дисков с федеральной лицензией на пять лет стоит недёшево – 90 тысяч рублей без учета НДС.
  3. Актуализировать текущую базу подписчиков, получив обратную связь (так как срок стандартной лицензии пять лет, нередко за это время меняются юридические лица, контактные лица переходят в другие компании и так далее).
  4. Использовав фримиум-модель, получить возвратные подписки. Пожалуй, это главная цель, ведь по истечении бесплатной годовой подписки её необходимо продлить либо изменить географию вещания. Как правило, продлевать подписку возвращаются до 70% клиентов, которым мы предоставляем специальную цену со скидкой.
  5. Проанализировать спрос на продакшн-музыку в целом. Для нас важно было понять актуальную ёмкость спроса. Каждый год с учетом тотальной цифровизации меняются источники авторского контента и, соответственно, востребованность лицензионного продукта.
  6. Ещё раз напомнить о необходимости легального использования продакшн-музыки в России. Задача просветительская и некоммерческая, но всё же мы всегда о ней помним, создавая лицензионный продукт.

Процесс

  • Из нашего каталога, состоящего из 3 тысяч треков, мы выбрали одни из самых лучших произведений. Получилось 40 удачных коммерческих музыкальных тем (20 мужских и 20 женских), которые можно использовать в гендерных рекламных компаниях, эфирных промороликах и даже в корпоративных поздравлениях к празднику.​
  • Продумали фримиум-модель для нашего продукта. Решили бесплатно раздать подписку с оформлением лицензионного договора на один год (в отличие от стандартного срока на пять лет) на выбранной локальной территории: как правило, региональная подписка охватывает один любой город и область (федеральная, мировая и лицензия на интернет-вещание при этом остались платными).
  • Сверстали картинку с самым простым и минималистичным дизайном исключительно для продвижения в соцсетях.
  • Добавили цифровой сборник в онлайн-магазин. Никаких дополнительных трат на физические носители, печать дисков и полиграфию у нас не предусмотрено.
  • ​Смонтировали демоверсию сборника (двухминутную короткую нарезку всех треков). Этот этап был, пожалуй, самым длительным и творческим. В целом подготовка релиза заняла около недели.
  • Сформировали объявление на корпоративных страницах в Facebook, «ВКонтакте», Instagram и Google+. 10 февраля (то есть за пару недель до начала праздников) сделали публикацию для подписчиков и поделились ею на личных страницах, где в друзьях вся аффинитивная аудитория: радио- и ТВ-специалисты, маркетинг- и бренд-менеджеры, сотрудники рекламных агентств и продакшн-студий.

В первые сутки мы получили около 50 живых подписок. Потенциальный возврат составил 119 500 рублей (стоимость одного диска 2390 рублей х 50).

  • ​Через два дня сделали рассылку по существующим клиентам. Часть из них подписана на все сборники библиотеки, но большинство только на выборочные пакеты (от 1 до 15 сборников). После этого количество подписок перешло за сотню.
  • Через неделю разместили новость у информационных партнеров – радийных сервисов Radioportal и OnAir.
  • 21 февраля запустили промокампанию на Facebook на таргетированную аудиторию всего за 2700 рублей. К публикации приложили видео на основе деморолика.​

Результат

  • За время активности в Facebook (с 14 февраля по 13 марта) наряду с оплаченным охватом в 8900 человек мы получили органический рост на 32% к просмотру страницы и рост на 350% по вовлечённости к публикациям.
  • Реализовали 120 бесплатных подписок на сборник Gender Special, потенциальный возврат которых через год после окончания лицензии составляет 286 800 рублей (2390 рублей х 120). Разумеется, не все подписчики вернутся, но часть из них – обязательно. Исходя из опыта, мы ожидаем 60-70% возвратов.​
  • Продали семь коммерческих подписок на разные пакеты общей стоимостью больше 200 тысяч рублей, включая федеральные лицензии.
  • Около 80% заказов – это новые клиенты, которые давно хотели попробовать продукт, но отказывались по разным причинам (отсутствие бюджета либо пользование другими библиотеками или источниками).
  • Расширили географию аудитории. К нам пришли несколько клиентов из Белоруссии, Казахстана, Молдовы и Латвии.
  • По окончании акции разослали всем подписчикам Gender Special специальное предложение с дополнительной скидкой 15% на другие сборники библиотеки. Новые клиенты уже покупают другие диски, и мы рассчитываем на увеличение этих заказов.

Итог

Даже в нишевых b2b-продуктах фримиум-модель применима. Если у вас уже есть готовый продукт, то в определенно ограниченный срок его можно предоставить клиентам бесплатно. И с помощью ситуационного маркетинга сделать ставку на будущие приобретения.

0
5 комментариев
Артём Абаев

"Анализ показал, что чаще всего это вопрос цены: годовая подписка на полный сборник дисков с федеральной лицензией на пять лет стоит недёшево – 90 тысяч рублей без учета НДС."

Что вы называете федеральной лицензией?

Ответить
Развернуть ветку
Darya Louper

Артем, под федеральной лицензией подразумевается территория действия лицензионного договора, например, вся территория РФ (или Казахстана, Беларуси и т.д.)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Васильев

Кто-то покупает музыку? Торренты рулят.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

я покупаю, всю оптом на гуглмузыке, сервис)

Ответить
Развернуть ветку
Darya Louper

Александр, здесь речь идет о коммерческом использовании аудиотреков, для радио-, тв-вещания, интернет-размещения (вспомним даже youtube, который блокирует видео с использованием авторской музыки, на которую у автора ролика нет правоустанавливающих документов). То же самое с постановкой в эфир, например, рекламных роликов - без лицензионного договора есть риск претензионного общения с РАО и ВОИС, которые отстаивают интересы авторов.
А для личного пользования - конечно, и не только торренты рулят. Вы какую музыку НЕ покупаете?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда