{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Ошибка системы» Статьи редакции

Как United Airlines могла избежать крупных репутационных потерь после скандала с пассажиром.

Программный директор компании по организации бизнес-мероприятий InterForum Дмитрий Степанов предложил разобрать ошибки в действиях американской авиакомпании.

Дмитрий Степанов

Наверняка многие уже слышали об инциденте на рейсе 3411 United Airlines из Чикаго. Если это не так, то вот краткое описание ситуации: United Airlines решила снять с рейса четверых случайных пассажиров из-за нехватки посадочных мест для дополнительного персонала. Авиакомпания предлагала добровольцам компенсацию (сначала в $400, затем в $800), но никто не согласился покинуть борт самолёта.

Тогда представители авиакомпании выбрали четырех случайных пассажиров. К одному из них — 69-летнему доктору Дэвиду Дао — службе безопасности на борту пришлось применить силу. В результате пассажир получил травмы и был снят с рейса.

Но спустя десять минут пожилой мужчина вернулся обратно на борт в шоковом состоянии и с окровавленным лицом. Видео моментально попало в сеть, а затем и в эфир крупнейших телекомпаний.

#flythefriendlyskies @united no words. This poor man!!

Что известно сегодня

Акции авиакомпании потеряли на бирже $800 млн за два дня, но затем отыграли как минимум половину падения. Авиационное управление Чикаго расследует инцидент, а один из сотрудников службы безопасности отстранён от работы.

Социальные сети Вьетнама и США взорвались праведным гневом (доктор — этнический вьетнамец).

Оставим морально-этическую сторону этого происшествия прессе. Уверен, доктор (как и другие снятые с рейса пассажиры) получит хорошую компенсацию в обмен на отказ от иска. Вместо этого предлагаю разобрать ошибки, совершённые United Airlines, и попробовать извлечь из них урок.

Самый очевидный вывод: надо было предлагать больше денег. И неважно, насколько больше. Очевидно, что это проблема авиакомпании, а не пассажиров. Сопутствующий ущерб просто несопоставим.

Недостаточно оперативная реакция. Изначально United Airlines прокомментировала ситуацию крайне сдержанно. В заявлении для СМИ лишь говорилось, что авиакомпания приносит извинения за овербукинг и за то, что ей пришлось привлекать представителей правоохранительных органов, чтобы снять с борта пассажира, который отказался покидать салон добровольно.

Когда напор общественности и СМИ на авиакомпанию усилился, United посоветовала обратиться в полицию Чикаго. В полиции запрос переправили в городской департамент по авиации, а оттуда — в администрацию транспортной безопасности (TSA), которая обеспечивает безопасность в аэропортах. TSA ответили, что они тут ни при чём, и все вопросы нужно задавать полиции Чикаго.

Полиция опубликовала заявление, в котором говорится, что 69-летний пассажир «разозлился» в ответ на просьбу выйти, затем начал кричать, а когда его попытались вывести, «упал и ударился головой о подлокотник». «Мужчину доставили в госпиталь с травмами, не угрожающими его жизни», — отмечается в комментарии. При этом очевидцы сообщали, что мужчина вернулся на своё место.

@united @CNN @FoxNews @WHAS11 Man forcibly removed from plane somehow gets back on still bloody from being removed

Когда United Airlines поняли, что ситуация вышла из-под контроля, с комментариями выступил генеральный директор компании Оскар Муньос. Он заявил, что приносит извинения за «необходимость перераспределить» пассажиров, и пообещал связаться с мужчиной. Его тут же обвинили в неуважении к клиентам.

Вместо того, чтобы прокомментировать настоящую проблему — применение силы к пассажиру, Муньос извинился за причинение неудобств. И только 12 апреля, спустя три дня после инцидента, гендиректор сказал, что путешественник заслуживает извинений за то, как с ним обошлись, а случившееся назвал «ошибкой системы».

По его утверждению, авиакомпания не предоставила для менеджеров и других сотрудников правил, которые позволили бы им действовать, руководствуясь здравым смыслом.

В итоге официальные комментарии авиакомпании вышли с задержкой и не отвечали на главный вопрос: что, собственно, произошло на борту и имеет ли авиакомпания или служба безопасности право снимать с рейса людей, применяя силу без очевидных на то причин.

Скрытые последствия для корпоративной культуры. Имея опыт работы в сфере гражданской авиации, я могу констатировать, что нештатные ситуации и сбои происходят у каждой авиакомпаний. Главные отличия заключаются в скорости реагировании и внутренней мотивации сотрудников всех служб решить любую проблему оперативно и с минимальными потерями для пассажиров.

Подобная реакция демонстрирует чёткий сигнал всем сотрудникам United Airlines: комфорт пассажиров вторичен, главное — выполнять указания руководства, тогда вас прикроют, чем бы всё не закончилось.

Единственный выход из такой ситуации, на мой взгляд, — уволить всех сотрудников, причастных к инциденту, вплоть до топ-менеджеров. Только так авиакомпания сможет продемонстрировать всем, включая своих сотрудников, неприемлемость подобного отношения.

12 апреля генеральный директор американской авиакомпании Оскар Муньос заявил, что не будет покидать свой пост из-за скандала.

Что стоило сделать United на различных этапах развития событий:

  • Изначально предлагать большую компенсацию пассажирам. На определенной сумме желающие точно бы нашлись.

  • Реагировать в публичном пространстве оперативно и по существу. Не отправлять журналистов «по большому кругу», а взять контроль над ситуацией и её освещением в свои руки.

  • Предложить компенсацию пострадавшему пассажиру в обмен на совместное заявление о том, что он не имеет претензий и инцидент исчерпан.

  • Опубликовать в свободном доступе политику авиакомпании относительно причин и процедуры снятия пассажиров с рейса (или рассказать, где с ней можно ознакомиться). Это бы продемонстрировало открытость.

Справка для российских пассажиров

Авиакомпания виновата в случаях, если отмена рейса произошла по причине сбоя в расписании, экипаж не успевает подготовить борт до вылета, вам отказывают в регистрации по причине овербукинга или перевозчик не может привести объективные причины невыполнения своих обязательств.

В любом случае, если у вас есть билет и вы зарегистрированы на рейс, авиакомпания обязана предоставить альтернативу и возместить ожидание. Согласно законодательству РФ, за каждый час ожидания альтернативного рейса перевозчик обязуется выплатить компенсацию в размере 3% от цены авиабилета и 25% от МРОТ. Но максимальный размер штрафа не может составлять более половины цены авиабилета. Однако надо учитывать, что законодательство, регулирующее такие ситуации, в каждой стране своё.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Αндрей Κозлов

Ждите кейс "Как Д.Степанов пиарился на скандале с UA: охват, вовлечение, конверсия"))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гуков
Ошибка системы.

Оно и видно - фотка наползла на рейтинг.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Чернаткин

Это не первый скандал с Юнайтед. И ничего. Значит есть причина по которой отношение к пассажирам не важно для бизнеса. Может регулирование такое, что исключает конкуренцию, а может пассажирам настолько важна цена, что нет дела до уровня сервиса.
В общем, скорее всего ничего не изменится как и в прошлые разы. Через годик увидим еще один такой же новостной повод.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мостовой

"По его утверждению, авиакомпания не предоставила для менеджеров и других сотрудников правил, которые позволили бы им действовать, руководствуясь здравым смыслом."

Можно ли в здравом уме допустить искусственное насаждение здравого смысла?)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Stepanov

И тем не менее это цитата))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andy Avramenko

Это оказывается не правда:

The Department of Transportation limits the amount an airline can compensate passengers who are involuntarily bumped from a plane to a maximum of $1,350. There is no federal limit, however, on the amount an airline can offer volunteers to give up their seat.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andy Avramenko

В защиту United можно сказать, что большинство внутренних рейсов в США говно. Дорого и плохо, постоянные отмены и задержки.
И главное нет никакого желания что-то улучшить -- когда щас после случившегося возник вопрос регулировать овербукинг бедный СЕО дельты ринулся давать интервью, что это всё излишние меры и всё нормально..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andy Avramenko

Я JetBlue как-то летал - вроде неплохо...

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда