С нуля до MVP: почему проще не искать команду, а начинать одному

Основатель сервиса для журналистов и маркетологов по подбору тем для материалов IdeaWrite Александр Вашкевич поделился опытом разработки продукта в одиночку.

Хорошая команда работает быстро, четко и с пониманием дела. Но только в том случае, если у неё уже есть успешный опыт реализации проектов, а её участники вместе ели соль тоннами. Но что делать, если таких людей в ближайшем окружении нет? Стоит ли искать их где-то ещё, или проще взяться за дело в одиночку? Лично я выбрал последний вариант и не пожалел. Разберемся, почему.

Когда один лучше, чем двое

Конечно, не стоит отказываться от помощи, когда она уместна. Особенно если предлагают её люди, которым доверяешь и знаешь, что они скорее обидятся, если не позовешь их в дело, нежели начнут сомневаться «а стоит ли?».

Так уж вышло, что в моем близком окружении есть люди, которые могут помочь только на финальной стадии проекта: подготовить документы для регистрации бизнеса, вести налоговый учет. Но хорошего незанятого разработчика, способного написать бэкенд, или дизайнера-верстальщика, который создаст концепцию интерфейса и реализует её, не оказалось.

Не скажу, что отлично знаком с этими направлениями, но кое-какой опыт работы имею. Поэтому вместо того, чтобы собирать команду из плохо знакомых или неизвестных вовсе людей, решил начать дело самостоятельно. И вот к каким выводам пришел.

В гармонии с собой и своим графиком

Стартап – проект не только затратный по финансам и времени, но и сложный эмоционально. Постоянно приходится балансировать между состояниями «да я же чертов гений» и «как можно тратить столько сил на эту ерунду». Поэтому даже самому увлеченному человеку периодически нужен отдых.

Проблема в том, что «эмоциональные качели» у всех происходят в разное время, и пока один горит, другой может захотеть отдохнуть денек от всего этого. Страдать будут оба. Первый из-за того, что пока он работает, кто-то позволяет себе ничего не делать. На второго будет давить осознание того же факта: он отдыхает, пока другие заняты делом.

Есть и другая проблема. Если один из партнеров имеет много свободного времени и уделяет проекту 16 часов в день, а график другого более плотный и он работает по 7-8, то это тоже может привести к конфликту. В одиночестве же можно распределять свою загрузку как угодно, в любой момент позволять себе выключиться из проекта и никак не рефлексировать по этому поводу.

Никто не тормозит

Хотя бы примерно придерживаться плана разработки необходимо, иначе процесс растянется на месяцы, а то и годы. Для нового проекта это недопустимо. Как показывает практика, если проект не запускается в течение первых месяцев, то, скорее всего, он не запустится вовсе.

Работая в одиночестве, всегда можешь оценить силы, свободное время и примерно назначить дату запуска. К ней, конечно же, ничего не будет готово, но в целом установленные самому себе сроки обычно оказываются близкими к истине. Я в своем планировании ошибся примерно на неделю, что не так критично.

Команда, конечно же, может выпустить готовый к тестированию продукт быстрее. А может, и наоборот, затянуть сроки запуска ещё больше. Всегда найдется человек, у которого появятся срочные дела, и он переключился на них, забыв предупредить остальных. Хорошо, если он занимался не ключевым фронтом работ. А если дизайнил и верстал?

В итоге переделка и доработка проекта за отстающими и поиск людей им на замену может занять куда больше времени, чем если бы всё изначально делалось одним человеком и планировалось под такой тип работы.

Нет обязательств

И нет, речь идет не о деньгах. Скорее, наоборот, было бы приятно заработать на отличном проекте отличную сумму и разделить между всеми участниками. К сожалению, статистика показывает, что в 80% случаев вместо дележа куша приходится говорить «всё, ребята, расходимся».

Два-три неудачных старта вполне справедливо лишат веры в ваш предпринимательский успех даже самого уверенного партнера. Вряд ли он согласится принять участие в ещё одном деле.

Но если начинать работу самостоятельно, ни перед кем нет ответственности за успех мероприятия, и провал не так отпугнет других. Даже если окружающие в курсе неудач, они не принимали в них непосредственного участия. Воспринимаются такие события не так серьезно. И когда наконец получится нечто потенциально стоящее, не исключено, что кто-то из знакомых сам предложит помощь.

Нанимать – не вариант

Поиск подходящего специалиста на рынке труда может показаться поначалу отличной альтернативой. С ним не возникнет таких сложностей, как с кем-то из партнеров. График наемного сотрудника можно подстроить под свой ритм, фиксированная зарплата будет постоянно мотивировать делать работу хорошо, а в случае провала проекта не придется объяснять, почему так вышло.

Но на самом деле проблем куда больше, чем преимуществ. Во-первых, скорее всего, у вас пока что нет ни офиса, ни официальной регистрации бизнеса, ни возможности заключить хотя бы договор подряда с фрилансером. А значит, серьезную работу такому человеку поручить не выйдет.

Помощь с рутинными задачами тоже сомнительна. Иногда может получиться, что проще было сделать работу самому, чем искать для неё исполнителя. Личный опыт: в проект понадобился контент-менеджер, на один-два часа ежедневно. Поиск же сотрудника, который смог бы выполнять необходимую работу, занял почти три полных дня.

Один на то, чтобы составить тестовое задание, техническую инструкцию и разослать предложения нескольким кандидатам. Второй – проверить выполненную работу, убедиться, что никто с ней не справился, отписаться об этом кандидатам и найти новых. Третий – снова просмотреть результаты, отобрать одного неплохого контент-менеджера и обсудить с ним предстоящую работу.

Не факт, что на этом эпопея с поиском сотрудника закончится. В какой-то момент начинает казаться, что проще было самому сделать эту работу, и во многом это действительно так. Вот что думает по этому поводу единственный сотрудник инди-студии Atmos Games, чья игра после четырех лет разработки удостоилась премии The Game Awards 2015. Иногда единственный вариант не потерять изначальную концепцию проекта – «сжать зубы и сделать всё в одиночку».

Не всё так радужно

Разработка продукта в одиночку имеет много недостатков, и к ним надо быть готовым.

Продвижение будет идти медленно

На самом деле, не настолько, как может показаться на первый взгляд, но отставание от слаженной работы команды будет заметным. Ощущению неспешности способствует и то, что задачи придется решать поэтапно, поэтому их будет казаться больше, чем есть на самом деле: вроде уже сделал многое, но ещё больше предстоит.

Придется забыть, что такое еда и сон

Чтобы не отставать от намеченного графика, не сбить свой темп и настрой, придется интенсивно работать.

Цена неудачи выше

Переживать проблемы проще коллективом, когда понимаешь, что это не только твоя вина, а может и вовсе всё пошло не так из-за другого человека. При работе в одиночку придется честно сказать самому себе: «да, это я накосячил». Это сложно психологически.

Больший срок разработки и необходимость уделять много времени приводят и ко второму риску провала, вполне материальному. Когда нагрузка распределна между командой, можно где-то подзаработать в свободное время. Но даже если все силы уделять проекту, время до запуска невелико. Работая в одиночку, приходится просто «проедать» сбережения, и при этом достаточно долго.

Решение проблем занимает больше времени

Даже профессионалы не всегда выполняют все задачи гладко и с первого раза. Самостоятельная разработка осложняется тем, что знания в разных областях неодинаковы, и некоторые вещи будут вызывать затруднения. А спросить конкретного совета или попросить помощи не у кого.

Вывод

Хорошая команда всегда выпусти продукт более качественный, чем одинокий разработчик. Но найти и собрать подходящую команду может оказаться куда сложнее и дольше, чем сделать всё самому. Поэтому не стоит бояться начинать проект одному.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Денис Кулагин

Самая большая проблема "одиночек" в том, что когда вы пойдёте не туда, вам об этом никто не сможет сказать. И будет очень просто утонуть в болоте собственных иллюзий.

Другой вопрос, что если есть идея, которую можно реализовать за выходные — надо садиться и делать, а не собирать команду.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Шарапова

С командой точно такая же проблема - можно пойти не туда, причем с легкостью и гораздо быстрее. Иллюзии ведь не только собственные бывают, у любых людей их полно. Надо работать, пробывать все, смотреть на результат, если что не идет или идет, но плохо - менять, трансформировать и т.п)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Andy Avramenko

Мне кажется автор написал всё очень адекватно. Когда у тебя есть интересная идея, но ты не видишь вокруг людей, которые тебе могут помочь с реализацией, лучше начинать самому, чем идти на левые сайты / доски объявлений по поиску co-founder'ов.

Искуственно притаскивать малополезных людей, лишь потому что в Y Combinator'е (или комментаторы vc.ru) сказали, что крутые пацаны делают вдвоём-втроём обычно - глупо

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

У акселераторов, с которыми мне доводилось сталкиваться, наличие команды из минимум двух человек — обязательное требование. Хочешь не хочешь, а придётся человека искать.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Aleksey Lapunou

Это мнение человека получившего данный опыт и результат. Применять этот опыт или нет - дело личное...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andy Avramenko

Щас знаешь сколько таких талантливых с хорошими идеями, которым всего лишь нужен technical co-founder, который не будет задавать много вопросов и всё запилит? На западе уже все программеры ржут в голос)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Igor Kozlovsky

Может тогда и не стоит ничего начинать, если не умеешь сам руками работать и не можешь собрать тиму.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Александръ Вашкевичъ

Я ни разу не разработчик, по образованию и вовсе журналист. Как пилить? Курить мануалы, пробовать что-то сделать, материться, что ничего не получается, а затем пробовать дальше.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Станислав Саввиных

И много заработали, Александр? Ну там, лям рублей в месяц выходит хотя бы?

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Вашкевичъ

Конечно, гребу деньги лопатой. Особенно бесплатный доступ к сервису большой доход приносит.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Калин

model view p..fuck

Ответить
Развернуть ветку
Илья Бабин

Мысли в целом правильные, как по мне. Главное — не забывать, что после создания MVP вам все же понадобится команда.

Причем учиться управлять этими людьми времени уже не будет, к данному моменту желательно уже максимально освоить этот навык.

Ответить
Развернуть ветку
Айдар Бариев

Да, автор все правильно написал. "Не стоит бояться", "команда сделает продукт качественнее", "собрать подходящую команду может оказаться сложнее" - какая неожиданность.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Simankov

Вывод не верен. Без комментариев.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mitry Romanov

все, идем в самоволку

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кулев

Поспать бы, поесть... Но не заслужил. Накосячил.

Ответить
Развернуть ветку
Внимание к деталям

Александр, отличная колонка.
С мыслями солидарен. Нюансы тоже прям один в один.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Галиев

Странно, но статья собрала определенно рекорд тупых комментариев.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кузнецов

Интересно, что автор в описании своего проекта утверждает о наличии команды. Таки напрашивается вывод, что команда нужна. Ну или раздвоение личности как минимум. Цитата со страницы с описание проекта: "IdeaWrite – сервис для творческих людей, чья работа связана с созданием текстов. Проработав семь лет в медиабизнесе, мы поняли самое важное – без хорошей идеи контент не стоит ничего. Именно поэтому наша команда и создала IdeaWrite: он поможет придумать интересную тему для статьи, пресс-релиза или кейса."

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда