Много шума из ничего Статьи редакции

Почему остановилась «чатбот-революция»: мнение редактора блога The Ringer Виктора Люкерсона.

Виктор Люкерсон

Каждый год ИТ-сектору требуется новое дежурное слово, чтобы репортеры, инвесторы и разработчики слетались, словно мотыльки на digital-пламя. Словом 2016 года стало «боты».

Мыслители с Medium воспевали преимущества «разговорной коммерции». Гиганты из Кремниевой долины принялись вставлять ботов в свои мессенджеры. Большое количество журналистов (включая меня) пыталось спрогнозировать будущее, где все окажется под контролем ботов.

Издание TechCrunch и вовсе на полном серьезе опубликовало статью под заголовком «Открытие магазина ботов может стать самым важным запуском со времен App Store».

​С последней конференции для разработчиков Facebook F8, где увлеченность ботами достигла своего пика, прошел уже год. Оказалось, что приложения не устарели, общаться с живыми людьми по-прежнему интереснее, чем с компьютерами, и никто не хочет пользоваться мессенджером от Google Allo, пусть даже там используется искусственный интеллект. Получается, что нынешний мир выглядит во многом точно так же, как мир до начала «чатбот-революции».

​Когда на прошлогодней конференции F8 Facebook представил API для Messenger, у разработчиков внезапно появилась возможность за считанные минуты создать и запустить своего чатбота на базе многомиллионной платформы.

Тогда Марк Цукерберг говорил о том, как развитие искусственного интеллекта и обработки естественного языка откроет более интересное взаимодействие между ботами и людьми. «Нам кажется, что у вас должна быть возможность общаться с различными компаниями так же легко, как вы общаетесь с друзьям», — говорил он.

Тогда же в Messenger появились десятки тысяч ботов, но немногим удалось соответствовать «дружеским» стандартам общения. Во всяком случае, я бы не советовал вам дружить с тем, кто общается с вами также, как бот группы Maroon 5 разговаривает с моей коллегой по имени Кейт Книббс:

Диалог выше демонстрирует распространенную проблему среди ботов в Messenger — большинство представляет собой криво упакованные мобильные веб-страницы. В боте, который отвечает заскриптованными строчками после поиска по ключевым словам в своей базе данных нет ничего удивительного.

«От этой технологии ждали слишком многого, но сейчас она еще не готова. Она многообещающая, но чтобы она раскрыла свой потенциал, требуется проделать много работы. Сейчас боты — это разрекламированные поисковые системы», — уверен мобильный аналитик и руководитель консалтингового агентства Chetan Sharma Consulting Четан Шарма.

​По его мнению, нынешнее состояние ботов можно сравнить с Siri — помощником с искусственным интеллектом от Apple — на заре существования. Когда Siri только появилась, ее возможности были ограничены заскриптованными заданиями.

Со временем Siri научилась отвечать на более сложные запросы. Поэтому я думаю, что чатботы тоже будут эволюционировать и усложняться. Однако существует риск, что люди устанут от дешевых «поделок» и в будущем перестанут пользоваться технологией.

Представители Facebook понимают, что первое поколение ботов оставило пользователей неудовлетворенными. «Проблема была в том, что о технологии быстро заговорили — очень быстро. Те базовые функции, что были представлены во время запуска, оказались недостаточно хороши, чтобы заменить интерфейс традиционных приложений», — рассказывает руководитель Messenger Дэвид Маркус.

​Трудности с ботами возникают не только у Facebook. В 2016 году Google представил на конференции для разработчиков I/O мессенджер под названием Allo, который позволял общаться с персональным помощником Google Assistant.

По сравнению c ботами Facebook Messenger, возможности Allo были на порядок выше, но это не помогло приложению завоевать популярность пользователей. По данным App Annie, сейчас мессенджер от Google не входит даже в топ-400 самых популярных приложений и для iOS и для Android.

Несмотря на то, что ИТ-компании столкнулись с трудностями уже на раннем этапе, они, скорее всего, продолжат вкладывать ресурсы в чатботов. В апреле Facebook объявил о том, что будет использовать M — конкурента Siri — для рекомендации контента во время диалога между пользователями. Похожая функция уже реализована в Allo.

Однако к тому времени, как ИТ-компании представят нам ботов, с которыми можно будет нормально общаться, текстовый интерфейс уже устареет. Голосовые помощники без экранов, вроде Amazon Echo или Google Home, предлагают почти те же самые функции, что и боты, но вместо текстовых команд «понимают» голосовые.

Ходят слухи, что Apple и Microsoft разрабатывают конкурентов Echo, и будет удивительно, если в этой нише постепенно не появится и Facebook. «Физическое устройство с голосовым помощником — интересная вещь. Я не удивлюсь, если мы увидим более глубокую интеграцию этой технологии в экосистему Facebook», — рассуждает вице-президент исследовательской компании Gartner Брайан Блау

​В конце концов, ИТ-компании предложат пользователям разнообразные способы взаимодействия с искусственным интеллектом — с помощью мессенджеров, мобильных ассистентов или домашних помощников.

Но влияние ботов будет ощущаться постепенно, а не после появления одного растиражированного продукта, вокруг которого возникнет шумиха. «Мне кажется преждевременным продавать чатботов под лозунгами "Это продукт следующего поколения, который все перевернет" или "Он заменит все ваши приложения". Мне кажется, это будет полезный инструмент, но для этого потребуются годы», — заключает Шарма.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Александр Новиков

Ожидаемо. Раздули медийный пузырь, поверили в него, а теперь приходит отрезвление.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Кулагин

Ещё можно попросить мяукнуть)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Сафронов

А зачем у узкоспециализированного бота спрашивать чушь?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Потому что люди — не роботы. Им тупо бывает скучно иногда. И если бот закрывает этот кусочек спектра общения, большой плюс в карму разработчикам.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Скептичен по поводу обширного применения ботов (и считаю, что вокруг них много хайпа), но вот насчёт их широкого применения в поддержке для ответов на типовые вопросы (с "бесшовным" переключением на специалиста при необходимости) в ближайшем будущем не сомневаюсь.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Новиков

Сильно проще ткнуть пальцем в ссылку раздела "помощь", где уже собраны ответы на твои возможные вопросы, чем тыкать 30 раз по клавиатуре, набирая этот же вопрос боту. Неужели это было не очевидно? Ахаха

Ответить
Развернуть ветку
Михаилъ Зотовъ

Да лол, почему от сырой технологии все ожидают моментального профита и Достоевского в собеседниках?
Боты должны для начала успешно решать рутинные задачи - обеспечивать нормальную первую линию поддержки, например, хоть на кнопках, хоть на смешанно системе. Постепенно технология будет отточена, и придёт тихое светлое завтра.

Если ВНЕЗАПНО откуда-то возьмётся АИ, то он через сутки работы на какой-нибудь техподдержке уже захочет убивать всех человеков - а нечто похожее мы уже видели с Microsoft.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Тут чисто психологический фактор. Бот на произвольный запрос отвечать не умеет, а разработчики не смогли удерживать фокус разговора, чтобы пользователь не упирался в ситуацию, когда он не знает, что делать дальше, а бот его тупо не понимает. Такие тупики жутко раздражают и убивают ботовский UX в ноль.

Траектория движения в сторону второго поколения ботов понятна:
* либо сделать прорыв в понимании человеческого языка;
* либо на текущих технологиях научиться делать ботов, где пользователь не потеряется в процессе "общения".

Реальность как всегда окажется где-то посередине между этими двумя.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Макс Усачёв

Диалоговые боты еще не готовы, т.к. технология еще не созрела. А вот неплохие кнопочные боты, которые могу решать простые задачи, есть. Вот наш @splittybot в телеграме очень популярен среди пользователей, потому что не нужно устанавливать мобильное приложение чтобы решать бытовые задачи, и он интерфейсно удобен. Не нужно поднимать хайп вокруг этого, нужно просто делать простые и удобные утилиты, unix way.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда