Как российский предприниматель привлек $8 млн в южноазиатский проект Статьи редакции

Рассказ сооснователя сети бюджетных отелей Zen Rooms Никиты Семенова.

Никита Семенов, сооснователь Zen Rooms

К 24 годам Никита Семенов закончил Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и магистратуру во Франции. После магистратуры устроился аналитиком в банк HSBC в Лондоне и быстро уволился: «Мне не подошла такая работа, хотелось большего», — комментирует Семенов. Тогда он нашел компанию Rocket Internet и подал заявку на стажировку. Проходить стажировку его отправили в Джакарту.

Rocket Internet копирует западные сервисы для развивающихся рынков. Например, азиатский онлайн-магазин Lazada создан по модели Amazon.

В Rocket Internet Семенов отвечал за продажи в компании Lamudi — аналоге российского сервиса ЦИАН. По словам предпринимателя, он быстро разобрался в онлайн-маркетинге и структуре бизнеса.

Как пришла идея создать сеть отелей в Азии

Бизнес-модель Zen Rooms копирует уже существующий проект индийского предпринимателя Ритеша Агарвала Oyo rooms.

В 17 лет Агарвал запустил свой первый бизнес — платформу для брони бюджетных отелей и хостелов. Вскоре он понял, что не может обеспечить хороший сервис каждому путешественнику, потому что не контролирует качество комнат самостоятельно. Тогда Агарвал решил изменить концепцию своего сервиса.

В мае 2013 года предприниматель запустил проект Oyo rooms, который объединяет бюджетные отели и хостелы. Oyo rooms сотрудничает с бюджетным сегментом, потому что он не способен конкурировать с известными гостиничными сетями и платить комиссию крупным онлайн-системам бронирования отелей Booking.com и Agoda. Размер комиссии составляет 18-22% от стоимости каждого номера в сутки.

Oyo rooms берет на себя несколько комнат и организует в каждой одинаковый сервис: быстрый интернет, горячую воду, чистоту, — и ставит свой логотип на подушках.

К 2017 году Oyo rooms привлекла инвестиции на сумму $100 млн и расширила присутствие до 181 города в Индии.

В 2015 году, спустя полгода после начала работы в Rocket Internet, Семенову пришла в голову идея скопировать бизнес-модель сервиса и запустить его в Джакарте. Он подготовил презентацию для Rocket Internet, получил поддержку, нашел двух сооснователей и запустил проект. «Компания поощряет сотрудников открывать свой бизнес. Если у кого-то есть идея, он отправляет ее на рассмотрение в специальный комитет. Комитет даст шанс, если идея перспективная», — рассказывает Семенов.

С Джакарты Семенов решил начать, потому что рынок Индии и Индонезии похожи. В августе 2015 года сооснователи нашли пять отелей, где средняя стоимость комнаты за ночь составляла $10-15. Чтобы сохранить бюджетные цены для клиентов, выбирали отели без сайтов и с низкой стоимостью комнат.

Поскольку бизнес-модель сработала, Семенов решил увеличить масштаб и расширить количество отелей — для этого компания в 2015 году создала сайт и мобильное приложение.

«Нас никогда не обвиняли в копировании идеи Oyo rooms. Их уже пытались копировать в Индии, ни у кого не получилось», — вспоминает Семенов.

По словам Семенова, посевные инвестиции в размере $3,9 млн он получил в Asia Pacific Internet Group в ноябре 2015 года. В апреле 2017 года общий объем инвестиций составил $8 млн, из которых $4,1 млн пришлось на раунд серии А.

«В моей семье есть предприниматели. Наверное способность делать бизнес — это семейное», — делится Семенов. Его двоюродный брат Василий Русинов вошел в рейтинг предпринимателей до 30 лет Forbes 30 Under 30 по Юго-Восточной Азии. Его проект mClinica занимается тем, что предоставляет фармацевтическим компаниям статистику по купленным в аптеках лекарствам.

Команда

Партнеры Семенова — два предпринимателя: Нейтон Бублил и Кирен Танна. Бублил работал финансовым аналитиком в Deutsche Bank и консультировал Министерство внешней торговли Франции. Танна — сооснователь и бывший руководитель Foodpanda. «У меня не было опыта, только идея. Сооснователи старше и опытнее меня», — вспоминает предприниматель.

Танна работал в Rocket Internet и задумывался о том, чтобы копировать сервис, поэтому присоединился к Семенову. Руководители Rocket Internet нашли Бублила и предложили ему стать сооснователем проекта. Он согласился. «Мы друг друга не знали, но это не мешало. Rocket Internet объединяет людей, похожих по духу и профилю», — рассказывает Семенов.

Танна отвечает за управление продуктом и ИТ, Семенов — за продажи и операции, а Бублил — за отношения с инвесторами и юридические вопросы.

По словам предпринимателя, 60% топ-менеджмента Zen Rooms родом из России: операционный директор, руководитель CRM-системы, директор по коммуникациям и половина команды по развитию.

Команда Zen Rooms, фото из личного архива Никиты Семенова

Как работает Zen Rooms

Перед анонсом на сайте команда готовит отель: договаривается с ним о фиксированной сумме за ночь, берет несколько комнат и приводит их в порядок. Стандарты везде одинаковые: Zen Rooms проводит быстрый интернет, кондиционер, горячий душ, чистую кровать и брендирует комнату логотипом. Затем Семенов размещает отель на сайте Zen Rooms и продает бронирование с наценкой. Разницу между выплатой отелю и оплатой брони сервис забирает себе.

«Например, у отеля есть 100 комнат, 20 из них пустые. Тогда мы просим отдать нам в работу 20 комнат. У всего этажа будет имя Zen Rooms. За каждое бронирование мы, допустим, платим отелю 500 рублей, а продаем за 1000 рублей. Рейтинг у нас высокий, а цены низкие, потому что процессы оптимизированы», — рассказывает предприниматель.

Когда Zen Rooms управляет всем отелем, Семенов договаривается с владельцем работать по договору выполнения плана продаж. По словам предпринимателя, отелям выгодно работать по такой схеме, потому что за наполняемость отеля полностью отвечает Zen Rooms.

Иногда в отеле нет администратора и действует система самостоятельной регистрации. Гость приходит, регистрируется и заселяется.

Устройство для самостоятельной регистрации

Семенов говорит, что в отличие от больших гостиничных сетей, большинство гостей бронируют комнаты напрямую через сайт Zen Rooms, а не агрегатор.

«Мы ещё не прибыльны, но регулярно зарабатываем больше, чем расходуем на выплаты отелю, маркетинговые материалы и прочие операционные расходы», — рассказывает предприниматель.

География

По словам Семенова, главный рынок Zen Rooms — это Индонезия. После нее компания вышла в Филиппины, Сингапур, Таиланд, Шри-Ланку и Малайзию.

В Индонезии живет 264 млн человек, а ВВП страны в 2014 году составлял $889 млрд. Семенов предполагает, что Zen Rooms вырастет на этом рынке.

Схожая черта рынков Юго-Восточной Азии — развитый внутренний туризм. «Есть сложные рынки, например — Таиланд. Там больше развит международный туризм: люди едут Франции или из Германии, их нужно разделять по разным маркетинговым группам», — отмечает Семенов.

Южноазиатские отельеры не всегда могут обеспечить обещанный клиенту сервис. «Когда я приехал, то не понимал, как работает этот рынок. Позже заметил паттерны, которые действуют по всей Юго-Восточной Азии. У отелей одни и те же проблемы: сотрудники не знают, как почистить кондиционер, провести быстрый интернет и обучить персонал», — рассказывает предприниматель.

Задача Zen Rooms — обеспечить клиенту одинаковое качество сервиса в любой комнате вне зависимости от города. «В России отельеры более образованные, они знают, что если повысят качество номера, то заработают больше денег. В Индонезии не так. Они строят отель и думают, что он сам себя продаст и привлечет клиентов», — рассказывает Семенов.

Комната Zen Rooms

Планы развития

В апреле 2017 года две корейские компании SBI Investment Korea и Redbadge Pacific вложили в Zen Rooms $4,1 млн.

По словам предпринимателя, первый приоритет Zen Rooms — брать больше отелей в полное управление и увеличивать количество комнат в каждом отеле.

Вторая задача — расширить присутствие Zen Rooms в большем количестве городов. «Например, человек был в Маниле, остановился в Zen Rooms. Потом он летит в Джакарту и заселится у нас, потому что доверяет. Если в городе путешествия есть Zen Rooms, клиент пойдет туда, а если нет — мы его потеряем. Поэтому нужно подключать новые города», — рассказывает Семенов.

Третья задача — оптимизировать маркетинговую стратегию и повысить узнаваемость бренда.

По словам Семенова, у Zen Rooms большие цели на 2017 год: расширить присутствие в Индонезии с 12 до 20 городов, увеличить количество отелей в управлении с 70 до 120 и войти в топ-3 по среднему размеру комнат в Индонезии. «Сейчас мы топ-4», — делится предприниматель.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Zakhar Shatrov

По словам предпринимателя, 60% сотрудников Zen Rooms родом из Росси

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Solovyev

Читайте внимательней. 60 % не среди сотрудников, а среди топ-менеджмента.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Мiрошниченко

Ну ок, провели душ, воду, интернет, но обслуживанием номеров же занимаются владельцы отеля - как контролируется качество сервиса с их стороны, учитывая что "строят отель и думают, что он сам себя продаст и привлечет клиентов"?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Konstantin Zhivenkoff

Попробую погадать на биткоинах. Тайный покупатель.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Konstantin Zhivenkoff

размах зачетный, движуха прикольная, но вот что меня смущает:

1. Как тут уже правильно заметили: "Провели душ, воду, интернет, но обслуживанием номеров же занимаются владельцы отеля - как контролируется качество сервиса с их стороны, учитывая что "строят отель и думают, что он сам себя продаст и привлечет клиентов"?"

Давайте быть объективными. Если владелец отеля раздолбай, и если у него менеджмент криворукий, то от того что в комнатах хороший ремонт и быстрый интернет - ничего особо не изменится. Постояльцы оценивают сервис не по ремонту комнат, а по целому списку факторов. Ремонт, услуги, интерьер, экстерьер, расположение, работа ресепшена, работа уборщиц, и тд.

И если в комнате есть горячая вода и интернет, но на ресепшене сидят полуспящие девочки, которые регистрируют тебя в номер по 40 минут - то неважно совсем какой у тебя там ремонт в номере. Особенно, если уборщица его убирает раз в неделю.

И если владелец СВОИ комнаты через заднее место обслуживает, то не совсем понятно почему он будет обслуживать ЧУЖИЕ лучше чем свои. Особенно с учетом того что денег с них он получает меньше, ибо у него их выкупают оптом.

Живой пример - комната в коммуналке на 12 комнат. Да, вы можете жить в прекрасной комнате с ремонтом, но в коридоре, на кухне и в туалете - всегда будет трэш и угар.

Да, мы можем предположить что комнаты арендуются в отелях хорошего качества, а значит там хорошо организована вся вот эта вот движуха. Но тогда непонятно, зачем владельцу отдавать на откуп по дешевке свои комнаты, ибо нужно учитывать не только прибыль комнат, но и их износ и амортизацию.

Но даже если их не учитывать, то владельцу проще скинуть это все в букинг тот же самый, и горя не знать.

Непонятно, к слову. Кто все эти владельцы отелей, которые сдают в аренду этажи, вместо того чтобы самим зарабатывать на этих этажах? Ибо как мы уже выяснили, что если владелец совсем дурак, то у него и обслуживание аналогичное. А если не дурак, тогда это ему и не нужно совсем.

Ну да ладно, едем дальше.

2. Они там пишут, что их комиссия порядка 20% Если пошаманить над сайтом и посмотреть источники трафика, то вдруг окажется что трафик на него идет в том числе и с букинговых сайтов, но при этом цены на комнаты ниже(!) чем цены на комнаты в тех же отелях под управлением отелей.

О чем ент говорит? О том что берут оптом и делают минимально возможную наценку. Вопрос - что мешает сделать владельцу отеля так же? Ничего. Кроме того что надо платить налоги, содержать персонал и вот это вот все. А здесь вадельцы отелей поставлены в тупик. Прибыли от этих комнат они лишились, а персонал содержать нужно. Похоже на рабство, хотя могу и ошибаться.

Но все равно напоминает ситуацию с продажей 5ти тысячных купюр по 4 тысячи. Прибыли нет, но зато смотри какая движуха. С одним лишь отличием... Движуха сия приносит прибыль, хоть в рамках каждого из отелей и совсем небольшую.

3. Я не совсем понимаю... Вернее, я понимаю да, что 8млн уе вложены в перспективу, и при условии того что будет найден "правильный" инвестор, в минус можно работать лет 10, как амазон или заппос. Но простите, за 10 лет в отельном бизнесе, если покупать недвижимость в собственность, вы успеете отбить эти 8млн у.е. и еще заработать на росте недвижимости.

Как минимум будет актив, а не арендованные комнаты в чужих отелях, хозяева которых могут запросто все это скопировать, и точно так же привлекать юзеров с букинга, триваго, и кэшбэк сервисов (да, да - часть юзеров идут сейчас к ним с кэшбэк сервисов, а значит есть аффилиатская программа и тд.)

Что в итоге имеем?

Очень годная движуха. Договориться со 180ю отелями и прочими зданиями в Азии это риальне непросто. Молодцы.

Вполне понятное позиционирование. Круто.

Странные владельцы отелей, которые либо говно и непонятно как они блюдут чужие стандарты если не могут блюсти свои, либо у них все отлично но тогда непонятно зачем им нужен зенрум. Оттого сие напоминает "квартиры посуточно" но это не квартиры, а номера на базе отелей. Непонятно.

Инвесторов, которые инвестируют в бизнес, который не совсем понятно почему еще до сих пор не окупился. Как правило, годный отельный/хостельный сервис на базе арендованных площадей, с учетом дополнительных продаж, окупается за год. Самый прям вообще максимум - за два.

К слову, непонятно. Нервничаю.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Starcev

А где про 180 отелей? Он же говорит: "увеличить количество отелей в управлении с 70 до 120 "

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zhivenkoff

Где-то я напутал с количеством, наверное...

Но все равно это не меняет ничего в целом. Владельцы хороших мест размещения делают хорошо не только места размещения. Владельцы плохих мест размещения не будут поддерживать качества.

Выход только один, и он достаточно успешно реализовывается на практике - аренда зданий целиком. Но никак не этажей, и отдельных бангало.

Но у них в основном именно блок номеров в уже существующем здании. Зачем? Зачем мне сдавать блок номеров, если я могу сдать целиком весь отель и не иметь геморроя.

Я наверное не ошибусь, если скажу что такая модель должна неплохо по франшизе работать. Когда владелец здания покупает франшизу, и получает взамен поток клиентов поддерживая стандартизированное качество.

А сдавать 5 номеров из 10, когда клиенты из тех же источников идут... Непонятно...

Я в замешательстве.

Ответить
Развернуть ветку
Nik Semenov

Константин спасибо за комментарий, у нас 70 отелей как раз в полном управлении а не по системе комнат. По комнатам у нас 900 отелей и 5000 комнат.

В случае части комнат/этажа идея идеально подходит для собственников отелей так как заполняемость в среднем 40-70% и следовательно всегда есть поля для манёвра привлечь аудиторию, заинтересованную останавливаться только в сетевом отеле, где качественно гарантировано (Пример: азиатские семьи). При этом отель сохраняет свой бренд на другую аудиторию.

Если у Вас есть еще вопросы, с радостью отвечу на [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zhivenkoff

Как инвестора на свой отель найти расскажете? )) Или, может быть, взглянете на презентацию и направите на путь истинный?

Ответить
Развернуть ветку
Nik Semenov

Да пишите

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kirill Alekhin

За Индонезию, конечно, страшно. ВВП $88,9 млн при 264 млн жителей — это чуть больше 30 центов на человека В ГОД? ;)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

смотрите, у меня в руках пропосол - аэрозоль, на 90 процентов состоящий из чистого спирта (остальные добавки - глицерин и прополис). Этот баллон стоит в аптеке у дома 150 рублей, меньше 3х долларов. В нем 40 грамм спирта.

В то же время инноваторы из Штатов предлагают аэрозольный алкоголь в баллонах по 2грамма за 15-20 баксов.

Конечно, Штаты будут лидером по ВВП - одна Калифорния своей арендой за жилье уделывает ряд стран третьего мира. Но не надо считать ВВП универсальным измерителем уровня жизни.

Внутри страны, и это особенно характерно для некоторых стран Юго-Восточной Азии, даже небольшие суммы долларов обеспечивают несравнимо более высокий уровень жизни, чем, скажем, в Штатах.

До 2014 в Таиланде чувствовали себя богачами даже бездельники, получавшие максимум 500 долларов в месяц пассивного дохода от своих сайтов. Тру стори

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фатеев

Цифра неверна. У неё вроде как под 900 млрд. ВВП.

Ответить
Развернуть ветку
Фахреддин Мирзоев

Ещё один сказочник...

Они покупают трафик там же где букинг и другие сервисы и не могут платить комиссию? То есть 18-22 % от стоимости, у них порог рентабельности? через контекст лид дешевле и заказы через их сайт?

Это наверное можно корейским инвесторам рассказывать. Мы тут в Москве сидим голодные, знаем , что по чём )

P.s. Я у же не говорю про то, с чего должен отбиваться ремонт, быстрый интернет итд ИТП...

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Makarov

Насколько я знаю в этой модели собственник сам платит за улучшения: zen rooms только находит лучших поставщиков по наработанным связям. А трафик: у них цены самые дешёвые при высоком качестве. Отсюда и трафик как мне кажется...

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zhivenkoff

Посмотрите на трафик у них. Там источники все те же самые что и у обычного отеля. Букинг, Триваго, кэшбэк, и т.д.

Нет там никаих наработанных связей, полагаю.

Ответить
Развернуть ветку
Модный Дядя

«Мы ещё не прибыльны, но регулярно зарабатываем больше, чем расходуем на выплаты отелю, маркетинговые материалы и прочие операционные расходы» - это как?Почему тогда не прибыльны?Может я,конечно,мелко мыслю...но вложить 8млн.$ в ремонт и аренду чужих комнат и за 1.5 года не получить прибыли..При этом планировать дальше развивать сеть - гдеб таких инвесторов найти..

Ответить
Развернуть ветку
Nik Semenov

Чев, спасибо за комментарий. Мы работаем по фиксированной ставки со отелем за ночь. Цена продажи номера - ставка отелю - ваучеры на маркетинг >0. Остаётся ещё персонал и так далее. Как только уменьшим маркетинговый бюджет и займём нужную долю рынка, станем полностью прибыльными

Ответить
Развернуть ветку
Константин Северный

Коллеги, что если по аналогичной бизнес-модели создать сервис, например, Zen Foods - только в области доставки бюджетных обедов.

Партнеры: малобюджетные столовые находящийся в труднодоступных местах, без онлайн представительств и соответственно без услуг по доставке.

Клиенты: офисные и производственные сотрудники, вынужденные идти в ближайшие кафе(ценник выше), брать еду из дома, или голодать.

Фишка:
- подтягиваем качесво еды в столовых до единых стандартов (размер порции, вкус, ассортимент).
- формируем комплексные обеды.
- фасуем обеды в единую корпоративную упаковку под брендом Zen Foods.
- создаем онлайн каналы продаж.
- собственная служба доставки.
- стимулируем повторный покупки (конкурсы, призы, плюшки).

В городе 300тыс. жителей. Много производственных и офисных компаний. Служб доставки отвечающих за качество нет (простые посреднические схемы), собственые службы доставки при ресторанах (пиццы, суши) - это уже другой ценной сегмент, а старые добрые столовые работают по старинке "на пол Федора" - вот им бы я и помог увеличить мощность и, как следствие, прибыль.

Что скажете?))

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда