«Эффект от использования нейросетей выше, чем возможные риски» Статьи редакции

Вице-президент операционного блока и ИТ «Ренессанс страхование» Денис Быстров о повышении клиентского сервиса при помощи машинного обучения.

Российский страховой рынок во многих процессах и процедурах идет по пути банковского, но с опозданием, в том числе и в информационной сфере. С точки зрения технологий страхование представляет собой базу данных. Но в силу различных бизнес-приоритетов мало кто занимается использованием своих же больших данных.

Мы с 2008 года инвестировали в наши ИТ-платформы, в частности, в автоматизацию систем. Даже когда не имели возможности обрабатывать и анализировать данные, мы все равно их собирали. В какой-то момент мы поняли, насколько большим количеством информации о своих клиентах обладаем, и решили использовать этот потенциал для своего же развития.

Сегодня наша компания одной из первых на российском страховом рынке начинает использовать нейросети для решения своих бизнес-задач. Сейчас мы тестируем автоматизированные самообучающиеся системы для прогнозирования вероятности кросс-продаж страхования от несчастного случая и страхования имущества и в процессе пролонгации.

Например, мы предлагаем страховку для имущества в первую очередь клиентам, которые более склонны к покупке таких продуктов. Два классических, универсальных фактора в таких моделях — возраст и доход. Взрослые клиенты с дорогими автомобилями (то есть более высоким достатком) более склонны к покупке страховки для квартиры или дома, чем молодые люди с недорогим автомобилем.

Также сбор обратной связи от клиентов значительно улучшает работу модели: например, молодые люди чаще отказываются от подобных предложений. Новые модели проверяются постоянно — как на тестовых выборках, так и на реальных звонках клиентам.

Текущая версия модели тестируется последний месяц. При внедрении пришлось пересмотреть весь процесс продажи полиса. Основная проблема состоит в получении качественной обратной связи от клиента для последующей корректировки модели.

В ближайшей перспективе мы рассчитываем, что нейросети помогут нам в автоматизации принятия решений в управлении процессами, в распознавании фотографий, речи клиента, его ключевых слов, индивидуальных профилей в личных кабинетах при урегулировании страховых случаев.

Наиболее перспективные для нас направления с использованием нейросетей — обработка запросов в наш колл-центр, а также анализ оттока клиентов и способы их удержания. Дело в том, что такая деятельность позволяет сохранить клиента в высококонкурентном рынке и сформировать оптимальные условия обслуживания для всех сегментов.

Кроме того, с помощью методов классификации машинного обучения мы определили класс клиентов, лояльных нашей компании, и собираемся внедрить для них специальные скидки на наши страховые продукты. Мы исходим из того, что чем дольше человек застрахован в компании, тем выше его лояльность.

Мы разработали программу привилегий, которая направлена на повышение лояльности и увеличение уровня пролонгации. Например, клиент, который был застрахован в компании пять лет и не заявил ни одного убытка, имеет самую низкую цену на страховку на рынке для своего автомобиля, а также около десятка привилегий при возникновении страхового случая.

Все модели мы разрабатываем сами. Выбираем именно те, что в большей степени подходят под решение задач и показывают на тестовой выборке наилучший результат. Традиционно очень популярна в страховании логистическая регрессия. Конечно, при интеграции возникают сложности. Чаще всего из-за разнородности архитектурных систем.

Основные преимущества логистической регрессии в том, что она позволяет четко понять влияние каждого фактора на целевую переменную. Это обязательная составляющая моделирования. После формирования понимания взаимосвязей между переменными можно перейти к более сложному моделированию с помощью нейросетей, которые позволяют получить дополнительный эффект.

Помимо нейросетей мы тестируем и используем и другие методы машинного обучения. Например, метод опорных векторов, решающие деревья, сочетание различных моделей. В целом наша задача — найти лучший способ для органичной интеграции в образ жизни наших клиентов и повысить качество принятия решений на базе имеющихся данных.

Мы стремимся к тому, чтобы клиенту общение с нашей компанией доставляло удовольствие. Для этого мы должны максимально полно понимать его потребности и удовлетворять их, при этом желательно не требуя никаких усилий с его стороны.

Методы машинного обучения позволяют приблизиться к реализации этой цели. Мы работаем над оптимизацией предложений продуктов, наиболее подходящих клиенту, ускорением процессов обслуживания, формированием лояльности за счет поощрений и так далее. Направлений достаточно много, но не все они напрямую касаются нейросетей и машинного обучения.

Сегодня мы работаем только с входящим и сформированным запросом клиента. Нейросети позволяют лучше понять пользователя, предвосхитить его потребности. Ведь для страховой компании первостепенное — создать удобные и комфортные коммуникации с клиентом. Использование подобной технологии позволяет выстроить очень персонализированный и самонастраивающийся процесс.

Например, сейчас мы предлагаем текущим клиентам, которые потенциально могут застраховать свою недвижимость, наиболее оптимальные предложения. Информацию о наличии и типе дач и загородных домов можно уточнить через открытую часть профиля в социальной сети.

Для автоматизации поиска и формирования предложений используются нейросети. Часто клиенты указывают в открытой части профиля свои интересы. Ниже выборки увлечений наших клиентов, которым предлагается страхование загородного дома:

  • Рыбалка, дача, туризм, кухня.
  • Горные лыжи, фото и видео, дача.
  • Спорт, плавание, фитнес-зал, чтение книг, дача, цветы.
  • Отдых, сын, дочь, дача.
  • Автомобиль, дача, лес, рыбалка.
  • Походы, путешествия, вечеринки и грядки.

Интересно, что эти случайные клиенты, выбранные по слову «дача», старше 45 лет. Отклик по таким клиентам в разы выше, чем по клиентам с другими интересами. Например, с такими:

  • Водка, женщины.
  • Скоростная езда, танцы.
  • Кино, танцы, девушки.
  • Выпивка, отдых, веселье.

У таких клиентов возраст обычно меньше 30. Конечно, это крайние и очень простые примеры — модели могут учитывать намного более глубинные взаимосвязи.

Наиболее простой пример использования нейросетей: клиенты, которые задерживают на 30 дней подачу документов о страховом случае, с вероятностью на 25% ниже пролонгируют свой договор страхования. Поэтому мы несколько кастомизировали процесс и стали делать предложение заранее для того, чтобы удержать клиента. То есть теперь клиентам, задерживающим подачу документов, мы организуем автоматические напоминания.

Еще пример: при обработке информации о страховых случаях мы выявили большое влияние фактора задержки подачи документов. Это произошло при обучении нейросетей как с учетом фактора задержки, так и без него, и анализе результатов. Сейчас убытки клиентов, которые затянули с подачей полного пакета документов, рассматриваются при принятии решения о выплате значительно быстрее, что позволяет сократить время взаимодействия с компанией.

Повышенные ожидания людей положительно сказываются на желании сохранить взаимодействие с компанией. После внедрения нейросетей срок принятия решения в среднем сократился на три дня. На больших выборках это довольно значимое ускорение.

Мы разрабатываем нейросетевые кластеризаторы для счетов от лечебно-профилактических учреждений (а мы сотрудничаем с более чем четырьмя тысячами ЛПУ по всей стране) в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС). Такие классификаторы позволяют выявлять потенциально подозрительные счета на основе правил, заложенных по результатам анализа фрод-кейсов нашими медицинскими экспертами.

В ДМС достаточно часто бывает так, что врачи проводят «гипердиагностику» и назначают лишние процедуры, которые в свою очередь оплачивает страховая компания. Возникновение системных искажений в данных, которые могут создавать недобросовестные врачи, позволяет нейросетям отловить такие случаи.

Как показывает практика, значительным потенциалом выявления страхового мошенничества обладает интеллектуальный анализ графов. В нашей компании уже реализована система, анализирующая связанные убытки, чтобы затем направлять их на детальную проверку экспертам.

Подходов к анализу графов большое разнообразие, это позволяет посмотреть на проблему страхового мошенничества под разными углами. Такой способ автоматического выявления подозрительных убытков позволяет значительно сократить объем работы экспертов.

Например, в графе выявляют связанные между собой неслучайным образом убытки. Очень редко в реальной жизни может возникнуть ситуация, когда один и тот же человек фигурирует в трех убытках: как водитель, страхователь и собственник ТС. При этом убытки произошли в течение недели. Расследование таких связей позволяет выйти на мошенников.

Конечно, существует риск ошибок, так как могут использоваться данные с неявными зависимостями. Если на базе этого будут приняты неверные решения, они могут не повысить, а снизить эффективность. Как и любые технологии, нейросети требуют отладки. Но эффект от использования выше, чем возможные риски.

Главный плюс для страховой компании в использовании нейростей заключается в том, что автоматизированные самоообучаемые системы позволяют в онлайне обрабатывать огромные массивы данных и принимать оперативные максимально эффективные решения.

Сотрудник компании не удержит такое количество информации в своей голове. Нейросети снимают с продавцов сервисных подразделений задачу оперативно и точечно управлять ожиданиями и потребностями клиентов, автоматически анализируя эти данные.

Нейросети также влияют на бэк-офис: анализ фотографий и документов, сопоставление данных, возможность принятия решений без участия человека (на базе профиля, предыдущих обращений и так далее).

Уже сейчас мы видим первые результаты в наших центрах обслуживания клиентов: продажи появились в тех городах, где их раньше не было. В рамках тестирования кросс-продаж мы ожидаем 15% прирост к текущему уровню.

Но важно понимать, что нейросети — это не просто калькулятор. Они реально способны подобрать оптимальный продукт и процесс для каждого клиента. И чем больше мы знаем о клиенте, тем более комфортное, выгодное и эффективное взаимодействие у нас с ним получится.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Vasilev Evgenii

Складывается ощущение что вы используете стандартные модели машинного обучения, но решили на волне хайпа назвать все это нейронными сетями.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фатеев

Однозначно. Я бы даже назвал это обычными алгоритмами, но ни как не нейронными сетями.

Ответить
Развернуть ветку
noonv

Это нейросетевое бинго. Главное побольше упомянуть использование сеток.

Ответить
Развернуть ветку
Фрэнк Шихалиев

:-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мостовой

Это связанные понятия

Ответить
Развернуть ветку
Фрэнк Шихалиев

Да, мы исходим из этого.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

может это у них настраиваемые опции машинного обучения. сегодня вот максимизируют удовольствие клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Smirnov

если заменить слово "нейросети" на "машинное обучение", то бомбить от статьи будет меньше. в целом приятно, что поделились, но хотелось бы больше глубины, что ли

Ответить
Развернуть ветку
Фрэнк Шихалиев

Вячеслав, планируем в будущем выпускать больше материалов, так сказать вместе с развитием рынка. Часть вещей пока не можем упоминать.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда