Мнения издателей, журналистов и блогеров о платформе «Яндекс.Дзен» для изданий

Что думают российские представители медиаиндустрии о новых возможностях для публикации и монетизации контента.

Компания «Яндекс» на конференции YaC представила платформу для интернет-изданий, брендов и авторов, которые хотят публиковаться в ленте сервиса рекомендаций статей «Яндекс.Дзен».

Сервис позволяет всем желающим создать свой канал или издание в «Дзене» и публиковать в нём свои материалы, созданные во встроенном редакторе.

Разработчики обещают, что «Дзен» позволит изданиям монетизировать свой контент и получать переходы на свои сайты.

С одной стороны, кажется, что это очередной рекомендательный сервис и Instagram Stories, с другой — для нас это новый канал дистрибуции, а, значит, новые возможности и новая аудитория. Так что мы точно попробуем.

Радует, что «Дзен» дает возможность паблишерам внутри своей платформы использовать нашу рекламную сетку на некоторых материалах — тем самым мы увеличим свой рекламный инвентарь.

Плюс думают в сторону платного контента, а для нас этот способ монетизации тоже важен.

Но вопрос вызывает направленность контента. Не превратится ли это все в помойку про «5 способов чистить огурцы».

Лена Кирюшина, digital-директор «Ведомостей»

Средства доставки контента сильно изменились за последние годы. Достаточно сказать, что самый популярный источник новостей для пользователей в России – это агрегатор «Яндекс.Новости», а не отдельные СМИ.

В какой-то момент вперед выходили социальные сети со всеми вытекающими проблемами: сильное засорение неважной и ненужной информацией. Также они ограничивали информационную картину.

Сейчас в бой идут рекомендательные системы. Идея встроить в браузер так или иначе формируемый информационный поток не новая, но очень правильная. Она минимизирует количество посредников между пользователем и контентом, которым, в своем роде, является и сайт.

«Дзен» успел стать эффективным каналом для паблишеров, из которого они получают весомые объемы аудитории. Речь идет о сотнях тысяч пользователей ежедневно. Но чем эффективнее канал, тем больше желающих паразитировать на нем, стараясь обмануть алгоритмы и «взломать» систему.

Мы в «Дзене» с весны 2016 года, но полностью эффект прочувствовали летом. Насколько я знаю, примерно такая же ситуация у других паблишеров, которые успели подключиться к сервису одними из первых.

Кирилл Чистов, менеджер проекта 7days (издает журналы «Семь дней», «Караван историй»)

Для нас там трафика нет, как и для любого сложного контента, потому что он отсекается по умолчанию. Единственный способ — усиленное «ручное» продвижение материалов. Но тогда не надо «загонять» про вот эти сверхумные алгоритмы.

​Мы отдаем в «Дзен» все материалы. При посещаемости в 1,2 млн уникальных пользователей в месяц мы получаем от «Дзена» две тысячи переходов. Возможны два варианта: пользователям сервиса не интересна наука или как-то не так работают алгоритмы «Дзена». Теперь мне предлагают размещать контент прямо на этой площадке.

Возможно, ситуация кардинально изменится. И неожиданно из «Дзена» пойдет целевая аудитория. Пока к этому особенных предпосылок я не вижу. Хотя только за сегодня из «Яндекс.Дзена» пришло столько же, сколько примерно за месяц.

Андрей Коняев, главный редактор N+1

В 2017 году все сервисы и социальные сети вдруг решили, что издания захотят делать контент только у них, а читателям нужно еще одно место для его потребления.

При этом ни Medium, ни Instant Articles в Facebook, ни вики-страницы «ВКонтакте», ни даже Telegram-каналы не представляют собой нормальный работающий инструмент.

Платформы, которая могла бы заменить сайт полностью, еще нет. Соцсети с каждым годом все сильнее замыкают кольцо вокруг пользователя, и изданиям все сложнее вытащить оттуда трафик.

Несмотря на все это, «Яндекс» зачем-то представил сервис «для трафика», нисколько не мотивирующий им пользоваться — потому что трафик, как мы все понимаем, есть только у желтизны, терактов и убийств. И «Дзен» будет еще одной помойкой со статьями вроде «10 стильных советов от Мелании Трамп».

Медиа вроде N+1 или блог-клон нашего канала о журналистике ничего не получат.​

Для пользователя «Дзен» может быть хорошей штукой, которая подбирает контент под его интересы. И желание «Яндекса» заманить в себя побольше медиа, в том числе узкоспециализированных, обусловлено заботой о себе как о платформе и заботой о пользователе.

Но плюсов для издателя я пока не вижу вообще. Нет ни одной причины прийти туда и начать бешено создавать статьи.

Александра Жуковская, редактор журнала «Журналист», автор Telegram-канала «Журналистика»

​Пока большинство крупных СМИ и блогеров не проанализировали несколько месяцев работы с платформой, делать окончательные выводы трудно, но прямо сейчас «Яндекс.Дзен» кажется интересным инструментом и для крупных паблишеров, и для нишевых изданий, и для небольших блогов.

Первые найдут ещё больше трафика, вторые — действительно заинтересованную в теме аудиторию, третьи — поддержку качественного контента.И если говорить об эффективности монетизации пока совсем рано (хотя тут у «Яндекса» в силу размеров шансов значительно больше, чем у недавно замороженного uPages), то в том, что «Дзен» может приводить трафик, сомнений почти нет. Те, что были, вроде отпали.

Медиапроекты, с которыми я сейчас активно работаю, либо уже довольны «Дзеном», либо полны надежд и подключаются к нему.

Издание Medialeaks, которое подключено к «Дзену» с осени 2016 года, довольно и качеством трафика, и количественными показателями, отмечая лишь чуть больший возраст аудитории в сравнении с ядром проекта.

Журнал для коллекционеров и любителей «Часовой Алфавит» видит потенциал в поиске нишевой аудитории: выход на неё через алгоритмы «Яндекса», а не те же рекламные инструменты Facebook кажется отличной возможностью для роста в пределах ниши, без размытия ядра или крупных трат.

Рассылку «Интересные статьи» я сегодня подключил к «Дзену», как только добрался до ноутбука. Понимая разницу в формате — подборки контента внутри подборок контента смотрятся не лучшим образом, я надеюсь выйти на новую аудиторию и отложить создание расширений рассылки для браузеров.

Думаю, для каналов и блогов, которые меньше связаны с курированием контента, «Дзен» подходит ещё лучше. Главный риск для «Дзена» — не справиться с курированием источников контента, добавив лишь крупных паблишеров или, напротив, захламив ленту сомнительными блогами, не подстроив под такой рост источников алгоритмы.

Впрочем, эти опасения весьма гипотетические: само наличие программы поддержки авторов контента с фондом в $1 млн на год даёт понять, что к работе с «Дзеном», как блог-платформой «Яндекс» подходит серьёзно.

Михаил Кафанов, медиаконсультант, создатель рассылки «Интересные статьи»

​Я думаю, что более-менее крупные медиа видят в этой платформе еще одного троянского коня, который предлагает им сдавать их контент в обмен на внимание аудитории «Яндекса».

Согласятся они на такую сделку или нет — покажет время, так что перспективы пока туманны. Безусловно, шансы на успех у «Дзена» есть — похожий трюк с паблишерами уже проворачивают Facebook с Instant Articles, Telegram с Instant View и Telegraph.

А вот для блогеров «Яндекс.Дзен» может стать очень интересной платформой. Простота, удобство создания и публикации контента плюс доступ к массовой аудитории. И безусловно важно, что уже есть ответ на главный вопрос — где деньги. Для полноценного блога не хватает, кажется, только одного — комментариев.

Алексей Пономарь, издатель Lifehacker.ru

​Я пойду легким путем и примкну ко мнению Эвана Уильямса, который говорит, что открытый интернет с рекламной монетизацией (а в данном предложении и гранты, и рекламные технологии) ни к чему хорошему не приведет.

«Яндекс» представил платформу, которую от него многие ожидали после анонса «Турбо-страниц». На мой взгляд, здесь собраны все ошибки, с которыми большинство медиа уже сталкивались. Невозможно играть на двух рынках сразу: привлекать контент к себе и раздавать трафик.

«Дзен» прошлым летом проявил себя как неплохой трафикогенератор, а сейчас представил свой редактор. И непонятно, что для компании важнее.

Открывать свою платформу, раздавать гранты и предоставлять возможность монетизации внутренних страниц – все это говорит о внутренних приоритетах.

«Дзен» как экспериментальная платформа, наряду с Instant Articles и AMP, которые доступны на нашем рынке, надеюсь, будет воспринята аудиторией.

Даниль Хасаншин, генеральный директор ИД «Комитет»
0
41 комментарий
Написать комментарий...
Денис Селезнёв

Кинул статейку в дзен в 16.00, результат на лицо! Трафика море ;)

PS лайк тоже от меня.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Там есть модерация контента (т.е. вероятно еще ваша статья не прошла её) + система рекомендаций не сразу подхватывает новые статьи. Подождите пару дней, думаю, тогда будет понятнее.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Timokhin

Подождать пару дней - то что нужно для новостей, полезный сервис

Ответить
Развернуть ветку
Денис Селезнёв

Посмотрим, окей

Ответить
Развернуть ветку
color
Подождите пару дней

Мда...

Ответить
Развернуть ветку
Денис Селезнёв

Вот результаты :)

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

Добрый день!
Для анализа только что созданной публикации, добавления тематики и других параметров для последующей рекомендации нашему алгоритму нужно время. Это, конечно, не пара дней, но пара часов бывает. Мы будем стараться сокращать время обработки к минимуму.

С лайками и дизлайками вчера, к сожалению, была проблема. Мы её уже устранили, новые лайки должны записываться нормально. Старые уже не вернуть, к сожалению.

Кроме того, нужно понимать, что в Дзене кнопки «палец вверх» и «палец вниз» означают «больше такого» и «меньше такого» — это не те же лайки и дизлайки, что в Facebook или Youtube, например. Эти счётчики видны только вам, а не читателям ленты рекомендаций. На старте наш алгоритм рекомендаций может не совсем точно определять ту ЦА, которой будет интересна ваша публикация, поэтому пользователь может нажать «показывать меньше такого» прямо из ленты, не заходя в публикацию.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Solovyev

Так в этом и проблема. Пользователи ведь этого не знают. Они думают - ну не понравилась мне статья - поставлю дизлайк (как в ютубе). Он думает что просто высказал своё мнение о том, о чём написано в статье. А на деле просто понизил охват следующего поста этого же канала на эту же тематику.

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

В первую очередь на охват вашей публикации влияют не лайки и дизлайки, а попадание её тематики, определённой ИИ, в интересы каждого конкретного пользователя. А лайки и дизлайки в первую очередь влияют на ленту именно конкретного одного пользователя, и сильно опосредованно — на общие охваты.

Ответить
Развернуть ветку
наташа морозова

Родион, скажите, а есть ли оптимальная цифра для публикаций в день/час? Чтобы не уйти в забвение, но и не показаться вашему роботу спамером. И второй момент - имеет ли значение время заметки? Скажем, равные ли шансы зайти у новости, опубликованной ночью, и дневной?

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

Нет. Главное - чтобы плоды вашего труда были интересны пользователям. Все остальное не имеет значения :)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Solovyev

Родион, подскажите ещё, а влияет ли на популярность новых постов, просмотры предыдущих материалов, а также общий срок жизни канала?

Вот допустим... набирают мои статьи... ну к примеру по 5 тыс просмотров каждая. Дзен как-то учитывает это при выходе и продвижении следующих? Или ему пофиг сколько у меня раньше было постов, сколько просмотров они набирали и сколько вообще месяцев (или лет) моему каналу, он всё равно будет меня рекомендовать одному и тому же числу читателей, и больше 5 тыс. просмотров я вряд ли наберу?

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

Если коротко: и да, и нет.
На ранжирование влияет очень много факторов. В первую очередь, конечно же, — совпадение тематики публикации, определённой ИИ, с вкусами каждого конкретного пользователя, взятыми из Крипты. Чем больше публикаций в канале, тем больше данных у Матрикснета для анализа. Чем больше лайков у публикаций, тем лучше ИИ понимает, что определённой ЦА может понравиться ваша публикация, а то и весь канал. Просмотры тоже влияют, но не так как лайки. Влияет всё :) Анализируемых критериев — масса.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Solovyev

А ещё такой вопрос... Каналы на дзене индексируются Яндексом?

Я это к тому, что реально ли получать ещё и поисковый трафик помимо того что приводит сам дзен?

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

На данный момент индексация не происходит. В будущем вернёмся к этому вопросу ещё раз :)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Solovyev

Блин это очень плохо. Получается любой админ может своровать статью из моего блога к себе на сайт, Яндекс тут же его проиндексирует, и потом как первоисточник будет показывать именно его сайт а не мой блог. Хреново...

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

Это действительно важно. Мы подумаем, как такого не допустить.

Ответить
Развернуть ветку
наташа морозова

Спасибо за ответ:)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Селезнёв

О, там дизлайк! Значит мой не засчитался

Ответить
Развернуть ветку
Filipp Lyakh

Забавно было когда первый выступающий на яндексовой конфе долго рассказывал про то как дзен весь такой подстраивается под пользователя, алгоритмы, машинное обучение, персонализация, биг дата, а второй "покупайте места в нашем дзене".
Я вижу здесь подвох - либо там будет то что действительно интересно пользователю, либо то, за что заплатили партнеры (видимо второе).

С год назад я включал его у себя и это была адовая смесь из местных популярных новостей из рубрики "криминал" и говно-статей про жизнь звезд, как раз которыми занимается вышеупомянутый проект "семь дней". В общем включил поскорее.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

У Дзена нет подписки и чего-то подобного, нет способа ему что-то "заплатить". Если контент годный, то это Дзен платит авторам.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Rodion Danilov

В Дзене нет возможности платного продвижения. Все рекомендации строятся исключительно на знании интересов пользователя и анализе (разметке) публикаций искусственным интеллектом.
Просто мы верим, что есть достаточно много авторов, у которых нет площадки для публикаций, и которым мы можем сделать удобство в том плане, что им не потребуется заниматься ещё и продвижением своих материалов, благодаря нашему искусственному интеллекту.
Большим же изданиям совсем не обязательно делать публикации на нашей платформе. Они могут просто подключить RSS своего сайта и получать профит в виде возросшего трафика на свой же сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

В Дзене нет никакой возможности платного продвижения.
Попробуйте Дзен ещё раз — за год мы сильно улучшили рекомендательные алгоритмы.

Ответить
Развернуть ветку
Filipp Lyakh

Ну вот смотрите, я включил дзен, отметил издания которые мне были бы интересны и он мне только их и показывает (ну может изредка еще навального почему-то кидает, которого я не отмечал). Да, треша как в прошлом году нету, но и ничего нового он мне не дает (а я пользуюсь я.браузером как основным рабочим уже года три). Ну и да, подсовывает статьи, которые я уже прочел и прочел как раз из я.браузера.

То есть я понял что с ним можно собрать личный фид (из предустановленных источников, ага), но от искусственного интеллекта ожидаешь чего-то большего.

Ответить
Развернуть ветку
инкредибл скилл.

Конференции не смотрел, зашел вчера в апп стор дай думаю скачаю апликуху Дзен, сначала ее не нашел, потому понял что она встроена в Я.Браузер. Ну фиг с ним, скачал браузер, выбрал там чего-то и увидел просто кашу из статей (не новых, я уже читал их ранее). Вот пожалуй и рецензия.

Ответить
Развернуть ветку
Mitry Romanov

Куда жать, чтобы войти в редактор Дзена?

Ответить
Развернуть ветку
Mrykin Pavel
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Руслан Гараев

Забавно, даже какие-то просмотры есть. Особенно радует активность в дизлайках.

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

Лайки и дизлайки в Дзене — это не совсем то же самое, что на Facebook или Youtube. У нас это «покажи мне больше такого» или «меньше такого». На старте наш алгоритм, возможно, иногда не совсем точно определяет ЦА для тех публикаций, что вы создали, поэтому пользвоатели удаляют публикацию из своей ленты, корректируя именно свою персональную выдачу рекомендаций и наше представление об интересах конкретного пользователя. Лайки и дизлайки не видны потребителю рекомендаций.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Прошло несколько суток как добавил пару материалов в сервис.
Тишина. Просмотров нет.
Написал менеджерам - ответили потерпите несколько часов... Когда начнутся эти несколько часов тоже не понятно(
Спросил как подключить RSS тоже тишина.
Люди, вы вообще работаете?

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

Подскажите ссылку на свой канал, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

Расскажите как подключить rss?

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

Это можно сделать через службу поддержки: https://yandex.ru/support/zen/publishers/publication.html#rss-on
Визуально подключение RSS к каналу пока видно не будет, но система будет учитывать переходы на сайт подключённого сайта, накапливая тем самым информацию про ваш канал, создавай профиль тематики для улучшения рекомендаций.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Морозов

Дзен как трешем был, так и остался, там даже один из выступающих говорил, что ему потребовалось достаточно долгое время, чтобы дзен стал выдавать хоть что-то ревалентное. Подсказки Гугл тот же треш, только там наверное чуть-чуть ​получше из-за того, что гугл браузер немного больше распространен, а он тоже хорошо статистику собирает, особенно если подключен к около учетке.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Морозов

*гугл учетке

Ответить
Развернуть ветку
Mitry Romanov

у гугла есть еще Гугуль Now - который аналог Дзена

Ответить
Развернуть ветку
Антон Морозов

я про него и говорю, сейчас это похоже называется "подсказки", по крайней мере в шторке иногда появляется уведомление с погодой и количеством "подсказок", открываешь, а там ..... поэтому в 90% времени все это отключено. А браузер у янддекса достойный, пусть тупой медленный и постоянно в нем падают странички, но (для меня) удобнее чем файрфокс, отключаемые новости в отличии от оперы, ucweb и прочих

Ответить
Развернуть ветку
Нина Курбатова

Больше всего меня интересуют бренды. Где они будут показываться и как их будут находить. Сегодня добавила несколько изданий себе в список, но не увидела ни одного бренда. Они появятся позже? А еще, я полистала ленту с разными новостями, а потом захотела еще парочку изданий добавить себе в список в список, но.... я не нашла вообще никаких кнопок. А что если я разлюблю кого - нибудь читать и захочу убрать это издания из своего списка? Где смотреть свои лайки и дизлайки тоже не понятно. Нигде?

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Danilov

Добрый день! Пока что редактировать любимые и нелюбимые источники, к сожалению, можно не через все «клиенты», где присутствует сервис. Можно зайти на https://zen.yandex.ru под своим логином с мобильного телефона, и там в настройках сервиса найти соответствующие пункты для редактирования списков. https://yandex.ru/support/zen/clients/android.html#channel-lists

Ответить
Развернуть ветку
Jericho Ulman

Не читать*, oh god

Ответить
Развернуть ветку
Jericho Ulman

Благодаря Дзен я вообще узнал о ненужных перепечатывающих новости akket, о шизоидных яблодрочерах macdigger и прочих

Большое спасибо, поблевал

Я уверен, что помимо перехвата трафика (бабла), Яндекс неплохо вбросил на главную контекстно юзеру страничечку что-то отвлекающее от "поломанных новостных аггрегаторов" топа. Well done

Думаю, это последний год, когда я его использую и скоро съеду с него, как это было при решении мой проблемы "переезда на другие (условно) бесплатные источники аудио контента", свалив полностью из социалочек, в частности, вконташля, на YouTube (у меня безлимитный трафик). Пока что слабо получается, Google now настраивал - риторика ресурсов не понравилась, euro news протухли лет как 5 и так далее. Я даже виджет погоды запилил на S8, чтобы больше мерзкий Яндекс не чесать

Дзен "однозначно определяет вкусы аудитории РФ, а также стиль вещания, включая уважение к читателю (подача, факт чекинг и прочее)", да причём настолько хорошо, что лично меня количество дерьма на главной стало бесконечно мотивировать съехать как можно быстрее

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда