{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Экзотические способы защиты от коррозии: что собой представляют, какие у них плюсы и минусы

Борьба с коррозией – дело не только важное и трудное, но и творческое. Поэтому предлагаем сегодня отвлечься от серьезных рассуждений и почитать немного про экзотические способы обезопасить металл от вездесущей ржавчины – как исторические, так и современные.

Пожалуй, больше всего разных «необычностей» можно повстречать, если обратиться к такой теме, как коррозия автомобилей. Оно и понятно: с необходимостью обезопасить от рыжего налета мост или корабль рядовой гражданин вряд ли столкнется, а вот машина у него, скорее всего, имеется – значит, имеется и проблема коррозии, которую нужно как-то решать. Как?

«ХВОСТЫ» И «ЖЕРТВЕННИКИ»

А, например, заплатками. И нет, это не шутка: какое-то время назад в ходу были специальные металлические накладки («жертвенные аноды»), которые лепились на кузов и якобы предохраняли его от электрохимической коррозии. По какому принципу они работали? Вспоминаем теорию: электрохимическая коррозия развивается тогда, когда металл находится под воздействием среды, хорошо проводящей электричество. Такой средой может быть, например, конденсат, дождевая вода – да даже атмосферный воздух, насыщенный природной влагой, неплохо с этим справляется. Один из способов защитить металл от электрохимической коррозии – покрыть его слоем другого металла, стоящего левее в ряду стандартных электродных потенциалов; тогда разрушаться будет именно этот, второй металл, а основной сохранится в целости – собственно, именно так и работают те же составы класса Zinker.

Но Zinker – как ни крути, жидкость. А между тем когда-то можно было встретить в продаже специальные металлические (графитовые или магнетитовые) нашлепки на клеевой основе. Они наклеивались на кузов автомобиля и защищали его от ржавчины. Вернее, предполагалось, что будут защищать – на деле же какого-либо значимого эффекта такое «покрытие» не давало. Не говоря уже о том, что одна заплатка действовала только на определенную, очень малую область. Но способ был, а значит – он уже в истории.

Сюда же – к «механическим» способам борьбы с электрохимической коррозией – относится и подзабытый ныне «хвост». «Хвосты» представляли собой полоски резины с прикрепленными к ним бляшками из электрически активного металла. Во время езды «хвост», подвешенный к заднему бамперу, волочился по земле и тем самым обеспечивал постоянную разницу потенциалов между металлическим кузовом автомобиля и мокрой дорогой. Своя правда жизни в этом есть, но нетрудно догадаться, что и минусов у такого способа защиты – вагон и маленькая тележка. Начиная, опять же, с крайне ограниченной площади воздействия («хвост» потому и вешался на задний бампер, что именно там коррозия проявлялась быстрее и чаще всего) и заканчивая тем, что это просто неудобно – во время езды на «хвост» летят брызги и грязь из-под колес, его нужно постоянно мыть, а металлические бляшки постоянно менять.

ЖИР И ПАРАФИН

Впрочем, и в том, что касается химической защиты, человечество, гораздо выдумывать всякое-разное, тоже преуспело. Так, еще на заре веков люди поняли: чтобы металл не ржавел, нужно как-то оградить его от контакта с агрессивной внешней средой. Как оградить? Да покрыть чем-нибудь – главное, чтобы пожирнее, да погуще. Пожирнее – в прямом смысле слова: одними из самых первых веществ, при помощи которых металл защищали от коррозии, стали животные жиры. Способы нанесения варьировались от простого к сложному: от обычного смазывания до полноценного вываривания на протяжении длительного времени. Жир застывал на металле тонкой пленкой и поначалу действительно способствовал защите поверхности от коррозии – но эта пленка неизменно оказывалась слишком нестойкой и уязвимой для температуры и влаги. Рано или поздно она сходила – и тогда всю процедуру приходилось повторять заново. К слову, адепты «жировой защиты» встречаются и по сей день. Как правило, таким методом сохраняют ручной инструмент – для более габаритных предметов и изделий он достаточно неудобен.

Временами вместо жира может использоваться воск или парафин. Этот способ привлекает людей тем, что он минимально затратный и минимально трудоемкий. Все, что нужно – растопить необходимое количество обычного свечного воска или парафина в подходящей плошке и нанести его на металлический предмет. Однако и воск, и парафин обладают теми же недостатками, что и животные жиры: они слишком нестойкие, и защитный слой приходится подновлять. Ну и для чего-то больше швейной иголки или ,на худой конец, походного ножика они также не годятся – иначе трудоемкость возрастает в разы, а вот про эффективность такого, увы, не скажешь.

ИРИДИЙ И ЦИНКОВАЯ ПРОВОЛОКА

О народных средствах поговорили. На самом деле их, конечно, куда больше, но всякий бред наподобие натирания металла куском сырой картошки – не верите, посмотрите в интернете, там еще и не такое предлагают! - мы рассматривать, конечно, не будем.Поговорим и о промышленных технологиях. Здесь наиболее экзотическим методом защиты от коррозии является использование цветных металлов в качестве протекторного покрытия. Экзотичность и редкость способа будет возрастать по мере того, как мы с вами будем продвигаться слева направо по ряду стандартных электродных потенциалов.

Так, покрытие металла-основы золотом в качестве защитного барьера на самом деле распространено достаточно широко. Зато этого не скажешь, например, об одном из наименее активных (а значит, наиболее эффективных в контексте нашего рассказа) металлов – иридии. Иридий обеспечивает прямо-таки потрясающую защиту от ржавчины, но при этом его запасы очень и очень ограничены, а значит, цены на него невероятно высоки. Тем не менее гальванизация металлов при помощи иридия все же встречается, но настолько редко, что ее можно отнести к разряду экзотики: в основном, иридий (как, к слову, и похожий на него, но чуть более распространенный в мире рутений) используются для того, чтобы обеспечивать повышенную коррозионную стойкость титана.

Наконец, экзотическим может быть даже не сам металл, а способ его нанесения. Так, во всех предыдущих статьях мы ни разу не упомянули о том, что тот же цинк на металл-основу можно, к примеру, напылять по газо-термическому методу. Делается это так: на металл направляется пламя специальным образом сконструированной газовой горелки, а в это самое пламя подается тонкая цинковая проволока. В результате получается надежный и долговечный защитный слой. Однако газо-термическое напыление тоже имеет свои минусы. Эта процедура очень требовательна к качеству металла-основы: он должен быть идеально вычищенным и обработанным. Кроме того, само по себе покрытие, зачастую, получается неоднородным и неровным, а высокая технологичность метода делает его недоступным для большинства рядовых потребителей.

То же самое можно назвать и о термодиффузионном цинковании. Этот метод, при котором металлическое изделие помещают в специальную камеру с порошкообразным цинком и нагревают до 400-500 градусов, далеко не новый – его придумали еще в прошлом веке – но до нынешних пор сравнительно мало распространен. Причины все те же: высокая стоимость, низкая производительность установок и сложная материально-технологическая база.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Если у вас много средств и фантазии для защиты металлов от коррозии, эти методы, безусловно, для вас. Но если тратить на такие задачи золото, искать животный жир или экспериментировать с “заплатками” все же не хочется, советуем остановиться на более простых, эффективных и бюджетных методах.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда