Цифровая экономика ритейла: влияние сделки между Amazon и сетью Whole Foods на рынок розничных продаж

Директор департамента стратегических технологий Microsoft Михаил Черномордиков о том, как Amazon меняет индустрию розничной торговли.

Думаю, все уже прочитали и восхитились самой большой сделкой в истории Amazon — приобретением популярнейшей сети органической еды в США Whole Foods за $13,7 млрд. Для российского обывателя это можно было бы сравнить с гипотетическим приобретением сети «Азбука вкуса» со стороны Ozon.ru.

Аналитики уже активно изучают последствия этого события: очень рекомендую статью в Forbes по этому поводу. Ну а я, глядя на это с любительского кресла, не могу не отметить это эпохальное событие в разрезе цифровой экономики и цифрового ритейла.

Прежде чем перейти к последствиям самой сделки, стоит вспомнить, как вообще феномен Amazon повлиял на индустрию ритейла. Об этом я имел честь рассказывать в том числе на открытии недавней конференции «Ведомостей».

Капитализация и рост Amazon больше, чем у крупнейших ритейл-сетей вместе взятых

Amazon, являясь изначально полностью цифровой компанией, сумела за время своего существования радикально повлиять на всю индустрию. Речь идет не только о росте и рыночной капитализации, но и внутренних показателях вроде маржинальности:

Изменения маржинальности крупнейших ритейлеров с 2010 по 2015 гг.

Итогом такого радикального изменения ландшафта стало уменьшение текущих сетей и полное исчезновение некоторых из них, например, книжных магазинов Borders.

Динамика закрытия магазинов на начало 2017 года

Со времен битвы с книжными магазинами Amazon вошел практически во все секторы экономики — фильмы и развлечения, одежду и обувь, электронику и, конечно, еду (Amazon Fresh).

Всё это сопровождалось цифровизацией каждого элемента торговой цепочки — от складской сортировки до доставки дронами, от управления логистикой товаров до покупки в один клик (на который у Amazon даже есть патент, который скоро должен закончиться). Думаю, вы слышали о планах компании открыть полностью цифровой магазин без продавцов и касс.

И вот компания анонсирует крупнейшее приобретение в своей истории — Whole Foods. Одна только новость об этом отразилась на других игроках рынка в прошедшую пятницу на -$22 млрд.

Изменение рыночной капитализации крупнейших сетей супермаркетов за 16 июня

Кроме непосредственного бизнеса сети Whole Foods, Amazon получает в свое распоряжение около 400 выгодно расположенных торговых точек. Whole Foods всегда позиционировался в достаточно премиальном сегменте, что требовало соответствующего географического положения магазинов.

Что же мы видим:

  • Amazon врывается в настоящий офлайн-ритейл. Ранее всё сводилось скорее к экспериментам, включая небольшие книжные магазины.
  • Amazon имеет возможность зайти в премиум-сегмент, позиции в котором у него никогда не были особенно явными и сильными.
  • Конкуренты, до этого активно сотрудничавшие с Whole Foods в сфере доставки, напряглись.
  • Amazon может использовать торговые точки в «лакомых» местах для своего многовекторного бизнеса.
  • Традиционный ритейл пытается отвечать на всё новые вызовы усилением цифровизации.

По последнем пункту сейчас единственным серьезным «традиционным» конкурентом можно назвать Walmart. Несмотря на ослабление позиций за последнее десятилетие, компания продолжает стоить больше $200 млрд и не скупится на инвестиции в цифровые компании и технологии.

В частности, она купила Jet.com за $3 млрд и стала интегрировать её технологии в основной бизнес. Кстати, весь Jet.com с самого начала построен на «облачной» платформе Microsoft Azure. А в тот же день, 16 июня, Walmart заявила о приобретении Bonobos — развивающегося онлайн-ритейлера по продаже мужской одежды.

Именно в динамике развития Amazon и Walmart лично я вижу отражение всего ритейл-бизнеса: или ты становишься цифровой компанией, или другая цифровая компания «съест» твой бизнес. Такой закон джунглей сегодня становится нормой практически в каждой индустрии.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ярослав Белов

*Для российского обывателя это можно было бы сравнить с гипотетическим приобретением сети «Азбука вкуса» со стороны Ozon.ru*

Серьезно? Сравнение озон с амазон в данном контексте разве уместное? Мне кажется больше Mail.ru в пример подошел бы.
Я без сарказма, действительно интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Mik Chernomordikov

Ярослав, действительно, с точки зрения влияния на ИТ-индустрии сравнение с Mail.Ru было бы более близким. Но с точки зрения обывателя это случай, когда интернет-магазин покупает премиальную продуктовую сеть магазинов

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Степанюк

Но Амазон же ведь давно не интернет магазин9((

Ответить
Развернуть ветку
Влад Глушков

сильное заявление...

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Воротынский

Обыватели, по-моему, vc.ru не читают ))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

На мой взгляд рискованный шаг со стороны амазона, который по сути так и не смог прибыльным стать даже в своей стихии - онлайн торговле (на прибыль вышел только благодаря хостингу) а в офлайне еще больше расходов.

Кажется что ход гениальный только по тому что амазон довольно победоносно идет и трудно рассматривать эту покупку в отрыве от успешности компании, но если представить что такую сеть купил например печально известный fab.com, выглядело бы это также круто ?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда