{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

12 ошибок начинающих предпринимателей после запуска на Kickstarter Статьи редакции

Выбор дня недели, работа с прессой, общение с аудиторией.

Независимый маркетинг-консультант в области краудфандинга и основатель компаний Abyss Lights Studio и Digitilus Евгений Жуков продолжает цикл материалов о проведении краудфандинговых кампаний.

После того как в мае 2017 года вышла моя статья «12 ошибок начинающих предпринимателей при выходе на Kickstarter», на почту посыпались вопросы на тему запуска краудфандинг-проектов. Что меня особо удивило — часть тех, кто со мной общался, с сожалением признавали, что им пришлось пройти по всем описанным мной граблям, и просили помочь в текущей ситуации, когда проект уже запущен, а сбор средств идёт не так, как ожидалось.

Я принципиально не работаю с проектами, которые уже стартовали, так как считаю, что запуск краудфандинг-кампании — это финал процесса, а основная часть моей работы происходит на протяжении четырёх-шести месяцев до старта.

Однако я всё же постараюсь помочь таким проектам некоторыми советами о том, чего не стоит делать после старта краудфандинг-кампании.

1. Стартовать в конце недели, в праздники, в «Черную пятницу», рождественские каникулы и сезон отпусков

Дело в том, что самые важные периоды краудфандинг-кампании — это первые и последние три дня вашего «реалити-шоу за стеклом». Зачастую по результатам первых трёх дней уже становится понятно, как пойдут дела у проекта в краудфандинге.

В первые дни должна быть внушительная динамика сборов, чтобы убедить и скептически настроенную прессу, и пугливых, недоверчивых бекеров поддержать вас словом или финансово. Поэтому крайне важно стартовать в те дни, когда люди как минимум заглядывают в интернет.

В Америке — а именно из этой страны можно получить львиную долю бекеров и их денег — люди традиционно стараются проводить выходные и праздники вне дома. Кроме того, после старта у вас должно быть как минимум три дня активных сборов, чтобы набрать обороты и успеть, если потребуется, что-то исправить на старте.

Понедельник, как известно, день тяжёлый, а четверг — это уже почти пятница. Из моей практики идеальные дни для старта — вторник и среда. К слову, это также подтверждается многочисленными исследованиями в сфере краудфандинга.

Кроме того, в году есть два «мёртвых» сезона для краудфандинга, на которые приходится высокая концентрация праздников и отпусков. Это периоды с середины ноября до середины января и с июня по июль. Более детально вопросы тайминга в краудфандинге я разбирал в этой статье.

2. Запускаться на нескольких платформах одновременно

Представьте себе, что вы готовите выступление, расклеиваете по всему городу афиши и обзваниваете друзей, приглашая их прийти на ваше мероприятие и привести с собой их друзей. Логично, что повсюду вы будете указывать один и тот же адрес, иначе вам придётся разрываться между двумя вечеринками одновременно.

Так и здесь: ваша краудфандинг-кампания — это бизнес-реалити-шоу за стеклом, в котором вы играете главную роль, и поэтому вам надо максимально сфокусировать все информационные потоки в одной точке. Ваш призыв к действию должен звучать примерно так: «Наш проект вы можете поддержать тут» (со ссылкой на страницу проекта на выбранной заранее краудфандинг-платформе).

Запуск кампании даже на одной платформе потребует от вас огромных усилий и ресурсов. А запуск на двух платформах одновременно — это двойные затраты на всё: время, люди, деньги. Но даже если ресурсы не ограничены, в итоге вас всё равно ожидает полная потеря фокуса и у прессы, и у аудитории. Поэтому никогда не запускайте кампанию на двух и более платформах одновременно. Какую платформу выбрать, мы уже разбирали в этой статье.

3. Строчить имперсональные пресс-релизы и рассылать их кому попало

В предыдущей статье я уже упоминал про полторы тысячи запусков новых проектов ежедневно и про 3-5 тысяч пресс-релизов на каждого журналиста TechCrunch в день. Но ситуация ещё усугубляется тем, что авторы проектов, неискушённые в маркетинге, зачастую строчат какие-то казённые рекламные страшилки, которые затем отправляют кому попало без разбора.

Даже если случится чудо и такая пламенная листовка будет прочитана, вероятность того, что она вызовет интерес у прочитавшего, равна вероятности попадания одной летящей пули в другую пулю в уличной перестрелке. Просто потому что пресс-релиз как жанр давно умер.

Не пишите непонятно что непонятно кому, если хотите быть услышанным. Сегодня работа с прессой — это всё что угодно, но только не массовая рассылка третьесортного спама всем подряд. Пресса сегодня пуглива и разборчива. Её надо скрупулезно отбирать, приманивать (интересными инфоповодами) и убеждать (в правдивости и реальности ваших заявлений).

Рекомендую прочитать вот эти мемуары техно-журналиста и этот материал о жизни YouTube-блогеров, чтобы понять, с чем приходится иметь дело на том конце цепочки. Как же быть? Для начала почитайте этот и этот материалы, а затем ещё и этот о том, как заинтересовать прессу и попасть на страницы популярных западных изданий.

4. Дать себя обмануть всяким сервисам для рассылки пресс-релизов

Логичное продолжение темы прессы — различные сервисы, обещающие донести ваши послания по адресу и добиться их публикации. Обещания, понятно, не бесплатные. А теперь подумайте сами: если кто-то за деньги готов провести вас через чёрный ход внутрь крупных изданий прямиком к столу главреда, то почему бы этим изданиям самим не сделать такую платную услугу и не зарабатывать на жаждущих и страждущих быть опубликованными напрямую?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, чем вообще зарабатывает топовая пресса. А зарабатывает она, собственно, продажей рекламы на своих высокопосещаемых страницах, содержащих крайне интересные материалы. Но как только издание начнёт публиковать материал не столь интересный, посещаемость резко пойдёт на спад, а вслед за ней на спад пойдут и доходы издания от рекламы.

Поэтому ни одно уважающее себя издание не станет публиковать то, что оно не считает релевантным и интересным для своих читателей, даже за деньги. А вот интересные материалы уважаемые издания публикуют без долгих уговоров. Также рекомендую почитать этот и этот материалы по теме попадания в прессу.

5. Дать себя обмануть всяким Backers Club и продавцам трафика

Ещё одна сторона проблемы привлечения внимания к проекту — различные сервисы, за деньги обещающие привести к вам тысячи поклонников, готовых отдать вам свои кровные. Ещё раз: то есть за ваши деньги вам обещают убедить совершенно незнакомых вам людей — реальных живых людей — заплатить вам деньги. Разве ничего не кажется странным?

Откуда эти сервисы (на деле — злостные автоматизированные спамеры) знают, кому понравится ваш проект? Как они могут контролировать принятие решений незнакомыми людьми по всему миру и заставить их что-либо купить не по собственной воле? Просто мировой заговор какой-то.

Например, Backers Club утверждает, что обладает базой в сотни тысяч бекеров. Но почему-то Backers Club никогда не стучится в начале кампании, когда ещё не ясны перспективы проекта на Kickstarter. Однако любой успешный проект 100% получит от них предложение «помощи», когда судьба кампании и так понятна.

За это авторы проекта должны будут:

  • Заплатить некоторую сумму авансом​.
  • Отдать в среднем 25% от общей суммы сборов.
  • Открыть доступ к собственной базе бекеров.
  • Поделиться собственной базой прессы, которая положительно отреагировала на проект.

Но самое интересное — никакого клуба бекеров не существует в природе. Так же, как не существует официального клуба поклонников какой-нибудь сети супермаркетов или автозаправок. Всё, что делает Backers Club, — спамит бекеров других своих клиентов (которые, к тому же, уже заплатили им аванс и процент от сборов своих кампаний) в призрачной надежде заинтересовать кого-то своей рассылкой.

Что до продавцов трафика (которые обещают нагнать популярности лайками и просмотрами), то тут и младенцу понятно: нет ничего бесполезней и глупее, чем платить деньги за мёртвые души с азиатскими IP-адресами и их призрачные лайки, которые вам тысячами накидают в соцсетях, но которые не принесут вам ни цента реальных пожертвований. Зато любая проверка вскроет происхождение «волны популярности» и лишь только испортит вам репутацию как в прессе, так и среди бекеров.

Итак, вам предлагают заплатить и расслабиться? Не идите на это, вас «разводят». А в случае с Backers Club ещё и используют для «развода» других, таких же наивных и доверчивых. Лучше почитайте этот, этот и этот материалы о том, как всё правильно сделать своими руками.

6. Не заниматься рекламой после старта

В отличие от автоматизированных систем рассылки спама, реклама в соцсетях — действительно крайне эффективный инструмент. Сейчас одна из наиболее действенных — реклама в Facebook.

Настроить правильно таргетированную рекламу достаточно легко. Для этого вы должны чётко представлять, кто есть ваша аудитория. Но даже если у вас в начале нет чёткого представления, это можно вычислить, анализируя результаты и экспериментируя с настройками рекламы прямо во время кампании.

Вас игнорирует пресса? Не беда, поиграйтесь с рекламой. По крайней мере, вы будете наглядно видеть, как на вас реагирует публика. Для новичков в сети полно всяких обучающих материалов и лайфхаков по этой теме, как этот, этот, этот, и этот, к тому же этот, вот этот, также этот и даже этот.

Кроме Facebook продвигать свой проект можно и нужно в других сетях, так как, по данным на май 2017 года, доля Facebook в общем охвате социальных сетей скатилась с 70% до 39,72%. Ну и, конечно, не будет лишним почитать про основные тренды в соцмедиа в 2017 году.

7. Ничего не менять на странице проекта

Я работаю в области краудфандинг-маркетинга не один год, и по роду деятельности мне постоянно приходится анализировать многие проекты — и успешные, и провальные. Как правило, страницы успешных проектов сильно меняются по ходу кампании. Это связано со многими факторами: смена акцентов, анонсы, реакция публики на проект и так далее.

Например, вот этот проект на момент обращения ко мне за помощью планировал выходить с легендой «The World Smallest Drone» (самый маленький дрон в мире — vc.ru). Однако поработав с автором, я убедил его сменить фокус на «The World First HD Streaming Drone» (первый в мире дрон для HD-стриминга — vc.ru). В таком виде он и запустил кампанию.

Однако ближе к концу кампании агентство, с которым автор также сотрудничал, параллельно убедило его сменить фокус в сторону крайне странного, как мне кажется, варианта — что и можно наблюдать в настоящий момент. Но в коротком описании всё ещё заметны следы того, что было основным фокусом проекта в начале кампании.

Этот проект тоже вначале пришёл ко мне с идеей попроще. Подпись «Fast Charger» появилась в названии в результате нашего сотрудничества, в ходе которого был проведён анализ конкурентов и выделено нечто, что отсутствовало у прочих, и могло серьёзно выделить проект на общем фоне.

О вас написало крутое издание — похвастайтесь этим на странице проекта. У вас есть важный анонс — продублируйте его на странице проекта. Вы близки к финалу — оставьте на странице проекта сообщение для тех, кто будет просматривать страницу вашего проекта в будущем. Например, подскажите им, где можно заказать ваш продукт после окончания кампании (если вы по каким-то причинам не запустили InDemand-кампанию на Indiegogo по окончании основной кампании на Kickstarter).

8. Не уделять внимание обновлениям

Апдейты — не только возможность напомнить о проекте забывчивым бекерам, ведь общаться с ними можно и в общем форуме проекта. Апдейты — это важный инструмент генерации инфоповодов для прессы. Именно апдейты, заранее продуманные, правильно оформленные и опубликованные в нужное время, дают вам отличный шанс снова попасть на страницы крупных изданий и привлечь новых бекеров.

Напротив, отсутствие апдейтов в течение (и после) кампании говорит о том, что авторам проекта нечем удивить своих поклонников или им и вовсе всё равно, что происходит с их кампанией на Kickstarter. Не забывайте про обновления. Публикуйте их оптимально — дважды в неделю в течение кампании. Лучшие дни для апдейтов — вторник и четверг.

Однако не забывайте: если хороший апдейт с интересными новостями может привлечь внимание новых бекеров и принести больше пожертвований, плохой апдейт может привести к диаметрально противоположному эффекту — тогда и бекеров, и денег может поубавиться.

9. Обманывать бекеров, прессу и просто сочувствующих вашему проекту

Если у вас нет прототипа — не говорите, что он у вас есть, потому что провалы встречаются на любом этапе. Они случаются даже у именитых авторов. От провалов не спасают даже рекордные сборы.

Не уверены в том, что сможете выполнить обещанное, — не обещайте. Потому что потом вас будут упрекать в намеренном вранье, и «запашок останется» даже после того, как вы отгрузите ваш продукт. Не стоит лишний раз испытывать судьбу: «бейте» наверняка и только тем, что реально имеете в наличии.

10. Грубить в комментариях и оскорблять конкурентов

Тех, кто впервые общается с иностранцами на форумах и в соцсетях, часто поражает приветливость и в целом позитивный характер общего фона дискуссий. Суровый русский ум сразу интерпретирует это как некую национальную наивность и инфантилизм западного менталитета, и в этом большая ошибка.

Культурный код среднестатистического жителя Западной Европы и Северной Америки: не напрягаться самому и по возможности не напрягать остальных. В соответствии с этим любой человек, проявляющий агрессию по отношению к окружающим, напрягается сам и напрягает других, а значит, по определению социопат и подлежит исключению из круга общения.

Кроме того, мир капитализма — мир острой конкуренции и постоянной борьбы за клиента. Поэтому западная культура обслуживания базируется на максимальном внимании к нуждам клиента, на приветливости и дружелюбности в общении. Западный человек привык к улыбающимся продавцам и банковским клеркам, к приветливым и вежливым сотрудникам службы поддержки, к предельно корректным и внимательным полицейским.

А теперь представьте, как на этом фоне выглядит автор проекта, который просит поддержать его продукт деньгами, но груб и нетактичен по отношению к тем, кто откликнулся на призыв и пожертвовал средства на проект. Грубое поведение в комментариях и ответах на вопросы в форуме на Kickstarter недопустимо и крайне опасно для судьбы вашего проекта.

То же самое касается намеренного оскорбления конкурентов. Многие бекеры часто поддерживают десятки проектов на Kickstarter. Если среди них окажется кто-то, кто также финансово поддержал проект ваших конкурентов, его реакция на ваш выпад в сторону чужого фаворита будет однозначно не в вашу пользу.

Как минимум после такого бекер максимально понизит ставку, а в худшем случае просто покинет ряды ваших поклонников, да ещё и разнесёт о вас нехорошую молву среди других бекеров. Поэтому соблюдайте правила этикета, не грубите в комментариях, будьте вежливы и позитивны несмотря ни на что.

11. Дружить с неудачниками

Практически каждый проект после старта получает предложения от других участников на предмет кросс-промоушна. Это когда оба проекта помогают друг другу, размещая ссылки на проект партнёра в своих апдейтах или даже на главной странице собственного проекта.

Идея хорошая, но она имеет смысл только в том случае, если у вашего партнёра хороший трафик реальных бекеров и отличные сборы. Но зачем в таком случае ему нужны вы? Другими словами, если вам приходит предложение взаимно прорекламироваться, внимательно изучите метрики кампании проекта (например, с помощью Kicktraq), от которого пришло предложение.

Если там всё кисло, то такое партнёрство в лучшем случае просто ничего не даст. А в худшем — ещё и подпортит репутацию. Дружите только с проверенными проектами.

12. Финишировать в выходные, праздники или в сезон отпусков

Когда вы планируете краудфандинг-кампанию, важно стратегически верно выбрать не только дату старта, но и дату окончания кампании, особенно если вы запустились на Kickstarter. Потому что поступление платежей происходит именно на финише кампании, и крайне важно, чтобы в этот момент у ваших бекеров на счету были деньги. Иначе вы рискуете недосчитаться существенной доли пожертвований.

Именно поэтому при планировании даты финиша — а я всегда советую указывать конкретный день и время окончания кампании (лучше всего в пятницу в 18:00 по локальному времени) — надо обращать внимание на то, не выпадают ли эти дни на «Черную пятницу», новогодние или национальные праздники и пору отпусков. Так как в это время велика вероятность того, что люди уже успеют потратиться в другом месте и вам достанутся лишь вежливые извинения.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Maximka Eronin

Нулевая ошибка - идти не на Кикстартер!

Надо собирать деньги через ICO, в руки больше денег получается и аудитория сейчас более лояльна к такому виду сбора.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev
аудитория сейчас более лояльна

Что это за аудитория? Узкий круг любителей блокчейна и школота в поисках халявы?

Ответить
Развернуть ветку
Izobretatel

Возможно кто-то так же рассуждал об ipo, кикстартере и т.д. в самом начале их пути...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev

Я не говорю, что ICO это плохо, наоборот за этим будущее. Я говорю, что сейчас это не простая схема для людей далеких от блокчейна. И мне, например, проще зайти на яндекс подтвердить кошелек и устроить сбор средств на лендинге. Чем погружаться в ICO на его текущем уровне сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev

Более того, люди будут инвестировать собственные средства на понравившиеся стартапы. А текущие инвесторы (по сути тупари в большинстве случаев) ничего не будут решать.

Ответить
Развернуть ветку
Maximka Eronin

Для тебя проще сделать кошелек, т.к. ты не хочешь вникнуть в суть и принципы. Там сложного не чего нет и школота уже извещает оттуда, инвесторы с деньгами присутствуют, че еще надо?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev
че еще надо?

Да хотя бы базовые вещи, типа уважаемого агрегатора ICO проектов, то что я нагуглил сделано на уровне школоты.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Patshin

Есть проекты, которые значительно упрощают процедуру ICO, например AmbiSafe: https://www.ambisafe.co/

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev

Я как понимаю Waves из той же серии? Но как насчет уважаемого агрегатора ICO проектов? Так то тема очень интересная, хоть самому запиливай подобный агрегатор...

Ответить
Развернуть ветку
Maximka Eronin

друг, попробуй ГУГЛ, там много чего интересного выдаст и площадки нормальные(рекламировать не собираюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Patshin
Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev

Где для ICO такой же уровень сервиса как на Кикстартере? Всё самому вручную поднимать?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда