Создать вирусный ролик для соцсетей — опыт «Изюма» и «Дружко шоу»

Команда медиапродакшна «Изюм» об особенностях подготовки, съемок и монтажа видео.

Сегодня издания меняют формат контента с текстового на видео, чтобы доносить информацию до аудитории соцсетей. И в большинстве случаев к производству видео приступают журналисты, которые пока не знают базовых тонкостей видеопродакшена. Поскольку мы в «Изюме» занимаемся производством видеороликов уже полгода, то постараемся рассказать о том, чему научились сами.

Предпродакшн

​Это стадия подготовки перед съемкой — идея, написание сценария, выбор локаций и техники. Большая часть успеха зависит от того, насколько тщательно составлен сценарий. Он содержит логлайн — описание идеи в двух предложениях, синопсис — подробное описание, сцены — кто что сказал, куда повернул голову, и раскадровки — картинки, нарисованные от руки. И остальное: какова цель ролика, что должен получить зритель, какой хронометраж, формат, жанр, сроки, время, локации, что снимается в определенный день. Вот здесь можно посмотреть примерный образец сценария.

По этому сценарию будет работать продюсер, режиссер, оператор, монтажер и дизайнер (если есть такой штат). Малейшее отклонение от сценария во время съемки или монтажа может начисто разрушить первоначальную задумку.

Важно: сценарий пишется, когда в голове есть совершенно четкое представление о том, как будет выглядеть ролик от начала до конца.

Ануш Манасян, продюсер

Съемка

​Перед съемкой нужно вместе с оператором осмотреть все локации: пространство, где можно выставить камеры и свет, подходит ли интерьер и экстерьер под задачу, расположение окон, освещение. Главным образом это нужно оператору, чтобы он понимал, какую выбрать технику для съемки. Здесь важный момент: если во время съемки будет недостаточно света, то цветокоррекция вряд ли спасет «картинку». Если съемка срочная (например, интервью), то достаточно запросить фотографии локации.

Если по сценарию задуманы сцены в замедленном действии, то просите оператора снимать хотя бы 50 кадров в секунду, а не 25 (есть и 1000 кадров в секунду, с помощью которых можно замедлить движение пули). Тогда замедленные кадры будут смотреться плавно.

Оператор должен слушать звук во время съемки, если он пишется на камеру, чтобы не было брака (шуршаний, посторонних шумов). Если звук пишется на отдельное устройство, то необходимо синхронизировать видео и аудио по хлопку.

Митя Щеглов, оператор

Человек в кадре

Не важно, что вы снимаете: интервью, влог, социальный ролик, документальный фильм — речь человека в кадре должна быть заранее продумана, прописана, выучена и отрепетирована. Многие просто читают с бумажки или по памяти, и это сильно ухудшает качество продукта.

В обычной жизни человек может быть эмоциональным и разговорчивым, но когда на него наведена камера, он стыдится показывать эмоции, начинает сбиваться и в итоге более или менее пристойный кадр записывается с 20-го дубля. Малейшая пауза в речи или невнятно произнесённое слово — и внимание зрителя потеряно. И желательно между предложениями делать паузы для удобства работы монтажера.

О том, чтобы спикер был тщательно подготовлен, должен позаботиться продюсер. Нужно всегда делать по два дубля на каждое сказанное предложение, даже если кажется, что с первого раза было идеально.

Если съемка ведется на хромакее — специальном зеленом фоне, на который можно наложить любую графику и цвет, — то нужно подумать о свете, чтобы на лице не отражался зеленый цвет.

Важно: текст, который люди читают на сайте, и текст, который люди слушают в видеоролике, нужно подавать по-разному. В видео формулировки и сочетание слов должны быть приятны на слух, а текст должен быть более ёмким и коротким.

Александр Кьеза, продюсер

Монтаж

​Вот материал отснят. Теперь продюсер должен отсмотреть его и выбрать таймкоды (например, человек повернул голову влево, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте». Файл 1765, таймкод 0:30 – 0:42). Из этих таймкодов монтажер нарезает «колбасу» (или «рыбу», как вам угодно), подбирает музыку, подгоняет под нее перебивки — смену кадра и обстановки, чтобы удержать внимание зрителя разнообразием, синхроны — куски интервью, лайвы — импровизированные действия героя в кадре, которые соответствуют теме, пишет титры, делает цветокоррекцию.

Кстати о титрах: для Facebook они нужны обязательно, потому что на этой площадке люди привыкли воспринимать контент без звука, и если они видят ролик с титрами, то шансы, что ролик будет досмотрен, сильно возрастут.

Если вы имеете дело с рядовым монтажером, который только склеивает кадры, то лучше сидеть рядом и раздражать его своим видом уже на стадии сборки. Каждые пять минут вы будете поправлять недочеты и добавлять гениальную идею, которая только что пришла в голову. Правда, из-за этого продюсеров часто хотят убить.

Режиссер монтажа может посмотреть на материал без таймкодов и сценария и предложить несколько вариантов реализации проекта. Часто операторы и продюсеры перекладывают ответственность за продукт на монтажера. Почти у каждого в голове было: «А, ладно, на монтаже поправят, добавят, нарежут, сведут». Так вот, монтажер строго ограничен рамками того материала, который ему приносит продюсер.

Почти в любом ролике находятся кадры, которые невозможно свести вместе, потому что человек при важном моменте кашлянул или сделал большую паузу и отодвинул руку, что при нарезке будет «рвано» смотреться.

Поэтому еще на стадии написания сценария сложных сцен, когда движения героев часто перемежаются или одновременно происходит много разных действий, следует отрисовать раскадровки. Это нужно, чтобы оператор понимал и контролировал композицию, а переходы с одного кадра на другой смотрелись на экране максимально органично.

Эльдар Мусин, режиссер монтажа

Что, куда и для кого

Когда идея готова, надо сразу определить формат для соцсети. Мы все примерно понимаем, кто где сидит, но есть нюансы: в Facebook важна идея, в YouTube — формат, во «ВКонтакте» — зрелищность, в Instagram — стиль. Пример ролика для Facebook:

Что делает ролики вирусными

​Невозможно точно спрогнозировать вирусность (иначе мы бы в этих роликах утонули), но есть несколько составляющих, которые могут существенно увеличить шансы.

Важный критерий — «привлекательность» видео. Например, в Facebook люди репостят и распространяют только тот контент, который характеризует их перед аудиторией с выигрышной стороны. Именно поэтому перед тем, как приступить к съемкам, стоит трижды подумать: почему твой зритель должен сделать репост этого ролика? Подчеркнет ли ролик его остроумие, эрудицию или широту мышления? Если нет — видео вряд ли станет популярным.

Тем не менее, привлекательности мало для того, чтобы видео стало вирусным. Крайне важно попасть в эмоциональный диапазон аудитории, для которой производится контент.

Как пример: у ролика с Чейзом Винтерсом — чернокожим американцем, который пел песню Летова «Всё идет по плану» в Бруклине, — шансы на успех были практически стопроцентные, потому что он играл на одном из самых сильных эмоциональных крючков для русскоязычной аудитории — гордости за свою культуру.

Россияне всегда с огромным (без преувеличения) интересом воспринимают то, что думают за границей о нас и нашей культуре. По этому принципу построены многочисленные форматы в стиле «Иностранцы пробуют…» на YouTube. Это же сыграло и с Чейзом.

Максим Никольский, креативный продюсер

Сейчас я скажу банальную мысль, которую знают все, но мало у кого получается её применить: надо узнавать потребности конкретной аудитории, для которой вы делаете видеоконтент. Что для них жизненно и чего им не хватает — именно это вызывает в людях эмоции. Безотказно «заходит» самоирония и ирония над трендами, а также «мемасность». Но все это работает только в связке с качественным производством.

Что касается «Дружко шоу», то оно срабатывает сразу на несколько возрастных категорий аудитории: подростки — им нравятся мемы Дружко и новости интернета, поколение 30-летних — они переживают ностальгию по детству: старые программы, Windows-98 и популярные в прошлом сайты, — и возрастная аудитория, которую привлекает формат передачи.

Однако лучше не «размывать» аудиторию, потому что вероятность попасть одновременно в несколько сегментов минимальна.

Роман Манусаджян, соавтор проекта «Дружко шоу»

Есть несколько пунктов, которые определяют потенциал вирусности контента, ​в частности, для Youtube. Первый: узнаваемое лицо в кадре (в случае с Дружко это человек, который был широко известен). Второй: формат для незанятой ниши. Например, ток-шоу: в России из альтернатив Дружко есть только Big russian boss.

Третий: рекламодатели. Нужно на начальном этапе определить, кто будет готов платить за ваш контент. Например, если вы делаете контент на футбольную тематику, то вам нужно целиться в букмекерские конторы и бренды, которые сотрудничают с футбольными организациями. Если вы делаете контент для детей, например, как у «Кликклак», то материться в роликах нельзя, иначе рекламодатели не захотят интегрировать в ваши ролики свою продукцию.

Четвертый: целевая аудитория. Если вы говорите на взрослые темы в роликах для детей, то это не будет интересно ни тем, ни другим. Важно понимать, кто будет смотреть ваши ролики. Например, для подростков популярны челенджи, лайфхаки, бьюти-блогеры (Марьяна Ро, Халберы, Эни Мей). Аудитория 30+ только сейчас приходит на YouTube, и у этой возрастной категории нет большого выбора. В основном они смотрят «вДудь», «Версус», «Дружко шоу», Badcomedian и еще несколько каналов по интересам.

Пятое: качество. Сейчас на YouTube приходят крупные продакшены, из-за которых студии вынуждены вкладывать деньги в качественную «картинку» и нанимать целые команды. Если раньше можно было поставить перед собой веб-камеру или телефон, то сейчас этого уже недостаточно.

Александр Лучкин, соавтор «Дружко шоу»

Если вы дочитали до этого места, то справедливо возникнет вопрос: «Зачем так усложнять, когда видео, снятые вертикально на iPhone, набирают десятки миллионов просмотров в Facebook?».

Дело в том, что в этих роликах нет цели донести структурированную информацию. Это просто смешные или трогательные жизненные ситуации без внятного посыла. Не пытайтесь повторить: концепция «чем проще, тем круче» в постановочном продакшене не сработает.

Единственное, что закономерно и в производстве видеоконтента, и в написании текстов — чем тщательнее вы готовите материал и больше вкладываетесь в него, тем выше отклик аудитории.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Deus Sign

Если за дело уже взялись владельцы камеди клаба (биг рашн босс) и лайфа - русский ютуб потерян. Лучше бы дальше самобытно деградировал, теперь и следующему поколению мозги промыть попытаются. Всем спасибо, все свободны.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
John Smith

"Аудитория 30+ только сейчас приходит на YouTube"
wat?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

мне 30 через месяц, я этот ваш ютуб можно сказать и не смотрю (ну мультики с сыном разве что иногда).
Ну и уж точно не «вДудь», «Версус», «Дружко шоу», Badcomedian

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Владислав Козуля

Мне 27 (это почти 30+), и русскоязычных каналов в подписке практически нет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Хидеки Хара

Дружко уже не торт

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

Торт был только первый выпуск

Ответить
Развернуть ветку
Марк Егоров

Клик-клак контент для детей waaaaaaaat?

30+ — основная аудитория Версуса. WAAAAAAAT?!

Ответить
Развернуть ветку
Артем Калашников

видимо судят по себе

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Ну, не детей, так подростков.

Ответить
Развернуть ветку
AS

В 30 лет смотреть версус - это, по-моему, дно. Я думал, мамкоебство только школьникам интересно.

Ответить
Развернуть ветку
AS

О, 30-летний любитель мамкоебства с 0 комментариев в профиле решил минусануть. Хоть бы ответил, в чем я не прав. А, да, фанат версусов же, о чем я :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Константин Иванов

Дружко — редкий случай, когда попадание в тренды и аудиторию сразу нескольких возрастов оправдано

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Булатникова

"Если вы делаете контент для детей, например, как у «Кликклак», то материться в роликах нельзя, иначе рекламодатели не захотят интегрировать в ваши ролики свою продукцию".

Я понимаю, что из-за роста может сложиться впечатление, что Джарахов - ребенок (и потому снимает для детей). Но хотела бы я тогда посмотреть видео Клик Клака вашими глазами - особенно борьбу в бассейне с вазелином.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuchumov

Да весь ютуб, по сути, для детей, 90% аудитории - дошколята и школоло.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Ивахнов

нет

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuchumov

Любо видеть, когда люди пытаются придумать оправдания случайному стечению обстоятельств и оправдать хайп на ютубе "профессионализмом", замечая, при этом, что никто не знает, как ролики становятся вирусными.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Калашников

Почему же?
1) узнаваемое лицо в кадре
2) хайпование на трендах
3) раскрутка и поссев на множестве платформ.
4) Профит!
А, ну еще немного шуток можно добавить

Ответить
Развернуть ветку
Флейм

Продюсеры не знают какое кино выстрелит
Пропагандисты не знают какая агитация будет успешной
Рекламщики не знают повысит идея конверсию или нет

Доля правды в этом есть. Но они стараются. И сильно увеличивают свои шансы по сравнению с самонадеянными нонеймами, думающими только о том встретят они на улице динозавра сейчас или нет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Medvedev

А я вписываюсь в статистику) Дружко Шоу - первый ютьюб-канал, на который я подписался. Впрочем, смотрю ролики я всё равно в ВК.

Ответить
Развернуть ветку
Deus Sign

Действительно, повод для гордости, рад за вас

Ответить
Развернуть ветку
Артем Калашников

сожалею

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Серый Свитер

какая же отбитая логика. или власти заказали, или против путина. аплодирую фейспалмами

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Yurij Galmakov

В общем, надо много пахать.

Ответить
Развернуть ветку
Antony Sedov
>Если съемка ведется на хромакее — специальном зеленом фоне, на который можно наложить любую графику и цвет, — то нужно подумать о свете, чтобы на лице не отражался зеленый цвет.

Полезнее убрать все зеленые элементы в одежде. А свет на лице легко скорректировать при кеинге.

Ответить
Развернуть ветку
Rakkont Media

Лолшто? 30+ только приходят на Ютуб?

«Дата регистрации 25 июл. 2008 г.»

По ходу у нас с вами разный ютуб :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Серафима Дар

Боженьки, бред какой то ребята Ютюб появился давно что в нем не обычного, мне 30 и похоже по всем параметрам тоже не попадаю в рамки )))

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Нет ни одной цифры материальных вложений, кроме времени. Полагаю, что стоимость и промо всего этого обходятся недешево

Ответить
Развернуть ветку
Сибирский Охотник

Дружко сам по себе является мемом. Он бы собрал миллион просмотров, даже если бы просто снимал себя на телефон. Получилось бы у Изюма собрать столько хайпа, возьми они на главную роль неизвестного человека?

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда