«"Яндекс.Маркету" не стать российским Amazon»

Руководитель агентства онлайн-маркетинга «ИнтерМонте» Алексей Божин о том, почему заимствованная бизнес-модель не подходит для российской компании.

11 показ
11K11K открытий

Сейчас где-то в казематах Яндекса Волож прочел этот текст и вздохнул: «Ну нет так нет... Мы хотя бы попытались».

Ответить

Казематах))

Ответить

Что касается e-commerce в целом - это логистика. Логистика - это самое сложное (даже сложнее гребаного SEO с гарантиями и контекста, да-да!). Вопрос логистики будет плотно носиловать вам мозг, только если вам каким-то чудом удалось дорасти до среднего или крупного бизнеса. Если вы мелкий лавочник и 150к деревянных прибыли в месяц для вас за глаза - вам это не грозит, спите спокойно.

Что касается Яндекс Маркета - хорошая попытка сделать копипаст Amazon, вроде и бабки для этого есть, но чё-то как-то туго идёт, как-будто без смазки. Дело тут не в Яндексе и не в Маркете, а в людях, которые в стране живут. Скажите вечером по первому каналу, что Яндекс Маркет - это хорошо, завтра он упадет, т.к. сервера не справятся с трафиком. В США Amazon для интернет-магазинов - стратегический партнер, в России Яндекс Маркет для интернет-магазинов - лютый конкурент. Чуете разницу ментальности, да? Если Яндекс Маркет захочет - он задавит бОльшую часть рынка за 1 день. В каждом регионе по любому запросу быть в ТОП-1 (или занимать 3-4 места в органике) - не проблема, платить за Директ не нужно, ну, на гугл надо подкинуть почуть зелени, что тоже не проблема, а, ну еще дать на лапу конкурентам и Яндекс Советник запихнуть в каждый браузер по умолчанию, вот собственно и всё.

Что касается маркетплейсов в целом - они поглотят мелкие и средние интернет-магазины в ближайшие 5-10 лет. Всё, что касается маркетплейса, начиная от SEO и заканчивая роботизированным складом, это лютый ад, который в России с вероятностью 100000% делать никто не умеет, не знает и не хочет (это же долго, а миллион уже завтра надо, вчера же ИП зарегал!). Поглощение и без того крошечного рынка - вопрос времени. Алик уже строит в России сортировочные центры, осталось не долго.

Amazon - это, конечно, огромная многофункциональная машина. И внутренняя контекстная система в ней есть, и поиск, и ранжирование, и конверсия в 5-7 раз больше, чем в классическом интернет-магазине, и логистика под ключ, работа с возвратами и огромный трафик и куча всего всего всего, о чем у нас внутри страны даже не думают.

Кстати, на фото ниже он - чудовищно убыточный Amazon.

Ответить

"Если Яндекс Маркет захочет - он задавит бОльшую часть рынка за 1 день" - почему он раньше этого не сделал и почему за все эти годы Маркет не занимает даже трети рынка?

А график - он показывает ситуацию по всей компании Амазон, к примеру, там почти половина прибыли - это Amazon Web Services (AWS), который является крупнейшим в мире игроком на этом рынке. Это как сравнивать прибыльность Маркета по прибыльности всего Яндекса, где 90% - это Директ.

Ответить

Ничего против статьи не имею, но не смог удержаться :)

Ответить

Вот же бредятина)
Яндекс хочет перекласифицироваться в маркетплейс. Маркетплейс - это не то, о чем вы пишите.
И давно пора было сделать. Агрегатор цен... Кому это вообще нужно?
Если яндекс сделает то, что хочет - будет амазон с услугами уровня вайлдберис. Для конечного клиента -
просто шикарно. Давно пора.

Ответить

Маркетплейс (marketplace) — торговая площадка в интернете, которая помогает продавцам и потенциальным покупателям находить друг друга онлайн. Это то, чем Маркет является сейчас. Его же стремления - стать гипермаркетом, это сам руководитель Маркета говорит:

"Агрегатор магазинов «Яндекс.Маркет» намерен перейти на модель онлайн-гипермаркета по аналогии с американским Amazon, контролируя процессы доставки и оформления заказов. Об этом глава сервиса Максим Гришаков рассказал РБК."

А про Wildberries, почитайте новость https://vc.ru/n/wildberries-court-bankrupcy, "Партнёр онлайн-магазина Wildberries подал иск о его банкротстве". Да, очень шикарно.

Ответить

Ну мне нужно, например - я всю технику через Маркет брал.

Ответить

Я полностью согласен с главным тезисом данной статьи - Яндекс не так компания, которая ориентируется на нужды и потребности клиента. Они варятся в своем соку, пытаясь выдать перлы (типа Кинопоиска), за то что ОНИ считают, что нужно аудитории, если не идет - значит аудитория не доросла до понимая их величия :)) Посмотрите их новую систему РСЯ, допиливают по ходу действия, и им с высокой колокольни что страдают их партнеры, в данном случае вебмастера. За строчками кода и цифрами столбиках отчетов, забыли всего лишь малость, что по другую сторону находятся люди. Зачем объяснять, или обучать - мы же великий Яндекс.
Магазин, это во первых клиент, удовлетворение его потребностей, а он ориентирован не только на простоту выбора в единой витрине... Не все можно продать с использованием алгоритмов, нужно включать и иррациональное, вроде раньше это называлось - человечность -:)
Колл центры построить не проблема, и запихнуть туда 100500 людей, но операторы не получат возможность решать проблемы клиентов, если экстраполировать сегодняшнюю тенденцию корп. культуры Яндекса.

Ответить

РСЯ новая совсем смешная.

"Новая версия" чего-то у Яндекса появляется не потому что кому-то нужна, а потом что (мне кажется) надо же чем-то занять программистов - если набрали столько ...

P.S. Новый интерфейс Яндекс.Денег был ЕЩЕ смешнее - уверенно спрятанный номер _собственного кошелька_ (пришлось в поддержку писать, чтобы найти) - и назойливые галочки _по умолчанию_
V включить автоплатеж

В общей сложности, я раз 7 писал в поддержку, чтобы услышать "Кликните настройки - дополнительные - все настройки ... и там будет галочка" или
"А этой настройки нет, просто (!!!) отжимайте V выбора каждый раз, если автоплатеж Вам не нужен (то есть всегда"

Ответить

Со всем, что вы написали - согласен.

Ответить

Если смотреть на Amazon как на торговую площадку, то она до сих пор убыточна.

Неужели?

Ответить

Отчасти верно. Но нужно учитывать, что Амазон в фазе агрессивного роста и огромную часть профита съедают опережающие продажи инвестиции в рост логистической сети.

Ответить

А вообще, наши обсуждения ничего не изменят в решении Яндекса. Они его приняли, бюджет сверстан, одобрение акционеров получено - вперед на штурм баррикад. А получится, не получится, это жизнь покажет.

Тут нужно вынести одно. Если вы плотно подсели на Я.маркет, то слезайте. Продумывайте пути получения клиентов из других источников - реклама, напоминание о себе старым клиентам, контент маркетинг, может быть пиар-события (я не имею ввиду размещение статей о себе любимых), ютуб итд. Возможностей масса, почти везде есть подрядчики, за вами только выбрать адекватного, чтоб не слить бюджет на эксперименты. Или взять в штат человека который ориентируясь в интернет-маркетинге поможет отличить шаманов - от тех кто дает прибыль, лично ВАШЕМУ бизнесу. Вся реклама, маркетинг должны нести заказы, создавать имидж который поможет вам зарабатывать больше, на единицу вложенных усилий. Сейчас получается за счет магазинов Яндекс раскрутил площадку, а теперь отжимает трафик-заказы себе. Все как всегда :((

Ответить

Это точно. Что и печально(

Ответить

У статьи идейной неверная постановка вопроса. Яндекс ОБРЕЧЕН на то что бы ПЫТАТЬСЯ стать российским амазоном, у яндекса просто нет выбора.

Почему амазон так успешен? Ну это интернет магазин всего, там можно купить все. В интернете удобнее всего покупать все в доном и том же месте, а не в куче разных мест, так что рано или поздно должен был возникнут амазон - кто-то должен был отжать большую часть рынка, да же всего-магазину "номер два" достаются крохи.

Конечные покупатели ХОТЯТ покупать все в одном месте, ибо в случае с интернетом это удобнее всего. Следовательно ЛЮБОЙ крупный рынок обречен на то что там появиться свой амазон, на нашем рынке это может быть Озон, Юлмарт и тд, они все убыточны или близки к этому именно из-за того что ведут войну на истощение, войну в которой победитель заберет ВЕСЬ рынок.

Итак, если это произойдет, то кому будет нужен яндекс маркет? да никому, люди будут заходить на ру амазон. О маркете все забудут.

По суте ру амазон должен был бы уже давно появиться, но этого не произошло именно из-за яндекс маркета который сдерживает возникновение этого монстра, препятствуя закономерному ходу вещей. Но мало ли что произойдет в дальнейшем - вдруг возьмут и c-консолидируются лидеры екоммерс создав единый магазин, и все, конец маркету.

Так что яндекс со своим маркетом обречен пытаться делать из него ру амазон, ибо если не яндекс сделает его, то сделает кто-то другой.

Ответить

Не поздновато? Зачем ждали, пока Алиэкспресс станет номером один? Ведь Маркету 17 лет, ну видели же, что Али растет в России.

Ответить

По аргументам напомнило "Мировая экономика не выдержит (падения) цен на нефть в районе 80 долларов за баррель."

Ответить

Да ну бред, ничем не аргументированно - почему не получится?Весь текст основан на: "Яндекс это делал, значит не сможет и не будет это делать"..
И я бы поспорил с утверждением "«Яндекс» за всё время не смог создать ни одного «живого» сервиса — только стандартные ИТ-проекты, не связанные с людьми." - а как же яндекс такси, разве это не логистика и не про связь людей с людьми?

Ответить

С такси проще - любой бракованный юнит удаляется из системы и заменяется новым, таким же. Желающих в избытке.
В торговле ты не можешь уволить грубого курьера, который работает на твоего партнера по доставке. Ты не можешь уволить криворукого кладовщика, который работает на складе-партнере. И с забухавшим водителем фуры ты ничего не сделаешь, потому что работает он не на тебя. Можно заставить партнёра избавиться от проблемного работника, но заменить того же кладовщика - это не водителя такси сменить. Партнёров же менять долго и накладно, плюс крупных из них - не так уж много.

Ответить

1. попробуйте свой инет магаз туда запихнуть
2. работа СКК с партнерами
3. яндексу все равно что вы думаете и хотите он сам диктует правила по которым играть (недавнее повышении цен в маркете, убрали стратегию показ в блоке по минимальной цене в директе, выдача в органике состоит из сайтов агрегаторов)

итог: нулевый клиентоориентированный сервис

Ответить

Какая это логистика? Ну Александр, ну смотрите хотя бы определение этого слова. Он просто посредник между таксопарками и частниками и конечными клиентами. Он НЕ оставляет машину, он только передает заказ.

Ровно то же самое Маркет сейчас делает. Но хочет, если вам нравится аналогия с Яндекс.Такси - делать свой таксопарк и брать самые выгодные для него заказы.

Что, две большие разницы.

Ответить

Какой процент прямого трафика у я.маркета? Какой у amazon? А если добавить реффералы? Амазон - точка входа за покупками для подавляющего большинства американцев. Я.маркет - одна из ссылок в поисковой выдаче. Ставя себя в своей же органике (даже не в контексте) на 1-е место с ужасной, нецелевой посадкой, Амазон не построишь. Дутая аудитория. Так же, как и у mail.ru, с его грязной политикой инсталляций. Низколояльная ЦА, которая при первой возможности просит удалить "вот это всё".

Да и не про Амазон Яндекс речь ведёт. А скорее хоть какой-то ответ Ali.

Ответить

Москва не сразу строилась.

Сравните капиталы ЯМ и Амазон - получается, что яндекс с меньшим бюджетом слелали большее пока что. Развиваются парни и этим шагом.

Что конкретно вы предлагаете я не очень понял. Оставить всё как есть? Появится кто-то другой с целью амазона в рф. И по вашему мнению у него тоже ничего не получится(это ведь донести хотите или в чем посыл?)

Ответить

Яндекс не сможет перевернуть свою корпоративную культуру. Декларируя что они думают о всей аудитории, далеко не уйдешь. Не надо думать о всех, думайте о клиентах, и своих акционерах. А получается, что Яндекс думает о своих внутри корпоративных идеях, хорошо это делать когда идет денежный кеш поток от директа.
Чтоб войти в бизнес по продажам, одних макро\микро данных для анализа мало. У них выстрелит, если создадут с нуля новое подразделение свободное от пофигизма в отношениях с партнерами\клиентами.
Кодеров можно оставить большому Яндексу. А сюда набрать новых персонажей, которые занимаются Торговлей (выстраиванием отношений клиент-магазин), а не загрузкой работой программистов и постоянными СОВЕЩАНИЯМИ. Иначе все сведется к очередному пузырю – мало ли их было и будет еще. Сегодня в соседней ветке обсуждают очередную затею от Билайн, ватсап номер 2, который порвет рынок – но потом -:) может быть, скорей всего итд….

Ответить

Именно. Просто увидев ниш, где есть деньги - надо сначала сделать что-то для того, чтобы ее занять.

В итоге - даже малый бизнес уйдет с Маркета, будут огромные траты на логистику и т.д. Да сделайте вы умнее - отдайте в аренду весь Маркет 20-ти самым крупным ритейлерам. У которых уже есть логистика и опыт. Это и то более лучший вариант, чем такой, как сейчас.

Ответить

Выученная беспомощность

Ответить

Яндексу главное не пытатся копировать Амазон!
Он в силах создать собственного интернет-ритейлера с учетом национальных особенностей рынка.
И с чего вы взяли, что крупному современному интернет-магазину нужен огромный колл-центр? Через 3-5 лет колл-центров как таковых вообще не будет в е-коммерсе, а их место займут самообучающиеся чат-боты (в том числе и голосовые), в особенности это касается рынка "ширпотреба".
Логистика - дело очень не простое, но кто мешает Яндексу заключить договор с тем же СДЭКОМ, Пони или др крупным оператором? Вот вам и готовая бизнес модель.
Самая большая проблема интернет-продавца сегодня - это постоянно дорожающая реклама (в основном контекстная) и ни как не логистика, и не дай Бог не колл-центры. У Яши проблем с привлечением клиентов никаких нет, значит и других проблем не будет. Успех очевиден. Вот посмотрите.
А к вопросу про клиентский сервис могу сказать так:
в России если в лицо не плюнули клиенту, то это уже уважением считается... Наш клиент готов пробираться через любые проблемы, чтобы заплатить деньги и получить свой товар. В любом случае продажи получает тот кого заметили, а не кто суперлояльный...

Ответить

Про чат-боты уже год хайп - где их массовое использование? Его нет. А про колл-центр - даже у супер-онлайнового Тинькофф банка он есть, без него никак. И у все ритейлеров они есть. Но все же дураки, да?

Про логистику - вы пробовали хоть с одним работать? Вот сами, не просто "слышал". У нас большинство клиентов - интернет-магазины, я столько историй слышал. Ничего не получится. Озон это понял - свою сеть строят, дураки? Другие ритейлеры. Кто более-менее крупный - все отказываются от сторонних услуг тех же курьеров. Ну не может никакой курьер донести ценности компании. Не может. Вас много, а я - одна - вот ровно такое отношение.

Доставить - доставят. Может быть. Но ни о каком исчезновении проблем не моет быть речи - их будет еще больше. Ибо вы не можете повлиять на конечного курьера, обучить его, он не ваш. И на этом стыке куча проблем будет, а проблемы людей Яндекс как раз решать и не умеет, достаточно на работу с ССК посмотреть, и это они так с теми общаются, кто им деньги приносит!

Ответить

Насчет постоянно дорожающей рекламы полностью согласен, это уже основная расходная статья у российского екомерса, сразу после закупки товара, у яндекса с этим полный порядок, пока его гугл совсем не убил конечно, так как доля яндекса постоянно падает.

Ответить

Про клиентский сервис - очень реалистично. Все меняется, и это изменится.

Основная мысль не в том что Яндекс не сможет выстроить цепочку, товар-продажа-логистика-клиент. А в том что клиент уйдет от них недовольный. Рынок екомерц перегружен, в том числе достаточно большими игроками изначально ориентированными на продажи, имеющие опыт и навыки выстраивания розничных клиентских отношений.
Яндекс как не крути софт-поиск-реклама. Им хорошо удается закрепится и развиться на полу пустой поляне, прийти вторым и стать ведущем. Поиск, такси. Но торговля не пустая поляна. И когда говорят, что у них бесплатная реклама и преференции в поиске, это обманчивая бесплатность. Минимум эти лиды можно было бы продать на сторону, или использовать как сейчас сливая их на свою площадку.
Они пытаются войти 101 и стать первыми, это у них не получится, одних денег и навыков программирования мало. Есть и более богатые конкуренты у которых достаточно кеша, но что-то никто не стал новым Амазоном даже в России, не говоря уже о мире.
Но, Яндекс как и любая другая большая компания славятся экспериментами, деньги не свои - можно и по чудить :) Не получится, развести руками - не до рос рынок до их прогрессивных мыслей! В крайнем случае уволиться -:)

Ответить

По стопам амазона успешно прошел алиэкспресс, почему у яндекса это не получится?

Просто нужно все общение с клиентами, все риски с выбором ассортимента и качеством товара переложить на мелких и средних продавцов, а самим зарабатывать на комиссии с заказа, на стандартной услуги типа упаковать и собрать заказ из товара который положим им на склад сторонний продавец.
Можно еще брать деньги за хранение этого товара.
Если выбить хорошие тарифы от транспортных компаний за объем то мелким продавцам даже выгодно будет пользоваться фулфилментом яндекса чем самим заниматься упаковкой и отправкой.

По такой схеме можно забрать всю маржу с продажи и только маленькую часть отдать этому маленьком-среднему продавцу за составление описания, за общение с клиентом, за риски с выбором и качеством самого товара.

А вот если яндекс захочет стать классическим магазином, то скорее всего у него ничего не получится, но думаю идиотов с такими идеями там нет, а если и есть то они как Алешин освобождаются от своих должностей, вопрос времени.

Ответить

Алиэкспрессу площают Google Translate русский язык, барахло вместо фирмЫ, проблемы с доставкой и прочее - потому что любая разноцветная пластмасса оттуда реально $1 (в киоске в РФ она же $7, в магазине уже $12)

Алиэкспресс - это законная контрабанда, на которой толи теряет, толи наживается Почта России - где-то проскакивало что за 1 год они теперь доставляют 150 млн. международных посылок (львиная доля из Китая).

А вот Яндекс.Маркету, с ценами между киоском и магазином (ближе к серому магазину), косяки навроде АлиЭкспресса прощать никто не будет.

Ответить

Судя по всему, самые выгодные товары будут сами продавать, а для мусора предложат свой фулфилмент. Хорошо ведь получать деньги за хранение товара, который плохо распродается, а не хранить его за свой счёт.

Ответить

Ну ведь уже руководитель Маркета говорит, что они пойдут именно по этому пути - будут сами торговать.

Ответить

Первая причина - это ты

Ответить

А вторая все твои лиды

Ответить

Wikimart изначально был беспомощным, а Яндекс выходит в новый сегмент будучи лидером в нескольких других. Аргумент про "Отсутствие опыта" вообще не состоятельный. Опыт покупается. А с опытом приходит и новое видение, и докупается всё остальное, чего может не хватать.

Ответить

Яндекс и Яндекс.Маркет - не одно и то же. А Яндекс.Маркет - не лидер, лидер - Алиэкспресс.

Ответить

Вот пример. Яндекс.Маркет. 17 лет работает с магазинами партнерами. Вот и вся клиентоориентированность и коммуникации.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

1) поддержка Я-кассы работает нормально
2) думаю почти все будут готовы платить картой яндексу, потому что ОН НЕ ИСЧЕЗНЕТ с твоим баблом
3) амазон с точки зрения каталога товаров НОЛЬ, а в Я-маркете отличный подбор по параметрам. Попробуйте вбить в поиск амазона "Nikon 3400" выйдет 100500 товаров от 1 до 3000 долларов. В Я-маркете легко и приятно подобрать по параметрам и потом сравнить разные модели!
4) про цены в Озоне - кто мешает Яндексу выставить конечные цены ниже всех?
Получается, есть у Яндекса все возможности.
А вот что получится - посмотрим...

Ответить

1. Рад, честно.
2. Посмотрите данные исследований, какой процент платит картой. Вас ждет удивление.
3. Разницы не вижу, вбиваю название модели телефона - мне кучу аксессуаров Маркет выдает.
4. Тут то и будут убытки. Причем большие. И превратится Маркет из прибыльного - в дотационный сервис. Что риски, про это я и писал.

Возможности есть - желания слишком много, так много, что на остальных становится плевать. Вот что жалко.

Ответить

амазон с точки зрения каталога товаров НОЛЬ, а в Я-маркете отличный подбор по параметрам. Попробуйте вбить в поиск амазона "Nikon 3400" выйдет 100500 товаров от 1 до 3000 долларов. В

Вбил - 111 результатов, на первом месте нужная камера, слева полно фильтров ничем не хуже чем в яндекс маркете. На счет каталога, там сверху слева есть Departments. Вполне себе годный каталог.

2) думаю почти все будут готовы платить картой яндексу, потому что ОН НЕ ИСЧЕЗНЕТ с твоим баблом

ну так не оплачивайте картой в магазине у Васяна, кроме того картой, сейчас можно платить и курьеру, даже пиццерии до этого дошли, в общем очередная выдуманная проблема

Ответить

3. Да как-то нормально получалось с Амазоном работать, Вы что конкретно для Nikon 3400 хотели найти?

Ответить

Дочитав до "1. Отсутствие опыта" понял, что время на всю колонку тратить не стоит.

Ответить

Ну да, у Яндекса же огромный опыт в логистике. Не подскажете адрес хотя бы одного распределительного склада Яндекса хотя бы от 1000 м2?

Ответить

Маркет это скорее Uber для продавцов. Логистику и общение с клиентами берет продавец, а яндекс дает этих клиентов. Предприниматели не парятся о сайте и трафике и концентрируются на Upsale и Логистике, занимая ультраузкие ниши для основного товара-локомотива. Поэтому конечно Амазоном не стать, тк модель иная.

Ответить

Маркет это скорее Uber для продавцов. Логистику и общение с клиентами берет продавец, а яндекс дает этих клиентов. Предприниматели не парятся о сайте и трафике и концентрируются на Upsale и Логистике, занимая ультраузкие ниши для основного товара-локомотива. Поэтому конечно Амазоном не стать, тк модель иная.

Ответить

Интересно,а планирует ли Али экспансию в Россию? Китай то под боком. Хотя конечно насколько ему интересен этот рынок. По идее можно было бы начать с ДВ, построить склады, логистику, предложить местным площадку и потом двигаться на запад. Но стоит ли все это затраченных усилий?

Ответить

Так они со Сбером вроде партнерится договорились.

Ответить

В компании явно кризис управления, кризис идей.

Ответить

А зачем Яндексу что-то "создавать" для целей Маркета. Он может просто купить и логистику и поддержку с последующей интеграцией в Маркет. Годик на бета-тестирование и уже более менее прозрачная моделька получиться.

Ответить

"просто купить логистику и поддержку"... а вы эксперт!

Ответить

Не читал, но осуждаю...

Что может маркетолог знать об управлении и стратегиях большого бизнеса? Что знает о работе с большими инвестициями, огромными складами и о работе с огромнешей командой ИТ-специалистов?

Ответить

"Будем честными: «Яндекс» — не логистическая компания, а сервисная"

Уже после это фразы можно не читать. Их сервис Яндекс такси один из лучших в стране. А кто был в Турции знает, что там все таксисты используют не Гугл мэпс а Яндекс карты для расчета маршрута.

Ответить