{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Особенности ведения бизнеса в Камбодже Статьи редакции

Сооснователь сервиса микрозаймов MicroMoney Антон Дзятковский о привлечении клиентов, сложностях с наймом сотрудников и рисках.

Команда MicroMoney

Два года назад нам с женой показалось, что на российском финансовом рынке сделать что-то интересное, а главное, новое — сложно. Рынок уже серьезно отрегулирован, в микрофинансовом секторе хорошо развиты технологии автоматизации бизнеса, а конкуренция очень сильна. Когда стали искать новые рынки, я подумал: «А почему бы не стать первооткрывателями краткосрочного кредитования в той стране, где этого еще не придумали?»

Мы выбрали Азию, и практически сразу стало понятно, что привезти туда наши возможности автоматизации — все равно, что закинуть автомат Калашникова в средние века. Азия во многом до сих пор живет в средневековье, а крайне низкая технологичность компенсируется просто гигантским количеством сотрудников, которые при этом обходятся дешево.

Страна, где любят банки

Прежде всего, рынок юго-восточной Азии очень интересный и полностью отличается от того, что мы привыкли видеть в России, Европе и США. Во-первых, это полное доверие к банкам у местного населения. Сейчас в Камбодже 36 банков на 1,5 млн городских жителей. За все время существования ни один банк в стране не лопнул, ни у одного из них не отозвали лицензию, не было построено ни одной «финансовой пирамиды». Еще очень комфортно для бизнеса то, что американский доллар имеет официальное хождение в Камбодже. А курс риеля, официальной валюты страны, по отношению к доллару не менялся ни разу за последние двадцать лет. У Камбоджи до сих пор имидж страны, в которой была война и которой все помогают, таким образом компенсируется инфляция. Во время гражданской войны 1975-1980 годов деньги были отменены: «красные кхмеры» взорвали национальный банк, а в его хранилищах разместили склад удобрений.

При всем этом страна занимает почетное седьмое место в мире по отмыванию денег. Я разговаривал с менеджерами ABA-Bank, который входит в топ-3 камбоджийских банков. Кстати, сделать это было довольно легко — все руководители в нем русскоговорящие. Выяснилось, что банковские транзакции до $500 тысяч даже не попадают на финансовый мониторинг. В банках не задают вопросов даже если деньги придут из Афганистана или Сирии. При сумме свыше $500 тысяч к транзакциям относятся немного серьезнее, могут даже попросить договор.

Вообще, государственное регулирование на рынке присутствует в упрощенной версии: у правительства просто нет ресурсов для контроля многих отраслей и, например, КПК (потребительская кооперация) до сих пор не регулируется.

Потребительским кредитованием занимается около пятидесяти компаний, уставной капитал у них в среднем составляет $1,5 млн, что соответствует небольшому банку в России, а средний чек — до $5000.

В кредитном бизнесе тоже свои устои — местные банки и микрофинансовые организации пугает даже мысль выдавать деньги без залога. Системы кредитования без залогов не существует в принципе, обычно закладываются земля и дома. При этом от клиентов требуют минимум пять справок, оригиналы паспортов и поручителя в лице местного старосты.

Нельзя сказать, что это не дает своих плодов. Примечательно, но факт: здесь просрочка более чем в тридцать дней составляет всего 0,9%, по данным местного Центробанка. То есть соотношение PAR (portfolio at risk) довольно выгодное.

Как начать финансовый бизнес в азиатской стране

Попробовав разные рынки, мы составили для себя очень простой чек-лист, помогающий проверить страну на «открываемость».

  • ​На рынке есть или хотя бы началось «потребление»: растет средний класс, растет ВВП. В Камбодже этот показатель составляет +6% в год. Для сравнения, в России он показал снижение на 3% в 2015 году.
  • Есть возможность недорогой лидогенерации: в нашем случае практически все пользователи буквально живут в Facebook, у многих по несколько аккаунтов. Понятие «интернет» вообще равно понятию «Facebook», а все сотовые операторы предоставляют бесплатный доступ в эту социальную сеть.

  • Есть простые варианты для получения денег: любой владелец SIM-карты здесь одновременно владеет электронным кошельком, и может снять наличные или пополнить счет фактически на любом углу.

  • Низкая конкуренция или ее отсутствие: в Камбодже нам сыграло на руку отсутствие беззалоговых сервисов кредитования.

  • Есть целевая аудитория: в нашем случае кредитные истории есть лишь у 5% населения. Впрочем, в этом отношении подходит практически вся Азия: по данным агентства McKinsey, количество людей, которые не имеют доступа к банковским услугам, составляет от 65 до 80% взрослого населения.

  • Есть возможность найти локального партнера. Мы очень рекомендуем это сделать для того, чтобы понимать местного клиента и логику законодательства, да и попросту — чтобы спать спокойно.

Мы поговорили примерно с тридцатью местными организациями и в итоге нашли себе отличных партнеров. Первыми, кто в нас поверил, стали японский венчурный фонд East Wing ASA Capital с капиталом около $100 млн долларов и его участник, глава одной из крупнейших девелоперских компаний страны Sonatra, — мистер Тетсуи Нагата (Tetsuji Nagata). Он стал нашим соучредителем с долей в 50%. Вторым стал местный партнер фонда — кхмер Окнха Сорн Сокна (Oknha Sorn Sokna), который предоставил нам офисную площадь и обеспечил полной юридической поддержкой. Кстати, «Oknha» в его имени — это титул, причем самый высокий среди камбоджийских граждан, аналогичный титулу сэра (Sir) в Великобритании.

Мистер Сорн Сокна — советник премьер-министра Камбоджи по экономическим вопросам. В России аналогичная должность сейчас у господина Кудрина. В Камбодже премьер-министр — глава страны, этот пост сейчас занимает Хун Сен (Hun Sen). Окнха Сорн Сокна — член совета АСЕАН, в знак признательности за вклад в развитие Камбоджи ему присудили ряд королевских орденов и наград.

В итоге нас фактически приняли в их дружную семью. В 2016 году мы побывали на форуме АСЕАН в составе делегации и даже стали известны в масштабах страны — про нас писали в главной газете столицы The Phnom Penh Post. Благодаря этой публикации мы познакомились с главой Центрального банка Камбоджи.

«Ваш займ стоит ровно одну чашку кофе в день»

Мы стали первым сервисом в стране, который обрабатывал заявления на кредит полностью в онлайне, без кучи бумажных документов. Мы использовали в качестве источника всех данных мобильный телефон или компьютер клиента. В Камбодже практически все перескочили эру персональных компьютеров и ноутбуков и сразу обзавелись смартфонами. Для скоринговых процедур на телефон устанавливается мобильное приложение MicroMoney, а с клиентом подписывается договор об обработке персональных данных. Интересно, что 49% устройств — это телефоны Samsung или другие устройства на Android, а приличные для Камбоджи 32% — это iPhone.

Самый дешевый сотовый оператор и производитель элементарных телефонов с доступом в сеть в Камбодже — это SMART, который продает мобильники за 30-50 долларов. Система отслеживания данных о клиентах строится на искусственном интеллекте и самообучающихся нейронных сетях, а внесение данных о клиентах — на технологии блокчейн. Иногда заявление на микрокредит обрабатывается менее пяти минут. В итоге мы первыми стали выдавать деньги без залогов и поручителей, причем делать это очень быстро, в течение суток после одобрения кредита.

Займы начали выдавать строго до зарплаты. Процент, как, впрочем, и суммы займов, был очень маленьким — 2% в день. Мы часто приводим этот показатель в сравнении: «Ваш займ стоит ровно одну чашку кофе в день». При среднем размере займа в $60 — это чуть больше одного доллара в день, именно столько и стоит кружка кофе или тарелка риса. Переплата в этом случае составляет всего $14,4 доллара за двенадцать дней.

Такой ответ устраивает большинство наших клиентов, а главное — понятен им.

Деньги мы перечисляем на местные пластиковые карты, которые можно открыть только по оригиналу паспорта. Таким образом решили и вопрос с идентификацией клиента.

В самом начале для одобрения кредита мы использовали множество кросс-проверок: например, спрашивали цвет и количество этажей здания, где работает человек, а затем проверяли ответ; у родителей, если они были указаны как контактные лица, спрашивали дату рождения их ребенка, а у родственников — домашний адрес. Но в итоге осознали избыточность таких проверок, плюс их сложность снижала уровень одобрений и вызывала стресс у заемщиков. Мы поняли, что настолько тщательный скоринг нужен только для зрелого рынка кредитования, на девственном рынке мошенников нет, а меньше вопросов означает больше выдач. В итоге теперь мы проверяем только работу и начальника, семью и документы, а наша цель — выдать всем хотя бы по $10.

Но, конечно же, это было бы невозможно без внятной и простой автоматизированной CRM-системы. Обработав первые 10 тысяч клиентов в Excel, мы, наконец-то, с радостью на нее перешли. Теперь задача сотрудника — просто с выражением читать текст на экране, а все остальное сделает CRM.

Уважительная причина: свадьба друга

Азия — как другая вселенная. Есть супертехнологичные государства типа Сингапура, Таиланда, Малайзии. Есть страны, которые застряли в средневековье. Это Мьянма, Вьетнам, Камбоджа.

Удивительно, но 90% заемщиков берут свой самый первый кредит в жизни. Подавляющее большинство из них (88%) — мужчины, у 75% — доход около $200 в месяц. Определились и основные цели микрокредитов: 15% людей банально не хватало на еду, а вот 35% брали займ, потому что друг пригласил их на свадьбу! Следующие по популярности причины: по 10% аудитории — расходы на школу для детей и медицинские услуги, также в рейтинг попали траты на китайский Новый год, бензин и починку мотоциклов, помощь родителям.

Уровень расценок был выбран правильно: лишь 5% клиентов отказались брать кредит по причине его дороговизны. А вот причины, по которым кредит отказались выдавать мы: у 23% не было работы, 20% отказались предоставлять свои контакты, а 7% попросту давали о себе ложную информацию.

В среднем займ выдается каждому шестому клиенту. Одна полная заявка обходится в $1. Полная стоимость издержек на первый выданный займ составляет $10: это $6 + операционные затраты (заработная плата + аренда). Средний займ составляет $60 и выдается на 12 дней, в итоге наш заработок на займе — около $14,4.

Данные о клиенте для заявления о залоге в 88% случаев берутся со смартфонов и только в 12% — с их десктопных устройств.

Каждый привлеченный клиент взял в среднем по 4,5 займа. Мы видим, что клиенты на них «подсаживаются», так как конвертация во второй и последующие займы составляет 73%. 34% берут пять и более займов, а 7% — более десяти. Основной, золотой фонд нашей аудитории составили 4% клиентов, которые взяли займы уже пятнадцать и более раз. ​

Хороший, плохой, злой

Схема простая — хороший, плохой и совсем злой полицейский. Первый месяц со дня просрочки мы ведем себя не как коллекторы, а как финансовые консультанты, помогаем людям спланировать их средства. Через 30-90 дней просрочки начинаем вежливо и настойчиво напоминать о долге всем контактным лицам. Активней всего используем при этом сервис SMS-рассылок и звонки на работу. Через 90 и более дней просрочки мы перестаем быть вежливыми и используем все возможные каналы, включая социальные сети. В Камбодже при такой серьезной задержке помогает только очень активный прозвон по контактам третьих лиц — именно они заставляют должников вернуть деньги.

В итоге на прибыль мы вышли уже на третий месяц работы, хотя и ценой очень жестокой личной экономии. Например, я питался супом из самых дешевых костей за доллар.

Обед по расписанию: кадровый рынок Камбоджи

Через некоторое время после начала работы мы сформировали образ идеального наемного сотрудника в Камбодже. Он должен быть местным, недорогим, убедительным продажником и трудоголиком. Ключевым словом оказалось «идеальный», вскоре мы убедились, что найти такого человека — задача сама по себе чуть ли не утопическая. Если говорить не о линейных сотрудниках, а о специалистах, то задача найти такого человека практически невыполнима.

В ходе поисков персонала у нас много раз возникали следующие вопросы:

  • ​Почему поведение кхмеров поддается определенным закономерностям, но не поддается нашей логике?
  • Почему наиболее надежные сотрудники старше 35 лет и почему людей этого возраста очень сложно найти?

Ответы мы нашли в истории Камбоджи: почти сорок лет назад гражданская война 1975-1980 годов унесла жизни более трех миллионов человек. Ее целью были порабощение населения, уничтожение интеллигенции и расселение городских жителей в деревни. Доля городского населения за эти годы катастрофически упала, и до 2015 года прирост составлял менее 1%.

Идеология гражданской войны была следующей: «Город — обитель порока; можно изменить людей, но не города. Работая в поте лица, корчуя джунгли и выращивая рис, человек поймет, наконец, подлинный смысл жизни. Нужно, чтобы он помнил, что произошел от рисового семени. Все кампучийцы должны стать крестьянами».

Расстреливали без суда и следствия педагогов, врачей, интеллигенцию, даже тех, кто просто носил очки. Запретили писать и читать, сжигали книги, разрушили около шести тысяч школ и все университеты. Решили избавиться от всех благ современной «белой» цивилизации: автомобили ломали кувалдами, бытовую технику закапывали в землю.

Все это оказало серьезное влияние на кадровый рынок сегодня. Найти квалифицированных да и просто мотивированных сотрудников старше 35 лет, то есть людей, рожденных в период гражданской войны, очень сложно. Эта категория — самые опытные и предпочитаемые в компаниях работники, в отличие от России, где предпочтение отдается активным сотрудникам до 30 лет. Сложно найти специалистов думающих, заинтересованных в работе, амбициозных, ведь сейчас потомки нации — это дети крестьян. Образование в Камбодже до сих пор необязательное и, как следствие, доля безграмотных очень велика — это 30% населения.

Этим объясняются национальные особенности в поведении сотрудников.

  • ​Средний «срок жизни» сотрудника в компании составляет всего один-два месяца, особенно в возрасте до тридцати лет. Кхмеры не держатся за рабочее место, их не удерживает даже зарплата. Планировать и думать о будущем не принято — этим, кстати, и объясняется большая популярность займов перед долгосрочными вкладами и проектами: главное, сейчас перехватить немного денег, что будет завтра — будут думать завтра, а часто — вообще не будут думать.
  • У кхмеров коллективный образ мышления. Часто это выливается в саботаж в компаниях, сговор и тому подобное. Сотрудники могут в любое время не выйти на работу, и оставшаяся невыплаченная зарплата не имеет значения.

  • Сотрудники однозадачны. Введение нескольких KPI ставит их в тупик. Это усугубляется тем, что сотрудники работают на иностранную компанию, уровень доверия к которым ниже среднего.

  • В Камбодже уважают старших. По своей сути это не демократическое государство, старшинство и статус здесь имеют особое значение. Также важна семейственность. Нам приходилось доказывать сотрудникам, что мы семья, и тогда они начинали реально работать. Вообще, в Камбодже не обязательно иметь руководительские навыки — звание начальника само по себе является причиной выполнять те задачи, которое он ставит.

В первое время непостоянство сотрудников и их несерьезность ввергали нас в отчаяние, но сейчас мы относимся к этому спокойнее. Помогают успокоительные капли и наши собственные методы работы.

Сотрудник, проработавший менее двух месяцев — это наш «денежный минус», и чтобы обезопасить себя, мы:

  • ​проверяли каждого сотрудника так же, как проверяли каждого заемщика. Это помогало и в таких печальных случаях, как кражи на работе (к сожалению, такое случалось);
  • забирали в залог паспорт или другой идентификационный документ;

  • ввели штрафы за то, что не отработал срок трудового контракта;

  • выдавали заработную плату 15 числа месяца, следующего за расчетным. Часто сотрудник получал зарплату в конце месяца и затем попросту не выходил на работу.

Всего мы провели собеседования примерно с четырьмя сотнями кандидатов, и в итоге только двадцать преданных сотрудников работают без нашего тотального контроля и участия. Кстати, при приеме на работу у кандидатов было всего лишь два вопроса: сколько времени длится обед и есть ли у нас официальные выходные дни, которых в Камбодже двадцать восемь. Для сравнения, официальных праздников в России — всего четырнадцать дней.

Привлекаем клиентов едой и девушками

Для продвижения сервиса мы создали сайт monusluy.com на кхмерском языке. Первой же публикацией стали призыв взять займ, предложили онлайн-калькулятор займа с нечетными числами — это небольшая хитрость для сложности подсчета процентной ставки. Ступени займа следующие: первый займ — $30-40, с каждым повторным займом — шаг $10.

Затем стали экспериментировать с рекламными призывами и заодно просвещать население. Например, учим тратить деньги с умом — не на развлечения и алкоголь, а, на образование ребенку.

Самый работающий образ при этом — милая барышня, которая держит деньги веером. Ставили фотографию мужчины с пачкой денег, но статистика показала, что на фото девушек кликают в два раза чаще.

Разместили реальные истории и благодарности наших клиентов за очень быструю денежную помощь в трудных ситуациях, добавили цитаты уважаемых кхмерами людей о деньгах и займах. Найти высказывания было просто, а вот перевести их на кхмерский — намного сложнее.

Как я уже писал выше, для типичного кхмера интернет – это только Facebook. Google практически не используется. В Facebook есть вся история жизни человека: о чем думает, с кем встречается, что ест, где работал и куда устроился, почему уволили. Поэтому Facebook стал для нас мощным инструментом при найме сотрудника, проверке заемщика и взыскании долгов.

Сейчас у нашей страницы, которая, разумеется, тоже на кхмерском, более 67 тысяч подписчиков. Интересная история у нас вышла с поиском целевой аудитории для нее. Сначала мы рекламировались по всем возрастным категориям, но затем отключили молодежь до 24 лет — их лиды были очень дешевыми, но крайне некачественными. Затем, из-за той же неумолимой статистики и горького опыта отключили рекламу для всех, кто старше 37 лет. А на десерт вообще отключили рекламу среди женщин: такой лид стоил в десять раз больше, чем мужской.

Мы заметили, что люди лучше воспринимают фото с настоящими кхмерами, чем изображения из клипартов. А номером один в рейтинге по привлечению внимания стали записи с едой, ведь здесь часто берут займы на еду. В итоге вовлеченность пользователей на один пост выросла более чем в десять раз за весь период работы, в среднем с 300 до 3000 человек.

Пример публикации в группе MicroMoney в Facebook

С помощью аккаунта в Facebook мы воздействуем на должника — публикуем пост с его документами и контактной информацией, а иногда и разыскиваем тех, кто не вернул кредит и при этом скрывается. Еще Facebook помогает нам вернуть просроченный кредит в особо запущенных случаях, когда должник предоставил неверную или уже не актуальную информацию, на звонки не отвечают ни он, ни его контактные лица, а на прежнем месте работы его уже нет.

Например, в попытках вернуть долг мы изучили Facebook-страницу заемщика и увидели, что место работы на ней не совпадает с той информацией, что была у нас. Увидели новое фото, на котором он был в форменной одежде и с рабочим бейджиком на шее. В поисковых системах нашли компанию и ее руководителя. При работе с «запущенным» должником действовать нужно быстро и решительно, даже агрессивно, и сразу выходить на его начальника. В компании нам подтвердили, что должник теперь работает у них, предоставили его актуальную контактную информацию, а у него самого был серьезный разговор с директором.

Благодаря этому инструменту наша команда взыскала сумму безнадежного долга, превышающую сумму займа в пять раз.

Наши сотрудники

Сейчас с нами работает около ста человек: десять сотрудников в Камбодже, пятьдесят — в Мьянме. Мы нашли офис на 400 квадратных метров в Бангкоке и уже подписали там договор найма с двумя людьми. У нас есть группа PR-специалистов и программистов из России, Англии, Израиля. Мы надеемся собрать единую команду под одной крышей, предоставлять места в офисе стартапам, которые занимаются современными технологиями, маркетингом, блокчейном.

Чтобы добиться того, что есть сейчас, я год работал по пятнадцать часов в день ежедневно.

Как и для кого работает микрокредитование

Наши клиенты — простые честные трудяги, которые не могут взять кредит в банке, потому что у них нет кредитной истории. Кредитной истории у них нет, потому что ни одна финансовая организация никогда не давала им кредита. Это замкнутый порочный круг, в котором находятся 2,5 млрд человек. В основном это Азия, но даже в США около 50 млн наших потенциальных клиентов.

В развивающихся странах, чтобы взять кредит, нужно принести как минимум пять документов:

  • ​справку из полиции;
  • справку от администрации района;
  • справку от владельца дома, где ты живешь;

  • характеристику с официальной работы,

  • справку о доходах.

Еще можно заложить землю, но только если она есть. Во всех других случаях без кредитной истории, без пакета документов, без поручителей получить кредит в банке практически невозможно.

Мы поставили перед собой цель дать доступ к благам современного мира 2,5 млрд человек, не имеющим доступа к классической устаревшей централизованной банковской экономике.

Стоит ли делать бизнес в Камбодже

Советую ли я вам выбирать Камбоджу или другой неосвоенный юго-восточный азиатский рынок? И да, и нет. Да, потому что рынки, которые принято называть растущими, эксперты считают наиболее выгодными в плане быстрого получения возврата инвестиций, правила игры на них во многом не прописаны и вы можете установить их самостоятельно. Да и просто это интересно в качестве вызова самому себе. У меня было $30 тысяч первоначального капитала (практически это стоимость однокомнатной квартиры в Подмосковье) и огромное желание не просто зарабатывать, а делать это, помогая людям. Зачастую инвесторам не важно, как ты делаешь бизнес, им важно, как ты презентуешь проект, как ты упакован, какая миссия и цель у твоего бизнеса. Многие инвесторы вкладывают деньги по эмоциональным причинам.

Я мог ничего не добиться, если бы действовал в одиночку, если бы мне не помогали мои единомышленники и партнеры. Если вы собираетесь заходить на азиатские рынки в одиночку, без надежных партнеров, не зная аудитории и национальных особенностей — не делайте этого. Ищите в азиатских джунглях своего проводника.

0
174 комментария
Написать комментарий...
Anton Dziatkovskii

Pavel Podtechensky - 2% в день это средняя цена PDL кредита что в америке что в азии.
2% может быть звучит страшно, но на деле переплата не большая. Заемщик берет 50долларов , возвращает 60. 10 долларов за срочное решение вопроса об оплате медицинских счетов например - это резонная переплата. Займ стоит чашку кофе в день.

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Выглядит как оправдание своей "помощи" людям, когда купте первую бентли на выпитой крови заемщиков, не забудьте проехаться и посмотреть, как живут те, кто берет эти микрокредиты.
Предлагаю новую идею - вы давайте сразу едой кредит, чтоб голодный человек не мог отказаться, а потом был бы вынужден продать жильё за долги, ну а что, в Камбодже ещё не так много спит народу в коробках из под холодильников, я всего раз 30-40 видел такую картину, ещё есть куда работать вашему сервису.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Dziatkovskii

уважаемая(ый) Ватная Корзиночка! Малокровным рынком сейчас считается Россия - где люди перекредитованы.
в Азии люди берут первые кредиты в жизни .
Взяв 30 долларов а вернув 35 - люди не начинают спать в коробках из под холодильника .

не забывайте, взять кредит - это ДОБРОВОЛЬНОЕ решение каждого человека

благодарю за ваш комментарий

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Конеш берут первые кредиты. Потому что до вас такого еще никто не делал. Только из коробок на улице они не вышли и не выйдут, а только сравняются с землей быстрее. не помню чтобы в современной РФ люди хотя-бы заметно жили в коробках на улицах. Бомжи не в счет - это их стиль жизни!

Ответить
Развернуть ветку
171 комментарий
Раскрывать всегда