«Мы смирились и с плохим интернетом, и с бюрократией — но нашлись и другие причины переехать» Статьи редакции

Бывший менеджер продуктов «Яндекса» и автор Telegram-канала об управлении проектами Анна Булдакова о том, почему она решила покинуть Берлин спустя год после переезда.

Анна Булдакова

Чуть больше года назад мы с мужем нашли работу в Берлине и решились на переезд. А сейчас мы сидим на чемоданах и собираемся ехать дальше. Расскажу, что мы узнали за время жизни в Германии.

Почему Берлин восхитителен

Если вы идете по улице, а из шпети (уличного киоска) доносится классическая музыка, по правую руку от вас стоит полностью покрытое граффити здание, а слева очаровательный дом 18 века с барельефами и розами на балконах, — значит, вы определенно в Берлине.

Здесь на рок-фестивале можно увидеть миловидных бабушек с внуками, гуляя по парку, наткнуться на ребят, распевающих а капелла Because I’m Happy, а в метро стать свидетелем того, как в вагон заносят стол с закусками и кружками пива и начинают пировать.

Помимо этой уникальной атмосферы, в которой варятся, кажется, люди всех мастей, у Берлина есть еще несколько преимуществ, которые дадут ему фору перед любой столицей:

  • Берлин дешевый. За €1000 в месяц можно снять двухкомнатную квартиру со свежим ремонтом в центре города и в двух минутах от метро. За €5–8 — сходить на ланч, за €10–12 — на ужин с алкоголем в ресторан. Цены на продукты примерно такие же, как в Москве, но по качеству гораздо лучше.

    Проезд, правда, дорогой (хотя по европейским меркам на среднем уровне) — €2,70 за билет с неограниченным количеством пересадок. Зато есть очень доступный каршеринг, который порой обходится даже дешевле метро.

  • В Берлине классная транспортная инфраструктура. Пробок нет. На велосипеде или мопеде можно ездить круглый год — погода позволяет. Общественный транспорт охватывает весь город, за €3,40 можно доехать до любого аэропорта или вообще до Потсдама.

  • Вокруг множество интересных мест. За три часа можно доехать до горнолыжного курорта в Чехии, до моря (правда, Балтийского), до красивейших озер. За пару часов — долететь до Будапешта или Барселоны. И стоить это всё будет копейки: €60 за три дня аренды машины, билеты на самолет — от €10 (в среднем, €60–70).

    За прошедший год в Берлине мы побили все прежние рекорды по путешествиям. Побывали в Мюнхене (три раза), в Париже (четыре раза), Праге, Дрездене, Гамбурге, Амстердаме, Барселоне, Будапеште, Дублине, Лондоне, Инсбруке, Кобленце, Нью-Йорке, пару раз съездили на горнолыжные курорты, а перед отъездом вообще отправились в путешествие на 3000 км по пяти странам. Большинство поездок выпадали на выходные и стоили совсем немного денег.

  • И в самом Берлине есть чем заняться. Поскольку здесь очень много экспатов (в том числе русских), то проводится куча мероприятий на английском и русском языках. Интеллектуальные викторины, вечера настольных игр, совместное рисование, профессиональные митапы, йога и танцы в парках — в общем, чем бы вы ни интересовались, занятие найдется. Да и по русскому языку соскучиться точно не придётся.

Почему мы всё же уезжаем из Берлина

Во всех городах и странах есть свои плюсы и минусы. И тут всего два варианта: либо плюсы перевешивают, и ты радуешься жизни; либо минусов оказывается больше, и ты пытаешься что-то предпринять.

Мы готовы были мириться и с дорогим и медленным интернетом, и неразвитой сферой услуг, и с бюрократией. Но всё же образовалось полтора фактора, которые стали решающими при принятии решения.

Основная причина — это работа, точнее, её отсутствие. Крупных компаний в Берлине — по пальцам перечесть, в основном только мелкие стартапы. Но что в первых, что во вторых очень плохо представляют, что такое продуктовая разработка, как нужно выстраивать процессы и так далее.

Хорошего дизайнера (не того, кто кнопки двигает, а кто задает вопросы и проводит исследования) найти практически невозможно. Толковых продакт-менеджеров — единицы; в основном новички с биздев-бэкграундом. Основатели-визионеры — мифические существа. У многих в Берлине даже нет опыта работы — только бизнес-школа и стажировки.

Конечно, это отличная возможность прискакать на белом коне и построить всё (и всех) самому. С другой стороны, если вам хочется не только брать ответственность, но и учиться, это, возможно, не лучший вариант — наставников у вас точно не будет.

Более того, работать с непрофессиональной командой — это маленький ад: вместо того, чтобы заниматься прямыми обязанностями, ты постоянно продвигаешь и оправдываешь свои решения. Мой муж поначалу работал в крупной компании, затем мы оба перешли в стартапы и испытали всё это на себе.

О похожем опыте нам рассказывали и многие берлинские знакомые. Год назад я радовалась work-life balance и окончанию рабочего дня в шесть вечера, под конец же уже просто приходила в бешенство от общей расслабленности. Дедлайны? Нужно срочно «запилить фичу»? Согласовать цели на квартал? Не, не слышали.

Не спорю, наверняка у кого-то найдутся контрпримеры. Возможно, будут и те, кому не очень важны команда и продукт — лишь бы платили деньги. Несколько моих знакомых, свыкнувшись со всем тем, что описано выше, в итоге выбирали меньшее из зол просто потому, что влюблены в город и не хотят из него уезжать.

Мы же с мужем наконец-то определили для себя цель и поняли, что хотим профессионального роста. И через некоторое время, промониторив рынок и пообщавшись не с одной компанией, решили, что, как бы нам ни нравился Берлин, надо переезжать.

Еще полпричины — это немецкий язык. Я оценила эту проблему в половину, потому что при желании можно было бы подсобраться и освоить язык на среднем уровне. Наше нежелание его учить объяснялось расстройствами с работой и непониманием перспектив. Вообще, знаю ребят, которые параллельно с основной работой ходят на занятия — это тяжело, прогресс идет медленно, но всё-таки идет.

Вы спросите:  «А зачем учить язык?». Ещё год назад я позитивно писала, что все сложности с языком закончились на этапе оформления квартиры и повсюду здесь говорят по-английски. На самом деле, в течение года постоянно случались мелкие, но критичные ситуации, в которых из-за незнания немецкого ты чувствовал себя полным профаном.

Сломалась посудомоечная машина, не доставили посылку, нужно поменять налоговый класс — во всех случаях нужно звонить в какую-то службу и общаться на немецком языке. Не можешь — твои проблемы. Самые большие трудности мы, конечно, познали, когда перед отъездом начали расторгать контракты.

При их заключении с тобой хоть на урду поговорят. А вот процесс расторжения гораздо сложнее: на электронную почту не отвечают, при звонке в поддержку на английском языке с обратной стороны просто вешают трубку. После задействования друзей и интернета выясняется, что писать заявку нужно по определенному образцу и присылать еще 33 бумаги почтой в штаб-квартиру, чтобы сообщить, что ты дислоцируешься. Кажется, за всю жизнь я не отправляла столько бумажных писем.

Всё это, конечно, логично. И я сама бы хотела посмотреть на российских водопроводчиков или сотрудниц в паспортном столе, которые говорят по-английски. Дело в том, что не стоит строить иллюзий: надо либо учить язык страны, в которую едешь, либо ехать в страну, язык которой ты знаешь.

В итоге мы, кстати, так и сделали: муж едет в лондонский Facebook, а я — в дублинский Intercom. Процесс занял почти полгода, подготовка к переезду — около двух месяцев (и мешочек с золотом) — и вот всё готово. Держимся за четырехлистный клевер на удачу.

Ещё несколько выводов по мотивам уже двух переездов

  • Будьте готовы к тому, что переезд — это очень-очень дорого. Да, хорошие компании обычно возмещают расходы, но они делают это уже после того, как вы начали работать — а до этого момента может пройти несколько месяцев. Более того, из-за сложностей с открытием аккаунта в банке вы можете остаться и без зарплаты за первый месяц.

    Поэтому предварительно посчитайте, сколько вы потратите денег на оформление документов, расторжение контрактов, билеты, перевоз вещей, ну и «простой» без работы (если он случится). Ориентируйтесь как минимум на €4–6 тысяч.​

  • Не думайте, что всё случится быстро. С Германией нам повезло — все документы оформили за неделю. С Великобританией и Ирландией процесс шел около полутора месяцев. И это ещё неплохо: например, ирландцы могут рассматривать заявление до восьми недель. И я не знаю, сколько бы ждала, если бы в процесс не вмешался мой работодатель.

    Кроме визовых вопросов, у самих компаний обычно есть определенные даты для старта сотрудников — это привязано либо к зарплатной политике, либо к процессу обучения на новом месте. В итоге и у меня, и у мужа начало работы сдвинулось почти на месяц — без работы мы сидели два месяца.

  • Не воспринимайте переезд как что-то глобальное. Нашей ошибкой было думать: «Ну раз переезжаем, так уж надолго». Даже если вы посещали страну как турист, перечитали кучу форумов и опросили живущих там друзей, это не даст вам полной информации о всех подводных камнях. Из-за чего просто объективно невозможно заранее принять взвешенное решение.

    Дайте себе время на раздумья: не заключайте долгосрочных договоров, не сжигайте мосты и не бойтесь, что, возможно, придется вернуться или же двинуться дальше. Переезд — это эксперимент, и он не всегда должен заканчиваться «выкаткой в продакшн». Однако чем больше экспериментов, тем лучше результат.

0
211 комментариев
Написать комментарий...
Ashot Golovenko

Вставлю свои 3 копейки:
- мы с женой в течение полугода переехали сперва в Германию, а потом в Испанию. Расходы на переезд составили 3.5k евро на обе страны вместе. То есть 4k на переезд в Германию имхо многовато, а 6k - просто расточительно.
- оформление бумаг на переезд в Германию заняло 2-3 недели от "ничего не готово" до визы в паспорте

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Okunev

В Барселоне как с работой для айтишников?

Ответить
Развернуть ветку
Ashot Golovenko

Мало тут работы(относительно Лондона/Берлина) + у них по факту не работает blue card - всё из-за местной безработицы. Платят меньше чем в Германии, но и налоги ниже (для иммигрантов 24% + 6% социалка на первые 5 лет). В общем, чтобы найти компанию, которая согласится перевезти сюда русского и ещё прилично платить, придётся попотеть. Но оно того стоит=) Могу порекомендовать в наш HR специалистов по Big Data/Data Science (Scala/Java).

Ответить
Развернуть ветку
208 комментариев
Раскрывать всегда