{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Почему я не верю в Uber»: разбор экономики доходов водителей Статьи редакции

Колонка руководителя аутсорс-компании по разработке ИТ-продуктов FutureComes Александра Ржевского.

Александр Ржевский

Я ИТ-предприниматель и люблю инновации. Мне нравится приложение Uber, и я активно им пользуюсь. Но, Каланик, прости — я не верю в твоё детище как в фундаментальный бизнес из-за его экономической неэффективности для водителей. Ведь они — как минимум половина фундамента компании.

Регулярно опрашивая водителей, я столкнулся с тем, что некоторые из них считают Uber своей основной работой. И эту статью я написал для них. Все показатели и статистика действительны для Санкт-Петербурга. Однако не думаю, что они сильно разнятся в других городах и даже странах.

Глава первая. Полезная для всех, не только для водителей Uber

Например, вы знаете, во сколько обходится один километр поездок на вашем автомобиле? Обычно, когда я спрашиваю об этом людей, они рассчитывают так: «Расход 8 литров на 100 км, выходит примерно 3 рубля за километр и еще 1 рубль на всякие расходники». Но если вдаваться в детали, это не так.

Возьмем, к примеру, распространённый городской автомобиль гольф-класса — Kia Rio. Такая машина расходует 8–11 литров на 100 км и стоит около 750 тысяч рублей. Предположим, что вы владеете ей три года и за это время проехали на ней 100 тысяч километров. У автомобиля уже высокая степень износа и заканчивается основная гарантия.

За эти три года вы потратите примерно 36 тысяч рублей на ОСАГО, 150 тысяч рублей на каско, 48 тысяч рублей на все ТО и 52 тысячи рублей на всевозможные расходники (щетки, колодки, резину и так далее). 342 тысячи рублей уйдёт на бензин, а 84 тысячи рублей — на мойку, при условии, что вы будете мыть машину хотя бы раз в 500 км примерно за 420 рублей.

Казалось бы, всё учтено. Однако мы не брали в расчёт то, сколько автомобиль теряет в цене спустя три года и 100 тысяч км пробега. А теряет он довольно много — 270 тысяч рублей по самым скромным подсчетам, которые можно проследить в этой таблице. В итоге один километр обходится нам в 9,82 рублей.

Глава вторая. Доход в UberX

Судя по информации с официального сайта, поездка по тарифу UberX в Санкт-Петербурге обойдется в 39 рублей за подачу, в 12 рублей за каждый километр и 3 рубля за каждую минуту. Звучит неплохо, но не будем забывать, что с водителей Uber возьмет 20% комиссии и ещё примерно 5% заберёт посредник, поскольку водитель как физлицо не может подключиться к Uber самостоятельно. Опустим налоги и платные дороги — не будем копать так глубоко.

Казалось бы, за 100 тысяч километров можно совершить довольно много поездок. Если взять среднюю продолжительность одной поездки в 20 минут, а длину — в 12 км, то получится, что за три года можно выполнить 8333 заказа. В деньгах это 2 025 000 рублей, что звучит неплохо.

С учетом комиссий выходит меньше — 1 518 750 рублей. А с учётом расхода в 9,82 рублей за километр вы потратите 982 тысячи рублей. И, вроде как, останется 536 750 рублей. На самом деле, не так много: это сумма за три года практически ежедневного труда (при расчёте в 120–150 км каждый рабочий день без учета отдыха и сервиса машины). Выходит доход в 14 909 рублей в месяц. Довольно скверно. Но это ещё не всё.

Глава третья. Мечты разбиваются о скалы

Дело в том, что пробег может быть как эффективным — непосредственно при выполнении поездки, — так и паразитным, —  например, в пути за клиентом, который нередко оказывается втрое дольше самой поездки. Помимо прочего, сюда же входит посещение сервиса, заправок, заезды на обед и путь домой (водитель может закончить работу на севере города, а возвращаться домой в южный район).

Таким образом, в лучшем случае водитель «оправдает» только половину от всего пробега — то есть проедет не более 50 тысяч «полезных» километров из всех 100 тысяч, даже если будет пользоваться автомобилем только для выполнения заказов Uber.

Поэтому истинные результаты трёхлетней работы в Uber таковы: 759 375 рублей дохода и 982 тысячи рублей расхода — то есть убыток составит 222 625 рублей. Так, водитель работал три года, ничего не заработал и доплатил за амортизацию более 200 тысяч рублей. При этом он получает 10–20 тысяч рублей каждую неделю — сумму, которая на первый взгляд существенно больше соответствующих трат на бензин.

Глава четвертая. А что если расчёты неверны

Можно найти много аргументов против моего исследования, которые будут начинаться со слов «А что если...». Но, к сожалению, на большинство из них у меня найдётся контраргумент:

  • «А если я не буду оформлять каско?». Возможно. Но с учётом каждодневной работы на автомобиле вы рискуете потерять гораздо больше. Это неоправданный риск.
  • «А если я куплю автомобиль в самой дешёвой комплектации?». Возможно. Но, соответственно, и продадите его дешевле. В итоге потеряете примерно столько же.
  • «А если я работаю в нескольких системах (Gett, «Яндекс.Такси», такси «Везёт» и прочих)?». Да, но тогда возникают проблемы маршрутизации заказов, сложности взаиморасчета, перегруженного графика. И, скорее всего, такая работа повлечёт ещё больший пробег и износ, что тоже выльется в потери.
  • «А если мне начислят бонусы?». Представьте, какого они должны быть размера, чтобы кардинально изменить ситуацию. Да, Uber дотирует деятельность во многих городах, но это не может длиться вечно.
  • «А если...?». Да не может быть никаких «если». Даже при условии, если бы вместо минуса в 222 625 рублей у вас был бы плюс в 500 тысяч рублей, — это всего 14 тысяч рублей в месяц. Это несоизмеримо низкий доход.

Глава пятая. Шах и мат

Чтобы как-то подтвердить свою гипотезу, я нашел агента, который подключает водителей к Uber. На условиях анонимности он предоставил мне таблицу доходов его водителей за произвольную неделю. И сопроводил её комментарием, что лидеры заработков проезжают более 300 км каждый день — то есть работают на износ. Привожу копию этой таблицы здесь. Если вкратце: никто не станет олигархом.

Фрагмент таблицы доходов водителей Uber

Глава шестая. Шах и мат — 2

Если автомобиль куплен в кредит, то вместо 220 тысяч рублей за три года водитель доплатит гораздо больше. А за свою работу, как и прежде, ничего не получит.

Послесловие

И всё-таки, можно ли заработать в Uber? Если вы очень ушлый, умеете ловко подбирать заказы и время работы, совмещаете с другой деятельностью, экономите на мойке и расходных материалах, то, возможно, что-то у вас и получится. Однако если вы настолько целеустремлённый, для вас имело бы смысл заняться чем-то более прибыльным.

0
191 комментарий
Написать комментарий...
Max A. Glukhov

Господи ну какой же бред!!! Человек просто не понимает о чем он пишет.

Вот она - современная "журналистика"... Напишу как я о том чего не знаю, сам никогда не работал не в Убер не в такси (в сфере которого заняты миллионы человек по всему миру), но они все естественно идиоты, я то просчитал все, там денег нет...

Я такие статьи могу писать о чем угодно, хоть я в этом и не понимаю... Хотите распишу о том, что айфоны продавать не выгодно?

Ответить
Развернуть ветку
Max A. Glukhov

Задел нежные чувства автора... ну извините, оскорбительного я ничего не писал, а к критике вы видно не привыкли)))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rzhvsky

Да просто вы, милейший, такую ересь написали, что даже отвечать не имело смысла, а ересь отметить хотелось.

Ответить
Развернуть ветку
Max A. Glukhov

О нет уважаемый, ересь написали вы... просто ответьте на простые вопросы: "- Как можно писать о том чего ты не знаешь? Вы хотя бы день за рулём убер провели?". Если уж вы берётесь за какую то тему, то хоть изучите её. Возьмите машину в аренду, отработайте недельку (только нормально, а не полчаса в день) и тогда у вас сложится объективная картина.

И отвечать вы не стали не потому что вы посчитали это бессмысленным, а потому что ответить вам по сути нечего... Увы. За сим откланиваюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rzhvsky

Я вам кстати, милейший, еще один минус уебал в карму, не трудитесь выкладывать пруф, я сам признаю.

Ответить
Развернуть ветку
Max A. Glukhov

Серьезная позиция взрослого человека и исследователя)))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rzhvsky

Зато человека, хотя бы делающего что-то ради общества, ради водителей бедных, которые загоняют себя в долговые ямы. На мой вкус это разительно отличается от скудоумных комментариев из под лавки, и исследования кто кому сколько минусов поставил.

Ответить
Развернуть ветку
Max A. Glukhov

Я понять не могу, вы до сих пор не хотите согласиться что ваша статья не объективна? Я не просто так вам твержу про то, что нужно сначала поездить самому и понять что это прежде чем взваливать на себя такую миссию как просвещение.

Скажу проще, как профессионал в этой сфере - ваши расчеты не верны, много факторов ( как например пики, доплаты до минимальной стоимости поездки, бонусы и ежедневные промоакции) не учтены вовсе. Вы не знаете многих тонкостей по страховкам, экономии на топливе, мойках и прочем.

З.ы. Моя негативная реакция связана прежде всего с тем, что вы выдаёте свою "статью" за истину первой инстанции, хотя АБСОЛЮТНО не разбираетесь в том о чем пишите.

З.з.ы. Уж извините, если обидел)

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson

Максим, можете по существу возразить плиз. Я хочу согласиться с вами, но фактов в комментариях не нахожу. У автора ошибка, окей. Где именно? Я без иронии. Выручайте!

Ответить
Развернуть ветку
188 комментариев
Раскрывать всегда