Экономическое и социальное неравенство. Альтернативная позиция

Прослушал серию лекций про экономическое и социальное неравенство. Я ожидал слышать о том, как велико сегодня неравенство, как это плохо, как оно растёт и как нужно всеми силами стремиться к равенству во всех сферах. Был очень удивлён, ожидания не оправдались.

Лекции проводил Дмитрий Некрасов, который планирует выпустить книгу, а пока поделился главами в формате Zoom-курса.

Автор указывает на проблему того, что однобокая позиция стремления к максимальному равенству и табу на тему неравенства, различий – замедляет прогресс и в некоторых аспектах вредит обществу – научные открытия тормозятся, социальные программы не настолько эффективны.

Например, эксплуатация колоний – похоже на очевидное зло. И если где-то они существуют – то нужно как можно быстрее получить независимость. Тем не менее, страны-завоеватели принесли в них образование, медицину, технологии. Есть корреляция – чем раньше страны освобождались от зависимости – тем беднее они сейчас.

В начале 2000х в США изобрели лекарство, которое помогало при сердечно-сосудистых заболеваниях афроамериканцам, но не помогало белым. И из-за того, что это неполиткорректно указывать в рекламе то, что оно работает только для отдельных людей – в итоге затормозили открытие в науке, не выпустили эффективное лекарство (нанесли вред продолжительности жизни людей).

Люди неравны от рождения по многим параметрам. Средний филиппинец ниже голландца на 20%. В баскетболе лучше играют высокие – обычно их отбирают в команды. Должно ли общество создавать равные права для участия в баскетбольных лигах филиппинцам в борьбе за равенство? А если это будет не так зрелищно?

Наука идёт вперёд и исследует, как генетика влияет на поведение и жизнь людей. Некоторые выводы уже сейчас заставляют задуматься.

Люди с генотипом MAOA-L более асоциальны, агрессивны. В США смягчали приговор таким людям, т.к. их поведение генетически обусловлено. А почему не ограничивать таких людей в профессиях, позициях, которые они могут занимать в обществе (представьте лидера страны или высокого чиновника, который генетически склонен к агрессии)? А может быть выявят ген коррупции или ген альтруизма? Создало бы общество равные права для всех или выгодно было бы выбирать более эффективных с точки зрения вероятности политиков?

Одно исследование показывает, что наличие гена авантюризма DRD4*7R сильно коррелирует с невозможностью получить высшее образование. Такие студенты не могут закончить обучение в 80% случаев. Если образование спонсируется государством на деньги общества, то было бы выгодно давать привилегии тем, у кого такого гена нет. Они закончат образование и принесут больше пользы обществу, чем те, кто займут вакантные места, но не осилят учёбу.

Нет исследований, показывающих, что счастье в обществе коррелирует с уровнем неравенства в стране. Но есть корреляция между представлениями людей об уровне неравенстве и их счастье. Чем больше люди думают, что их общество неравно – тем они несчастней. При чем представления населения о неравенстве и реальная экономическая ситуация – не связаны.

У неравенства есть стимулирующая роль, вопрос лишь в оптимуме. В мире (если брать все страны) неравенство в капитале растёт, но неравенство в доходах и потреблении уменьшается. Сегодня медицина, путешествия, образование стали доступнее в десятки раз, чем столетие назад.

Рост неравенства в развитых странах – обратная сторона роста равенства в глобальном мире. В 60е годы разница в доходах водителей автобусов между 5 условно богатыми и 5 бедными городами в мире была от 12 до 30 раз. Сейчас – 4-6 раз.

Нет никакой объективной справедливости – то, что считалось справедливым 100, 1000 лет назад – сегодня кажется странным.

В конце курса автор сравнивал две страны, которые были в равных условиях, когда к ним пришли руководители (примерно в одно и то же время) и правили в течение 50 лет. Фидель Кастро (Куба) и Ли Куан Ю (Сингапур).

К моменту прихода к власти Сингапур и Куба имели идентичные ВВП на душу населению. Сейчас Сингапур превосходит Кубу в 7,8 раз.

Куба была продвинутой страной. Там были университеты, куда приезжали учиться из других стран; Куба – вторая страна, где появилось цветное телевидение; в 1959 году там было 24 машины на 1000 жителей – это больше, чем в Испании и Японии в то время; сейчас 36 машин.

Фидель Кастро искренне стремился к равенству.

Ли Куан Ю прямо говорил, что он бы не добился такого успеха, если бы в правительстве не было иностранцев; будучи премьер-министром он ездил учиться в США. "Никогда никому ничего даром" – такой был важный принцип в управлении.

Цитаты Ли Куан Ю во время официальных выступлений:

Реальность такова, что, как бы вы ни начинали, какой бы открытой и меритократичной ни была система, по мере развития население расслаивается. Люди получают образование, способные поднимаются, они женятся на таких же хорошо образованных. В результате их дети, скорее всего, будут умнее, чем дети садовников. Я не хочу сказать, что все дети садовников или рабочих — никчемные люди. Иногда от двух серых лошадей появляется белый жеребенок, но это редкость. Если у вас две белые лошади, скорее появится белый жеребенок.
Об этом редко говорят открыто, потому что те, кто не является белыми лошадьми, говорят: «Вы нас унижаете». Но это факт... Ваши умственные и эмоциональные возможности и все остальное на 70 — 80 процентов обусловлены генетически. Вам только нужно время созреть, и все. От 20 до 30 процентов обусловлено воспитанием и образованием.
Я начал с веры, что люди равны. Сейчас я знаю, что это самая невозможная вещь... Я не начинал с этого знания, но благодаря наблюдениям, чтению, спорам и вопросам, я пришел к заключению, что люди совершенно неравны

Ли Куан Ю

Это лишь некоторые тезисы с курса. Мои выводы – не всё чёрно-белое; рациональные решения бывают контринтуитивны. Нужно повышать глубину изучения, смотреть на предмет с разных сторон – тогда то, что казалось очевидным, может вызвать сомнения; а то, что казалось отталкивающим – интересным. Не быть в чём-то уверенным на 100%, а открытым – "а вдруг я не прав?" Не закрывать глаза на реальность.

Отдельно стал как-то проще относиться к теме богатства и неравенства в экономической сфере.

Узнал, что по подсчетам сверхпотребление миллиардеров не больше 1% от сверхпотребления среднего класса и общества в целом – люди покупают (а иногда берут в кредит) статусные вещи: машины, часы и т.д.

Понравился пример, что дом стоимостью в миллионы долларов на берегу Средиземного моря с уникальным пейзажем – не растрата денег и ресурсов общества, т.к. на его строительство ушло столько же денег, как и на строительство дома в лесу – но количество таких пейзажей ограничено – поэтому рыночная цена выше. Предметы искусства и антиквариат – аналогично. Деньги просто перетекают из рук в руки, но фактически ресурсов для создания на это много не тратится; чего не скажешь в случае покупки огромной яхты, которая будет задействована очень редко для одного человека.

Неравенство в России высокое за счёт разницы между Москвой и регионами, но ниже, чем в США, чуть выше, чем в Европе. 14% людей зарабатывают от 60 тыс. р.; 3,9% людей в России зарабатывают от 100 тыс. р. А долларовыми миллионерами являются примерно 0,1%.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
M J

   Таким макаром все можно оправдать. Например, войны и трупы развивают медицину.  Побольше надо их.  

Ответить
Развернуть ветку
Нина Парамонова

Боюсь что войны и трупы в них просто не нуждаются. Поскольку они существуют и, к сожалению, будут существовать хотим мы этого или нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Нина Парамонова

Абсолютно тоже самое можно сказать и про социальное неравенство 

Ответить
Развернуть ветку
M J

"страны-завоеватели принесли в них образование, медицину, технологии. Есть корреляция – чем раньше страны освобождались от зависимости – тем беднее они сейчас."  К примеру, еще одно спорное утверждение в статье.  И такого много. имхо, конечно 

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Хе-хе... мир лежит во зле, вот так открытие! Наибольший вклад в прогресс человечества внесли два таких «замечательных» социальных изобретения как рабство и капитализм. Что, кажется, некоторым образом характеризует людей как вид

Ответить
Развернуть ветку
Константин Малахов

Да да, Ломоносова по вашему надо было назад в деревню отправить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда