{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Всероссийский педзачет показал: 48% родителей не знают, что делать с травлей детей в школе

Инструкция, как конкретно действовать родителям и педагогам, чтобы помочь ребенку, от руководителя школы безопасности «Стоп Угроза» и семейного проекта «Разморозка» Лии Шаровой.

Буллинг в школе. Эта проблема с годами приобретает массовый характер. По официальным данным, каждый второй школьник сталкивается с травлей.

Всероссийский онлайн-зачет по педагогической грамотности, который проводился RYBAKOV ПРОДЕТЕЙ, PLAYSCHOOL и образовательной онлайн-платформой CoreApp, выявил и другой аспект этой проблемы — родители и педагоги не знают, как действовать. Мы попросили педагога Лию Шарову дать рекомендации родителям и педагогам о том, как действовать, если ребенок подвергается травле в школе.

Об эксперте

Лия Шарова, педагог, руководитель школы безопасности «Стоп Угроза» и семейного проекта «Разморозка». Автор серии книг по безопасности и родительско-детским отношениям. Эксперт телеканалов «Первый канал», «НТВ», «Россия», «Россия 24», «Москва 24», «ОТР», «Пятый канал», «СПАС», «О!» и других СМИ.

«Правду можно узнать только от ребенка. Абсолютному большинству родителей нужно перестроить отношения таким образом, чтобы дети захотели делиться проблемами. На вопрос “Как это сделать?” ответ простой: нужно задать себе вопрос “Каким должен быть человек, с которым я захочу поделиться самым важным?”. Опишите такого человека письменно: его отношение, реакции, интонации, вопросы, которые он задает, эмоции этого человека. Эта практика покажет, насколько поведение родителей далеко от желаемого.

Чтение переписки, проверки соцсетей, отбирание телефона, нотации, объяснения, ультиматумы, торговля, шантаж, угрозы — все эти способы эффективны только на крайне короткий промежуток времени. В целом они ничего не меняют, кроме отношений с родителями. Без реальной дружбы и уважения невозможно повлиять на увлечения, настроения и желания подростка», — отмечает педагог Лия Шарова.

Что такое педагогический зачет

Это онлайн-тестирование для педагогов и родителей по актуальным и значимым вопросам. Педагоги проходили диагностику по одному из направлений — дошкольное образование, начальная школа, средняя школа, старшая школа. Родители могли выбрать тест в соответствии с возрастом детей.

С помощью педзачета удалось выявить, какие вопросы вызвали наибольшую сложность среди отвечавших.

У родителей — это буллинг в школе и в интернете, дидактические и педагогические подходы в воспитании детей, вопросы психологии и поведения и взаимодействие со старшим поколением.

У педагогов — это темы, связанные с построением коммуникации с родителями обучающихся, подходы к воспитательной деятельности, вопросы о роли школы в воспитании детей, организация воспитательного процесса.

Если в классе есть травля по любой из причин (ребенок с особенностями поведения, новенький, деление на касты, затянувшиеся конфликты и тд), то есть несколько общих рекомендаций.

«Безопасность и моральное, эмоциональное, психическое состояния ребенка — это ответственность его родителей. Попытки родителей свалить ответственность на учителей — первая и главная проблема.

Никто не способен так эффективно понять и решить проблемы ребенка, как его родители. Педагогам имеет смысл разработать стратегию конкретных предложений к семье жертвы или агрессора, очертив границы своих возможностей участия.

Объективно говоря, педагог отвечает за атмосферу в классе только на протяжении его урока и внеклассных часов (если это классный руководитель).

Нужно делать акцент на том, что педагог справляется со своими обязанностями в рамках этого времени, но конфликтные ситуации происходят вне уроков, когда педагоги не в состоянии проконтролировать происходящее», — отмечает педагог Лия Шарова.

План решения проблем с травлей для педагога:

  1. Разговор с родителями жертв и агрессоров: совместный и по отдельности С достижением конкретных договоренностей между ними. Не стоит брать на себя ответственность за конфликт — это дело родителей. Если одна из сторон или обе не готовы принимать меры, это будет очевидно им самим в процессе диалога.
  2. Регулярно подчеркивать презрение к позиции агрессоров. Делать это нужно не конкретно, безадресно. Но проговаривание вслух слабых мест позиции агрессора (неуверенность в себе, комплексы и так далее) обесценивает позицию агрессора, делая многие из ее проявлений невозможными.
  3. Тренинги групповой сплоченности. Приглашение специалистов по травле, психологические игры, призванные сплотить класс — все это может помочь. В сложных ситуациях именно помощь сторонних специалистов может изменить атмосферу в коллективе.
  4. Создание «Правил нашего класса». Во время классного часа нужно дать четкое понимание термина «травля», конкретизировать все проявления травли и совместно с учениками написать «Правила класса». В правилах нужно вписать конкретные пункты, например, в классе запрещается бить, пинать, толкать друг друга, обзывать, брать без разрешения вещи и так далее. Можно предложить всем ученика. подписать эти правила. Попросить всех обсудить это дома или собрать родительское собрание. И дать домашнее задание родителям — каждому из них после обсуждения вписать в чате то наказание, которое они обязуются применить к своему ребенку, нарушившему правила.
  5. Если агрессор неуправляем и его поведение угрожает безопасности других учеников, нужно добиваться его исключения. Для этого вместе с родителями жертв нужно собрать доказательства проявления агрессии. Нужно писать заявления в полицию, привлекать официальные органы, писать групповые заявления от родителей жертв.
  6. Если травят одиночку, и педагог объективно понимает, что ничем помочь не может, то перевод в другой класс или школу — оптимальное решение. При появлении в классе новеньких классный руководитель должен применить все необходимые для максимально комфортной адаптации психолого-педагогические приемы. К сожалению, возможности педагога решить проблему травли в классе ограничены иногда объективной ситуацией (агрессоры неуправляемы), а иногда личными и профессиональными качествами педагога. В последнем случае, перевод жертвы буллинга в класс, где сформирован сплоченный коллектив или где классный руководитель имеет большой неформальный авторитет — оптимальное решение проблемы.

За данными исследований стоят не цифры, а люди. С конкретными проблемами и «болями», потребностями и нерешенными задачами. С помощью онлайн-диагностики можно решать глобальные задачи.

Например, глубокий анализ данных по педзачету позволит составить карту компетенций современного педагога, выявить, с какими трудностями сталкиваются современные родители, найти инструменты коммуникации учителя и родителя.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда