Без стратегии — на выход

Сооснователь и совладелец «Модульбанка» Яков Новиков о том, какие бизнес-модели будут эффективны для банков в ближайшие годы

Через несколько лет мы не узнаем российский банковский рынок. В новом мире банки будут открывать друг другу свои протоколы, идентифицировать клиента по голосу, максимально упрощать и ускорять все процессы.

Удобство клиента выйдет на первый план, а банкам придется строго следовать выбранной стратегии развития. Тем, кто не сможет вписаться в эту реальность, придется тихо покинуть рынок, не оставив о себе даже памяти.

Сокращение числа игроков

В последние несколько лет российский банковский рынок кардинально и быстро меняется. Пять лет назад у нас было три основные группы игроков. Первая, самая многочисленная, — это универсальные банки, которые обслуживали и корпоративных клиентов, и розничных, и малый бизнес, то есть пытались заниматься абсолютно всем сразу. Вторая — региональные банки, они в основном обслуживали интересы местных администраций и параллельно работали с населением. И третья — кэптивные банки, созданные финансово-промышленными группами и обслуживающие их финансовые потоки. Со временем они начинали просто «пылесосить» ресурсы с рынка, чтобы вкладывать их в проекты своих основателей.

В 2014 году, когда мы собирались запускаться и анализировали рынок, мы поняли, что только 30 банков имеют осознанную стратегию своего позиционирования. Остальные 600 просто обслуживали те или иные потоки, собирали депозиты населения и размещали их в ценные бумаги или проекты собственников.

Это вполне заменяло стратегию. Но сейчас такое поведение уже невозможно, потому что конкуренция растет, и банкам, которые «просто обслуживают» или «просто собирают» придется также просто уходить с рынка. Этот процесс уже начался: только за прошлый год в России «умерло» 97 банков, то есть более 13% от общего количества. Прежде всего тренд затрагивает небольшие региональные организации, которые обслуживали интересы холдингов.

Эта тенденция будет сохраняться. В ближайшее время тяжело придется универсальным банкам средних размеров, потому что конкуренты с четкой стратегией развития начнут их выдавливать с рынка. Одни будут выигрывать за счет масштабов, другие — за счет лучшего продукта и скорости. Модель, очень популярная в начале нулевых, постепенно уйдет в прошлое.

Количество игроков банковского рынка обязательно сократится и за счет рыночных условий. Дело в том, что среди банков идет очень серьезная конкуренция, в том числе за ИТ-специалистов. Банкам без стратегии нечем будет привлечь хороших программистов, поэтому они начнут все сильнее и сильнее отставать от конкурентов.

В отсутствии бизнес-моделей и ресурсов на привлечение специалистов и развитие технологий и заключаются сейчас основные трудности российского банковского рынка.

Эра платформ и специализаций

На мой взгляд, сейчас можно выделить несколько моделей банков, которые получают или будут получать в ближайшем будущем серьезное конкурентное преимущество на рынке.

Во-первых, это банки-платформы с сильной ИТ-компетенцией, миллионами клиентов и серьезными ресурсами на развитие технологий. К ним можно отнести «Сбербанк», ВТБ, «Альфа-Банк» и прочие крупные организации.

Создать банк-платформу непросто, потому что для него нужна огромная, многомиллионная аудитория. Когда есть клиент, пользующийся твоим продуктом, можно сделать поддерживающую его платформу. Наоборот не получится, это как технопарки, у которых нет стартапов.

Во-вторых, серьезные конкурентные преимущества получат узкоспециализированные банки, работающие в одном сегменте рынка. Они выигрывают за счет более высокой эффективности, оптимизации процессов и адекватного понимания продукта.

Специализированные банки по масштабу меньше, чем банки-платформы. За счет этого они легко управляются и могут предоставлять клиентам качественный сервис и продукты по лучшим ценам. К ним можно отнести «Совкомбанк», специализирующийся на работе с гражданами старшего возраста, «Модульбанк», «Точку» и «Тинькофф банк».

Такие организации первыми выводят на рынок продукты — например, карту покупок в рассрочку «Халва» от «Совкомбанка». Они занимают первые строчки в рейтингах по клиент-банкам. Это говорит о желании не столько увеличить количество функций, сколько «вылизать» каждый сценарий взаимодействия с клиентом.

У специализированных банков есть несколько сервисов-локомотивов, на которых они зарабатывают основную долю средств, и нет длинного «хвоста» слабо востребованных сервисов.

Стратегия специализированных проектов строится не на количестве продуктов, а на том, чтобы клиентский опыт у всех продуктов был одинаковым для каждого пользователя. Этим они отличаются от банков-платформ, в портфеле которых есть сотни продуктов и сложно контролировать уровень сервиса.

Несостоявшаяся война

Специализированные банки и банки-платформы уже представляют большую угрозу для финансовых организаций с устаревшей моделью развития. Но стартапы из области финтехнологий, на мой взгляд, «убийцами» банков не станут, хотя об этом говорят последние пять лет. Банки хоронили уже миллион раз, хотя на самом деле это опытные игроки, которые качественно управляют рисками, в том числе и риском собственной смерти.

Практика показывает, что большинство стартапов становятся не конкурентами, а партнерами традиционных игроков финансового рынка. Банки, казавшиеся неповоротливыми, быстро научились работать со стартапами. Кто-то их покупает и внедряет у себя продукты стартапов, кто-то выращивает на их базе отдельное направление. Некоторые даже предоставляют стартапам доступ к своей клиентской базе через API, тем самым позволяя им эффективно работать.

Никакой битвы банков со стартапами не прозойдет, а будет сотрудничество между ними.​

О фокусе на партнерство говорит также опыт западных рынков. Например, в 2016 году в США доля проинвестированных b2b-проектов превысила половину, составив 56% от общих инвестиций в финтех. Такие предпочтения инвесторов говорят о вере рынка в то, что не конкуренция, а именно сотрудничество с традиционными игроками станет основой для роста финтех-стартапов в будущем.

Думаю, в ближайшее время будет появляться все больше банков с открытым протоколом, с которым легко интегрироваться. Сейчас для этого нужно пройти семь кругов ада — договориться со всеми службами безопасности, получить все согласования и прочее.

Процесс может затянуться на год-два, и стартап, рассчитывавший на клиентскую базу банка, погибнет, не успев родиться. Поэтому я не советую молодым проектам делать ставку на чужую клиентскую базу. Сначала нужно научиться продавать самому, а базу партнера рассматривать как дополнительный приз.

Сейчас ситуация начинает потихоньку меняться, это новый тренд банковского рынка. Особенно он актуален для банков-платформ — они работают как маркетплейс, поэтому заинтересованы в подключении большого количества приносящих доход сервисов, но не могут производить все продукты самостоятельно. Шаги в этом направлении уже делают «Сбербанк», «Альфа-Банк» и другие крупные игроки.

Стартапы хорошо умеют управлять клиентским опытом, выстраивать процессы, делать front-end-приложения и клиентский интерфейс. Крупные банки-платформы как раз этого не умеют. Поэтому они будут предоставлять базу для проведения платежей и управления рисками, а стартапы — выстраивать процессы поддержки и обслуживания клиентов.

Специализированные банки, скорее всего, пойдут по другому пути. Они будут либо выращивать стартапы внутри себя, либо инвестировать в них, чтобы более активно предоставлять клиентам ключевые продукты и услуги.

Например, мы в «Модульбанке» решили, что самыми востребованными продуктами в ближайшее время станут онлайн-кассы и бухгалтерия для малого бизнеса. Их мы должны производить сами, чтобы уровень сервиса здесь был такой же, как у нашего ключевого продукта. При этом API у нас уже открытый.

Страсти по интеллекту

Еще один тренд сегодняшнего банковского рынка — все стараются максимально исключить из работы человеческий фактор и заменить интерфейс на искусственный интеллект (ИИ). Но успешных решений здесь пока нет.

Скорее всего, банки не будут самостоятельно разрабатывать решения по ИИ, потому что сделать рабочий механизм под силу только крупнейшим ИТ-корпорациям. У банков для этого не хватит ни ресурсов, ни данных. Они будут использовать искусственный интеллект по API, и через 2-3 года это станет уже совершенно банальной функцией.

Еще один технологический тренд — в ближайшие 2-3 года голос станет новым ключевым интерфейсом взаимодействия банка с клиентом. Сейчас уже 20-25% американцев имеют опыт взаимодействия с сервисом по управлению домом — Alexa от Amazon, это становится абсолютно естественным, особенно среди детей.

Голос будет вытеснять все другие интерфейсы. Вы просто будете говорить: «Привет, "Модуль", какие последние платежи еще поступили?», а банк будет по голосу осуществлять идентификацию и выдавать информацию.

Уже сейчас банки начинают запускать в своих мобильных сервисах возможность совершения перевода между счетами и оплаты услуг с помощью голосовых команд. Например, «Рокетбанк» интегрируется с голосовым помощником Siri, а «Бинбанк» реализовал опцию на основе технологий Yandex SpeechKit.

Часть банковской информации можно выдавать просто по голосу, а переводы, например, нужно будет подтверждать по SMS. Способы подтверждения в зависимости от риска операции будут меняться, но голос станет главным решением. Потому что это мы — «поколение большого пальца», нам удобно писать сообщения в мессенджере, а молодым писать уже лень, они просто надиктовывают голосовые сообщения. И точно также будет развиваться интерфейс взаимодействия, хотя об этом пока все молчат.

Хайпом рынок не исправишь

Молчание — как раз признак того, что какая-то технология может вскоре стать трендом. Когда вокруг чего-то поднимается хайп, продукт, чаще всего, трендовым не становится. Так произошло, например, с чат-ботами, которые были очень популярны год назад. Все говорили, что боты убьют интернет-банк, мобильный банк и вообще все, что рядом с ними стоит. Но этого не произошло, потому что чат-бот — это просто интерфейс взаимодействия клиента с сервисом, такой же, как и все остальные. Какие-то вещи удобнее делать через мобильное приложение, какие-то — через веб, и у каждого интерфейса есть свои поклонники. Поэтому чат-боты так и остались просто хайпом.

​Похожая история сейчас происходит с биткоинами, которые напоминают золотую лихорадку.

Но на золотой лихорадке зарабатывают не те, кто занимается майнингом (для них это скорее дело убыточное), а те, кто создает инфраструктуру для него — биржи и платежные сервисы.

Люди, которые скупают видеокарты, так и останутся в нижней части пищевой цепочки, как старатели, которые мыли золото с ситом. В биткоины сейчас вкладываются инвесторы-авантюристы с большим аппетитом к риску, их не пугает мошенничество и возможность потерять деньги. Это пройдет, когда рынок будет более регулироваться, а на нем появятся более серьезные игроки.

Я допускаю, что это приведет к некой трансформации направления по привлечению капитала, рынка расчетов, потому что сейчас все регуляторы внимательно смотрят за тем, как правильно использовать технологии. Но пока криптовалюты — тоже своего рода хайп. Банки падки на такого рода темы, забывая о своих корневых сервисах.

Полная прозрачность

Еще один тренд, который есть в Европе и, думаю, скоро появится у нас — это то, что банки стали раскрывать свои данные для других сервисов. К этому их обязывает директива PSD2, в которой говорится о том, что у клиента могут быть счета в разных банках, но он может из единого интерфейса ими управлять. Это приводит к появлению компаний, которые, не имея банковской лицензии, помогают пользователю управлять средствами.

Сейчас этот сервис развит у нас очень слабо, потому что у клиента могут быть счета в разных банках, а без полной информации полагаться на систему нельзя.

Раскрытие данных может происходить не только по указанию регулятора. Публичный API может стать «дресс-кодом» на рынке, и банки, которые хотят называть себя инновационными, будут добровольно его открывать. Естественно, это приведет к новому витку конкуренции. «Сбербанк», «Альфа-банк», «Тинькофф банк» уже заявили, что у них скоро появится открытый API. Количество таких банков будет увеличиваться как снежный ком.

Клиенты сейчас продолжают доверять банкам, несмотря на все волнения, происходящие на рынке. Но всем игрокам стоит учитывать, что клиенты активно смещаются в сторону банков, которые еще недавно назывались инновационными, а сейчас уже воспринимаются как нормальное явление. Например, начав работать в сегменте малого бизнеса, «Тинькофф банк», «Точка» и «Модульбанк» всего за два года привлекли более 350 тысяч клиентов.

Людей привлекает комфорт и скорость, а не большая сеть отделений. ​

Кроме того, если у клиента нет крупных сбережений, то нет и большого риска их потерять, поэтому потребность в удобстве становится гораздо выше, чем страх.

Нынешнее молодое поколение живет сегодняшним днем и не делает особых сбережений, а то и существует в кредит, соответствуя определенному уровню потребления. Также и небольшие компании в основном не накапливают деньги, а пускают их в оборот. Поэтому и для малого бизнеса, и для молодых клиентов вопрос удобства и скорости операций является приоритетным.

Сейчас банковские платежи становятся базовой услугой — как электричество или горячая вода из крана. Это означает, что людей все меньше волнует, кто именно поставляет им эту услугу. Намного больше их начинает волновать интерфейс взаимодействия с сервисом.

Когда сервис становится базовым, он падает в цене и на нем очень сложно зарабатывать. Поэтому на первое место выходит качество обслуживание клиента. Создание полного комфорта для потребителя банковских услуг станет и основным оружием конкурентной борьбы, и главным трендом финансового рынка на ближайшие годы.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Antony Sedov

Хорошая статья. Спорно только насчет голосового управления. В России очень замкнутые люди, никому в голову не придёт в публичном месте голосом переводить 5000 рублей со счёта на счёт. Очень большой процент населения смотрит, есть ли у банка отделения. В этом плане население очень консервативно, я лично видел как люди делают квадратные глаза, когда узнают что у Тинькофф нет отделений.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii

ну да, небольшая такая работающая уже годы аномалия.

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Эти люди с такими глазами потом стоят в очереди к одному из нескольких банкоматов.

Ответить
Развернуть ветку
Antony Sedov

Любовь к очередям это уже в культурном коде заложено, видимо.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Drozdovsky

Кэш и крипта — сила

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
One Another

Экспертное мнение такое экспертное.

Еще один тренд сегодняшнего банковского рынка — все стараются максимально исключить из работы человеческий фактор и заменить интерфейс на искусственный интеллект (ИИ). Но успешных решений здесь пока нет.

Успешных (и не успешных) решений у банков полно. Автор был отрезан от мира и интернета на протяжении последнего десятилетия? Даже без созданного в последние годы на волне хайпа по ИИ, тот же кредитный скоринг (а принятие автоматизированного решения на основе данных - это и есть ИИ в чистом виде) от FICO существует уже больше 50 лет. Читать такое от топа (!) банка уже просто страшно.

Скорее всего, банки не будут самостоятельно разрабатывать решения по ИИ, потому что сделать рабочий механизм под силу только крупнейшим ИТ-корпорациям. У банков для этого не хватит ни ресурсов, ни данных.

Разрабатывали и будут. Конечно, привлечь и удержать лучшие кадры как в ИИ, так и вообще в айти, у банков, как и других корпораций, утопающих в бюрократии и громоздких неработающих бизнес-процессах, не выйдет, и самые технически сложные решения (вроде работы с речью и изображениями) будут закупаться на стороне, но для большинства реальных задач лучшие и узкие специалисты не нужны - достаточно выпускника технического вуза с опытом работы в сфере около года. Про данные вообще молчу. Все нужные данные о работе банка содержатся у самого банка. Что вообще имел в виду оратор?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Степан Воронцов

Да его и так все знают

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Яков Новиков

Я думаю про Модульбанк на вц почти все предприниматели знают ;)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Козлов

"тот же кредитный скоринг (а принятие автоматизированного решения на основе данных - это и есть ИИ в чистом виде) от FICO существует уже больше 50 лет" - вот ни разу скоринг от FICO не про искуственный интеллект, с чего вы взяли??? Обычная обработка большого массива данных на основе некой матмодели, да еще и кривая подчас... ладно бы про Scorista вспомнили, там хоть каналов данных больше, но и там своя кривизна имеется...

Ответить
Развернуть ветку
One Another

Даже быстрый гуглеж говорит, что в термин Artificial Intelligence все еще включают все машинное обучение и те самые статистические модели, на которых этот скоринг строится.
Любой интеллидженс, хоть искусственный, хоть нет, включает в себя обработку поступающих данных по какому-нибудь алгоритму/логике/модели, принятие решений на основе выходных результатов и, иногда, усовершенствование имеющейся модели на основе полученного отклика среды. Все. Меняются только задачи и навороченность внутренних алгоритмов. Никакого вуду там больше нет, а о творчестве и самосознании в AI речи пока не идет. И все, что вы видите на практике - это и есть результат обработка данных неким алгоритмом, что тот же древний скоринг, что современный чат-бот

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Козлов

Ну давайте тогда калькулятор тоже AI назовем! Речь же в статье не об этом! В FICO модель меняют и подкручивают ручками, более того, тупо на нее полагаться нельзя - она не учитывает сторонних данных, которые необходимы для принятия кредитного решения...

Ответить
Развернуть ветку
One Another

Андрей, если вы вдруг не поняли - FICO был приведен в пример, чтобы показать как давно концепция принятия решений на основе данных (что по определению ИИ) используется в банках

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Козлов

Ну, вообще-то принятие решения остается на стороне банка, если вы вдруг не в курсе - FICO выдает лишь некую оценку дефолтности, на которую опирается система скоринга кредитной организации. Вы что-то пытаетесь мне доказать, поблескивая эрудицией в разные стороны и опираясь на не применимое в данном случае определение - да ради бога! Спасибо за диспут.

Ответить
Развернуть ветку
Яков Новиков

Вот здесь согласен, так любую автоматизацию можно под искусственный интеллект подтянуть

Ответить
Развернуть ветку
One Another

Мой поинт в том, что любая автоматизация на основе данных - это и есть ИИ, по определению, нравится это или нет.

Что в статье имелось в виду под ИИ, и почему автор категорически уверен что его нет, а главное - почему бы не освоить хотя бы базовые понятия, прежде чем писать "экспертные" статьи на эту тему в интернетах - вот где проблема

Ответить
Развернуть ветку
Mike Drozdovsky
Мой поинт в том, что любая автоматизация на основе данных - это и есть ИИ

Нет

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Яков Новиков

Точка это Банк24.ру
Не стоит путать

Ответить
Развернуть ветку
Степан Воронцов

Всё правильно говорит. Помню орали все с чат ботов, а толку...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Smart

а что с них орать, если чат бот на любой вопрос просит оставить номер телефона для звонка? надеюсь создателям его не раз икнулось

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bushkov

Интересно, почему на западе нет подобных предложений от банков? Ни разу не слышал ни о чем подобном в Дойче Банке, Сосьете Женераль или другом подобном. Возможно потому, что банковский бизнес отличается от сферы услуг. Я хочу сказать, что голосовое управление - интересное дополнение, но не ключевая функция банковского бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Яков Новиков

Нам уже давно пора отвыкать смотреть зарубеж. Наличие чего-то на западе не гарантия успешного внедрения в России и наоборот

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

По сути есть гиганты, обладающие дешевыми деньгами и есть все остальные.
Рокет, тач - по сути продались гигантам, став их Ит-розничными брендами.
Для остальных надо искать ниши. Качественных заемщиков, готовых платить повышенный % нету. Они все - у банков с низкой стоимостью фондирования.
Сейчас "новая" ниша - это ИП.
Их жмут крупные банки, боящиеся обнала и непрозрачности мелочи, к тому же недовольные их доходностью.
Тут - шансы вполне есть у нишевых проектов.

Ответить
Развернуть ветку
Яков Новиков

Мы как раз и выбрали нишу для ИП и небольших компаний. Так как за счет максимально автоматизации у нас косты сильно ниже, чем у традиционных банков с офисами. Для примера один офис для юриков стоит для клиента около 1500 рублей в месяц

Ответить
Развернуть ветку
Степан Воронцов

А вам польстило создание в Сбере счета за 0 руб?
Или это заставило Вас понервничать?)

Ответить
Развернуть ветку
Яков Новиков

Я не думаю, что это сильно поменяет позицию на рынке. Мы будем работать Нат тем, чтобы сделать сервис еще круче. Многим клиентам не сложно платить 490 рублей или 1000 рублей за отлично работающий продукт.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanov

СберБанк набирает клиентов с 1841 года и заставляет всех стоять в очереди за своими услугами, отделения по всей стране и за территорией. Банк с онлайн приложением которое есть на каждом 2-ом телефоне.

Если появиться новое и интересное предложение связанное с оборотом денег или услугой для бизнеса, так они ни у кого спрашивать не будут и сделают тоже самое у себя, да еще лучше. (денег у них хватит, а если нет то Набиуллина добавит)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда