{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Основатели Skyeng, Qlean, Meduza и другие о том, чему их научила работа в «Яндексе»

23 сентября российской интернет-компании исполняется 20 лет.

23 сентября 1997 года разработчик Илья Сегалович и основатель компании CompTek Аркадий Волож анонсировали поисковую систему Yandex. Проект стал третьим поисковиком в России, но уже в 1999 году попал в семерку самых посещаемых сайтов российского интернета, а в 2001 году обогнал по популярности первую российскую поисковую систему «Рамблер».

Редакция vc.ru поговорила с бывшими сотрудниками «Яндекса» о том, чему их научила работа в компании и как этот опыт помог основать собственный бизнес.

Бывший руководитель службы дизайна геоинформационных сервисов «Яндекса»​

Я пришёл в «Яндекс» в 2007 году, когда компания активно набирала новых сотрудников. Ещё не было и тысячи человек — многие рабочие процессы только-только налаживались. Поэтому, в первую очередь, мне был интересен опыт роста компании, собранной из секты увлечённых и при этом очень профессиональных людей, во что-то более серьёзное.

Сейчас кажется (а тогда, к сожалению, это казалось повседневностью), что нахождение в одной комнате с Воложем, Сегаловичем, Ивановым, Колмановской, Себрантом и многими другими прекрасными коллегами уже было большим уроком. Они учили любить то, что делаешь.

Кроме того, сначала казалось странным, что люди только и делают, что разговаривают, эта манера учила слышать, слушать и договариваться. Ведь многие интересные идеи и продукты в «Яндексе» стали реальностью не благодаря чьему-то указу или распоряжению. Здесь собрались несколько человек и сделали что-то интересное.

Если говорить более приземлённо, в «Яндексе» очень много внимания уделяется организации процессов. Многие инструменты создавались внутри. Например, трекер задач, планировщик и другие. Конечно, сам инструментарий не важен, но мне было полезно наблюдать, как отлаживаются процессы.

Сейчас моя команда растёт и я вижу, что возникают те же самые вопросы организации процессов и выстраивания отношений с коллегами. Возможно, я невольно хочу разглядеть тот «Яндекс», но видно, что если создавать условия, то многие правильные вещи начинают происходить как бы сами собой.

Поэтому, если перефразировать короче, «Яндекс» научил создавать среду, в которой люди могут постоянно расти и делать невероятно классные вещи.

Что уж скрывать, наличие опыта работы в «Яндексе» даёт немного «плюсиков» в общении с потенциальными заказчиками, да и в «Яндексе» остались контакты людей, с которыми можно посоветоваться.

С другой стороны, большой «Яндекс» и маленькая компания — это совершенно разные жанры.

Во-первых, другой темп. Всё же на маленькой лодочке надо очень быстро грести вёслами, а на большом лайнере матросы в основном бегают с палубы на палубу. Во-вторых, волны на море лодка и лайнер воспринимают по-разному.

Работая в «Яндексе», можно рисковать и в случае неудачи, рискуешь, в основном, своей репутацией, а в маленькой команде подобные промахи могут закончиться потерей сотрудников, потому что нечем им будет заплатить.

Андрей Кармацкий, генеральный директор студии Urbica Design

Бывший директор по международному развитию «Яндекса»

Работа в «Яндексе» научила меня тому, что:

— Счастье пользователей не пустой звук, а реально считаемая метрика, ухудшение которой может остановить почти любой проект.

— Умение договариваться с людьми — это фундамент любого проекта. В «Яндексе» не было иерархии и назначенных авторитетов. Или ты умеешь доказать и объяснить свою правоту, или ты вне игры.

— Если на работе ты проводишь больше времени, чем дома, то тебе должно быть хорошо на работе, иначе нет смысла там работать.

— Связи решают всё. Твой успех зависит от размера твоего социального графа и скоростью коммуникации внутри него.

— Мир, в котором решения принимаются на основе данных, может быть гармоничней мира, где правят эмоции. Как ни парадоксально.

Всё это я привнёс в свой текущий бизнес. Без этого опыта я в Skyeng был бы в десятки раз менее результативен.​

Если вы очень крутой специалист в разработке, но не прошли к нам, в Skyeng, конечно же, идите в «Яндекс», это тоже очень крутая школа жизни.

Александр Ларьяновский, сооснователь онлайн-школы Skyeng

Бывший дизайнер «Яндекса»

​Безусловно, работая в такой компании, ты понимаешь про структуру, про процессы, про взаимодействие. То, как это должно быть и может быть выстроено, особенно в ИТ-компании. Для меня это был максимально релевантный опыт.

Самое клевое, что я взял оттуда — это то, что можно назвать корпоративной культурой. «Яндекс» — одна большая семья. Одна из тех компаний, про которую можно сказать, что в ней очень уютно работать. Там потрясающие условия для сотрудников, особенно для инженеров. Это то, чем славится «Яндекс».

Помню, у нас был период, когда мы играли в Counter-Strike по вечерам, и это было слышно на всем седьмом этаже, где сидели топы «Яндекса» и, в том числе Волож. Кто-то из них, проходя, даже спрашивал, чего это сотрудники так орут.

С одной стороны, конечно, все эти прекрасные и удобные условия в такой компании подкупают и привлекают, из этого потом очень сложно выходить в «небезопасную зону». Подобные компании хороши как первое или как последнее место работы. Но когда хочется какой-то жары, интенсива и ада, то скорее надо идти работать в стартап.

В «Яндексе» я работал в отделе маркетинга и дизайна и не состоял в команде какого-то серьезного проекта. В этом смысле наш отдел бы внутренней креативной студией, которая обслуживала множество сервисов.

То, что мне нравится в «Яндексе» — это простая коммуникация, tone of voice. Это все, что касается копирайта, креатива, рекламы и так далее. У «Яндекса» простой и своеобразный язык, на котором компания общается с аудиторией. И это очень классно, мы попробовали использовать это в нашей работе в Qlean.

Александр Коровин, основатель сервиса уборки Qlean

Бывший руководитель отдела «Яндекса» по работе с рекламными агентствами

Работа в «Яндексе» научила тому, что хорошая идея ничего не стоит до тех пор, пока ты пошагово не понимаешь, кто, что, когда и как должен сделать, чтобы все получилось как надо.

Я помню, как Аркадий Волож закрылся в кабинете на несколько дней, обзванивая компании и продавая контекстную рекламу, и вышел с посчитанной воронкой конверсии звонков в покупателей. Ему было важно понять самому, как это может работать. На основе этих данных уже можно было планировать.

Я в основном занималась выстраиванием каналов продаж рекламы. В процессе работы выяснилось, что необходимое условие любой сделки или партнерства — чтобы второй стороне это было нужно не меньше, чем тебе. Поэтому, прежде чем что-то кому-то предлагать, нужно понять, что ему нужно, и как ты можешь помочь. Без этого хорошо договориться не получится.

И что важное правило переговорщика — никогда не говорить «нет». Всегда можно найти кого-то, кто скажет «нет» вместо тебя, а тебе останется предложить качественную альтернативу.

А также, что не стоит говорить или писать того, что даже будучи вырванным из контекста и опубликованным может быть тебе неприятно. Ты волей-неволей отвечаешь за каждое свое слово.

Я выросла в «Яндексе», пришла, когда мне был 21 год, и провела с ним 11 лет. Пришла, когда в нем работало 70 человек, а когда уходила, было, кажется, четыре тысячи. Не то, чтобы я с тех пор что-то сильно пересмотрела.

Я по-прежнему считаю, что если ты хочешь что-то сделать, бери и делай. Если обстоятельства не позволяют сделать так, как ты хочешь, меняй обстоятельства. Если правила игры не позволяют, то меняй правила игры.

Анна Кронгауз, издатель N+1

Бывший руководитель асессоров «Яндекса»​

Я действительно работал в «Яндексе», примерно с 2001 или 2002 года и до конца 2007 (возможно, с перерывами, не помню). То есть, выходит, работать в «Яндексе» я начал примерно в 14 лет. Звучит очень гордо, пока не начинаешь вспоминать, в чем заключалась работа — первые год-два я занимался тем, что заполнял анкеты для «Яндекс.Маркета».

Работа оплачивалась в у.е. за каждую анкету — в админке можно было выбирать, что заполнять. Высоко ценились музыкальные центры, за них давали что-то вроде 1 у.е. за анкету — но и работы было до черта. Дешевле всех шли, кажется, фены.

Это была моя первая работа в «Яндексе», офис тогда еще находился на улице Вавилова. Потом случилась вторая. Оба раза я должен за это благодарить Лену Колмановскую, первого и, насколько я понимаю, единственного главного редактора «Яндекса» — после ее ухода эта должность перестала существовать.

Вторая работа (и это я уже могу точно отследить по удивительным образом не погибшей почте на list.ru) случилась в 2004 году, когда я учился на первом курсе. «Яндекс» тогда уже переехал на улицу Самокатную. Называлась работа действительно гордо — меня назначили руководителем группы асессоров. Руководителем! Я должен был придумывать запросы и отдавать их в админке асессорам (это люди, не роботы).

Они оценивали запросы по какой-то шкале, а я должен был их проверять. Разумеется, я не помню ни шкалу, ни способа оценки — но самое главное, что за два года на этой должности я так и не понял, зачем это нужно. Понятно, что это как-то улучшает поиск — но как? Вообще без понятия.

Помню две детали, одну нестыдную, другую стыдную. Нестыдная такая: где-то на второй год работы я придумал, как можно заменить меня роботом и описал механизм. Мне сказали спасибо, заплатили премию — и я продолжил работать.

Менее приличная история такая: в «Яндексе» я зачем-то должен был появляться два раза в неделю. Но к октябрю 2006 года я уже работал в «Афише» — и туда-то я ходил каждый день. Плюс еще в университет — тоже каждый день.

В «Яндексе» я получал 300 долларов, в «Афише» — 10 тысяч рублей (это было примерно одно и тоже). При этом в «Яндексе» был огромный плюс — там были ланчи. Какие там были ланчи! Какие сэндвичи!

В результате несколько раз в неделю я, приходя из университета в «Афишу» на Пушкинской площади, пару часов работал, потом садился на велосипед и ехал в «Яндекс» в Лефортово обедать. Потом мчался обратно. 6,5 километров до обеда, 6,5 километров — обратно.

К Новому году стало понятно, что так жить нельзя — и из «Яндекса» я уволился. С тех пор «Яндексу» (и особенно Лене) я страшно благодарен, потому что это был мой первый опыт работы, и мало кому везет сразу оказаться в компании, где любят и жизнь, и людей.

С тех пор я считаю себя не очень вправе оценивать «Яндекс», как бы он ни менялся — для меня это часть детства, исключительно приятная, а то, что с тех пор всё поменялось — и без меня скажут.

Прошло уже больше 10 лет, как я там не работаю, но «Яндекс» регулярно напоминает о себе. Дело в том, что в компании есть внутренняя система с анкетами с сотрудниками. Туда можно попасть, но, кажется, невозможно исчезнуть. Поэтому я там есть. И моя фотография, сделанная в какую-то пятницу в ныне несуществующем клубе «Апшу», тоже.

Почему я это помню? Потому что каждый мой знакомый, устраивающийся в «Яндекс» на работу, считает необходимым найти меня на этом сайте, сделать скриншот и прислать.

Илья Красильщик, издатель Meduza
0
17 комментариев
Написать комментарий...
Артем Гришин

"Если вы очень крутой специалист в разработке, но не прошли к нам, в Skyeng, конечно же, идите в «Яндекс», это тоже очень крутая школа жизни"
У меня аж жыр из монитора закапал

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович

А почему ни одного отзыва от разработчиков? Вот кого бы хотелось послушать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
MC Coconut

Ебут в 3 шеи - это как, например? Чем это отличается от типичной ебли во всех остальных организациях?

И насчет угроз "заблочить работу в топ-РФ компаниях" тоже непонятно а) как? и б) как такое касательно яндекса не могло вскрыться и превратиться в скандал?

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Это какой-то странный человек. Его слова легко опровергнуть поработав простым стажером.

Ебут в 3 шеи - это как, например? Чем это отличается от типичной ебли во всех остальных организациях?

Никакой ебли в 3 шеи нет. Все гораздо приятнее чем в большинстве российских компаний. Есть задачи, есть дедлайн, но дедлайн весьма мягкий. Чтобы последовали какие-то решительные действия(например, увольнение), нужно целенаправленно саботировать всю команду, слать всех матом и не приходить на работу. В остальных случаях всегда можно договориться.

И насчет угроз "заблочить работу в топ-РФ компаниях" тоже непонятно а) как?

Это бред. Чтобы кто-то пошел на такие меры нужно совершить что-то экстраординарное. Даже поптавшись продать исходники компании люди все равно продолжают работать без каких-либо последствий.

как такое касательно яндекса не могло вскрыться и превратиться в скандал?

Потому что это невозможно. Ваш К.О.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Гала Перидоловна
Тебе дают задачу. Ты должен на глаз оценить её сложность (или попробовать спросить у кого). И дать оценку (в часах) сколько ты её будешь делать.

В Яндексе нету планирования задач по часам. Вас кто-то очень сильно обманул.

И ты приходишь через (скажем) 24 часа работы (3 дня) и говоришь, что хз, как делать - нужна помощь. Это плохо. Ты сказал и не сделал.

Скажите, пожалуйста, источник этой информации. Я напишу ребятам, они проверят. Это полнейший бред. Если человек говорит что ему нужна помощь, то половина опенспейса будет сидеть и объяснять что нужно сделать.

В больших проектах 90% времени работает 10% кода. И у тебя могут возникнуть проблемы из-за того, что ты не зафиксил какую-нибудь глубокую багу в коде, который вызывает вообще 1 раз на 1000.

Как может работать 10% кода в 90% времени? Какие проблемы могут возникнуть? Есть интеграционные и функциональные тесты, есть специальные люди, которые следят за релизами.

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович

Да я в принципе тоже ничего хорошего не слышал. И то, что о компании не рассказывают разрабы, свидетельствует об их роли и положении. А ведь в здоровой ИТ-компании разработчики это стержень. Здоров ли Яндекс?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Gre Li

Разработчики о Яндексе или не говорят плохо (так как там работают), или не говорят.

Ответить
Развернуть ветку
Panova Katerina

Опять таки, подписанные политики компании ставят ограничения на правду)

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

https://www.linkedin.com/search/results/people/?facetGeoRegion=%5B%22au%3A0%22%2C%22ch%3A0%22%2C%22us%3A0%22%2C%22gb%3A0%22%2C%22jp%3A7672%22%5D&facetPastCompany=%5B%2210718%22%5D&origin=FACETED_SEARCH

Можно было просто сделать вот так и понять что все достаточно хорошо у них.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Ссылка не работает (тупо страница регистрации). Дали бы уж ссылку на Glassdoor, чего уж там.

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Glassdor не может показывать бывших сотрудников по странам мира.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Всяко лучше неработающего сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Impera CMS

"Илья Красильщик: ... Я должен был придумывать запросы и отдавать их в админке асессорам ... но самое главное, что за два года на этой должности я так и не понял, зачем это нужно ..."

Как-то одному знакомому преклонного возраста, и оттого почти не знакомому с компьютерами, я показывал как работает современный поиск в интернете. Он поинтересовался выпадающими подсказками под строкой поиска, пока я набирал запрос. Отвечаю ему, это наиболее похожие фразы других пользователей сайта. Тот хмыкнул, неужели люди так нелепо формулируют вопросы. А потом по-совковому так с лёгким подозрением спрашивает, а мож их кто выдумывает, чтоб вас молодых дурачить.

Теперь понятно кто))) Это я в шутку, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Буреев

Это типа как отзывы, так что оставлю свой скромный юзерский..

Не использую поиск яндекса вообще (никогда). Но юзаю периодически яндексовские музыку, деньги. Очень редко: карты...один раз вызвал такси.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стойлов

И че?

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Это отзывы о работе в компании, але

Ответить
Развернуть ветку
Aram Hardy

забыли спросить Лешу Моисеенкова :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда