«Дизайнерами станут все»: как ИИ-технологии повлияют на облик сайтов Статьи редакции

Директор по продуктам uKit Group Ирина Черепанова о том, какие инструменты смогут предложить конструкторы сайтов в ближайшем будущем.

Ирина Черепанова

В январской колонке для сайта O’Reilly Роб Гирилинг выдвинул гипотезу: благодаря внедрению «умной» автоматизации дизайнерами к 2025 году станут все, и даже на профессиональном уровне, предполагающем особый стиль мышления, дизайнеры начнут работать в тандеме с ИИ-ассистентами.

А незадолго до этого в Forrester Research озвучили прогноз, что инвестиции в ИИ-решения возрастут за 2017 год более чем на 300%. Подобные технологии могут стать драйвером новой революции и на рынке создания сайтов: методы машинного обучения и нейросети начинают находить здесь применение, вдобавок есть большая аудитория, способная обучать и обучаться с AI-технологиями.

Одна революция на рынке уже прошла: все получили возможность создавать сайты на визуальных платформах-конструкторах. С точки зрения прогресса это нельзя недооценивать: вжух — и за час готов лендинг под продукт, услугу, резюме или событие. Уже сама по себе такая возможность стимулирует экономику.

Но даже в такой, казалось бы, простой цепочке создания сайта у неподготовленной аудитории остался ряд незакрытых проблем и потребностей. А те, кто освоился с базовым конструированием сайтов из готовых блоков, поняли слабые места «новой ручной работы» и захотели большего.

В этот момент разработчикам пора достать из рукава новый туз — генеративный (алгоритмический) дизайн и предиктивные технологии. То есть возможность программ находить и делать более разнообразными дизайн- и маркетинговые решения за пользователя, ускоряя, упрощая и удешевляя этот процесс.

Тем более сегодня технологии позволяют начать выводить то, что годами было доступно лишь инженерам и дизайнерам гигантов вроде Toyota, Siemens и Airbus, на массовый рынок.

А разве этого ещё не произошло? Читатели, активно мониторящие ленту Wired и каталоги вроде Crunchbase и ProductHunt, скажут: за минувший год-полтора появилось свыше десятка проектов в области создания сайтов, поднявших тезис о цифровом помощнике на свой флаг и лендинг.

От явных подделок вроде Mopro и b12, которые, эксплуатируя слова «ИИ» и «роботы», генерируют заявки в сменившие модель монетизации студии дизайна, до действительно автоматизированных в чем-то решений на базе конструкторов.

Текущие реализации можно разбить на три типа:

  • Нормализация цветовой гаммы. Пожалуй, самый успешный в плане PR (50 тысяч бэкеров до запуска) проект с применением цифрового помощника — The Grid — предлагает услуги алгоритма Молли: вы добавляете контент, и она сама загибает за вас пальцы — старается наложить блюр выбранной палитры на картинки так, чтобы вместе всё смотрелось.

    Видно, технология только начинает развиваться. Среди примеров можно встретить сайты с ярко-розовыми кнопками и вообще с переизбытком розового. Сложно понять, чья это инициатива.

  • «Просто добавь воды». Сервисы Bookmark и Wix помимо возможности собрать сайт вручную предлагают ассистентов AiDA и ADI: вы выбираете сферу деятельности, даете немного информации о себе и бизнесе, а потом смотрите 30-секундное «кино» про то, как ассистент ловко работает за вас.

    Если просто выбрать шаблон и заполнить первый экран вручную, эффект примерно тот же. ИИ-технологии для этого как бы и не обязательны. Но с анимацией на экране и сообщением, что робот прямо сейчас творит магию и вот-вот даст результат, торжественнее.

  • Чат-боты. Проекты вроде Firedrop, Opla (чат-бот в Facebook) и Heek предлагают начать создание сайта с обмена сообщениями с роботом — ответить на пару вопросов о себе и теме сайта, залить картинки, — а затем подставляют пару фраз из чата в шаблон из каталога. Все боты понимают несколько команд, на остальные обычно отвечают ссылками на руководство и техподдержку.

Видно, что большая часть существующих автоматических реализаций ориентирована на пересборку маркетинга, сопровождение пользователя по первым шагам воронки и решение статистически выявленных проблем с креативным ступором, который вызывает у людей процесс наполнения сайта контентом. И действительно, в этом процессе есть масса ручных итераций, которые можно автоматизировать.

Но слушайте, внести название компании и контакты на выбранный по ключевому слову шаблон — это не rocket science. Мы научили пользователей делать это через обычный визард ещё пару лет назад — вместо конструирования со спецэффектами.

Ведь чат-бот на входе будет полезен только тогда, когда действительно начнёт слушать вас, а круглосуточный ассистент — только тогда, когда научится мониторить связанность информационных и функциональных элементов, работающих на эффективность сайта.

Сайтам нужны ИИ-ассистенты, которые займутся продуктивностью их владельцев и эффективностью самих сайтов

Лендинг или сайт — это minimal viable сущность, необходимая для того, чтобы нести благую весть о вашей идее или продукте сразу по всем доступным каналам. И конструкторы ценятся пользователями не только потому, что в них можно собрать сайт из блоков мышкой, но и потому, что в том же простом режиме в них можно прикрутить функциональные модули: корзины, оплаты, формы, рассылки, аналитику и так далее. Это даёт базовые возможности для результативной коммуникации с аудиторией.

Но для кого-то создание страницы и поиск понимания, как соединить продукт с ЦА, так и остаются двумя отдельными сферическими историями в вакууме. Что дальше? Настроить таргетинг для кампании в Facebook? Поменять цвет вон той кнопки? Переписать продающий текст? Искать SEO-специалиста? Вопрос, что делать и что добавить, чтобы любая страница быстро нашла клиентов, повисает в воздухе.

С этого и может начаться «рок-н-ролл» не только с ИИ-дизайном, но с ИИ-маркетингом, ИИ-персонализацией контента и заполнением других «пустот» в команде и знаниях пользователя.

Сейчас решения для этого представляют собой множество разрозненных сервисов. Но как разработчики конструкторов сайтов мы видим спрос и реальный интерес как от новичков, так и от продвинутых пользователей к функции «одного окна». Потому что переключаться между массой интерфейсов неудобно, а привыкать к ним — долго.

Разберём, какие задачи можно автоматизировать с помощью инструментов, основанных на технологиях машинного и человеческого интеллекта и что может помочь владельцам сайтов, а со временем и появиться в конструкторах.

1. Сбор, подготовка, компоновка контента сайта

Как театр начинается с вешалки, так и сайт начинается с текстов и графики.

1. Раскрепостить автора. Уникальные тексты уже не обязательно печатать — достаточно надиктовать их в голосовой блокнот, построенный на технологиях распознавания речи. Сейчас таких решений довольно много, и они снимают сразу два психологических «блока».

Во-первых, мнение большинства о том, что они не умеют писать. Вы же тренировали свою нативную нейросеть годами чтения, поэтому скорее просто не имеете времени сфокусироваться на том, чтобы перестать писать штампами. Во-вторых, выговариваясь, человек формулирует идеи ценностного предложения, а не «продающий» текст — что гораздо важнее.

2. «Оттюнинговать» набросок. Обучаемые решения для этого и существуют. Правда, пока они узкоспециализированы: например, сервис для HR-специалистов Textio старается перестроить интонации в тексте вакансии так, чтобы получить больший отклик.

Конечно, для многих задач есть замечательный «Главред». Однако фраза «Textio обучен на анализе 273 млн документов» звучит достаточно интересно, чтобы попробовать что-то новое, верно?

3. Оценить изображения. Сервисы вроде Everypixel и LaMem учатся вычислять эстетически-выверенные картинки для масс. Параметров оценки уже много: цвет, освещение, насыщенность, количество деталей, композиция.

А для отбора лучших визуальных решений под конкретные ЦА подобным сервисам как раз-таки не хватает связки с системами, собирающими данные об аудиториях (ведь предпочтения каждого из нас уже зашиты в то, что называется big data).

Но представьте, что уже сегодня из пары десятков изображений можно отобрать те самые три-пять картинок, которые «зайдут» лучше. А в будущем изображения на сайт могут выбираться не на основе субъективной оценки, а по соответствию эстетике ЦА.

4. Скомпоновать контент на сайте. Только самые безрассудные начинают задумываться о наполнении сайта, попав в визуальный редактор. У остальных к этому моменту копится гора разрозненных файлов, документов, а что-то из важного, хорошего и полезного может быть опубликовано на старом сайте или в соцсетях.

Ручное копирование всего этого добра на шаблон отнимает много времени и оттягивает внимание от главного: понятной и приятной поисковикам и людям компоновки контента. Поэтому простые средства автоматизации подтягивания и расстановки контента уже встроены в разные проекты.

uKit Alt сам заполняет шаблон сайта контентом из Facebook или «ВКонтакте». Impress.ly пытается «поженить» ваш старый сайт и Facebook. А ребята из проекта Hu²la просто дают спарсить дизайн любого сайта и подправить его в визуальном редакторе.

Пока эти решения строятся на понятном алгоритме, но содержат намек на возможности компоновки контента машиной и data mining (глубинный анализ данных — vc.ru).

2. Решение проблемы запоминаемости (фирменного стиля)

Итак, сайт наполнен графической и текстовой информацией, и это уже хорошо. Но затем возникает проблема запоминаемости в мире информационного шума и мультиканальности.

1. Подобрать шрифты. Хотя конструкторы уже предлагают готовые шрифтовые пары и регулярно расширяют ассортимент по просьбам пользователей, на деле мы хотим не подбирать, а просто нажать на кнопку «сделать так, чтоб мне понравилось».

Основанный на принципах машинного обучения Fontjoy — как раз про это. Нажимаем кнопку «Сгенерировать» и видим шрифтовую пару. Чуть дальше стоит Rene от экс-сотрудника The Grid и нынешнего дизайнера Airbnb Джона Голда. Опираясь на базовые требования, сервис генерирует наборы «заголовок-текст-кнопка» и сразу показывает «что будет, если мы вот тут чуть увеличим кегль и отступ».

2. Подбор цветовых палитр. Генератор цветовых схем Сolormind по клику готов выдавать палитры из пяти сочетающихся цветов. А параллельно обучается на пребывающих визуальных данных — даже если это скриншот из фильма. Да, сюда можно загрузить кадр из «Игры престолов» и получить свой готовый колористический сет в духе сериала.

Но в большей степени сервис пока рассчитан не на эксперименты сериальных фанатов, а на UI-дизайнеров: он позволяет сразу прикинуть, как то или иное сочетание цветов будет играть на типовых элементах интерфейса.

3. Создание фирстиля целиком. Отсутствие логотипа (ну или хотя бы приемлемого логотипа в SVG) и времени на его создание — ещё одна распространённая проблема. Генераторы логотипов существуют давно, но редко предлагают настоящую вариативность и выбор.

Logojoy, сервис с элементами алгоритмического дизайна, готов генерировать варианты логотипов пачками, а также позволяет поделиться ими в соцсетях в рамках тестирования восприятия (или купить и скачать, если что-то понравилось).

Ощущения какой-то чрезвычайной искусственной интеллектуальности от инструмента не много, но обзавестись простым нестыдным логотипом — а за дополнительную плату и шаблонами визиток, и многим другим — с ним возможно.

Ещё ниже стоит Brandmark — сервис, запущенный в августе 2017 года, субъективно генерирует хуже, зато всё и сразу: набор цветов, шрифтов, логотип, визитки и даже шаблон сайта. Всё в едином стиле.

Конечно, на это можно сказать: «Получится шаблонно». Но проблема с клишированным мышлением есть и у людей: просто у одного в голове 100 клише, а у другого — 10 тысяч. В этом смысле инструменты на базе генеративных технологий — потенциальная история про 100 млн клише.

И на последнем примере мы, вероятно, видим связку решений: Brandmark создал тот же человек, что ранее запустил Fontjoy и Colormind. В чём-то эти сервисы пересекаются. И вот такие логические связки инструментов под потребности недизайнеров — предвестник того будущего, где каждый сможет стать себе дизайнером. Несмотря на то, что пока результат труда машин выходит, скажем так, «рабочим», а не «парадным».

3. Решать маркетинговые задачи

Читая предыдущие абзацы вы могли подумать: «Какие-то неизвестные имена, названия, небось, все стартаперы и ничего не взлетит». Но и Adobe недавно выпустил инструмент на базе машинного обучения Sensei, который много чего умеет: анализировать статистику перехода по ссылкам, распознавать и редактировать изображения (например, менять выражения лиц на фото), считывать текст на картинках, играться со шрифтами, определять тип документа и его содержание, добавлять теги к изображению для индексации в поиске и так далее.

Но главное, в этот суперкомбайн встроены ещё три инструмента: сегментация ЦА, поиск ЦА, похожей на уже охваченную и предиктивное моделирование изменений на рынке. Нет гарантии, что Adobe выпустит свой конструктор, а интегрировать такие функции в них было бы здорово: согласитесь, будет как минимум неудобно постоянно переключаться между Creative Cloud и административной панелью сайта.

Да, будущее, в котором ты передаешь ИИ-ассистенту общие пожелания, наговариваешь контент, приказываешь поиграться со шрифтами, свайпишь предложенные скриншоты, закрываешь гештальт, даешь команду опубликовать сайт, протестировать каналы, обеспечить KPI и перевести деньги «вот сюда» — это фантастика. Но машины уже учатся делать наши сайты лучше — это факт.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Boris Lissov

Паршивых сайтов, где картинок и шрифтов на рубль, а информации на копейку, станет еще больше. Да здравствует Искусственный Идиот, органично дополняющий идиотов естественных.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korneev

"Борис, ты не прав" (с) из интернетов

Если найти время пощупать, станет видно, такие системы как раз подталкивают пользователя быть в рамках разумного, доброго и вечного - и разгружают ему время и голову на контент. Ну и посмотрите кейс QuickDraw, из близкого, например.

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Такие системы подталкивают "директоров" на мысль "а может сами сделаем? вроде сис. админ умеет в ворде печатать"

Ответить
Развернуть ветку
Boris Lissov

ИМХО, сайт должен нести информацию (контент). На хорошем сайте информации много, она расположена плотно но доступно, в т.ч. для людей с инвалидностью. Остальное - в т.ч. эстетика - второстепенно.

Сейчас плотность контента на сайтах падает - отчасти в угоду модульности и гибкости интерфейса (причем негибкость, с которой борются, создана искусственно - излишним применением тега div и каскадных таблиц стилей), отчасти в силу других причин.

Дизайнеры предлагают закрыть глаза на эту проблему, и полностью сосредоточиться на эстетических решениях в рамках заранее заданых функционально калечных концепций (чего стоит только шествие Material Design по просторам сети, концепция Landing Page, etc).

Моя гипотеза исходя из вышеизложенного - сайтов будет больше, контент на них будет еще более раздроблен и труднодоступен, зато цветовая гамма будет эстетична как никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korneev

Ну это же как раз вопрос обучения - как располагать контент и проч, и технически решаемо.

А вот насчет эстетики - не соглашусь: контент, безусловно, важен и критичен, красивая упаковка его отсутствие не спасет - но не стоит забывать и об исследованиях, что эстетика (и компоновка как ее часть) является важным фактором в оценке человеком "я доверяю этому сайту и хочу на нем остаться"

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Катков
"Борис, ты не прав" (с) из интернетов

Это не из интернетов. Это в конце 80-х Горбачёв с Ельциным спорили в телевизоре

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korneev

Как уроженец 88го, честно скажу, что почерпнул это из медиа (сначала относительно-свободный телек, потом развитие мема в онлайн). А предыстория вопроса доступна любому гуглящему, это да.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ponomar

Лигачев сейчас перевернулся в гробу.
(на самом деле не перевернулся, потому что он, оказывается, еще жив!)

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович
генеративный дизайн

Пока что на конструкторах дизайн получается в основном дегенеративный

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korneev

Почитал про возможности генеративного дизайна на wiki, прифигел

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Клинуев

Да все уже давно считают и мнят себя дизайнерами, забыв о том, что это техническая изначально профессия, призванная грамотно совмещать фантазии и реальность. А так вот я сегодня в угаре тоже баннера смастерил. Завтра буду смотреть статистику по нему.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korneev

Александр, генеративные системы служат ответом на тот самый угар, не находите? И ждём примеров и статистики)

Ответить
Развернуть ветку
topovyj

Влажные мечты конструкторов сайтов :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korneev

Если посмотреть квартальные отчёты публичных игроков, то уже реальность.

Ответить
Развернуть ветку
Miroslav Tsarev

"вжух — и за час готов лендинг под продукт, услугу, резюме или событие". Это да, если бы за разработку НОРМАЛЬНОГО сайта, не говоря уже о хорошем, отвечал только дизайнер и разработчик. А так... Вжух и через час у вас очередное га*но коих в сети десятки тысяч.
А все это потому, что до сих пор есть стереотип что для того, чтобы создать нормальный сайт, нужен только дизайнер и программист, а по факту, это специалисты которые являются лишь частью и даже не половиной, одного большого процесса в разработке.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korneev

Михаил, дело в том, что конструкторы и команды под ключ прямо не конкурируют примерно что из-за ценника (иначе странно объяснить, как они существуют 15+ лет). Конструкторы делают и развивают команды разнопрофильных профессионалов. А разница в задачах клиента. Тарификация складывается на любом цивилизованном рынке, вот и под разный спрос существует разное предложение.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нефедов

Здорово!

Как раз делаю ИИ которое генерит бесплатные Landig Page.
Опробывать систему можете в октябре.
Пишите мне ВК: https://vk.com/andrew.nefedov

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда