«Не бойтесь убить проект»: разбор ошибок фотоприложения Snapster от «ВКонтакте»

Заметка разработчика проекта Олега Илларионова.

В мире разработки очень редко можно встретить разбор ошибок. Обычно все пишут истории успеха, которые мало чему могут вас научить. В этой статье я хочу не только разобрать опыт совершённых ошибок, но и поделиться уроками, которые я из этого опыта извлёк.

Многие решения в приложении могли казаться непонятными со стороны, поэтому для начала я поясню общую мотивацию. Планируя проект изначально, мы преследовали две цели:

  • Создать удобное приложение для обработки и публикации фотографий, чтобы составить конкуренцию Instagram.
  • Сделать продукт, который позволил бы нам исследовать перспективы выхода на западный рынок.

При этом мы хотели сделать именно органически растущее приложение. То есть приложение, способное расти без какого-либо вливания трафика извне, за исключением стартового толчка.

У Snapster было две версии

В первой версии мы сделали ставку на продвинутые фильтры и самоуничтожаемые фотографии. Это довольно классные штуки, которые хорошо подошли ко многим популярным продуктам. Но чтобы такими функциями начали пользоваться, необходимо выработать у пользователя привычку. Сделать это в новом приложении, где нет уже сформировавшейся аудитории, слишком сложно.

Самой основной проблемой первой версии было отсутствие уникальности. Так как приложение отображало ленту из «ВКонтакте», куда и постились фотографии изначально, соблазна заходить туда у многих потенциальных пользователей не было.

Даже несмотря на то, что приложение отображало только фотографии, вырезая из ленты весь контент от групп. Нам казалось, что так как лента большинства пользователей замусорена, то приложение, которое показывает только фотографии друзей, будет полезно.

Во второй версии было решено исправить эти ошибки, а также провести эксперимент с новым форматом потребления контента, когда вместо ленты используется что-то вроде чатов. Мы назвали это «комнатами».

В таком формате часто распространяются фотографии в мессенджерах, и мы попробовали сделать идеальное приложение для этого. Сам подход до сих пор кажется мне вполне рабочим.

Он позволил Snapster собрать маленькое, но стойкое «ядро», аудиторию, которая не покинула приложение и по сей день. Однако главной ошибкой было оставить старое название и перезапустить проект вместо отдельного запуска.

Это запутало пользователей, особенно старых, так как они привыкли использовать приложение определённым образом, и отпугнуло новых, потому что за проектом уже закрепился имидж клона Instagram, которым вторая версия совсем не являлась. Проект следовало запускать с новым именем и с чистого листа.

Сама идея делать проект, который должен расти органически, во многом была слишком смелой. Сейчас мы видим, что внимание пользователей не так доступно, как было раньше. Если в 2010 году было достаточно сделать качественное приложение, чтобы получить большое количество внимания, то в 2015 (когда была выпущена первая версия Snapster) за каждого пользователя уже нужно сражаться, взлетают только очень виральные темы.

За год работы над проектом (позже наша команда переключилась на другие проекты и задачи во «ВКонтакте») был получен огромный опыт, из которого я решил выписать основные моменты.

Не берите ваш legacy с собой. Начиная новый проект — начинайте его с нуля

После многих лет работы над бэкендом «ВКонтакте» было большим соблазном построить новый проект на существующей инфраструктуре, ведь столько всего готово.

Казалось, это упростит разработку в разы. На деле это решение не только замедлило разработку, но и существенно ограничило свободу. При этом новый проект должен был работать значительно быстрее всех конкурентов, чего было сложно добиться в условиях большой и сложной архитектуры.

Не доверяйте важные задачи людям, для которых ваша задача будет не full time

Чтобы делать работу хорошо, человек должен быть в неё погружён. Если же у него есть море других задач, то каким бы профессионалом этот человек бы ни был и какой бы большой багаж опыта он ни имел, он всё равно не погрузится в работу целиком и не покажет лучший результат.

Сражайтесь с равнодушием

Рано или поздно кто-то в команде потеряет веру в проект. Большинство людей — пессимисты. Более того, когда человек теряет веру в проект — это необратимое явление. Поэтому нужно не тянуть и избавиться от него как можно раньше, какие бы надежды он не подавал. Если вы этого не сделаете, то он начнёт заражать равнодушием других сотрудников.

Берегите честь смолоду

Даже если проект совсем молодой, думайте о «карме» вашего проекта, принимая важные решения. Иногда даже мелочь может испортить восприятие продукта. Так получилось, что не сильно позже запуска продукта было принято решение отключить подсветку ссылок на Instagram, что пользователи сразу же связали с появлением нового приложения.

Избегайте демократии

Часто кажется, что демократия — это отличный способ управления проектом, когда вы прислушиваетесь ко всем и принимаете «усреднённое» решение, ищете компромисс, чтобы он понравился всем в команде.

Может показаться, что успешные проекты так и работают, но нет. В реальности демократия — это всегда провальный подход к управлению. Можно создавать иллюзию демократии, но не стоит отказываться от смелых решений, потому что не всем членам команды они нравятся.

Не бойтесь убить проект

Многие проекты в процессе своего развития делают пивоты. Это нормально, но если вы меняете функциональность приложения, то поменяйте и название. Запустите новый проект с новым названием, а старый оставьте как был или убейте. В противном случае вы запутаете пользователей, а ваша новая функциональность и новое приложение всё равно будет ассоциироваться со старым.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Пасека

Бойтесь создавать мертвые продукты)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Borisov

лучший коммент)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Клинуев

"когда человек теряет веру в проект — это необратимое явление" - сильное заявление. Если проект реально попер, то и веры в него больше. А если из месяца в месяц, и даже год за годом ты видишь, что продукт никому не нужен, то зачем сохранять в него веру, когда можно потратить время на что-то более перспективное/полезное.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Mazovka

Половина выводов - оценочные суждения. Докопаться до реальной причины провала так и не смогли

Ответить
Развернуть ветку
Oleksandr Kinshov

Проект просто не нужен. В первой версии у меня вся лента в мемах была, ведь 60% моих друзей либо сохраняла смешные картинки либо постила цитаты. А что делать со второй вообще не ясно.

В инсте я просто сформировал ленту из интересных аккаунтов и смотрю ее. Элементарно же.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дима Лесин

Сердюков?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стойлов

Ахахахаха

Ответить
Развернуть ветку
avekir

Вы хотите сказать, что существует алгоритм используя который можно успешно "запустить" проект?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Kaulkin

Алгоритма успешного проекта действительно нет. Масса неудачных сервисов гугл как пример, закрывшихся или полуживых. Видно, что даже когда работают одни из лучших специалистов в мире, значительная доля проектов будут мертворожденными.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Касаткин
все проекты провальные

А Blablacar, Юла, Почта mail.ru, my.com?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Касаткин

Во-первых: Beepcar (а не «BlaBlaCar», как я написал в первом комментарии) и Юла были разработаны в MRG.

Во-вторых: Почта Mail.ru включает в себя ещё и Облако, которым пользуются довольно много людей.

В-третьих: my.com включает в себя Target, о котором знает большинство открывающих данный сайт. А если вам и этого мало, приплюсуйте хороший почтовый клиент.

Ответить
Развернуть ветку
Oleksandr Kinshov

Уверен что все дела в бесплатном терабайте хранилища, а не в качестве сервиса. Бы л бы снапстер неограниченным хранилищем фото, да еще с фильтрами продвинутыми — было бы отлично.

Ответить
Развернуть ветку
Mitry Romanov

Объясните мне, зачем вообще он был нужен? Ни разу им не пользовался...фотки от друзей.....брр в добавок к Историям, кторые приходят мне от Друзей, и эти Истории я ненавижу, тут оказывается был продукт, который ВЫРЕЗАЛ фотки друзей и постил их.
Пойду почитаю ленту интровертов

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Пасека

Внезапно в статье используется моя фотография, даже без какой-то ссылки на меня, даже без банального разрешения. При том, что этот кадр был сделан для моей статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

My bad, перепутал со снимками из наших статей. Заменил.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Пасека

Можно было и оставить, просто меня добавить в подпись

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Ты при первом комменте её не увидел или понял что это твоя фотка только после 7 минут и написал второй?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Artem Popov

Импорт замешенные это хорошо, но блин, самая главная ошибка продукта была в том, что не продумана и не определена миссия и цель продукта....

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov


"Во второй версии было решено исправить эти ошибки, а также провести эксперимент с новым форматом потребления контента, когда вместо ленты используется что-то вроде чатов. Мы назвали это «комнатами».

В таком формате часто распространяются фотографии в мессенджерах, и мы попробовали сделать идеальное приложение для этого. Сам подход до сих пор кажется мне вполне рабочим."

Вот этот момент интересен, тк было понятно изначально, что эксперимент спорный и никак не проверенная гипотеза раскатилась на продукт и убила его. И, главное, в этот момент создателю "кажется подход правильным" и он не за демократию)

Вопрос про "не бойтесь убить продукт" только в уровне ответственности за продукт.

А в целом хорошее признание ошибок👍

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко

Snapster классный продукт и я был его активным пользователем. Я перестал использовать приложение из-за push-уведомлений.

После запуска «Комнат» (очень крутая идея, кстати) все push-уведомления от Snapster стали приходиться со звуком. Смотришь на телефон, ожидая чего-то важного, а там «Ивану Петрову понравилась ваша фотография». Многие мои знакомые тогда просто запретили Snapster отправлять уведомления.

Я терпел. Но вместо того, чтобы отключить звук в уведомлениях, команда Snapster отключила их совсем. Постепенно я просто забыл о том, что есть такое приложение.

Продукт погубила невнимательность к деталям.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Федосеев

Давно бы уже перенесли функции в основное приложение. Там пипец зашквар. Текст курсивом уже надоел...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Левченко

Провальный проект изначально, имхо!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Black

Молодцы, вместо того чтобы дорабатывать собственные готовые продукты до пригодного состояния вы пилите абсолютно неопрятные вещи.
Приложение для iPad не обновлялось с 2015го, функционал отсутствует напрочь.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Лесин
Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

Олег этой статьей попытался съехать с темы и обелить себя и сопричастных по этому неказистому продукту. Вся беда в том, что в вк сейчас нет продакт драйверов и предпринимателей инхаус, а с такими ресурсами, как у вк, можно клепать конфетки чуть ли не каждый год!
По тектсту статьи: надеяться, всего лишь, на органику в 2015 году для вторичного продукта это очень смело или чей-то саботаж изнутри, кто предложил данную стратегию.
Странно, что на фоне данного фэйла и уймы колоссальных затрат нет никаких чисток и наказаний, возможно, это и не было бизнес идеей, а сама суть крылась в чем-то другом.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Simanov

на фоне данного фэйла и уймы колоссальных затрат нет никаких чисток и наказаний — это проблема всего IT

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сазонов

75% идей в продукте были огонь. Сам горел, пытался затащить туда знакомых. Одна беда - было мало органики, хотя были там и реальные звезды (спортсменки те же). Забросил только потому что с незнакомыми людьми не всякой фоткой можно поделиться... Само же приложение на тот момент было очень качественным по дизайну и по функционалу (слово "комната" правда чуток коробило). Свежим все это было. Полагаю, органика бы была, будь там реальные блогеры и реальные компании.

Вобщем, продукт-то был удачный. Проект был неудачным.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Trifonov

ВК со своей новой политикой и редизайном тоже потихоньку становится провальным проектом. Telegram его затмит.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Скворцов

Нет

Ответить
Развернуть ветку
Oleksandr Kinshov

Согласен, ведь его через год заблокируют. А разделил бы Дуров личные чаты и подписки то ВК бы знатно просел. Уже сейчас масса моих друзей из вк есть в телеграмме

Ответить
Развернуть ветку
Artur Kasimov

Очень интересный разбор. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Отличный разбор с признанием и анализом собственных ошибок. Хотелось бы больше статей с отрицательными кейсами, чтобы по крайней мере лучше видеть потенциальные грабли.

Ответить
Развернуть ветку
Oleksandr Kinshov

Без шуток, что нового вы для себя вынесли из статьи?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Вынести конкретные рецепты — не совсем моя цель. Просто вектора в моей нейронной сети немного сдвинулись в противоположную сторону от того, чего делать не стоит.

Из интересного — как отрикошетил запрет ссылок на Инсту, про legacy и перезапуск vs новый продукт, про фокусы в команде... да вся статья годная по сути.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Трубецкой

Мне не нравилось только одно: при указании геопозиции в Snapster она не публиковалась в VK и Instagram. Может это и задумка разработчиков, но плохая.
А так, приложение мне нравиться и я им пользуюсь, но не хватает многих функций изначально.

Ответить
Развернуть ветку
Dan

"Так получилось, что не сильно позже запуска продукта было принято решение отключить подсветку ссылок на Instagram, что пользователи сразу же связали с появлением нового приложения."

ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ. Случайно, видимо. Ну-ну :)

Ответить
Развернуть ветку
PV

На счёт демократии не всегда так.
Для некоторых решений подходит демократия, для некоторых необходимо выслушать всех и тогда принимать решение, а для некоторых дел и выслушивать не стоит.
Если не допускать демократии у людей пропадёт вовлеченность и чувство то что этот продукт делают они.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда