Отступление клонов

С вами Евгений Трифонов, недавно меня повысили до старшего маркетолога, но я мечу еще выше – в капитаны. Поэтому мой новый текст написан от лица Капитана Очевидность. В рунете сейчас происходят перемены, которые и так заметны, но почему-то о них никто толком не пишет – придется сделать это самостоятельно.


Давно известно, что все страны используют одни и те же проверенные интернет-сервисы, а вот россияне (ну и китайцы еще) – местные аналоги. Везде Гугл лидер поиска – а у нас доля Яндекса выше. Везде сидят в Фейсбуке – а у нас известно где (Фейсбук, как вы знаете, это даже сам подтвердил). Почта местная пышно цветет и так далее. Одни говорят, что мы с китайцами любим подделки. Другие, наоборот, радуются, что хоть в какой-то отрасли вместо импорта можем создать конкурентоспособный продукт. Обе стороны согласны лишь, что главный секрет успеха на российском интернет-рынке – первым найти next big thing и сделать клон без крупных косяков. Так вот, происходящее изменение в том, что это уже совсем не так.

Простой пример: в 2009-м, когда Twitter в России еще не стал повсеместным стандартом, появился RuTwit. Его создатели уверенно говорили о российской специфике, благодаря которой наш собственный твиттер с блэкджеком и кириллическими хэштегами имеет большую ценность для рунета. Где теперь РуТвит и где Твиттер? Что популярнее в России – YouTube или доморощенный RuTube? У кого-нибудь из вас друзья чекинятся в российском AlterGeo вместо Foursquare? В большинстве секторов рынка, появившихся за последние несколько лет, лидируют западные сервисы. Атака клонов захлебнулась и сменилась отступлением.

Почему страна интернет-самообеспечения стала страной интернет-импорта? Вероятно, тут целый набор причин. Взять хотя бы то, что интернет уходит от текстов, на которых когда-то было завязано все – а российские сервисы тогда попросту лучше работали с русским языком. Яндекс научился русской морфологии гораздо раньше Гугла, ВКонтакте стал склонять имена, когда у Фейсбука не было даже русской локализации интерфейса (а когда локализация появилась-таки, многих она заставила вздрогнуть). Да и зачем тогда пользователю было вылезать за пределы российских сайтов в “большой интернет”, если он состоял из непонятных англоязычных материалов? В общем, из американских сервисов в те смутные времена россияне массово освоили только ЖЖ (за неимением человеческого отечественного аналога), да и его сделали русским.

То ли дело сейчас, когда стало гораздо больше фото и видео. Англоязычные тексты россиянам были непонятны и неинтересны, но ютюбовские ролики с котиками сокрушают языковой барьер, объединяя в припадках умиления людей по всему миру. Новый клип Мадонны, вирусная реклама с лающими имперский марш собачками – все это появляется на зарубежном YouTube, пользователи пошли туда, а затем стали и собственные русскоязычные видео размещать там же. Интерфейс сайта хорошо переведен на русский, но, даже будь с этим проблемы, вряд ли это бы все радикально изменило: кнопка “Play” выглядит одинаково в любой локализации.

С остальным так же. Instagram целиком построен на фотографиях – и, во-первых, это соединяет россиян со всем миром (можно зафолловить иностранца и отлично понимать его, не зная ни слова на его языке), во-вторых, текстовый интерфейс оказывается столь минималистичен, что вся разница между оригиналом и русским клоном сводилась бы к замене “like” на “мне нравится”. В результате, хотя русский ответ Instagram наверняка существует, решительно непонятно, кому и зачем он может быть нужен. Ни в Foursquare, ни в Dropbox, ни в Foodspotting пользователю не приходится сталкиваться с большим количеством непонятных слов ни в интерфейсе, ни в контенте, они о другом. Единственным текстовым ресурсом из новых стал тот же Twitter, но переварить 140-символьный англоязычный твит куда проще, чем большой материал, так что его языковой барьер оказался примерно на высоте плинтуса.

Еще одна причина – в том, что зарубежные сервисы теперь куда сильнее увязаны друг с другом, чем раньше, и если пользователь однажды попал в этот непорочный круг, выбраться из него обратно в российские сложно. Instagram предлагает запостить снимок в Foursquare и Flickr – а вовсе не в Altergeo и Яндекс.Фотки. У айфона прямо в стандартных системных меню есть кнопка “твитнуть” – как по-вашему, захочется владельцу айфона при этом пользоваться RuTwit? И так во всем.

Главный вопрос, конечно – что делать в этой ситуации простому русскому стартаперу, годами мечтавшему первым склонировать новый Гугл. Помимо ответа “уходить из стартаперов” (который хочется давать всем и без возникновения этой ситуации), есть вариант “быстро продать скопированное тому, у кого ты и копировал”, как с русским Групоном – но миллионов так не дождешься. Еще можно (впрочем, это уже не стартаперская история) делать клон одним из сервисов портала, стремясь обеспечить взлет портальными мощностями – но, как учит нас опыт Google+ (и скоро научит опыт Футубры), это тоже не гарантированный успех. Вот, кажется, и все варианты.

Ах да, простите. Еще можно взять и придумать что-то свое.

P.S. Уже после сочинения этого текста стало известно, что Mail.ru Group покупает RuTwit. Теперь у Mail.ru Group есть сразу два никому не нужных микроблоггинговых сервиса. Самое рациональное объяснение этому, которое получается придумать: они решили, что минус на минус даст плюс.

{ "author_name": "Евгений Трифонов", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"], "comments": 0, "likes": 10, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 269, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 03 Feb 2012 12:28:52 +0400", "is_special": false }
5 заповедей для бизнеса, которым я не следую

Есть «истины» очевидные всем — «Пушкин, это лучший русский поэт». Хорошо если человек предлагает относительно безобидную альтернативу, «Больше люблю Лермонтова», а если «Ну не знаю, Немиров лучше» или «Мне вообще Пушкин не нравится». За такое и побить могут.

Цифровая трансформация банков: что это такое?
Автор: Ксения Борбачева
заместитель генерального лиректора Агентства инноваций Москвы
Участвуйте в IPO Softline Group!

С 18 октября открыта книга заявок на участие в IPO глобальной IT-корпорации Softline Group.

С книжной полки на рынок мобильных приложений. История Laoshi.io

Продолжение истории компании Лаоши. С 2011 года мы занимаемся преподаванием китайского языка. За это время делали сеть школ китайского языка и онлайн-школу, создавали платформу для изучения китайского онлайн, издавали учебник и прописи. Сейчас разрабатываем мобильное приложение для англоязычного рынка.

Приложение для изучение китайских слов и иероглифов Laoshi.io
Вопросы налогообложения при инвестировании. Что важно учитывать?

Инвестиции в ценные бумаги и иные финансовые инструменты в последние несколько лет пользуются популярностью не только у профессиональных игроков рынка, но и у частных инвесторов, для которых данный вид деятельности представляет собой некое хобби.

Spotify разрешил всем авторам загружать видеоподкасты Статьи редакции

Сервис запустил функцию в июле 2020 года, но она была доступна ограниченному числу авторов.

Онлайн-кинотеатр IVI начал съёмки самого правдивого сериала про современный российский наркобизнес
«В магазин должны идти не за пивом, а к тебе»: предприниматель открывает пивные магазины для других Статьи редакции

Давид Аракелян начал с торговли в ларьках в 90-е, работал в игорном бизнесе, строил маршруты для вывоза мусора и торговал пивом. Сейчас он открывает для других несколько пивных магазинов в месяц и берёт за каждый 150 тысяч рублей.

Ассортимент одного из магазинов
Cтартап по созданию NFT на спортивную тематику Candy Digital привлёк $100 млн при оценке в $1,5 млрд Статьи редакции

В октябре компания запустит платформу для торговли токенами.

NFT от Candy Digital
Как с помощью карты Censydiam создать позиционирование бренда

Бренд-стратег Nimax Оля Якушенко рассказывает о том, как использовать фреймворк при построения брендинговых и маркетинговых стратегий компании.

Карта Censydiam
Мой опыт выхода на маркетплейсы. Часть 2

Прошло чуть больше года после моей первой статьи про старт на маркетплейсах. Хочу поделиться тем как обстоят дела сейчас.

null