Отступление клонов

С вами Евгений Трифонов, недавно меня повысили до старшего маркетолога, но я мечу еще выше – в капитаны. Поэтому мой новый текст написан от лица Капитана Очевидность. В рунете сейчас происходят перемены, которые и так заметны, но почему-то о них никто толком не пишет – придется сделать это самостоятельно.


Давно известно, что все страны используют одни и те же проверенные интернет-сервисы, а вот россияне (ну и китайцы еще) – местные аналоги. Везде Гугл лидер поиска – а у нас доля Яндекса выше. Везде сидят в Фейсбуке – а у нас известно где (Фейсбук, как вы знаете, это даже сам подтвердил). Почта местная пышно цветет и так далее. Одни говорят, что мы с китайцами любим подделки. Другие, наоборот, радуются, что хоть в какой-то отрасли вместо импорта можем создать конкурентоспособный продукт. Обе стороны согласны лишь, что главный секрет успеха на российском интернет-рынке – первым найти next big thing и сделать клон без крупных косяков. Так вот, происходящее изменение в том, что это уже совсем не так.

Простой пример: в 2009-м, когда Twitter в России еще не стал повсеместным стандартом, появился RuTwit. Его создатели уверенно говорили о российской специфике, благодаря которой наш собственный твиттер с блэкджеком и кириллическими хэштегами имеет большую ценность для рунета. Где теперь РуТвит и где Твиттер? Что популярнее в России – YouTube или доморощенный RuTube? У кого-нибудь из вас друзья чекинятся в российском AlterGeo вместо Foursquare? В большинстве секторов рынка, появившихся за последние несколько лет, лидируют западные сервисы. Атака клонов захлебнулась и сменилась отступлением.

Почему страна интернет-самообеспечения стала страной интернет-импорта? Вероятно, тут целый набор причин. Взять хотя бы то, что интернет уходит от текстов, на которых когда-то было завязано все – а российские сервисы тогда попросту лучше работали с русским языком. Яндекс научился русской морфологии гораздо раньше Гугла, ВКонтакте стал склонять имена, когда у Фейсбука не было даже русской локализации интерфейса (а когда локализация появилась-таки, многих она заставила вздрогнуть). Да и зачем тогда пользователю было вылезать за пределы российских сайтов в “большой интернет”, если он состоял из непонятных англоязычных материалов? В общем, из американских сервисов в те смутные времена россияне массово освоили только ЖЖ (за неимением человеческого отечественного аналога), да и его сделали русским.

То ли дело сейчас, когда стало гораздо больше фото и видео. Англоязычные тексты россиянам были непонятны и неинтересны, но ютюбовские ролики с котиками сокрушают языковой барьер, объединяя в припадках умиления людей по всему миру. Новый клип Мадонны, вирусная реклама с лающими имперский марш собачками – все это появляется на зарубежном YouTube, пользователи пошли туда, а затем стали и собственные русскоязычные видео размещать там же. Интерфейс сайта хорошо переведен на русский, но, даже будь с этим проблемы, вряд ли это бы все радикально изменило: кнопка “Play” выглядит одинаково в любой локализации.

С остальным так же. Instagram целиком построен на фотографиях – и, во-первых, это соединяет россиян со всем миром (можно зафолловить иностранца и отлично понимать его, не зная ни слова на его языке), во-вторых, текстовый интерфейс оказывается столь минималистичен, что вся разница между оригиналом и русским клоном сводилась бы к замене “like” на “мне нравится”. В результате, хотя русский ответ Instagram наверняка существует, решительно непонятно, кому и зачем он может быть нужен. Ни в Foursquare, ни в Dropbox, ни в Foodspotting пользователю не приходится сталкиваться с большим количеством непонятных слов ни в интерфейсе, ни в контенте, они о другом. Единственным текстовым ресурсом из новых стал тот же Twitter, но переварить 140-символьный англоязычный твит куда проще, чем большой материал, так что его языковой барьер оказался примерно на высоте плинтуса.

Еще одна причина – в том, что зарубежные сервисы теперь куда сильнее увязаны друг с другом, чем раньше, и если пользователь однажды попал в этот непорочный круг, выбраться из него обратно в российские сложно. Instagram предлагает запостить снимок в Foursquare и Flickr – а вовсе не в Altergeo и Яндекс.Фотки. У айфона прямо в стандартных системных меню есть кнопка “твитнуть” – как по-вашему, захочется владельцу айфона при этом пользоваться RuTwit? И так во всем.

Главный вопрос, конечно – что делать в этой ситуации простому русскому стартаперу, годами мечтавшему первым склонировать новый Гугл. Помимо ответа “уходить из стартаперов” (который хочется давать всем и без возникновения этой ситуации), есть вариант “быстро продать скопированное тому, у кого ты и копировал”, как с русским Групоном – но миллионов так не дождешься. Еще можно (впрочем, это уже не стартаперская история) делать клон одним из сервисов портала, стремясь обеспечить взлет портальными мощностями – но, как учит нас опыт Google+ (и скоро научит опыт Футубры), это тоже не гарантированный успех. Вот, кажется, и все варианты.

Ах да, простите. Еще можно взять и придумать что-то свое.

P.S. Уже после сочинения этого текста стало известно, что Mail.ru Group покупает RuTwit. Теперь у Mail.ru Group есть сразу два никому не нужных микроблоггинговых сервиса. Самое рациональное объяснение этому, которое получается придумать: они решили, что минус на минус даст плюс.

#Стартап #Новости

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Евгений Трифонов", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438"], "comments": 0, "likes": 10, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 269, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 03 Feb 2012 12:28:52 +0400" }
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }