{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы закрыли проект шлема виртуальной реальности VRD

К сожалению или к счастью, но вот и подошла к концу история шлема виртуальной реальности VRD (VRDevice) и об этом, пожалуй, стоит написать.

Меня неоднократно просили прояснить ситуацию и рассказать о реальных причинах закрытия, и, чтобы вся эта история не обросла слухами или ложной информацией, я решился изложить свои мысли.

Если кратко, то у нас не было денег, не было времени, нам так и не удалось найти рыночную нишу или узкоспециализированного применения шлема, чтобы преимущества кастомизации имели вес перед конкурентами. О том почему и как, далее по-порядку.

Деньги

Деньги — это ресурс. Если у вас нет денег, вы не можете нанять сотрудников, увеличить объемы и темпы проектирования, производства и продаж. Сделать красивую картинку, в конце концов. Тех денег, которые мы вкладывали из своего кармана, оказалось явно недостаточно, чтобы обеспечить нужные темпы.

Отвечу сразу: да, мы искали инвестора, даже плотно общались с одним крупным немецким фондом. Были и проявления интереса от частных инвесторов, бизнес-ангелов. Но наш бизнес-план, темпы окупаемости и опыт производства, видимо, показались недостаточными. Я всегда стараюсь всё взвешивать прагматично, поэтому цифры и показатели наверняка казались не такими интересными. Или неинтересным казались темпы увеличения стоимости компании. Ок, запишем в ошибки.

Инвесторам, как правило, нужна быстрая отдача, а производство технологически сложных VR устройств — это пока не та тема, на мой взгляд. Ни Oculus, ни HTC Vive, скорее всего, пока не получают сверхприбыли. Как себя чувствуют и какие показатели у компаний из Поднебесной, одному китайскому богу известно.

Понятно одно — это вложения на долгосрочную перспективу и вся борьба ведётся преимущественно за долю будущего рынка — за редким исключением. К тому же, как показала практика, в сфере виртуальной реальности нужен эксклюзив. Инвесторы такое любят, потому что это выделяет компанию, увеличивает её рыночную стоимость.

Время

Следующий важный ресурс — это время. Если у вас мало денег, то очевидно, что их нужно зарабатывать, чтобы обеспечить себя и свои семьи. Поэтому, работая на основной работе или активно подрабатывая, и развивать свой проект далеко не всегда получается результативно.

Бывало так, что мы собирались вечером в офисе и после рабочего дня пахали «до талого», решая технические проблемы. В остальное время делали другую монотонную работу по общению с клиентами, техподдержке, сборке, закупкам, маркетингу, информационной поддержке и так далее.

Люди

Тут всё ясно. Команда из трёх человек. Всем нам приходилось в той или иной степени заниматься периодически всем. От пайки плат, сборки, тестирования устройств и кодинга до продаж и техподдержки.

Делегировать полномочия? Было бы круто, но некому. Вернее, была мысль нанять сотрудника, но работа периодическая — и на это тоже нужны деньги. Все средства, полученные в ходе реализации проекта, уходили, как правило, на закупку комплектующих и экспериментального оборудования.

Господдержка

Я полностью согласен с тем, что никто никому ничем не обязан. Государство не обязано помогать предпринимателям и стартапам, если оно или заинтересованные лица не видят в этом выгоду или перспективы.

Нам чем мог помогал местный бизнес-инкубатор, к нему претензий нет. Именно чем мог. C другой стороны, крупный федеральный фонд по поддержке предпринимательства отказал в заявке на грант два раза. На мой взгляд, отказы были формальные. Причём суммы совсем начальные.

Окей, это моя вина — видимо, проект и получаемые выгоды для государства были представлены неубедительно оба раза с периодичностью заявок в год и помощью в составлении специалистами бизнес-инкубатора. Но обвинять я никого не собираюсь — значит, у фонда были свои причины для отказа, хотя и немного досадно, столько времени ушло на составление этих заявок и презентации.

Самое смешное, что спустя год по распоряжению правительства в спешном порядке был организован центр аккумуляции компетенций на основе «Росатома», для VR-технологий в том числе. Ну, не повезло. Не в то время, не в том месте. Ничего нового, проехали и забыли.

Логистика

Скажу лишь, что для hardware-разработок зачастую она может оказаться головной болью. И дело даже не в том, что пройти валютный контроль, все таможенные оформления и согласования — это целый квест, колоссальная потеря времени и нервов.

Впрочем, чего я утрирую, никто так на самом деле не делает. Всё решается немного иначе, хотя и тоже очень долго.

Рынок

И вот мы подошли к самому интересному — тому, с чего и следовало вообще начинать. Рынок — он как бы есть, но в то же время его нет. Сейчас поясню.

Когда мы только начинали этим заниматься, рынка практически не было. Голубые океаны. Вернее, он был, но состоял преимущественно из гиков-энтузиастов, разработчиков и аттракционов.

Поначалу всё было совсем неплохо. Можно было даже предположить, что рынок не ограничится перечисленным, а расширится в сторону b2g, b2c и b2b, но и появится более жёсткая конкуренция. Что, впрочем и произошло.

После выкупа Oculus компанией Facebook стартапы в VR начали появляться как грибы. Многие поняли, что на этом можно сделать деньги. Вложиться в красивый образ, пообещать сделать всё круто и дёшево, сделать лучше, легче. И, допустим, продать компанию или сделать карьеру.

Появилось масса фирм и стартапов, но конечно, самой заметной фигурой и конкурентами для Oculus стали HTC Vive и Sony Playstation VR. Требования к качеству и стоимости со стороны клиентов начали быстро расти, как и порог входа на рынок.

Да, это гонка технологий и кто быстрее, сильнее, у кого больше ресурсов, лучше технологии, выход на клиентов, тот и останется при делах и при доле рынка. Всё как и везде, и это радует.

Резюме

Мы попробовали. Когда я решил этим заняться, то у меня было только две устойчивые мысли: что это «действительно круто» и если я не попробую сейчас, то возможно, потом буду жалеть остаток жизни.

Жалею ли я, что занялся проектом? Нет. Потратил время, силы, здоровье? Пожалуй. Но их можно потратить и лёжа перед телевизором, попивая пиво и критикуя остальных. Можно потратить и более конструктивно. Стартапы — это всегда риск и неопределённость. Это просто нужно иметь в виду.

В целом, считаю, что занимаясь реверс-инжинирингом Oculus и развитием проекта мы накопили и аккумулировали уже достаточно неплохой опыт в «железной» и программной части. Следующим шагом, который был заложен в стратегии технического развития проекта, должен был стать переход на платформу OpenVR. Помимо совместимости с Oculus у нас остались кое-какие полурабочие наработки (драйвера, алгоритмы) из следующего шага интеграции.

Сейчас мне иногда задают в группе вопросы: что дальше? Что будет с тем, что уже сделано, и с наработками?

Пожалуй, есть следующие варианты:

  • Открыть часть исходников и организовать open-source-проект. Вопрос в том, сколько окажется реально желающих и способных заниматься этим. Кому это нужно и какую пользу это может принести участникам и сфере VR в целом? Если это пара энтузиастов, как мы, то увы.
  • Продать наработки заинтересованным. Хотя без команды они, возможно, и не принесут должного результата. Тогда как минимум нужен реальный интерес со стороны заказчиков и достойное финансирование, чтобы иметь возможность заниматься этим всё время. Однако реальных и действительно интересных предложений нам пока не поступало.
  • Забыть всё и заняться совершенно другой темой с новыми силами. Найти новую интересную работу, где полученные знания и опыт будут востребованы и оценены, в конце концов.

Важно выбрать свой путь, пусть даже натолкнувшись на стену недопонимания или критики. Именно это делает всех нас теми, кто мы есть.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Кудрявцев
Автор

Дерзайте свои проекты - это всегда большой опыт и развитие )

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кузьмин

Как мне кажется, рынок просто не готов еще к шлему виртуальной реальности, по крайней мере, в России.

В добавок, у тех, кто может себе позволить такую штуку, редко бывает на это время, а те, у кого есть время - нет денег :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Вотер

все более унылые статьи, одни эмоции и сопли. где цифры? сколько потратили ресурсов людских и денег, стоимость производства, на что рассчитывали. примеры практические пусть и чужие. какой опыт вы нам несете? гранд не факт что вам бы помог.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sergeev

Создалось впечатление что автор никогда и не верил в свой бизнес. И делал его, чтобы поставить галочку «попытался».

Ответить
Развернуть ветку
33_rublya

Да видно, что устал человек. Съездит в отпуск, наберётся сил и уже по-другому говорить будет.

Ответить
Развернуть ветку
アントン いりん

Уже идет следующий виток - AR. Это будет в разы интереснее, шире область применения (а не только игрульки и симуляторы). Сам был 1 год владельцем аттракциона на окулусе дк2 + основная работа разработчик ПО. Наблюдал за вашим проектом довольно долго. Что хочется сказать?

Дисклеймер: возможно слова будут звучать как от диванного критика, но я сам пробовал себя раз 5 в софтверных стартапах и все 5 раз неудачно. На ошибках тоже научился многому, поэтому кое-что сказать могу. Извините, если ошибаюсь в чем то, поправьте меня.

1. Не ясна мне конечная цель данного проекта. Воссоздать что-то - это ведь к китайцам? Вы, я так понимаю, долгое время догоняли окулус, интегрировались с их софтом, поддержка рантаймов и прочее. Это не похоже на то, что реально было бы интересно кому-то, кроме гиков и аттракционщиков (в интересах экономии). Возможно нужно было просто сразу далеко отойти от окулуса, и начать двигаться по своей дороге на открытых платформах? Тот же OpenVR если не так развит сейчас, то это от дороговизны оборудования. Можно было пойти по пути неприличного удешевления (даже в ущерб качеству), чтобы выбиться в массы и популяризировать OVR. Назовем это "VR для бедняков")) На этом можно было бы сыграть. Как подтверждение - высокая популярность кардбордов. Дешево, сердито, отстойное качество, но люди покупают. В вашем случае - этот шлем подключался бы еще к компу, предоставлял широкие углы, и был на открытой платформе. Было бы кстати интересно узнать, какая стоимость бы получалась при таком удешевлении. Только не говорите, что у вас и так все самое дешманское?

2. Стартап чисто ради реализации идеи - это провальная ерунда. Если не видно куда идти, то в конце вы в 99% случаев увидите тупик. Нужно четко представлять, где вы себя видите после запуска, кто ваши потребители. Все цели должны быть глобальными. Так же нужны постоянные расчеты. А в конце пути всегда должно сверкать баблишко. Это, и только это - конечная цель. Вы же не исследовательский институт на донатах от государства или благотворительный фонд. Стартап всегда должен быть ради денег. Запомните.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев
Автор

Конечной целью было устройство, которое можно было бы смело использовать в медицине, образовании, военке, аттракционах и т.д. А его преимущество - это отсутствие "закладок", возможность сертификации и совместимость. В остальном да, всё есть у других производителей. Но это как и с автомобилями или сотовыми. Если упустить время, то потом уже не нагнать, хотя об этом должны задумываться в верхах. Некоторые вещи начинаешь делать только потому что они тебе интересны. Выпустить сверхдешёвый шлем и держать высокие темпы развития, это действительно к китайцам. И с софтом, конечно, проще делать стартапы у нас. Но железяки интереснее.

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Такое ощущение что аффтор просто не понял что у этого продукта нет ЦА.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев
Автор

ЦА у VR шлемов разнообразная, начиная от гиков и разработчиков, заканчивая корпорациями. Как раз за время проекта была собрана статистика и понимание кому и чего нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Ну да, и закрылись потому что нет продаж....
А понимание то есть....

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда