Сервис для расчёта с физлицами Solar Staff: как мы развивали MVP

И почему проект вышел на окупаемость только спустя три года после основания.

Народная мудрость гласит, что нужно как можно быстрее «запилить» MVP и протестировать его рынком. Работающий прототип мы сделали за несколько месяцев со второй попытки (не стоит аутсорсить разработку). Но потребовалось еще два года, много денег и очень много работы, чтобы сервис начал продавать себя, масштабироваться и приносить деньги. Потому что MVP оказался не тем, чем кажется.

Хорошая идея для бизнеса

Наша идея проста: есть компании с удаленными командами и фрилансерами. Есть сервисы, где можно фрилансера найти. Но нет сервисов, которые помогали бы юридически оформлять такие взаимоотношения. Закрывающие документы, авторские права, трансграничные платежи, налоги — эти заботы остаются заказчику.

Несколько раз мы (юридическая фирма Senesсhal) помогали крупным интернет-компаниям выстраивать отношения с большим числом подрядчиков-физлиц. И в процессе поняли, что это ниша для стартапа. Финтех!

Так родился Solar Staff — сервис для автоматизации документооборота и выплат фрилансерам.

Идея

Клиенты работают с фрилансерами через нашу платформу, мы готовим документы и доставляем деньги. Клиенты экономят силы и время, государство получает НДС, а мы — разумную комиссию. Было дорого и для избранных, стало недорого и для всех. Что может пойти не так?

Раз-два — и в производство

С презентацией сервиса мы обошли знакомых предпринимателей. Люди были готовы начать работать «буквально в день запуска». В состоянии легкой эйфории мы сели считать экономику грядущего сервиса: затраты вроде небольшие, а доходы от согласившихся клиентов превысят наши расходы через пару месяцев.

Сегодня кажется, что энтузиазм, с которым люди реагировали на идею сервиса, и стал причиной, по которой мы долго разрабатывали Solar Staff в режиме «сломя голову». Каждый прошедший день казался упущенной выгодой: некогда планировать — нужно зарабатывать.

Надо ли говорить, что практически никто из «готовых» не стал нашим клиентом, а наработки нулевого периода пришлось выбросить в помойку. И что начальная спешка стала причиной многих ошибок, которых можно было избежать.

Мы ошибались с целевой аудиторией

​Бесхитростная коммуникация былых времен

Первых настоящих клиентов мы искали, полагаясь на собственные представления о том, кому нужен сервис. Например, рынок языкового перевода. Сколько там фрилансеров! И с ними нужно вести документооборот, передавать права на переводы, выплачивать гонорары.

Только в реальности все работают на «упрощенке» или еще хуже — равнодушны к авторским правам и «правильному» документообороту. Но как это понять, когда твой продукт еще в начале пути?

Мы долго не могли объяснить, что делает наш продукт

Баннер своими руками со старым логотипом

«У вас сервис по работе с фрилансерами, а дизайнера нанять можно?», «А как вы будете контролировать сроки исполнения задачи?». Такими вопросами нас засыпали, пока мы готовили MVP. В итоге мы долго определялись через отрицание.

Говорили: «Мы не биржа фриланса», «Мы не таск-менеджер», «Мы не платежная система». В итоге понять, что у нас за сервис, мог далеко не каждый человек. Озарение приходило на пятнадцатой минуте личной беседы. О наших онлайн-коммуникациях даже говорить не хочется. Трудно поверить, что мы это делали.

Мы не понимали настоящей стоимости внедрения продукта

Внедрение бесплатное, ведь не нужно ничего устанавливать, а в интерфейсе можно разобраться буквально за несколько минут. И мы действительно так думали! На заре существования нам удалось заинтересовать крупный издательский дом.

В ходе переговоров мы поняли, что, работая с нами, издательство только на прямых издержках будет экономить от миллиона рублей в месяц. О чем тут еще можно думать? Например, о том, что случится с бизнесом, если наше решение (никем на тот момент неопробованное) окажется не таким хорошим. Как и кто будет продавать его внутри компании-клиента. И с какой стати его согласует руководитель отдела, чью «бесполезную» работу мы взялись автоматизировать. Такое вот «бесплатное» внедрение.

Мы ловили «золотого» клиента

Скажите, к кому из вас не приходил золотой клиент? Вот и к нам он пришел. Такой бодрый, крупный. Ты понимаешь, что это шанс уже завтра вырасти в десять раз. В воздухе повисает сумма: 1 миллиард рублей. И начинается:

  • Продажи набрасываются. Бесконечные встречи с многочисленными отделами, пожелания и «хотелки» к соглашениям, ценам, условиям, функциональности продукта. И отдел продаж лезет из кожи вон, поскольку грядущий бонус светит ярче кипрского солнца.
  • Разработка загружается реализацией «хотелок», которые нужны только этому клиенту.
  • Отдел поддержки пишет кучу инструкций для таких специфических «хотелок» и пользователей из абсолютно новой для нас отрасли.

В итоге спустя восемь потерянных месяцев у нас на руках оказался разработанный специально под клиента продукт и 0,5% от ожидаемых оборотов. Потому что все опять уперлось в перестройку отлаженных бизнес-процессов крупной компании.

Заключение

Народная мудрость гласит, что нужно как можно быстрее запилить MVP и протестировать его рынком. Только в нашем случае MVP — это не голая функциональность сервиса, а сервис в самом широком понимании этого слова. У которого есть репутация, работающие процессы и способность встраиваться в бизнес клиента.

И я не уверен, что всё это можно создать с наскока. За три года наша самопрезентация сократилось до «делаем документы и доставляем деньги» и совсем ушла от обещаний налоговой выгоды.

Целевая аудитория из абстрактных предпринимателей, работающих в белую, либо испытывающих неприязнь к серым схемам, превратилась в конкретные направления: партнерские сети, рекламные агенства, интернет-магазины (вот кого мы совсем не ждали), архитектурные бюро и так далее. И с каждым направлением мы научились работать по-своему. Для этого нашим продавцам незаметно пришлось переквалифицироваться в бизнес-консультантов.

И вот спустя три года можно сказать, что у нас готов MVP и теперь мы можем двигаться дальше.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Роман Котов

У вас же ставка что-то около 10% комиссии (если я правильно помню рекламу). По большому счету все, кто был вынужден работать с физиками - работали просто через обнал. Ну обнал прижали сейчас сильно и вроде как есть запрос на такой сервис. Вопрос, на чем основана уверенность, что вас не привлекут по подозрению в обнале? Где можно прочитать про полную схему движения денежных средств, начиная от оплаты вам, до выплаты физику?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Роман, спасибо за вопрос.
Уверенность основана на знании и принципиальном соблюдении законов. У нас есть заключения аудиторов о том, что метод работы соответствует всем законам. Есть письмо из Минфина о том же. Ну и есть три года успешной работы.
По поводу схемы движения средств – в посте есть оч подробная (по клику увеличивается).
В общем пишите нам и давайте сотрудничать :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Котов

Если правильно понял схему - с Кипра переводите фрилансеру. Для заказчика есть какой-то личный кабинет в котором он может ввести платежные реквизиты фрилансера и увидеть прохождение оплаты к нему?
И кстати, есть возможность платить от юр.лица из ЕС сразу, например на кипрскую компанию, с отправкой денег фрилансеру?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Роман, почти все верно. Только фрилансер получает деньги не напрямую с Кипра, а от нашего платежного партнера, который имеет лицензию на платежные операции внутри РФ.
По заказчику, да, у вас будет личный кабинет в котором вы сможете как приглашать исполнителей, так и ставить им задачи. Формулировки, которые вы указываете при постановке задачи, попадают в закрывающие документы.
Тут чуть подробнее https://www.solar-staff.com/work-service
По второму вопросу – да, конечно можно. Причем в таком случае НДС не возникает.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shiryaev
Только в нашем случае MVP это не голый функционал сервиса, а сервис в самом широком понимании этого слова.

Это классическая ошибка в MVP формировании, не так давно тоже на vc.ru читал пост, где жаловались, что лучший MVP в их случае, это уже сервис. Я с таким подходом не согласен, считаю, что просто неправильно выбраны были инструменты.

Ну и сам подход, когда вы пишите, что у вас готов MVP, тоже так себе, по сути каждую итерацию стоит формировать новый MVP, так как сервис все время меняется, а MVP не этап, а процесс.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Хм, а можете подробнее рассказать об "mvp как процесс"?

Ну и да, я понимаю, что история эта не новая и происходит постоянно со многими. Но вот кто-то прочитает и с ним такого не случится (другое случится)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shiryaev

Вот хорошая статья на эту тему, люблю ее и всем скидываю :)
https://blog.ycombinator.com/minimum-viable-product-process/

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Sergeychik

Хотелось бы больше деталей про построение продаж :)
ну и какие-то общие результаты.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Сергей, спасибо за интерес!
По поводу продаж – отдел продаж и личные продажи с долгим (месяц и далее) циклом. Первичный контакт – выставки и реклама в ФБ лучше всего работают. Ну и после уже от накопленных клиентов начинается поток.
Это если коротко)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Крашеница

Оформление электронной подписи для физ.лица стоит 1500р. Дальше уже дело техники. Тут уже от компании зависит, что она выберет - почту России или email.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Я думаю вы промахнулись

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Popov

Э, так вы запустились? Очень нужен такой сервис!:)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Павел, 3 года уже работаем. Пишите же нам скорее! :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сергеев

Бесполезный сервис, он не гарант они не за что отвественности не несут,вы можете поработать месяц, потом заказчик вас кинет а они скажут ну увы что поделать, бред, самый бесполезный ресурс, что с ним делать? никто не чего не гарантирует

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда