{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Новы сайт ср-ки сжат»: основные принципы постановки задач

Менеджер проектов 9pm.agency Александра Руденко рассказала, как неправильно сформулированное поручение влияет на процесс работы.

Нашей команде приходится решать параллельно несколько маркетинговых задач для клиентов: помочь с выпуском нового продукта, сделать упаковку или промо-материалы, перезапустить сайт и подготовить контент.

Если проект длится больше месяца и постоянно пополняется новыми задачами, нужно организовать работу так, чтобы каждый был занят чем-то полезным. Важно, чтобы сотрудник «не перегорал», все важные задачи выполнял вовремя, а клиент был спокоен за результат.

За три года мы выработали свои принципы управления долгими проектами, совместив agile (гибкую методологию разработки) и здравый смысл. В этой статье я расскажу о том, как формулировать задачу так, чтобы команда вас поняла, выполнила задание вовремя, при этом с вами не ссорясь.

Как сформулировать и делегировать задачу

1. Начните с глагола

Задача должна побудить исполнителя сделать какое-то действие: договориться, написать, отправить, разработать, протестировать. Вроде бы очевидно, но на деле в задачниках появляются вот такие заметки, из которых непонятно, что требуется. Причём даже тому, кто это написал:

Задачи без глагола выглядят как беглые заметки — они создают хаос и редко выполняются

Что произойдёт, если к этим же самым заметкам добавить действие:

Вы ещё не знаете, что внутри задачи, но уже понимаете, о чем она

2. Поймите сами, что вы хотите получить в результате

Ответственность за выполнение задачи наполовину лежит на постановщике. Он формирует видение результата и помогает прояснить его исполнителю. Если же этого видения в вашей голове ещё нет — создайте заметку для себя и дайте задаче вызреть. Без чёткого обозначения результата вы потратите кучу времени на обсуждение задачи и, возможно, даже поссоритесь с исполнителем, если итог вам не понравится.

Из этого примера понятно, что постановщику требует коммерческое предложение, но непонятно, каким он его видит, для каких именно продуктов его писать, в каком формате, и почему всё так срочно.

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

3. Превратите видение в текст

Если вы видите результат — вам очень просто выразить словами то, что вы хотите получить. Опишите задачу подробно, но без занудства. Важно, чтобы человек вас просто понял и выполнил задание.

Если вы поделите мысли на абзацы и выделите ключевые моменты — понять вас будет ещё проще:

Уже значительно понятнее, но это не всё

4. Определите, когда задача считается выполненной

В каком случае задача по разработке коммерческого предложения будет считаться завершённой, а исполнитель сможет поставить рядом с ней галочку?

Вариантов множество:

  • ​Коммерческое предложение утвердит директор компании.
  • Коммерческое предложение поможет продать эквайринг тысяче клиентов.
  • Колл-центр утрвердит коммерческое предложение.
  • Коммерческое предложение будет размещено на корпоративном портале.
  • О появлении коммерческого предложения узнает весь колл-центр и так далее.

Каждый из нас по-разному видит конечный результат. Если вы хотите получить нужный — опишите конкретный критерий завершения:

Так стало понятнее, когда задачу можно закрывать

5. Прикрепите дополнительные материалы

Если у вас есть дополнительные материалы, которые помогут исполнителю прояснить видение результата, прикрепляйте их сразу. Например, к задаче по разработке коммерческого предложения можно было прикрепить примеры. С ними исполнителю не нужно искать в архивах «другие коммерческие предложения», и он точно возьмет за основу нужные наработки.

6. Обозначьте дедлайн

Задачи без крайнего срока очень долго болтаются в незавершённых и попадают в сектор «что-то важное» в голове исполнителя, только если они очень интересные. Хотите получить результат к конкретной дате  —  чётко задайте дедлайн с учётом всех форс-мажоров.

7. Назначьте ответственного и соисполнителей

У любой задачи должен быть один ответственный. Коллективная ответственность вроде бы существует, но на практике в любой сложной ситуации исполнитель скинет ответственность или поделит её с коллегой. Решите, кто лучше всего справится с задачей и сможет довести её до конца.

Если задача объемная и явно делится на подзадачи — делите и назначайте ответственного за каждую. Но у основной цели остается один ответственный, который контролирует соисполнителей.

Теперь задача выглядит вот так:

Такую задачу можно обсуждать и брать в работу

8. Проясните видение результата с исполнителем

Необходимо, чтобы исполнитель и постановщик договорились о конечном результате. Передайте задачу исполнителю, дайте время её понять и спросите, как он видит результат. Если видение отличается — корректируйте и добивайтесь полной ясности. Обратите внимание на сроки. Если дедлайн нельзя сдвинуть, проговорите это чётко, чтобы исполнитель понял, а вы получили результат вовремя.

Можно обратиться к инструкции Люды Сарычевой, о том, как понимать задачу. Её картинки хорошо иллюстрируют слово «видение».

Восемь признаков задачи, которая будет сделана хорошо

  1. Задача начинается с глагола.
  2. Постановщик чётко видит результат и понятно описывает задачу.
  3. Задача имеет критерий завершения​.
  4. К задаче прикреплены дополнительные материалы, которые помогают прояснить видение результата и экономят время.
  5. Должен быть обозначен дедлайн.
  6. Задача разбита на подзадачи, если она объёмная, и для их решения нужно несколько человек.
  7. Должны быть назначены ответственный и соисполнители.
  8. Исполнитель и постановщик одинаково видят результат.

В плохо поставленной задаче постановщик скидывает всю ответственность на исполнителя. Дело заканчивается кучей просроченных задач, криками в чатах и офисе, но никто так и не понимает почему.

Сравните, что было с задачей в самом начале:

Ничего не понятно, вряд ли кто-то сделает её хорошо и вовремя

И что стало:

Так больше шансов получить нужный результат вовремя и без судорожной проверки каждого шага

Многие думают, зачем же так подробно расписывать задачу и тратить на это кучу времени: «Вот ещё, расписывать задачи и заниматься прикреплением ссылок. Я всё объяснил. Мы же в одном офисе, все друг друга видят и понимают, если надо — спроси».

Если задача вам действительно важна, не решается за один час, требует погружения и работы команды, то несколько часов на её постановку сберегут огромное количество времени, нервов и сделают команду чуть-чуть счастливее.

Разборки о том, почему задача не сделана вовремя или как-то не так, как хотелось бы, забирают сил и времени гораздо больше, чем два-три часа в неделю на обдуманную постановку. Выбирайте сами.

0
5 комментариев
Renata Webster

Отлично! Большое спасибо, Саша!

Ответить
Развернуть ветку
Александра Руденко
Автор

Спасибо, Рената! Рада, что статья оказалась полезной.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Комов

"За три года мы выработали свои принципы управления долгими проектами, совместив agile (гибкую методологию разработки) и здравый смысл."

В agile нет здравого смысла "из коробки"? Кто являлся эталоном "здравого смысла"? С каждой итерацией "здравый смысл" улучшается (свят-свят)? Как замеряли обратную связь?

"В этой статье я расскажу о том, как формулировать задачу так, чтобы команда вас поняла, выполнила задание вовремя, при этом с вами не ссорясь."

Я так понимаю пересказали SMART, без отсылки к первоисточнику (ну или как минимум указать в списке использованной литературы, стоило).

Ответить
Развернуть ветку
Александра Руденко
Автор

Владимир, согласна, не очень корректно выразилась об agile и здравом смысле. Принципы agile – это база, которую каждый адаптирует под себя. В нашем случае получилось именно так.

Во внутренней базе знаний у нас написано так: "Задачи нужно ставить по принципам SMART...", но я не стала указывать это в статье, потому что SMART это всего лишь принцип, а не первоисточник. В своей же статье я поделилась конкретным чек-листом для постановки задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович

Ч-о?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда