На что тратят деньги софтверные компании vol. 1

В этой части рассматриваем расходы, относящиеся к Cost of Revenue.

Предупреждаю, неподготовленного читателя могут вытечь глаза и взорваться мозг от информации, опубликованной ниже.

В конце октября начался сезон промежуточной отчетности за третий квартал 2017 года. Изучая отчетности компаний, в которые я вложил деньги, возникла идея разложить по кусочкам структуру не только их доходов и расходов за последние 3 финансовых года (могут не совпадать с календарным годом из-за корпоративных приколов), но и других значимых компаний, выявив некоторые закономерности и полезные ориентиры (benchmarks).

Для анализа я взял top 10 по стоимости софтверных компаний с NASDAQ (группа Computer Software: Prepackaged Software), а также изучил отчетности 50 компаний поменьше. Собственно, вот они (в скобках оценка компании на момент написания статьи в миллиардах долларов):

10 дорогущих контор, пилящих софтик
  • Alphabet Inc. ($ 674)
  • Microsoft Corporation ($ 588)
  • Facebook, Inc. ($ 498)
  • Oracle Corporation ($ 201)
  • SAP SE ($ 135)
  • Adobe Systems Incorporated ($ 75)
  • Baidu, Inc. ($ 72)
  • Salesforce.com Inc ($ 69)
  • Activision Blizzard, Inc ($ 46)
  • Vmware, Inc. ($ 46)

Cost of Revenue

Речь пойдет о расходах, которые попадают в группу Cost of revenue, их еще называют себестоимостью оказанной услуги или произведенного продукта. Они показывают сколько процентов от выручки уходит на то, чтобы оказать услугу. За последние три отчетных периода доля Cost of Revenue медленно (+5.5%), но верно растет с 31.1% до 32.8% и есть ощущение, что и в дальнейшем данная часть расходов будет ползти вверх.

Средние показатели Cost of Revenue top 10 компаний NASDAQ

Но это агрегированный показатель, полученный делением всех CoR расходов top 10 компаний на всю выручки. А вот этот же показатель, но по каждой компании в отдельности:

Доля выручки, покрывающей Cost of Revenue

Лидером по Cost of Revenue тратам является китайский гигант Baidu (веб-сервисы), в основном тратящий на выплаты партнерам в рамках Baidu Union (Traffic Acquisition Costs, 14.7% от выручки), а также выплаты владельцам лицензированного контента (Content Costs 11.1%). Рост Cost of Revenue компании Baidu за последний отчетный период составил 28.5% (скажем спасибо за это стремительному росту Content Costs по сервису iQiyi +110% к прошлому году), но при этом выручка выросла на 6.3%.

У Alphabet 38.9% выручки уходит на покрытие Cost of Revenue, при этом почти половина от этого приходится на статью Traffic Acquisition costs, включающую платежи участникам Google Network за размещение рекламы на их площадках (12.1% от выручки), а также суммы (6.5% от выручки), выплаченные партнерам, с помощью которых происходит доступ к сервисам Alphabet (разработчики браузеров, софта, оборудования и тд). На все остальные "обычные" статьи CoR (датацентры, зарплаты персонала и тд) приходится 20.3% от выручки.

Немного странно видеть в топе Activision Blizzard, которые несмотря на кардинальное изменение портфеля, в котором доля выручки от продаж подписок и лицензий возросла с 37% в 2014 до 67% в 2016 году, генерируют CoR в объеме 36.2% от всей выручки. Если углубиться в детали, то CoR по коробочной составляющей равен 49%, а по подпискам 30%, что не мало.

Наименьшая в топе доля CoR от выручки у Facebook и Vmware: 13.7% и 12.9% соответственно. Facebook в свое отчетности поясняет, что относит к CoR затраты на поддержание работоспособности датацентров, передачу данных, зарплату обслуживающего инфраструктуру персонала, а также комиссии по банковским транзакциям за платежи внутри продуктов, в общем ничего особенного. CoR компании Vmware в основном состоит из затрат на персонал, связанный с оказанием услуг и поддержкой продуктов компании. Если взглянуть на структуру выручки и затрат Vmware, то для услуг CoR часть составляет 21% от выручки, а для лицензий 7% (мое уважение).

Какие статьи расходов относят к Cost of Revenue?

Ниже я привел список статей расходов наиболее часто встречающихся в отчетности компаний. Список, конечно же, не исчерпывающий, но он отражает основные группы расходов в структуре Cost of Revenue:

  • Содержание и поддержка датацентров
  • Передача данных и телекоммуникационные расходы
  • Платежи за лицензии, используемые для работы сервиса/продукта
  • Выплаты партнерам, на чьих площадках размещается сервис или продукт
  • Платежи правообладателям за размещенный контент
  • Заработная плата персонала, непосредственно занятого в производственном процессе/оказании услуг
  • Стоимость производства продукта, включая дистрибуцию, издержки хранения, скидки за объем и тд.
  • Банковские комиссии за покупки внутри сервисов

Benchmark

Проанализировав данные, собранные из публичной отчетности, я сделал вывод, что нормальной величиной Cost of Revenue для SaaS, а также сервисов связанных с продажей лицензий, является значение в пределах 10 - 20% от выручки. Конкретно для SaaS компаний мне чаще всего попадались значения в диапазоне 13-16% от выручки.

Для комбинированных бизнесов типа SAP или Oracle, зарабатывающих как на SaaS продуктах, так и на профессиональном консалтинге, нормальный уровень CoR составляет 20-30% от выручки. Но, к слову, у SAP чисто SaaS составляющая равна 18.9% от выручки, а у ORACLE она составляет 10.0%.

Для компаний, чей бизнес прочно связан с массовой закупкой траффика и размещением на множестве порталов и на различных площадках, ориентир по CoR составляет 30 - 40% от выручки.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда