Способы защиты от навязчивой рекламы в звонках и SMS

Основатель компаний SiteSecure и «Б-152» Максим Лагутин о том, какие контролирующие органы отстаивают права потребителей и как грамотно их задействовать.

Телефонный спам — эпидемия 21 века. Выгодный кредит, подтяжка лица, лечебные чаи, скидка в салоне штор — вот далеко не полный список навязчивых предложений, которые мы получаем ежедневно. Спамеры настигают нас в роуминге, на переговорах, в ожидании важного звонка — всегда невовремя.

Существует достаточно легальных способов найти телефонный номер и включить его в свою базу. И со временем они только совершенствуются. Один из последних — автоматическая система, которая набирает номер абонента и сразу же сбрасывает звонок. Человек видит пропущенный вызов, перезванивает и слышит рекламное сообщение.

По данным агентства Telecom Daily, с начала 2017 года объемы такого спама выросли на 50%. Причем формально этот вид навязчивой рекламы не противоречит закону, поскольку абонент сам перезванивает и таким образом даёт добровольное согласие на коммуникацию.

Законодательство, ограничивающее деятельность спамеров, традиционно развивается с опозданием. Однако за последнее время появилось немало официальных правил, защищающих абонентов от навязчивой рекламы.

Человек и закон

Есть три базовых документа: федеральный закон №38 «О рекламе», федеральный закон №152 «О персональных данных» и №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно первому из них распространение рекламы по телефону допускается только при условии предварительного согласия абонента.

То есть по требованию поставщик рекламы обязан немедленно прекратить звонки и рассылки. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности. №149-ФЗ устанавливает, что сообщения, которые получают абоненты, должны включать в себя достоверные сведения об их обладателе. Далеко не все распространители рекламы соблюдают это условие.

Закон «О персональных данных» тоже довольно категоричен: «обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных».

На стороне потребителя не только закон, но и контролирующие органы: ФАС, Роспотребнадзор, а также Роскомнадзор, который довольно активно работает в этом направлении. Только за первое полугодие 2017 года в ведомство было направлено 15 770 обращений граждан, 14 387 из которых составили жалобы на действия операторов, осуществляющих, по мнению заявителей, незаконную обработку персональных данных. Чаще всего люди жаловались на банки и интернет-сайты.

Штрафуют всех

Система контроля не просто существует, она действительно работает. Компании-заказчики SMS-рассылок и телефонных обзвонов регулярно попадают под административные санкции, и общие суммы штрафов растут. Так, например, ПАО «НОТА-Банк» получил штраф в размере 100 тысяч рублей за неправомерную SMS-рассылку.

Похожее нарушение привело компанию МТС к штрафу в размере 250 тысяч рублей. Особого внимания ФАС удостоился гипермаркет туров «Травелата», поскольку неправомерно включил в свою оферту пункт о согласии абонента на получение рекламных рассылок.

Практика показывает, что контролирующие органы в лице ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора активно принимают сторону потребителя. Этим стоит пользоваться, чтобы защитить себя от телефонных спамеров. Но действовать необходимо поэтапно.

Этапы защиты

Первый шаг — понять, какая именно компания звонит и навязчиво рекламирует свои услуги. Необходимо собрать максимум информации и по возможности записать телефонный звонок. Сделать это можно с помощью любого приложения-диктофона.

Второй шаг — написать официальное письмо с требованием на адрес организации и отправить его по электронной или обычной почте (с уведомлением). Если с компанией-спамером заключены договорные отношения (например, это банк, в котором открыт счет, или онлайн-магазин, где есть зарегистрированный аккаунт), то к письму необходимо приложить подтверждающие документы. В частности, скриншот оферты на сайте, с которой вы соглашались и ставили «галочку».

В теле письма важно указать, что на основании статьи 14 федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ вы имеете право на получение информации о том, как происходит обработка ваших персональных данных, и требуете предоставить эти сведения. Как правило, компаниям сложно ответить на такой запрос, в связи с чем они предпочтут прекратить звонки и рассылки. Наша практика этот тезис полностью подтверждает.

Третий шаг — получить обратную связь. Это может быть ответный email вида «Ваша заявка принята и будет рассмотрена» (даже автоматический) или уведомление «Почты России» о доставке письма адресату. В ряде случаев навязчивые звонки прекращаются уже на этом этапе, поскольку компания получила от вас официальный запрос. Если же спамеры продолжают беспокоить, необходимо идти дальше.

Четвертый шаг — обращение в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Писать можно сразу во все инстанции, тем более что на сайте каждой из них для этого предусмотрена отдельная форма. В обращении нужно подробно описать ситуацию, предпринятые действия и полученные или не полученные результаты.

Также необходимо прилагать копии и сканы всех подтверждающих документов. В идеале стоит предоставить аудиозапись звонка. Если спамеры настигли вас в роуминге и разговор привел к дополнительным тратам, это должно быть отражено в детализации счета мобильного оператора.

Пишите письма

В письме ФАС нужно указать следующую формулировку: «Я (ФИО) даю согласие на получение Федеральной антимонопольной службой России информации о детализации счета, телефонных соединениях, SMS-сообщений, иных переданных данных на мой мобильный номер (номер телефона)». Это ускорит работу ведомства и увеличит ваши шансы на успех.

Направляя обращение в Роскомнадзор через форму на сайте, необходимо обязательно указать свои фамилию, имя, отчество, а также адрес для отправки ответа — электронный или почтовый. Ведомство обязано рассмотреть поступившую жалобу в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней, о чем предупредят дополнительно.

Если спамеры по-прежнему беспокоят, стоит написать заявление в полицию. Это правомерно, поскольку навязчивые спам-звонки могут быть потенциально квалифицированы как мошеннические действия. А соответствующий запрос в компанию со стороны правоохранительных органов способен резко охладить пыл распространителей рекламы.

Профилактические меры

Помимо методов противодействия спамерам, есть ещё и меры профилактики, которыми не стоит пренебрегать. Например, по возможности не покупать SIM-карты вне официальных салонов, не публиковать свой основной номер на сайтах объявлений и в соцсетях, не указывать телефон в анкетах программ лояльности, отдавая предпочтение связи по электронной почте.

Конечно, стопроцентно уберечь свой мобильный номер от спама такими мерами не удастся, но вдумчивое отношение к процессу передачи данных поможет снизить поток нежелательных звонков до минимума, а в век рекламы это — уже победа.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Пронин

Так все просто. Всего то надо недельку-другую потратить на переписку.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Здесь описывается полный цикл противостояния.
Мне вот хватило только первых двух шагов: во время очередного звонка я предупредила менеджера, что если позвонят снова - приду к ним и потребую показать моё согласие об обработке персональных данных. И я знаю, что его у них нет.
Вот уже несколько месяцев молчат, а то спасу прям не было.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Пронин

Я в черный список включаю спамеров. Так удобнее.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Deadwood

Не все номера туда можно включить.

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Gnutko

Главное чтобы этот черный список умел сам удалять из себя номера, которые перешли новым владельцам. Проблема в любых знаниях о телномерах в том, что они устаревают быстрее, чем мы с вами дышим.

= знания должны обновляться самими людьми, коллективно = заюзайте Намбастер например.

Ответить
Развернуть ветку
sf
ПАО «НОТА-Банк» получил штраф в размере 100 тысяч рублей за неправомерную SMS-рассылку.
привело компанию МТС к штрафу в размере 250 тысяч рублей.

огромные деньги конечно для них

шаги для привлечения спама к ответственности слишком сложные и ни слова не сказано как бороться с программами-звонилками. Я начал добавлять их номера в черный список, но они у них достаточно часто меняются. ХЗ что делать, если тока не устраивать ДДоС на них

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Шеллер

Поставьте "Не бери трубку". 90% звонков сразу отсеивается через онлайн-базу. Если звонят с нового номера - можно включить его в нежелательные.

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Gnutko

Валентин, а откуда они берут "онлайнбазу" вы вкурсе? =) Ну и про то, что "онлайнбаза" номеров которые когда-то юзали рекламщики или бандосы и которые уже давно сменили владельцев - так вот "база" эта неактуальна в тот момент, когда они ее скачали с авитоподобных сервисов, где 99% номеров - одноразовый левак - вы ведь тоже знаете наверняка...

Ответить
Развернуть ветку
Dimusische D

С Роскомнадзором не всё так радужно. Мне звонили спамеры, обращались по имени. То есть, у них были мои персональные данные. Я собрал полный комплект документов (сканы, скриншоты, адреса) и направил жалобу в РКН. Два раза сроки продлевали, потому что спамер не отвечал на их запросы. Потом всё заглохло. После жалобы в прокуратуру, сроки восстановили. Через какое-то время пришел ответ, что спамер мои данные не хранит, это просто косяк оператора, будут проведены разъяснительные работы. Состава правонарушения нет. Полгода переписок — и нихера.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Звонить-то хоть перестали?

Ответить
Развернуть ветку
Dimusische D

Так это разовый звонок был. Я щепетильно отношусь к персональным данным, при регистрациях и оформлениях всяких скидочных карт оставляю левый номер (свой номер с несуществующим кодом оператора — таким образом и мне позвонить не могут, и я легко номер вспомню, если спросят), поэтому спам приходит очень редко и по каждому случаю я отзывниваюсь и требую меня удалить из базы. Упражнение с РКН было разовое, из спортивного интереса.

Ответить
Развернуть ветку
Злобный инвестор

Я установил приложение НеБериТрубку. Там ведется общая база с рейтингом номеров.
В итоге, больше половины спам-звонков блокируется.

Ответить
Развернуть ветку
Даша Шмелева

Класс! Спасибо ! Мне нравится Приложение NumBuster! А у вас андроид или айфон ?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Князев

а вот и представители спаммер сегмента

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Deadwood

Параноик))

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Gnutko

мдэ? и с чего такой вывод, интересно? =)

я лицо заинтересованное, потому осмелюсь допытаться до аргумента.

малоли основания есть, о которых я не знаю =) Готов исправиться, если косяки за нами знаете (с 2014 года работаем, должно бы уж накопиться-то, м?)

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Gnutko

Ну так они, как и Касперский вовремя взялись копировать удачную модельку. Правда приходится данные по номерам парсить постоянно и больше чем на доски объявлений ума не хватает - а там 99% номеров - левак и одноразовые = данных неактуальных дофигищи. И актуализировать их не умеют.

(полил заслуженной грязью смешную копию своей системы щас, да-да. И мне не стыдно.)

Ответить
Развернуть ветку
Злобный инвестор

Мой телефон слила Налоговая Служба РФ.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Зубов

...или почтовым голубем, или пешим гонцом. Вообще нет ничего удобнее и надежнее пешего гонца. Все должны скорее выбросить свои мобильники

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Князев

погугли мошенничество курьеров чтоли

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Зубов

Вот и я о чем! А главное, что если гонец принес дурную весть - не зазорно ему и голову с плеч!

Ответить
Развернуть ветку
Василий Лебедев

Вы уводите в крайность. Электронная почта это полноценный инструмент для передачи любой информации. И сегодня даже хороший сантехник должен уметь ею пользоваться. Может и не уметь, но это его проблемы, конкурентов полно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Неляпин

А я люблю прозвонщиков-спамеров. Если в настроении, их можно отлично потроллить.
А потом занести номер в контакт под названием "ПИДО_Ы", который в игнор-листе телефона. Да, у колл-центров разные номера, поэтому: а) занести новый номер не долго, б) ну и ещё потроллить можно же :)

Ответить
Развернуть ветку
Даша Шмелева

Ахаха

Ответить
Развернуть ветку
Злобный инвестор

Это пока не начали звонить по 5 раз в день

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Deadwood

5 раз в час.

Ответить
Развернуть ветку
Даша Шмелева

Друзья, я установила приложение NumBuster! и решила проблему телефонного мошенничества раз и навсегда. Приложение супер простое и пипец какое полезное! Я всегда знаю, кто мне звонит и, если мошенник или надоедливый банк - то Приложение даёт мне это понять. Спасибо всем кто установил себе NumBuster! Вместе мы раскроем всех спамеров и не будем дергаться, каждый раз, когда звонит незнакомый номер !

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Напишите как избавиться от рекламных страниц от провайдеров. Набираешь сайт, а тебе пров выдает страницу какого-то своего дерьма. Обновляешь - пропадает. В частности Ростелеком. Слышал такое же про домру.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Рамиль Газетдинов

Я бы сказал "переходи на yota" и поставил тэг партнерки

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Я бы дополнила ещё в статье ветку, что делать если у спамеров как-то оказалось ваше согласие (например, случайно где-то галочку забыли снять). Что можно попробовать в организацию написать заявление на прекращение обработки персональных данных - они будут обязаны удалить у себя все ваши данные.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Nagachveskiy

Не реклама Билайну.

Есть такой сервис у оператора - "Антиспам защита". Кидаешь текст спамерской смс на номер 007, и сам оператор занимается спамерами. Занимается достаточно эффективно. Теперь меня достает только звонками какая-то шарашка по юр услугам

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yulia Valmont

Кстати, вещь. Тоже стоит - не нарадуюсь. Видно, что за незнакомый номер звонит + спам отсеивает. Побольше бы пользователей, чтобы, соответственно, больше номеров было в базе.

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Gnutko

попробуйте уж тогда и Намбастер - по крайней мере мы специализируемся по мошенникам и мракетологам именно РФ-Беларусь-Украина-Кз =)

Ато индусы-Труколлеровцы молодцы, конечно. Но данные по российским номерам они льют восновном с неактуальных старых "баз"

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Deadwood

Интересно, а можно за рассылки опсоса засудить? Или хотя бы их прекратить?
А то Киевстар в посл время подохуел совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Mike

Попробуйте spam-killer.pro
По цене 199 руб в год, нет рекламы никакой, блокирует отлично.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда