Каковы шансы Павла Дурова избежать блокировки Telegram в России Статьи редакции

Мнения юристов о противостоянии Telegram, ФСБ и Роскомнадзора.

16 октября суд оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ данные для расшифровки переписки пользователей.

Ранее, после угрозы Роскомнадзора заблокировать сервис в России, Павел Дуров согласился внести Telegram в реестр организаторов распространения информации в интернете (ОРИ), однако пообещал не сотрудничать с силовыми органами.

Опрошенные vc.ru юристы рассказали, в чем слабые места обвинения, и какие лазейки может найти предприниматель, чтобы избежать блокировки мессенджера в России. Однако они пояснили, что шансы на это невелики.

Попытаться защитить конституционные права граждан стоит, однако судя по другим похожим спорам, шансы, что при обжаловании решения мирового судьи будет принят иной судебный акт, невелики.

В рамках действующего законодательства организатор распространения информации обязан представлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых или обрабатываемых электронных сообщений.

В то же время это обязательство должно быть реализовано при защите положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, представляющей право на тайну переписки, частной жизни и защиты жилища (ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25 Конституции).

Для этого, на наш взгляд, необходимо соблюсти порядок истребования информации — исключительно по судебному решению. Для этого ФСБ следует представить организатору распространения информации сведения о событиях или действиях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, а также указать, в чем конкретно они выражаются, и чем декодирование поможет предотвратить возникшую угрозу.

Также ФСБ и организатор распространения информации могут разработать механизм, с помощью которого будет раскрываться только та информация, которая содержит или может содержать сведения об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации — выборочное предоставление сведений.

При этом удастся сохранить тайну переписки большинства пользователей, обсуждающих в чатах свою личную жизнь. Как вариант — раскрывать сообщения, если в них фигурируют слова «взрыв», «бомба», «теракт» и так далее.

Ирина Медведская, адвокат, партнер DS Law

Шансы Дурова выиграть в судебном противостоянии с Роскомнадзором небольшие, учитывая особенности Московского городского суда, который будет рассматривать жалобу о неправомерном требовании ФСБ. Понятно, что биться с органом такого масштаба в российских судах довольно-таки сложно.

Тем не менее, с позицией ФСБ не всё так однозначно. Требования, предъявленные Дурову (представить приватные ключи, условия для раскодировки сообщений), абсурдны. Он не обладает приватными ключами, поскольку они генерируются произвольно на устройствах пользователей сервиса. В этом плане у Павла Дурова хорошее техническое подспорье, чтобы аргументировать свою позицию.

Кроме того, возможность конечного шифрования снизит защищённость всех пользователей, что недопустимо для Telegram. Это подвергает риску миллионы пользователей.

Если в Мосгорсуде не получится добиться решения в пользу мессенджера, Павел Дуров может обратиться в Конституционный суд, направив жалобы о несоответствии между 97-ФЗ и Конституцией, а также в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) — после того как пройдёт инстанции национальной судебной системы.

Обжаловать решение Мещанского суда Москвы и все последующие определения и решения важно и нужно. В последнее время ЕСПЧ испытывает большой интерес к вопросам, связанным с интернетом и правовым регулированием сети.

Рассмотрение жалобы создателя Дурова в ЕСПЧ не будет быстрым и, возможно, потребует нескольких лет. Думаю, создатели мессенджера будут искать решения в технических аспектах, позволяя пользователям создавать «мосты» и общаться даже в случае блокировки.

Думаю, обращение Павла Дурова к юридическому сообществу России — это своеобразный тендер: попытка оценить компетенцию российских юристов и выбрать наиболее подготовленных. Для нас это было неожиданностью. Мы полагали, что создатель Telegram решил игнорировать российские суды и национальные законы. Оказалось, что он будет бороться. И это правильно.

Саркис Дарбинян, ведущий юрист общественной организации «Роскомсвобода»

У Павла Дурова есть 10 дней, чтобы обжаловать решение суда, либо в течение 15 дней Telegram должен устранить нарушения, ставшие причиной обращения в суд.

Однако основатель мессенджера намерен и далее противостоять «системе». Прежде всего он рассчитывает опротестовать решение мирового Мещанского суда в вышестоящих судебных инстанциях. Дуров ссылается на то, что требование контроля над перепиской пользователей противоречит Конституции РФ и правам граждан, закрепленным в этом главном законе страны. Ведь нарушены статьи Конституции РФ и Европейской конвенции, защищающие право граждан на конфиденциальность переписки.

Согласно ст. 23 Конституции ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Поэтому он надеется, что вышестоящие судебные инстанции вынесут более объективное решение.

Если быть реалистичным, то надо понимать, что шансы Telegram на успех в противостоянии с государственной машиной страны весьма невысоки. Расширение полномочий спецслужб, в том числе и в отношении контроля за перепиской граждан, имело для руководства страны стратегическое значение, поэтому государству будет важно показать обязательность своих законов к исполнению, пусть и такими популярными мессенджерами как Telegram.

Однако, как мы понимаем, полная блокировка мессенджера в современных условиях невозможна и российские пользователи все равно смогут пользоваться Telegram. Мессенджер просто официально не будет работать в России.

Выиграет от этого явно не государство, поскольку свобода слова и тайна переписки в интернете сейчас имеют очень большое значение для тех социальных слоев, которые можно назвать локомотивом современного социального и технического прогресса.

В любом случае, Павлу Дурову придется потратить немало нервов и средств, если он действительно намерен отстоять свою правоту в судебном порядке.

Кристина Колесник, адвокат палаты города Москвы

Мессенджер Telegram оказался в сложном положении. Нежелание Павла Дурова предоставлять информацию о переписке пользователей органам безопасности уже повлекло штраф для компании в размере 800 тысяч рублей, а в перспективе может привести и к сворачиванию ее деятельности на территории России.

Защитить свою точку зрения Павел Дуров может, обратившись в вышестоящие судебные инстанции, вплоть до Верховного и Конституционного суда.

Главная надежда — обратиться к нормам Конституции РФ, которая защищает право граждан на тайну переписки. Однако право доступа к переписке пользователей социальных и мобильных сетей спецслужбы также отстояли на законодательном уровне, приняв так называемый «закон Ирины Яровой».

Поэтому Павлу Дурову будет очень сложно, вероятно — просто невозможно переломить существующую ситуацию и добиться решения вышестоящих судебных инстанций в свою пользу.

В течение 10 дней Дуров может обжаловать приговор Мещанского мирового суда Москвы, назначившего штраф в 800 тысяч рублей. В противном случае, в течение 15 дней компания должна устранить нарушения, то есть предоставить возможность контроля за перепиской пользователей для органов безопасности.

Разумеется, на последний шаг Дуров не пойдет. Но и заблокировать Telegram полностью в России невозможно, по крайней мере — в текущей ситуации. Так что скорее всего эта патовая ситуация будет разрешаться еще очень долго и в судебной плоскости, постепенно превращаясь из юридической проблемы в политическую.

Чермен Дзотов, основатель юридической компании «Дзотов и партнеры»

Мнением поделился и представитель организации «Агора», которая будет защищать интересы Telegram в суде.

По давней корпоративной традиции мы не прогнозируем судебные решения, поэтому шансы оценивать я не буду. Мы собираемся работать на победный результат, и рано или поздно (лучше рано) уверен, что его добьемся. Эта ситуация называется «дело об административно-правовом нарушении», по которому вынесено постановление о признании виновной британской компании Telegram. Решение не вступило в законную силу, у компании есть 10 дней на его обжалование. Следовательно, нужно подготовить жалобу на это решение и принять участие в апелляционном рассмотрении в Мещанском районном суде города Москвы, которое, наверное, состоится где-то в ноябре. Представители компании на более ранних стадиях [рассмотрениях дела] не имели возможность высказать свою позицию. Придется высказывать ее на этапе обжалования, что не сильно ухудшает положение, если вообще хоть как-то ухудшает. Так или иначе, суду будет представлена развернутая позиция по всем основным доводам. У суда будет возможность (и обязанность) оценить эти доводы. Опять же, нет смысла говорить о прогнозах: посмотрим, как будет развиваться ситуация. Будем рассчитывать на успешный вариант. Ранее таких историй не было: единственное аналогичное дело, которое приходит на ум — это дело ФБР против компании Apple о разблокировке iPhone после теракта в Сан-Бернардино — самое громкое дело прошлого года. Оно закончилось отступлением ФБР, которое отозвало иск из суда. Судебного решения, которое бы оценило баланс между интересами государства в лице спецслужб на беспрепятственный доступ к частной переписке и частным разговором с одной стороны и правами граждан на тайну частной переписки с другой стороны, так и не произошло. И в этом смысле дело ФСБ против Telegram сегодня становится первой глобальной историей такого рода. Поэтому оно прецедентно, а его последствия будут очень важными. И я уверен, что если Мещанский районный суд оставит решение без изменений, то история будет продолжаться и становиться все более и более значимой для общественности как в России, так и за ее пределами.

Павел Чиков, руководитель международной правозащитной организации «Агора»
0
83 комментария
Написать комментарий...
Валерий Абрамов

У Дурова все фотографии из серии "сфоткай типа стою пафосно смотрю в даль/сижу за компом типа работаю" и все подобное?

Ответить
Развернуть ветку
Yan

у него спец фотограф есть, который так работает. Одна из задач, скрывать на фото его маленький рост. Смешно смотрится)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ну и хорошо, ну и славно.
Нам все время тычут Павлом, а про Николая ничего не известно.
Глянул в СМИ где же Павел живет (пишут что в Финляндии), а там пост Павла о теракте во Франции ... ой там зачетный английский, близкий к English for engineers, так и не скажешь что писал взрослый 30-летний мужчина :(

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Нигде конкретно не живет по своим словам, вечно в движении и путешествиях. И является специалистом в области английской филологии. И Никола человек замкнутый и заметно неуверенный в себе. Он смел лишь в сетях, за компом, на диване. Имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Йан, специалистом в английской филологии, Вы серьезно?
 
"Отец, Валерий Дуров, доктор филологических наук, завкафедрой классической филологии филологического факультета СПбГУ."

"Павел Дуров окончил филологический факультет СПбГУ по специальности "Английская филология и перевод""

А теперь посмотрим сюда - "They take money away from hardworking people" "because it is their policies and carelessness which eventualy led". Ну да, английская филология at is best :)

Ответить
Развернуть ветку
Yan

| ну БУХНУЛ малость, с кем не бывает?)))
| на расслабоне носом, где-то меж сисек топ-модели, не глядя натыкал пост "во имя себя великого и прекрасного", тоже понятно)))

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Извините, я около 10 лет работал с филфакерами ЛГУ / СПбГУ, это такие люди, что из другой комнаты спросоня услышат неправильное построение фразы, проснутся, придут, поправят тебя, приведут 2-3 примера из классики, расскажут байку про препода, который на экзамене спрашивал как звали лошадь Пьера Безухова (на знание рус. лит.), и уже потом уйдут досыпать.

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда