Никто не поможет вам выйти на зарубежный рынок
Основатель Statsbot Михаил Меланьин о том, почему большинство акселераторов не помогают развивать бизнес, а лишь забирают у стартапа последнее.
Когда вижу запуск очередной отечественной программы, обещающей инвестиции, партнеров, клиентов и выход на американский рынок, то почему-то сразу складывается впечатление, что сейчас у бедных стартаперов будут «отжимать» последние деньги.
Ваш стартап, скорее всего, умрет в заточении рынка РФ
Зачем США? Зачем рваться на международные рынки? Можно возразить, что нам и на Руси жить хорошо. Всё ясно, культурного разрыва нет, английский язык знать не нужно, маркетинг делать умеем. К сожалению, статистика говорит о том, что если вы хотите новую быстрорастущую компанию в ИТ, то в России практически нет шанса найти рынок сбыта.
Если США составляет 30% от мирового ИТ-рынка, Евросоюз — 20%, то Россия — не больше 2%.
Отрезая международные амбиции или откладывая их в долгий ящик, вы также перекрываете потоки венчурных инвестиций от международных фондов — особенно в это нелегкое политическое время. Ни один зарубежный фонд не будет с вами работать при трекшене и выручке только на российском рынке. Для них это всё равно, что отсутствие продукта.
Посмотрите, на чем зарабатывает венчурный фонд. На росте стоимости акций и их сбыта во время IPO или, что более вероятно, при поглощении или перепродаже акций (вместе с сооснователями) более поздним инвесторам. Любой из этих сценариев — большая редкость для российского рынка.
Разрыв шаблона
Давайте будем честными, большинство стартаперов, когда видят очередную акселерационную или инкубаторскую программу, рассчитывают получить хотя бы какой-то вменяемый pre-seed, а не отдать свои последние деньги или огромный кусок компании.
Здесь-то и рождается конфликт интересов. Партнер, работающий за фиксированную плату, не заинтересован в развитии вашего бизнеса: чем быстрее вы разберетесь и всё наладите, тем быстрее от него уйдете. Деньги он в вас не вкладывает, активы не получает, то есть риска от вашей неудачи — никакого.
Можно постараться зайти на рынок самостоятельно. Предложить продукт бесплатно, привлечь к нему внимание и на этой волне нацеплять хороших потенциальных клиентов. Проблема такого подхода в том, что вы не сможете закрыть их самостоятельно.
Вы рискуете всё так же оставаться в лиге «early adopters» (инноваторы, которые хотят попробовать всё новое), и у вас не будет подходящего решения для «early majiority» (раннее большинство, которое ищет бизнес-возможности в новых ИТ-продуктах).
Этот феномен называют «chasm» — пропасть, и он хорошо раскрыт в множестве материалов. Именно crossing the chasm, то есть первые закрытые большие сделки — самый большой камень преткновения на новом рынке. И именно на его преодоление нужно закладывать большие усилия.
Я даже видел несколько удивительных историй, когда основатели из России и Украины не хотели получать инвестиций, а предлагали инвесторам и крупным компаниям-партнерам долю в обмен на закрытие первых сделок.
Кто виноват и что делать
Теперь немного оптимизма. Вот четыре варианта, которые всё-таки могут сработать, если решаетесь прыгнуть на чуждый вам рынок:
- Найти бизнес-ангела, который инвестирует в вашу индустрию.
- Пробиться в американский акселератор.
- Найти партнёра с опытом на местном рынке.
- Забить на инвестиции и начать улучшать направление b2b-продаж через партнеров.
Не все бизнес-ангелы одинаково полезны
Мне удалось послушать множество подкастов, почитать блоги на Medium от успешных бизнес-ангелов. Почти все они сделали свой капитал именно на предпосевных инвестициях, а не на чём-то другом. Большинство начинали с маленьких чеков ($10-20 тысяч) и были очень заинтересованы в том, чтобы бизнес преуспевал, иначе они остались бы без последних денег. Они помогали с «хастлом», искали первых клиентов, партнеров, инвесторов и учили всему этому основателей.
Именно такой подход наиболее честный и предсказуемый, однако не очень масштабируемый. Можно очень долго искать достаточное количество ангелов, влюбленных в вашу индустрию, и у которых при этом ещё завалялось несколько сотен тысяч долларов. Будьте внимательны, общаясь с ангелами, — у многих из них элементарно нет денег, поэтому они будут стараться «перепродать» вас кому-то.
Попасть в американскую семью
Американские акселераторы — прекрасный мостик на рынок. Про легендарный Y Combinator уже все знают. Поступление туда — это как игра в лотерею: может сильно повезти с первого раза, а можно предпринимать попытки раз десять и в итоге остаться не у дел. Гораздо проще поступить в другие отличные акселераторы — например, в 500 Startups и TechStars. Они отбирают по более прозрачным правилам, а их партнёры часто бывают в России и Европе.
Также стоит смотреть на менее раскрученные акселераторы, которые проводят нишевые наборы под определенные индустрии (healthtech, musictech, медиа, VR и так далее). В последние годы множество русскоговорящих основателей стартапов прошли акселерацию в США, поэтому даже могут помочь вам со знакомствами в этих фондах.
Партнёр за океаном
Некоторые мои друзья, которые запускали компании, уже имея знакомства за границей, брали в сооснователи американских (или канадских) партнеров, чтобы те помогали выстраивать продажи и маркетинг. Обычно такие партнеры уже четко представляют, как организовывать целые отделы, обладают толстой «записной книжкой» с лидами и достаточно быстро выстраивают линию продаж.
Но и здесь нужно быть аккуратным, так как рынок США — это в первую очередь культура продаж, и талантливый человек сможет легко навешать вам большое количество лапши. Вы будете думать, что он или она — недостающее звено в вашем бизнесе, потратите десятки тысяч долларов и месяцы времени на человека, а он окажется пустышкой.
Я всё сам
Как и в последнем сезоне сериала «Кремниевая долина», можно плюнуть и «качать» продажи самостоятельно, забив на всё остальное. Здесь вопрос в том, насколько быстро вы сможете перестроить свои мозги, начать вливаться в деловые круги в новой стране, освоить методики продаж и повысить свой уровень экстраверсии. Не верьте красивым историям о том, как ребята в сланцах переворачивают целые индустрии. Кому-то точно придется надеть пиджак, гоняя по встречам и конференциям.
Какой бы вариант вы ни выбрали, я настоятельно рекомендую обучиться деловому этикету (silicon valley etiquette), подучить разговорный английский, чтобы избавиться от пугающего акцента, и прочесть единственную, на мой взгляд, честную книгу о стартапах — курс лекций «Стартап» Питера Тиля. Стэнфорд, 2012 год. Дерзайте.
Если у вас есть трекшн и международные амбиции, с удовольствием отвечу на любые вопросы в аккаунте в Facebook.
Комментарий недоступен
Но... на вашем сайте продаётся одна тема для ворд пресса и набор градиентов (!) для фотошопа. Premium, my ass.
Комментарий недоступен
"Будьте внимательны, общаясь с ангелами, — у многих из них элементарно нет денег, поэтому они будут стараться «перепродать» вас кому-то." - вот это точно)))
"Обычно такие партнеры уже четко представляют, как организовывать целые отделы, обладают толстой «записной книжкой»" - а вот это уже не стартап развитие а курс МВА, как известно гробящий на корню любую идею. Где тут смысл расти самому? Если ты полагаешься на своих новоиспеченных партнеров, то нахер ты им тогда нужен? Они тебя сами из твоего же стартапа попросят на выход. "Здравствуйте, меня зовут стартапер из России, вот мой проект. Возьмите меня за ручку и водите по всем своим знакомым и попредлагайте меня и мой проект, а я вам и им за это доли в проекте дам."
Реальность такова, что без этого никак. Просто внимательней составляйте доки. С водками жить, по вольчьи выть.
Наконец-то полезная статья по профилю сайта! :)
Спасибо!
Есть такая организация "Российский экспортный центр" советую обратиться тем, кто хочет "выйти на зарубежный рынок". Нам помогают, причем успешно.