{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

“Не важно сколько стоит интернет-проект - 10, 30, 50 или 100 млн рублей. Если он продается - скорее всего это воздух”

Как мы пытались купить готовый интернет-бизнес, и что из этого вышло.

По данным РАЭК объем экономики Рунета за 2016 год составил 1 943,4 млрд рублей или 2,4% ВВП России. Более 70% россиян регулярно пользуются Интернетом и достаточно быстро осваивают преимущества всемирной паутины: социальные сети, аккаунты, а теперь вот технология blockchain и методология agile.

Те, кто в свое время инвестировал в создание интернет-сайтов, сегодня зарабатывают миллионы. Впрочем, и сегодня, вложив в перспективные проекты, можно многократно увеличить свой доход и получить финансовую независимость. Интернет-отрасли не страшны конкуренция и кризис, даже в такое неблагоприятное время для страны она будет развиваться и демонстрировать рост.

Интернет для заработка: от хобби к серьезному бизнесу

Мы всегда относились к Интернету как к хобби, как к образу жизни – он давал нам необходимый драйв и новизну мышления каждый день. Однако со временем Интернет настолько развился, что превратился для многих в нечто ощутимо большее – в реальный прагматичный бизнес, измеряемый далеко не только эмоциями.

В итоге примерно два года назад мы решили совместно с единомышленниками сосредоточить усилия на собственном интернет-проекте. И подумали, а не купить ли нам что-нибудь?

Поиск готового проекта: стоит ли успешный интернет-проект 100 млн рублей?

Оказавшись перед выбором создания проекта «с нуля» или приобретения готового варианта, мы решили пойти по второму пути – приступили к поискам интернет-ресурсов для покупки. Нам казалось, что гораздо выгоднее будет приобрести уже готовый проект и инвестировать в его развитие. Сначала подсознательно «бюджетировали» на расходы один миллион рублей, затем последовательно увеличивали сумму до трех, пяти, семи, десяти миллионов. Проектов не было.

Мы изучали все площадки с объявлениями, начиная от форума SearchEngines, биржи-сайтов Telderi и заканчивая РБК Бизторг. Не переставая, искали нужный и единственно правильный объект для инвестирования, но без особого результата. Всякий раз, поднимая ценовую планку, были уверены – вот оно, уж сейчас точно что-то близкое к идеалу найдем и купим. Но нет.

Практически все, что нам тогда попадалось, – это узкоспециализированные сайты, созданные "seo-шниками" для привлечения трафика из поисковых систем и попытки заработать на контексте или партнерских программах. Такие проекты отличает шаблонный дизайн и крайне посредственное наполнение, и, конечно, никто не отвечает за содержание и достоверность фактов. Такой ли проект нам нужен за много миллионов рублей? Пожалуй, нет, думали мы.

Не теряя надежду, мы подключили к поискам своих друзей, друзей друзей и их знакомых. И практически сразу получили массу предложений о покупке некогда известных, но позабытых сразу после кризиса 2008 года интернет-проектов. Нам повезло наткнуться на «кладбище» мертвых проектов, которые можно было бы «забрать себе» за сумму в диапазоне от 5 до 25 миллионов рублей. Именно столько просили владельцы за «интернет-покойников», аргументируя это тем, что они вложили много средств в их развитие тогда, в конце 2000-х годов, и якобы они до сих пор популярны! Были среди данных предложений неудавшиеся развлекательные проекты по типу фишек, порталы для мам, бизнес-издания и даже некогда популярный видеосервис с интернет-мессенджером.

В итоге мы решили действовать “по старинке” - открыли рейтинг сайтов на LiveInternet и отобрали наиболее привлекательные категории и площадки, не принадлежавшие так или иначе холдингам и издательствам, и стали направлять письма с вопросами о возможности покупки данных проектов.

Итоги удивили. Примерно на 60% писем мы получили ответ с отказом от продажи проекта за деньги вообще, 30% писем остались без ответа, а на оставшиеся 10% пришли однотипные жизнерадостные комментарии: наш проект не приносит доход, но вложений не требует, продажу готовы рассматривать от 15 и более миллионов рублей. Другими словами, нам предлагали купить воздух дорого и бесполезно, с непонятными показателями окупаемости.

Лишь однажды мы подумали что нам повезло. В Facebook мы наткнулись на объявление о продаже достаточно известного и популярного финансового интернет-проекта по типу Банки.ру. Объявление содержало цифры в пределах 100 миллионов рублей, однако после приватного общения с владельцами нам была озвучена готовность быстро выйти на сделку «за полцены». Но, к сожалению, после изучения финансовой составляющей данного интернет-проекта все завершилось, не успев начаться. Баланс за несколько последних лет показал – даже за такие деньги никто не гарантирует стабильность. Проект хаотично генерировал доходы и убытки, а скорее убытки и доходы, и суммы месяц на месяц не приходились. Это могла быть выручка за один месяц в несколько миллионов рублей, а в последующие три – чистый убыток, который необходимо было покрывать учредителям.

Стало понятно, что, несмотря на кардинальные изменения в Интернете за последнее десятилетие, из огромного количества интернет-проектов хорошие ресурсы практически никто продавать не спешит. Ни за какие деньги. А то, что продают, не является активом.

Как создать интернет-проект “за копейки”?

В итоге мы решили попробовать создать проект с нуля. Точнее, с техническим фундаментом на этапе «чуть выше котлована». На бирже сайтов telderi нами был найден довольно простой интернет-проект, охватывающий практически все направления и по названию, и по позиционированию, – Кто? Что? Где?

Обошелся он нам в 45 000 рублей. На момент его приобретения посещаемость сайта составляла 200 человек в сутки. Мы решили увеличить трафик и по совету нашего "seo-шника" стали экспериментировать. За шесть месяцев потратили 2 000 000 рублей на работу почти 100 копирайтеров, которые написали 5 000 уникальных статей, что увеличило посещаемость проекта до 20 000 человек в сутки, а Рунет получил “еще один seo-шный сайт” с плохим контентом. Результат нас не устроил. Мы не теряли надежду создать ресурс, который будет не стыдно читать самим.

В итоге мы сформировали профессиональную редакцию и решили переделать все написанные материалы. Параллельно задумались о переработке дизайна и, искренне веря, что встречают “по одежке”, обратились за разработкой дизайна в студию Notamedia. На протяжении 8 месяцев мы обновляли наш портал, как внутреннюю его составляющую, так и внешнюю. Из всех опубликованных ранее статей нам пришлось удалить 1 500 материалов, поскольку они не соответствовали нашему новому позиционированию, а остальные 3 500 материалов мы подвергли полной переработке. Посещаемость сайта упала аж до 3 тысяч человек в сутки, но после окончания переработки материалов и запуска нового дизайна рост трафика стал возвращаться. И уже в сентябре перешагнули рубеж в 10 000 человек в сутки и получили приглашения на освещение мероприятий Mercedes-Benz Fashion Week и телеканала TLC.

На выходе некогда простой ресурс «Кто? Что? Где?» стал глянцевым интернет-журналом «КТО?ЧТО?ГДЕ?». Каждый наш раздел и каждое наше направление - журнал, праздники, поздравления и имена - могли бы стать отдельным ресурсом, но мы хотим собрать все в одном месте.

В ближайших планах развития проекта стоит запуск и построение коммерческого отдела. В настоящий момент мы активно ищем коммерческого директора.

Кратко резюмируя написанное, можем сделать вывод – хотите проинвестировать в Рунет собственные средства? Не тратьте время на поиск проектов, т. к. выгодные проекты не продают, а то, что продают, - воздух, в котором нет даже пятилетней окупаемости. Инвестируйте лучше в свой проект и не бойтесь начинать его “с нуля”.

0
110 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Погольша

Краткое содержание статьи: мы не нашли что купить за 100 млн, везде убыточные проекты. Поэтому мы вложили 3 млн руб и сделали свой убыточный проект в стиле «статейник ни о чём»

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Дубницкая
Автор

Проект новый, с оригинальной подачей. Еще рано судить о его эффективности!

Ответить
Развернуть ветку
Impera CMS

Евгения, у вас получилось, словно карман жёг 100 млн, а за плечом чертёнок нашёптывал "да за такое бабло уж найдём бросовый проект с гениальной идеей". Только этим объясняю ваше бесцельное шатание по интернету и очевидный вывод: облом!

Первая ошибка - бесцельность, вы шли туда неясно куда, искали то непонятно что.

Вторая - неверное представление о стоимости действительно ценных интернет-проектов. Насколько помню, нынешний владелец Хабрахабр обрёл право быть единовласным держателем ресурса за 10 миллионов долларов. В шесть раз больше вашего бюджета. Причём план возврата вложений был многолетним и предполагал случай пролёта.

Я сказал последнее как вводную к ошибке 3 - измерять выгоду от ресурса лишь материальной величиной. Если посчитать доходность коммерческих CMS-платформ, ну это смешные деньги. Однако заведя разговор о покупке такой платформы из числа крупных CMS, суммы будут начинаться от полумиллиарда в рублёвом эквиваленте. Потому что ценность состоит во влиянии, оказываемом с этой стороны баррикад на веб-индустрию. Как пример, выпуск конструктора Битрикс24.Сайты привёл к тревогам в стане мелкого паблишинг-сервиса. Представьте, ещё подтянутся и прочие CMS, да каждая со своим конструктором - задёргаются на насиженных местах очень многие.

Возвращаясь к вашей истории, предполагаю, вы уже сделали организационные выводы, чтобы в следующий раз от желания инвестировать достигли положительный итог. Моё предположение построено на том, что ниже в комментариях вы сначала спрашивали пример полезного интернет-проекта, а потом на серию примеров заметили - полезность известных ресурсов вырабатывалась годами, а вашему стараетесь придать пользу прямо сейчас. То есть поняли, где один из недостатков приобретённого проекта и принялись его исправлять.

Отмечу только, полезность большинства взлетевших ресурсов обусловлена продуктом (контент, приложение, услуга или другое из числа потребляемого), который производится этим ресурсом и с нетерпением ожидается пользователями. В остальных случаях полезность обусловлена влиянием, созданием трендов, условий или прочего из числа созидающего среду. Для понятности поясню примером, когда обычный фрилансер строит в Австралии маркет шаблонов, открывая целину сайтов навыбор, обретает миллиардный бизнес и выметает за черту ненужности тысячи написанных к тому моменту однообразных CMS.

Ответить
Развернуть ветку
107 комментариев
Раскрывать всегда