Пять жизненных уроков и три жутких провала в бизнесе

Владелец салонов красоты в Удмуртии Константин Сунцов — о том, как начать свой бизнес и не наступить на грабли.

Я потратил на свои ошибки больше миллиона рублей, чтобы ты не тратил на свои.

Досье: Константин Сунцов, предприниматель из Удмуртии. Генеральный директор сети парикмахерских «Прядки в порядке», салонов красоты «Модные люди», загар-клубов «Шоколад», совладелец женской футбольной команды «Торпедо» (Первая лига РФС).

За 12 лет работы в салонном бизнесе я прошел через огонь, воду, медные трубы, нерадивых парикмахеров и бессовестных подрядчиков. Со мной происходили разные ситуации, которые научили меня нескольким урокам. С мыслью «эх, вот бы мои мозги мне тому, 12 лет назад» я написал 5 жизненных уроков для тех, кто открывает салонный бизнес. Поймал себя на мысли, будто пишу письмо себе в прошлое — держись за эти принципы, и обойдешь много грабель.

  • 1. Систематизируй и автоматизируй то, что тратит много времени. Заполнить документы, договориться с клиентом, поработать администратором денек, отследить поставки материалов — все это времязатратные дела, которые не приносят деньги. Просто систематизируй это! У тебя появится самый главный ресурс развития — время. Например, я на своем телефоне смотрю сводные данные по выручкам всех наших салонов, выполнение задач менеджерами, видеокартинку с любой точки.
  • 2. Салонный бизнес — это хаос. Хаос в персонале, в обращении с клиентами, в подборе материалов и много еще в чем. Чтобы бизнес был успешным, создай порядок в каждой из этих сфер — разложи по полкам каждое действие. И первое, что тебе надо для этого сделать — навести порядок в голове.

Чтобы бизнес был успешным, создай порядок в каждой из сфер — разложи по полкам каждое действие. И первое, что тебе надо сделать — навести порядок в голове.

Константин Сунцов,, владелец бьюти-бизнеса
  • 3. Спроси клиента, прежде чем принимать решение. Казалось бы, все знают, что «мнение клиента — закон», но когда поднимаются какие-то вопросы, мы в первую очередь спрашиваем мастеров. Включать это в услугу или нет? Создавать зону ожидания или нет? Предлагать чай-кофе или нет? Создавать жесткий прайс или нет? Выясните у клиента, чего он хочет, и опирайтесь на его мнение.
  • 4. Подари мастеру стабильность и развитие, и он останется с тобой навсегда. Текучка кадров — самое жесткое, с чем тебе придется столкнуться. Поверь, достойную зарплату он может получить в любой другой парикмахерской. А вот стабильность в клиентах и дружелюбном коллективе, развитие профессиональных навыков обеспечить может не каждый. Если у тебя это получится, поверь, мастер будет предан твоей компании до конца жизни.
  • 5. Чем дольше работает салон, тем больше он зарабатывает. Салоны — это не бизнес, на котором можно получить много и сразу. И да, здесь часто хочется на все плюнуть, махнуть рукой и бросить. Но фишка салонного дела в клиентской базе — чем больше вы работаете, тем больше база. А значит, выше ваш доход.

На самом деле салонный бизнес преподносит уроки практически каждый день, так давайте учиться на реальных кейсах и лучших практиках. Пусть пока из моего опыта.

Провалы стоили мне очень дорого. Надеюсь, вам они сэкономят кучу времени.

А сейчас я расскажу о моих самых больших провалах за 12 лет. Они стоили мне очень дорого. Надеюсь, вам они сэкономят кучу времени и денег.

  • Капитальный ремонт в арендуемом помещении.

    Первый фэйл у меня случился вместе с открытием первого салона. Провал такой степени, что я отходил от него следующие три года.

    Для открытия первого салона я арендовал помещение в августе 2004 года. Я открывал свой первый полноценный салон, и хотел сделать все красиво и модно, поэтому принял решение о сносе и демонтаже всего, что было (пола, потолка, стен). Аппетит приходит во время еды: дизайн проект в архитектурном бюро, дорогие отделочные материалы, элитные строители.

    В итоге стройка затянулось на 7 месяцев, превысив планируемое время открытия более чем в 3 раза. Накопления закончились за 3 месяца до открытия. Я продал машину, чудом взял деньги в долг под высокую ставку, так как бросать все на полпути было уже нельзя. 1 апреля 2005 года я открыл свой первый загар-клуб «Шоколад» и он сразу начал приносить хорошую прибыль, я начал рассчитываться с кредиторами, почти хэппи-энд, но…

    Собственник продает это помещение, и меня выселяют 31 декабря 2005 года. Я проработал ровно 9 месяцев – «похоронив» в ремонте и отделке более 700 тысяч рублей. Оборудование я все забрал, мой же ремонт достался новому владельцу помещения.

    Не вкладывайся сильно в ремонт (особенно, если помещение не твое) – его потом не забрать с собой. Ищи помещения, которые требуют наименьших вложений, не затягивай сроки открытия и соответственно возврат инвестиций.

  • У тебя не будет второго шанса произвести первое впечатление.

    2 года назад мы решили открыть 3 салона враз.

    У нас было: 1 месяц времени, 2 млн рублей, 2 строительные бригады и 24 часа в сутках. У нас не было: 3 помещений, 6 администраторов, 30 мастеров.

    За месяц мы успели все и готовы были разрезать ленточки на каждом объекте. Только вот набрали 20 мастеров, а не 30. Это был классный рекрутинг, но все равно не закрывал задачу. Приняли решение взять в третий салон учеников из нашей школы: до выпуска им оставалось 2 недели, мы форсировали подготовку.

    В итоге мы справились с задачей, запустив 3 салона, но в третьем салоне не было клиентов, вернее так: мы постоянно нагоняли туда трафик из людей, но они не возвращались. Как будто спускали весь маркетинговый бюджет в огромную дыру: более 200 тысяч рублей. Вы уже догадались, что дело было в учениках: кто-то из них не был готов к скоростям стрижек, кто-то к качеству. Я же зафиксировал это для себя, только через 2 месяца после эйфории открытий.

    Как бы я поступил сейчас: подождал бы еще месяц простоя третьего салона, за это время нашел бы опытных мастеров, подтянул двух самых лучших учеников.

  • Как я закрыл успешную парикмахерскую.

    Если в предыдущих двух пунктах я был на грани закрытия, то в этот раз уже точно закрыл! Представьте себе помещение с проходящим мимо трафиком 700 человек в час, расположенное внутри густонаселенного района. Золотое место для открытия парикмахерской в нашем ценовом сегменте. Мы открылись там, и в первые 4 месяца добились высоких темпов роста, со второго месяца выйдя на самоокупаемость.

    Все было прекрасно, но в один день собственник здания, решил отремонтировать все фасады и кровлю, и снял всю нашу наружную рекламу.

    Наружная реклама – эффективный и бесплатный канал привлечения. Утверждай место под рекламные конструкции в допсоглашении или в договоре с собственником с обязательными санкциями за их отсутствие. Сегодня – это прописано во всех наших договорах, и мы сначала утверждаем места под наружку, потом утверждаем помещение. Здание было в строительных лесах, вывески отсутствовали. Мы использовали новые каналы привлечения – но и они не работали - нас просто не видели – заходили только самые смелые. Очень сильно снизился поток клиентов, мы ждали месяц, два, полгода, и съехали в конце годового договора, так и не дождавшись фасада с наружкой. Каждый из этих 9-ти месяцев принес мне убытков на 30 тысяч рублей минимум.

Я потратил на свои ошибки больше миллиона рублей, чтобы ты не тратил на свои.

0
2 комментария
Наташа Уразманова

Полезная статья, очень живо и по -настоящему. Без лишнего пафоса. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Karinel Dzh

Вот, что значит "через тернии к звездам". Воодушевляющий пример подлинной целеустремленности, успехов Вам.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда