Оффтоп Open Garage
11 978

6 худших питчей, которые мы видели

Эксперты подразделения банка «Открытие» — Open Garage — о том, как исправить провальные выступления и как выглядит эффектный питч.

В закладки

Open Garage объединяет три технологических направления банка «Открытие» — digital, ИТ и инновации, поэтому наши лидеры и эксперты получают много презентаций от ИТ-стартапов на почту и наблюдают разные питчи на конференциях, хакатонах и личных встречах. Недавно мы вернулись с конференции Spb Startup Day, где прослушали больше 50 презентаций стартаперов за час и отобрали около 20 проектов для личных бизнес-консультаций.

Весь этот опыт помог выделить типичные ошибки питчей и разобраться, что именно вызывает временную слепоту и сильную изжогу у слушателей.

Рэп или кавер на зажигательную попсу вместо спокойной презентации

Творчество — это прекрасно. Но рэп о VR-проекте со слабыми перекрестными рифмами и странным подобием бита — сомнительная идея. Мы послушали такое на Spb Startup Day и больше не хотим. Вокальные данные тоже лучше оставить для караоке, а преимущества продукта и анализ вашей целевой аудитории все-таки проговаривать, а не пропевать.

Мода на рэп-баттлы набирает обороты и этим можно пользоваться, но не увлекаться. Если ваш речитатив не очень энергичен, а рифма подкачала, лучше сделать упор на стандартной презентации.

Ксения Жигалова
начальник управления мобильного и интернет-банка

Как исправить

Контрастный пример с конференции: аудиторию заинтересовал спокойный рассказ о продукте от команды сервиса «Рассрочка 24», хотя в выступлении не было никаких специальных приемов. Слушатели не чувствовали себя на концерте Стаса Михайлова, но поняли суть сервиса и его плюсы. А наш директор по инновациям Алексей Благирев даже решил интегрировать его в финтех-направление банка.

Если участвуете в подобном конкурсе питчей и точно знаете, что среди зрителей будет ваш потенциальный инвестор — поклонник рэпа — смело бейте в эту точку. На этом всё: не знаем, какие еще могут быть причины использовать эту форму выступления.

Рассказ о команде, а не о продукте

Ситуация: из презентации проекта инвестор узнает все о команде и ее талантах, но ничего не понимает о самом продукте и его бизнес-модели — такой продукт инвестор вряд ли купит. Этот прием оправдан, только если выступаете на конкурсе консультантов или хотите, чтобы вас схантили целой командой.

Реальный пример письма, который мы получили от стартапа:

Не уделяйте большую часть презентации самолюбованию. Я в этом случае скорее найму вас как специалиста, но не куплю ваш продукт. Умеете хорошо продавать собственный опыт — приходите на собеседование. Продаете продукт — отведите под него хотя бы 65% рассказа.

Виктор Яковлев
исполнительный директор по digital и digital-маркетингу

Как исправить

Чтобы это письмо выглядело адекватно, нужно удалить рассказ о команде:

Дальше стоит написать, в чем особенность проекта, почему его не хватает рынку и зачем он инвестору или его компании. Потом упомянуть прикрепленную презентацию с подробной информацией и попробовать договориться о встрече. Для эффективного письма этого достаточно.

На встречу с инвестором беру с собой презентацию, котенка и очаровательного племянника

Такие приемы точно помогут выделиться, но не всегда приведут к главной цели — партнерству или инвестициям. Главное — понимать формат встречи и быть уверенным, что потенциальные партнеры оценят вашу оригинальность.

Прихватить с собой котенка или очаровательного малыша стоит лишь в том случае, если собираете средства на приют для животных или вам не с кем оставить ребенка.

Ксения Жигалова
начальник управления мобильного и интернет-банка

Как исправить

Бывают исключения, когда подобные маневры идут стартапу на пользу: на том же Spb Startup Day выделился сервис по аренде всего на свете OneTwoRent — ребята вышли на сцену с живой коровой. Это смело, но для публичного выступления оправданно — презентацию запомнили все.

Источник: Spb Startup Day
Источник: Spb Startup Day

Письмо и презентация с ошибками

Тут есть две стороны: безграмотная речь (письменная или устная) и фактические ошибки. Второе — страшнее. Если человек ошибается в числах, а эти числа — базис для построения гипотезы о необходимости продукта на рынке, то это проблема.

Недавно услышал от создателя начинающего проекта, что ICQ сейчас самый популярный в России мессенджер. На этом разговор и закончился.

Виктор Яковлев
исполнительный директор по digital и digital-маркетингу

Правописание же не всегда играет весомую роль в решении инвестора. Если понравится ваш продукт, идея и команда — небольшие ошибки и опечатки в письме или презентации могут простить.

Как-то один из наших экспертов Павел Рево общался с топ-менеджером недавно созданной НКО, которая искала банк для приема платежей. На визитке была указана должность — Head of e-commerce deportment. Павел посмеялся над новым словом deportment, менеджер смутилась и покраснела, но на сотрудничество это никак не повлияло. Это не значит, что текст вычитывать совсем не надо и можно отправлять письмо или презентацию сразу, как закончили. Например, в больших венчурных фондах вас не воспримут всерьез, если увидят много грамматических или фактических ошибок в тексте.

Как исправить

  • Когда не уверены в собственной грамотности: найдите друга-филолога, друга-журналиста или родственника, у которых с русским языком еще со школы хорошо. Так вы проверите текст и заодно соберете полезную обратную связь. Если филолога среди знакомых нет, помогут сервисы «Главред» и «Орфограммка».
  • Когда уже опозорились на публичном выступлении: не паникуйте, если во время питча зал начинает активно обсуждать вашу ошибку. Пошутите. Хорошую шутку запомнят надолго.

Все посмотрят до конца, только если сделаем белый текст на салатовом фоне

Самое печальное, что некоторые правда в этом уверены и мыслят примерно вот так: «Давай сделаем кислотный фон, добавим выразительных фоток, чтобы было совсем красиво и главное — ярко».

Недавно на конференции мы видели примерно такое:

Больше показывать не будем — побережем ваши глаза и нервы.

Оформление безусловно влияет на решение, потому что инвестор просматривает огромное количество презентаций. И чем проще и лаконичнее сделана визуальная часть, тем лучше. В крупных фондах не станут смотреть вульгарно оформленную презентацию.

Виктор Яковлев
исполнительный директор по digital и digital-маркетингу

Как исправить

Не перегружайте слайды текстом и картинками, не перебарщивайте с яркими акцентами — так легко воспринимаются главные мысли и ваш продукт продается проще.

Алексей Благирев
директор по инновациям

Вот пример части презентации, которая не вызывает приступов острой боли и не мешает потенциальному инвестору понять особенности проекта.

Идея — это всё, что нужно для успешного питча

Многие стартаперы считают, что для инвестора важна только идея — в сторону грамотную презентацию с финмоделью и описанием рынка, а команда тоже второстепенная штука. Опять же, идею нужно уметь продавать: если никто из вашей команды не может выступать публично, это довольно грустно.

К знакомому инвестору как-то пришли ребята и попросили $10 тысяч на проект. Что за проект — не рассказали, боялись, что украдем идею.

Павел Рево
начальник управления электронной коммерции

Худший питч на моем опыте: пришли ребята, которые умели кодить, и сказали: мы крутые, вы большой банк, давайте вместе что-нибудь придумаем. Больше ничего. Ноль презентации, ноль продукта. Это было очень плохо — просто питч пустоты.

Виктор Яковлев
исполнительный директор по digital и digital-маркетингу

Как исправить

Хороший питч обычно содержит:

  • Описание продукта, рынка и целевой аудитории.
  • Анализ основных конкурентов.
  • Короткий рассказ о команде.
  • Сильные стороны продукта.
  • Финмодель.
  • Планы по масштабированию бизнеса.

Что со всем этим делать

Качественный питч — это 50% успеха продукта. Если сделать правильные выводы из всех вышеприведенных примеров, может получиться неплохая презентация продукта. Главное, что мы советуем помнить — никогда не стоит давить на жалость или заискивать. Эти приемы обязательно заметят. Среди инвесторов вы ищете партнеров, единомышленников и коллег, а не покровителей.

Будем рады, если в комментариях вы поделитесь своим опытом выступлений перед инвесторами или расскажете о провальных презентациях стартапов.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Open Garage", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 56, "likes": 37, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 27986, "is_wide": false }
{ "id": 27986, "author_id": 113469, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/27986\/get","add":"\/comments\/27986\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/27986"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

56 комментариев 56 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Комментарий удален

15

Звучит как фрагмент текста Кровостока.

Ответить

Комментарий удален

1

Но как она отвечала на письма... Я сразу понял, быть ей со мной в питчклабе . Правда пацаны сказали, что если я еще раз скажу такие слова, то стану сам питчем и перееду к параше.

Ответить
9

У меня есть небольшой когнитивный диссонанс. Люди тратят ресурсы, деньги и время на написание лонгридов, выступления, позиционируют себя как экспертов в IT и digital и при этом у них сайт-заглушка https://opengarage.ru/.
Предлагаю этот кейс добавить в 7 худший питч.

Ответить
3

Просто ребятам не нужен сайт. Сайт уже перестал быть какой-то сакральной штукой. Он нужен не всем и не всегда.

Ответить
4

Ну да, извечная проблема сапожников без сапог. Нет желания и экспертизы сделать быстро и качественно, низы понимают что придется проходить через кучу согласований неповоротливой системы верхов. Проще в фейсбуке сделать, там уже все готово, не нужно согласовывать технические нюансы. Естественно, для нано-смузи-стартапера такие маркеры ничего не дают. Но для людей, которые копают в глубь могут послужить стоп сигналом. Так и сидят такие конторы похихикивая разгребая горы поделок соискателей без глубокого мышления, умения анализировать ситуацию, пишут посты в духе капитана очевидность.

Я повторюсь, некое объединение людей позиционирует себя как экспертов в IT и digital и имеет сайт заглушку. Для них собственный сайт- сакральная штука.

Помните, не только Гараж выбирает, но и Гараж выбирают.

Ответить
0

Предпоследнее предложение голословно

Ответить
0

То есть, я не могу на основе своего оценочного суждения решить обращаться мне со своим стартапом в Гараж или не стоит?

Ответить
0

Если не нужен сайт, так нечего писать на заглушке, что там что-то скоро появится. ;)

Ответить
0

Сайт-заглушка, ведь все ещё впереди 😎 Кстати, и на ней, и в статье есть ссылка на наш фейсбук — там легко следить за мероприятиями, анонсами и текстами.

Ответить
4

Интересно, если соискатель инвестиций скажет, что все "еще впереди", насколько это прокатит? Дисбаланс какой-то.
Вроде и все понятно, у всех есть промежуточные этапы. Мой проект сейчас в таком, например. Но елы-палы, ребят, у вас денег миллиарды)

Ответить
9

"... ребята вышли на сцену с живой коровой."

Open Garage, советчики блин

Ответить
2

Да, мне тоже понравилось, как под этим предложением идёт фото с девушками. Зачем оно там? Ну да, и смысл коровы (кроме того, что этот кейс попал в статью) непонятен.

Ответить
0

Кейс попал не только в статью, но и в социальные сети большинства посетителей конференции, а ещё запомнился членам жюри — по крайней мере, нашим экспертам 😉

Ответить
2

Ну да, ну да... Хотя это какой-то «шок-контент» ради «шок-контента» - не про инвестиции, а про SMM история. Мне в своё время такой ролик с церемонии «Стартап года» запомнился: https://m.youtube.com/watch?v=JVrbCJgMoBY — ребята, кстати, с тех пор сильно подросли.

P.S. Ссылка на видео работает — сюда не подгружается почему-то.

Ответить
0

Не могли же они прямо написать, что запомнили их из-за красивых девушек?
Вот и пришлось намекать

Ответить
0

Ну тут стоит признаться, не в обиду девушкам, что корова больше подходит на роль того самого «шок-контента», который будут шерить. Думаю, девушек на мероприятии было много, а корова, надеюсь, была одна.

Ответить

Комментарий удален

1

А кто знает, зачем эта наглядность с коровой, инвестору?

Ответить
0

Судя по логотипу другой организации, питчи были не для гаража.

Ответить
9

Мммм, советики по успешности от санируемого банка

Ответить

Комментарий удален

4

Судя по тому что написали инвесторы, самое главное это красивая презентация и долго не напрягать господ экспертов своей персоной... То есть разжевать и в ротик положить хотят... Нафиг таких инвесторов

Ответить
4

дбавив смету, конкурентов, продукт, каналы распространения,

Ответить
5

"Недавно мы вернулись с конференции Spb Startup Day, где прослушали больше 50 презентаций стартаперов за час и отобрали около 20 проектов для личных бизнес-консультаций." - получается около 1 минуты на каждую презентацию, и даже если бы их было так же убого-мало, но целых 3, как, по-вашему, в них уместить все вот это:
"Хороший питч обычно содержит:
Описание продукта, рынка и целевой аудитории.
Анализ основных конкурентов.
Короткий рассказ о команде.
Сильные стороны продукта.
Финмодель.
Планы по масштабированию бизнеса."
???
И, мало того, что выступающему нужно все вышеперечисленное в эти бредовые рамки как-то уместить, противоположенной, внимающей стороне еще нужно, за тот же промежуток времени, максимально сосредоточившись, правильно все высказанное понять!
На мой взгляд, и организованные 3-х минутные питчи, и в целом такой стандартный подход к стартапам, при котором бездумно копируются западные модели отбора, а начинающие предприниматели должны скакать перед непонятно кем на задних лапах - это издевательство над людьми в чистом виде!
Цитата "Качественный питч — это 50% успеха продукта." - вы правда так считаете? Или имеется в виду инвестиционный продукт? Или успеха в привлечении продуктом инвестиций?? Не уверен, что авторы статьи точно, сами по своим правилам, свой же отбор прошли бы!
По итогу, статья - сбор всем известных банальностей и реклама себя любимых, и последнее время на виси такого контента чуть ли не большинство.(

Ответить
3

Серьезно, какая-то дичь творится с рынком инвестирования в России.
Черная дыра.
Нормальные проекты не могут получить инвестирования, а часто даже шанс на питч, ибо знакомых никаких нету, которые тебя в эти круги позовут.
А инвесторы отсматривают какой-то откровенный лютый трэш и потом говорят, что нормальных проектов нету.
Пацаны, я понимаю, что вы крутые и у вас много денег, но наверное исходя из тенденций надо менять подход к выбору стартапов, поменять схему, сделать более доступной для нормальных парней и лучше отсеивать мусор.
Хотя, конечно, кому я это говорю. Если было бы реально надо, то давно уже сделали бы:)

Ответить
2

1. Если нет знакомых инвесторов, то можно отправить заявки в инвест. фонды.

2. Если проект нормальный, то его ещё нужно суметь преподнести так, чтобы он заинтересовал инвесторов. А если "нормальные парни" ничего не могут внятного рассказать о своем стартапе, то и слушать их никто не будет.

Здесь проблема не в инвесторах и системе, а в том, как основатели рассказывают своем проекте и как сильно хотят получить инвестиции (исходя из того, что не могут получить деньги с, как говорите, нормальным проектом).

Ответить
0

Много ли вы знаете инвестиционных фондов, реально инвестирующих в проекты на стадии идеи? Если знаете хоть сколько-нибудь, поделитесь их названиями, многие, в том числе и я, будут вам благодарны!

Ответить
0

если челы не могут написать простое коммерческое для инвестора, то как они продавать собрались продукт? На стадии идеи можно получить грант у гос-ва, правда небольшой, но есть опыт получения.

Ответить
0

Зачем рассматривать каких-то идиотов, которые нормальную презентацию сделать не могут? Вопрос был в том, каким инвестиционным фондам могут отправить презентацию нормальные, адекватные люди? Расскажите про ваш опыт с получением гранта, сколько получили и за какой срок, я о фонде Бортникова вроде слышал хорошее, что реально даёт.

Ответить
0

Я могу в личку рассказать детали, так как был не один в учредителях

Ответить
3

Учитывая что я знаю слово "питч" в значении звукового эффекта, то я ничего не понял :|

Ответить
0

Питч в плане музыки, насколько я знаю - это регулятор скорости воспроизведения на различных проигрывателях

Ответить
0

Да, чувак, я в молодости пластинки крутил, меня теперь этот "питч" ваще с толку сбивает.

Ответить

Комментарий удален

3

Эксперты норм :3

Ответить
0

и конкурсы интересные

Ответить
0

так. единственный вопрос. где можно в мск выступить со своим питчем, учтя все вышенаписанные замечания?)

Ответить
4

Для начала — расскажите о своём проекте нам в письме на garage@open.ru (и не забудьте приложить презентацию 😉)

Ответить
8

Есть идея, но я вам не расскажу...вдруг украдёте )

Ответить
1

проверяйте почту ^^

Ответить
0

о! я тоже пожалуй напишу вам ))

Ответить
2

У меня второй вопрос - почему "подачу" нужно обязательно называть "питчем"?
Особенно в стране где бейсбольные биты возят в багажнике, а мячи и перчатки для бейсбола гораздо реже ...

Ответить
2

Вообще не вижу смысла в подобных советах, очень многое зависит о того какого типа инвестор и что им движет. Конечно, есть фрики которые приходят и говорят дайте денег и все, но это исключениe, такое же, как псевдо инвесторы которые взяли тачку в кредит и с умным видом слушают ребят для поднятия самооценки изначально не предполагая ничего вкладывать..хоть ты обпрыгайся перед ними. А про пошутите и публика запомнит - гениально😂 спасибо)

Ответить
0

Автор текста c Алиной не знает, что такое клавиша Enter.

Ответить
2

Enter для слабаков :D

Ответить
0

Б...ь письмо к инвестору просто возбуждает... мы с Аленой... Да такое даже на кп не прокатит, со средним чеком в 1000 ₽. Люди вы че ....лись? Какие вам бабки инвесторов? Вы работать научитесь.

Ответить
0

«Рассказ о команде, а не о продукте» - вот здесь хотел бы уточнить. Действительно зачастую инвесторы смотрят не на проект, а на команду. И могут вложиться в слабый проект, рассчитывая, что команда замутит что-нибудь адекватное. Это реальная практика.

Ответить
0

Бывает, но это уже не инвестиции, а спонсорство

Ответить
0

-удалено-

Ответить

Комментарий удален

–1

А почему digital и ИТ это разные направления? В чем принципиальная разница?

Ответить
0

Digital занимается созданием и развитием розничных клиентских диджитал-каналов, а ИТ — поддержкой и развитием всех внутренних IT-систем банка 🤘🏻

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления