{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Как заработать на статистических исследованиях для учёных по всему миру

История развития сервиса для обработки данных Statzilla.

Екатерина Власенко открыла компанию Statzilla 2,5 года назад после учебы в Европе. Оказалось, что в Ростове-на-Дону (да и не только) анализ и статистическая обработка данных для научных исследований и бизнеса востребованы на высоком уровне. Появился онлайн-сервис, который в течение минуты готовил статистические отчёты для различных исследований. “Мы хотели в меру своих возможностей повысить качество российской науки в мире. У нас не было цели делать бизнес ради бизнеса”, - признаётся Екатерина Власенко. Но бизнес принёс деньги: прибыль за два года составила 2 миллиона рублей. Как у неё это получилось?

Екатерина Власенко

Собрали конструктор

К созданию бизнеса Екатерину Власенко подтолкнуло международное образование в сфере менеджмента в магистратуре CEMS MIM. Власенко была вдохновлена тем, как её ровесники в Европе с лёгкостью открывают своё дело и занимаются тем, что им действительно нравится.

Идея для бизнеса появилась благодаря коллеге по научной работе — Святославу Заруцкому (теперь он соучредитель компании). Он тоже экономист-математик. «У нас один научный руководитель, мы часто виделись на общих встречах. Пока я училась в магистратуре, он работал в Ростовском медицинском университете: делал статистический анализ для медицинских исследований. Стало ясно: ситуация с обработкой данных в медицине плачевная, с этим надо что-то делать. Так как мне всегда был интересен анализ данных, мы решили реализовывать это вместе», — рассказывает Власенко.

Сначала помогали делать аналитику медикам на проектной основе. После 40 выполненных задач в сфере медицины, биологии и психологии поняли, что многие процессы можно автоматизировать и начали разработку онлайн-сервиса. Cтруктурировали всевозможные аналитические задачи исследователей в медицине и свели обработку данных к конструктору: составлению отчета из ряда готовых компонентов.

«То есть мы и себе упростили работу над заказами, и для неспециалистов сделали такую обработку доступной за счет простого интерфейса», — объясняет Екатерина.

В июле 2015 года она зарегистрировала ИП и вместе с Заруцким открыла агентство по анализу данных. Главным продуктом компании стал онлайн-сервис по подготовке статистического отчёта для различных исследований в течение минуты. Офис в коворкинге получили бесплатно, сайт делали внутренними ресурсами.

Без автоматизации никуда

Как работает сервис Statzilla

Через два месяца после открытия партнёры увидели, что потребность в быстрой обработке данных у исследователей довольно большая. «Каждый клиент, который к нам обращался, просил сделать всё „еще вчера“, потому что обработка данных, хотя и трудоемкий процесс, но это только часть исследования, результаты нужно интерпретировать» , — вспоминает Екатерина Власенко. «Ручной» труд аналитиков должен был уйти в прошлое, была нужна автоматизация. В команду взяли четырёх программистов.

«Прелесть IT-стартапов состоит в том, что больших вложений вначале не требуется. Мы начинали работать на проектной основе, поэтому окупались с первого дня, — говорит Власенко. — Все, что зарабатывали (за исключением затрат на еду, конечно), вкладывали в разработку сервиса, оплату услуг программистов».

Почти сразу соучредители Statzilla столкнулись с первой проблемой — было сложно найти доступный канал для продвижения онлайн-сервиса. Продвижение через конференции, лекции и другой образовательный контент давало результаты, но было трудозатратным.

«Пока спрос нас находит сам. Специальных маркетинговых усилий мы не прикладываем, по мере возможности рассказываем о сервисе на мероприятиях. А вот масштабируемые каналы продвижения (контекстная реклама, SMM) пока до сих пор не настроили, как следует», — признаётся Екатерина.

Онлайн-сервисом и статистическими услугами компании пользуются исследователи (медики, биологи, психологи) от студентов до докторов наук как в частном порядке, так и в составе исследовательских центров и институтов.

Конкуренты онлайн-сервиса Statzilla — это частные специалисты по статистике, которые проводят аналитику с использованием пакетов статистического анализа, а текст пишут вручную. Их работа идёт существенно медленнее и стоит дороже. Косвенные конкуренты — это сами пакеты для обработки данных (Statistica, SPSS, Matlab и т.д.). Но все они требуют от пользователя знания статистики и математики.

«Мы создаём сервис, который доступен неспециалисту. К тому же мы единственные в мире, кто не просто реализует расчёты, но и предоставляет на их основе связный текст — выводы о данных (например, „в этой группе исследования наблюдаются статистически значимо повышенные значения такого-то показателя“, а исследователь уже сам объясняет, почему такое может быть)», — говорит Власенко.

Всю прибыль за два года — 2 млн рублей — реинвестировали обратно в развитие. Это было порядка 200 заказов по аналитике для науки (в том числе расчеты для более, чем 50 диссертаций) и 11 бизнес-проектов (в Statzilla почти сразу оказывали услуги по анализу данных и машинному обучению).

Потребности рынка в сервисе Statzilla (по подсчётам самой компании):

  1. Российские ученые, проводящие исследования в частном порядке, — медики, биологи, психологи, социологи — 1,4 млрд рублей (Оценка сделана на основе известного числа защит диссертаций по данным областям и среднего по рынку чека на анализ данных)
  2. Зарубежные ученые — больше 1 млрд долларов
  3. Российские медицинские исследовательские центры, кафедры медицинских вузов, НИИ. — 429 млн рублей.

Это не в космос лететь

Statzilla решает задачи для бизнеса

Исследования компании имеют не только научную ценность, но и практический смысл. Для медицинских целей команда Statzilla провела исследование, которое позволило сокращать издержки и риски для пациента. Например, в урологии есть заболевание, для диагностики которого сейчас требуется отдельная операция. А предиктивная экспертная система Statzilla позволила определить пациентов, у которых по клиническим показателям такое заболевание крайне маловероятно, и для них уже не нужно делать эту диагностическую операцию.

Большую часть дохода компании (70%) приносят как раз b2b-проекты. Для одного клиента прогнозировали вероятность покупки на сайте. Сначала клиент, как это часто бывает, просто хотел решить глобальную проблему — повысить конверсию посетителей сайта, и, как следствие, прибыль. «Именно такой подход мы и любим, — говорит Святослав Заруцкий. — Когда нам дают конечную задачу, а вот методы ее решения уже на нас. У нас был похожий кейс:заказчик тоже хотел повысить продажи, но сам предлагал и контролировал методы исследования. До решения в итоге мы не добрались».

Чтобы найти решение, нужно понимать, что покупатели на сайте не будут сильно отличаться от «непокупателей» по отдельным факторам. Такое почти невозможно. Различие — это комбинация всех факторов, многофакторная модель или дерево решений. «Методы для науки и бизнеса — одни и те же. Мы не изобретаем велосипеды», — говорит Заруцкий.

Была типичная задача — прогноз вероятности — в данном случае покупки. То есть для бизнеса целевой показатель тут — покупка, для медицины Statzilla cтроила точно такие же модели, но целевой показатель там — выздоровление пациента. То есть это был не запуск ракеты в космос. И в том, и в другом случае Statzilla строит математическую модель, в которой участвуют факторы, которые связаны с покупкой/выздоровлением.

Сначала исследователи пытались понять, по каким факторам покупатели статистически значимо отличаются от «непокупателей». Весь процесс занял 2 месяца: нужно было рассмотреть все факторы, влияющие на покупку. Для этого вникали во все этапы, через которые проходит клиент на сайте. Анализировали время, проведенное на сайте, число отправленных сообщений в чате поддержки, характеристики профиля клиента на сайте (есть ли фото, телефон), сколько фотографий у клиента в соцсетях, в каких он состоит группах, какие слушает аудиозаписи.

Использование такой модели предсказания вероятности покупки каждого нового посетителя сайта позволило повысить конверсию в 2 раза. Заказ стоил несколько сотен тысяч рублей. Главная сложность была связана с тем, чтобы перейти от неточно сформулированных задач к точно сформулированным задачам анализа данных. И чтобы перейти от точных результатов анализа данных к их объяснению заказчику. «Но и это совпадает со сферой науки, — говорит Заруцкий. — На удивление ученый, ставящий эксперимент, также очень часто не понимает, что же он хочет оценить, посчитать, сравнить».

Машинное обучение и нейросети

Компания также помогает сегментировать покупателей — это инсайт для маркетологов. «В отличие от классической и уже малоэффективной стратификации по полу, возрасту, мы делим сегменты потребителей по ряду более детальных характеристик. Это дает возможность более точной, целевой настройки рекламы и, как следствие, более низкой цены клика/показа», — делится Екатерина Власенко.

Партнёры уверены, что по этой услуге конкурентов можно пересчитать по пальцам: «Это довольно уникальные задачи. Подобные услуги могут предложить лишь московские компании, занимающиеся машинным обучением. Маркетинговые компании с классическим подходом анализируют сегменты, но они не предлагают математических моделей, которые в режиме реального времени дают оценку вероятности покупки для клиента».

Екатерина признаётся, что у компании есть сложности с кадрами. «При всей популярности анализа данных и шумихи вокруг таких явлений как машинное обучение и нейросети, у нас нет хороших образовательных программ и соответственно нет специалистов. Есть, правда, много ребят, посмотревших пару образовательных курсов на Youtube, Coursera, но этого, мягко говоря, недостаточно. Поэтому выращиваем пока все компетенции внутри компании», — рассказывает Екатерина.

В Statzilla принимают аналитиков с уже базовым знанием классической математической статистики. Затем проводят внутреннее обучение по статистической обработке для погружения в специфику медико-биологических исследований. Новичков загружают практикой с первого дня — принцип «learn by doing». Дальше сотрудник выбирает наиболее интересное ему направление — классический статистический анализ или машинное обучение, и его подключают к таким проектам.

«Наша основная трудность кроется в маркетинге, — считает Власенко. — Наша целевая аудитория не подозревает, что есть простое решение их проблемы, и не ищет это в поисковиках. Рынок не всегда оказывается готов к сильно инновационному решению, как наше. Но у нас часто заказывают исследования во второй раз одни и те же клиенты: им нравится».

Молодая компания уже занимала призовые места в конкурсах «Молодой инноватор года 2015», «Эврика 2016», а в 2017 году стала победителем Национальной премии «Бизнес-Успех». Но развитие продолжается. Новое направление — это автоматизация маркетинговых исследований. В маркетинге используют те же самые методы статистической обработки данных, что и в медицине, биологии. Это перспективно, потому что те агентства, которые не просто считают арифметическое среднее, а делают именно статистический анализ, выигрывают на фоне конкурентов.

Компания только хочет тестировать этот рынок. «Ну и само собой, мы бы хотели выйти за рубеж, — добавляет Екатерина. — Сначала мы думали, что такой проблемы нет за рубежом, но за время моей поездки в США по программе для российских предпринимателей я выяснила, что там существуют те же самые потребности». Продавать на иностранных рынках планируют дороже. Например, час работы статистика в США стоит $200. Сервис переводят на английский язык, чтобы так же запустить тесты на новом рынке.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Николай Черных

из сайта ни фига не понятно, вроде что-то предлагают, но что конкретно?)

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Rumak
Автор

Первое - это онлайн-сервис по обработке статистических данных для научных исследований
Второе - исследования для бизнеса с использованием математических подходов

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

я представить не могу себе, с чем я должен к ним попасть? Типа у меня есть две выборки, мне нужно уровень p определить или какое распределение? Если я так думаю, то я пойду к математикам. А если я простой бизнесмен из СМБ, то я обычно и данные то не собираю и как я должен начать искать статциллу, вообще сложно представить. Нужно поработать недельку-другую рядом с собственником. Посмотреть как он думает. Ребята знают что им делать с данными, того чего не знает собственник. Вот и нужно идти от того как сменить умозрительные заключения на анализ данных и показать почему это лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Rumak
Автор

Вот касаемо онлайн-сервиса - это больше для учёных, конечно. Им это нужно.
А касаемо бизнес-задач, согласна, совсем не очевидно, что надо идти к Статзилла, они и сами это знают, тем не менее у них есть b2b-проекты.
И бизнесмену СМБ не нужно собирать данные, он приходит с вопросом, например, падают продажи в сезон, а должны бы расти, например. Данные и прочее уже собирает Статзилла, Бизнесмену не надо приходить с данными, их уже потом собирают, если нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

ну вот, как бизнесмен должен при вопросе падают продажи-выйти на статциллу? Это им вопрос на подумать. Тут неочевидная цепочка, которая создателю сервиса кажется очевидной обычно.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Rumak
Автор

Они начинали с исследований для науки, поэтому этот вопрос для них был не главный. Но если они хотят расти, им придётся на этот вопрос найти ответ, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда