{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Потребительский экстремизм

Жалуется мне недавно одна знакомая: «Не могу больше читать свою ленту в Facebook, у меня там какая-то книга жалоб».

Миллионы людей ежедневно сообщают в соцсетях о свадьбах, новых детях, новой работе, и, само собой, проблемах, частенько упоминая в публикации компании, которые в этих проблемах виноваты.

На всех семинарах по маркетингу рассказывают, что соцсети — отличный инструмент сбора обратной связи, что вполне себе правда. Но что делать, если человек просто выбрал компанию жертвой и обвиняет её во всех смертных грехах без особенных на то оснований? Как вести себя, если на вас внезапно и публично начали охоту? Давайте разберёмся.

Что такое «потребительский экстремизм»

Допустим, вы оператор связи. Целый день ваши клиенты не могут друг до друга дозвониться, потому что у вас вышки снесло ветром. Возмущенные клиенты пишут в соцсетях, требуя от ваших SMM-специалистов срочно все починить. Они правы? Скорее всего, да. Вы не предоставили им свою услугу, значит ситуацию нужно исправлять, а клиентам приносить извинения. Желательно — искренние.

Но бывает и по-другому: клиенты обвиняют компании в том, чего они не делали, или в том, что по мнению клиентов должно делаться иначе. Самое простое объяснение — у человека был тяжелый день, а пар выпустить надо, и почему бы не в вашу сторону.

Вариант посложнее — заказная злоба от конкурентов или просто желание получить бенефиты от вашей компании. Это называется «потребительским экстремизмом». Главный маркер: в заказных публикациях почти всегда стараются вызвать эмоцию сопереживания. Маленькие дети, домашние животные, «последняя тысяча рублей» — все это выключает у аудитории логику и запускает утробное желание надеть корпоративного монстра на вилы.

Примеры «потребительского экстремизма»

Забытые вещи в автомобиле

Клиент каршеринга BelkaCar забыл в автомобиле вещи. Это совершенно нормально, но он решил забрать их спустя восемь месяцев. Да, восемь месяцев.

Компания хранила их на своем складе полгода, но потом вещи были утилизированы. Важно, что в пользовательском соглашении указано, что компания не несет ответственности за утерянные водителями вещи. Но кого интересуют юридические подробности? Возмущенный клиент начал дозваниваться до всех основателей каршеринга, несколько раз приезжал в офис, общался со всеми сотрудниками: от менеджеров до охранников. В итоге ему в виде исключения пообещали возместить потери на бонусный счет.

Тогда клиент публично указал в публикации в Facebook, что забытый пакет был из ЦУМа, а внутри была одежда дорогих брендов на сумму 65 тысяч рублей. И в конце публикации, который несет на себе смысловое и эмоциональное ядро всего текста, приписал, что вместе с одеждой пропали бумаги бабушки клиента, которой не стало этим летом. «А это бесценно», — закончил он свою публикацию. Аудитория вовлечена. Ок, работаем.

Что сделали?

Компания начислила бонусы в размере 25 тысяч баллов, которые можно использовать для аренды автомобиля. При этом все переговоры велись с руководством компании, так как подобный случай с восьмимесячной паузой произошел впервые. Пользователи активно защищали каршеринг и говорили, что клиент сам не прав.

Что надо было делать?

  • Не начислять баллы человеку, потому что это создает прецедент и часто воспринимается как извинение и потенциальная возможность потребовать с компании еще какие-то бонусы.
  • Рассказать в соцсетях, что делать, если вы оставили вещи в автомобиле, и что делает компания в таких случаях.
  • Напомнить про подписанное пользовательское соглашение.

Место в самолете для куклы

Женщина собиралась лететь авиакомпанией «Победа» (а мы помним про их условия перелета) вместе с четырехлетней дочкой. На борт они пытались пронести большую куклу, на что в авиакомпании заявили: либо доплачивайте, либо сдавайте в багаж. После женщина написала, что во всем мире понимают, что для детей перелет — это стресс, и пытаются его облегчить, и только «Победа» пытается его усложнить.

Что сделали?

Не прокомментировали, как и многие другие выпады в свой адрес.

Что надо было делать?

У «Победы» есть целая миссия в коммуникациях: рассказать всем о том, что они могут быть такими дешевыми, потому что у них есть куча правил, которые помогают оптимизировать процессы, сделать их недорогими и быстрыми. Они отлично делают это в собственных интервью, но очень плохо отрабатывают комментарии и ситуации в соцсетях.

Мне кажется, что им нужно больше говорить о внутренних процессах, как все устроено, почему кукла может создать проблему для других пассажиров. И что правила компании такие жесткие, чтобы можно было продавать билеты по минимальной цене.

Поиск виновных в суде

Клиент заказал ремонт квартиры в компании. Ремонт двигался хорошо, но в один из дней клиент посетил квартиру и увидел последствия драки строителей. В компании перед клиентом извинились, отказались работать с подрядчиком, предложили вернуть деньги, но клиент отказался и решил продолжить ремонт.

По окончании ремонта клиент стал распространять в соцсетях фото и истории о драке, и о том, что компания нарушила сроки и проект вообще неправильный, и провода вдруг оказались не на месте, и окошко откуда-то взялось, и соседи ненавидят за мусор рядом с квартирой. Компания предложила вернуть всю уплаченную сумму и оставить готовый ремонт, но это не устроило клиента.

Что сделали?

Активно комментировали свою позицию в соцсетях и СМИ, пытались договориться с клиентом о решении проблемы, предложив полностью вернуть сумму ремонта и оставить готовый ремонт. Договориться не вышло.

Что надо было делать?

Это классический случай, когда виноваты обе стороны. Такие проблемы всегда лучше решать через третью сторону: суд или профессиональных переговорщиков.

Когда у тебя средняя стоимость сделки очень высокая, то хорошо бы проверять клиентов на предмет огромного количества судов с компаниями. Профессиональные сутяжники — явление не новое. Лучший совет — избегать таких клиентов. Если они втянули вас в войну, то выйти из нее без ранений уже не получится.

60 млн за поездку на такси

Девушка сделала публикацию о том, что вызвала такси через приложение, а затем попала в ДТП и сильно пострадала. Пользователи в комментариях стали советовать ей обратиться в суд, что она в итоге и сделала. Сумма иска составила 60 млн рублей, из которых 550 тысяч — компенсация за лечение, а 50,3 млн — моральный ущерб.

Водителю такси на момент подачи иска уже был вынесен обвинительный приговор в суде. Девушка подала иск в суд не на таксопарк, а на создателей мобильного приложения, поскольку по ее мнению, со стороны этой компании ей была оказана некачественная и не отвечающая безопасности услуга.

В пользовательском соглашении указывается, что компания не несет ответственности, в том числе за ДТП, поскольку приложение только предоставляет информацию о свободных машинах.

Что сделали?

В день выхода новостей в пресс-службе только прокомментировали, что компания не получала никаких исков. Однако спустя несколько дней появились новости о том, что компания начинает страховать пассажиров и водителей во время поездок.

Что надо было делать?

Такая история заводится ради юридического прецедента, и редко по другую сторону баррикад оказывается только ваш клиент. Поэтому действовать нужно очень аккуратно, чтобы другая сторона не могла потом использовать что-то против вас в суде.

Это как раз тот случай, когда юристы — наше все, в том числе и в коммуникациях. Поэтому прежде чем что-то предпринимать, поговорите с юристами, выработайте единую стратегию и придерживайтесь ее.

Как вести себя компании, если она не виновата

  • Изучите ситуацию досконально. Вы должны быть на 100% уверены, что вашей вины в сложившейся проблеме нет. Все остальные советы актуальны только в случае потребительского шантажа.
  • Если человек угрожает судом, то посмотрите по открытым данным, были ли суды у этого человека с другими компаниями. Очень часто оказывается, что было и много. В этом случае время на подготовку стратегии было не у вас, а у человека. Сразу подключайте юристов, не делайте ничего без их согласования.
  • Не пытайтесь сразу извиняться или задаривать человека бонусами, ответьте на его претензии сухо и по делу, совсем не включая эмоции. Все ответы вы пишите не для него, а для людей, которые читают публикацию. Именно от них будет зависеть ваша дальнейшая стратегия. Основная задача — привлечь их на свою сторону.
  • Всегда рассказывайте своим пользователям, чем закончилась история.
  • Никогда не наезжайте на человека, даже если он не прав и, вообще, не является вашим клиентом. Нужно быть максимально вежливым и корректным, потому что вас читают другие ваши потенциальные покупатели.
  • Личные переговоры лучше вести в беседе тет-а-тет, а не у всех на глазах, не просите публично личные данные или что-то еще.
  • Всегда думайте о последствиях коммуникаций и как они отразятся на вас в дальнейшем. Не включайте эмоции, а если это невозможно, то найдите третью сторону, которая поможет решить конфликт.
0
93 комментария
Написать комментарий...
Лапук Мария

Извинения - это признание вины. Вы же не просите прощения, когда ничего не сделали

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Даже если клиент говорит, что вы толченое стекло в пирожки кладете?
Мария про это и говорит — «извините», значит «да, мы допускаем, что у нас пирожки со стеклом».

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Это, на мой взгляд, получается дежурное извинение — псевдовежливость времен СССР: «администрация приносит извинения за неудобства».

Суть извинения, по-моему, как раз в том, что ты признаешь вину и просишь за нее прощения.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Кашкин

100% +

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Novikov

Просьба извинить = просьба простить вину.

"извини́ться др.-русс.к. извинитися "провиниться" (полоцк. грам. 1405 г.; см. Напьерский 120 и др.); извиня́юсь, первонач. "я виноват", ср. винова́т "прошу прощения, извините". От вина́."

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда