Оффтоп Ksenia Toporova
13 302

Цукерберг и пустота

Почему стартапы Кремниевой долины боятся растущих амбиций Facebook — мнение издания Wired.

В закладки

Перевод подготовлен изданием «Идеономика».

В 2010 году соучредитель Foursquare Навин Селвадурай считал, что его компания и несколько других социальных сетей — Twitter, Tumblr, Path — смогут отнять у Facebook успешные ниши.

Но у Facebook были другие планы. В том же году компания представила функцию, которая позволяла пользователям «зачекиниться» в любом месте — копию основной функции приложения Foursquare. В ответ Селвадурай задумал создать «альянс анти-Facebook» из Давидов социальных сетей, которые пытаются свергнуть Голиафа своей индустрии. Они как минимум могли бы делиться тактикой выживания. Селвадурай провел неофициальные переговоры с друзьями в Path, Instagram и Twitter, которым также угрожала Facebook, копируя ключевые функции.

«Общеизвестно, что тогда Facebook могла запросто заявить компании что-то вроде: "Присоединяйтесь к нам, или мы скопируем вас"», — говорит Селвадурай. В целом они полагали, что «огороженный сад» Facebook угрожал тому, что они любили больше всего в открытом интернете, — способности любого человека создать что-то способное достичь миллионов людей.

Альянс просуществовал не слишком долго. В 2012 году Facebook купила Instagram за $1 млрд. В следующем году Yahoo приобрела Tumblr за $1,1 млрд. Path потеряла популярность и в итоге была продана. Foursquare остается независимой, но ей пришлось разделить приложение на два продукта и выбрать новую стратегию.

Селвадурай, покинувший Foursquare в 2012 году, приводит множество причин, почему компания не добилась успеха, начиная с того, что приложение вышло слишком рано, когда пользователи еще не были готовы делиться своим местоположением в сети, заканчивая мимикрией со стороны Facebook. По его словам, «действительно приятно работать» над потребительскими интернет-продуктами. «Но почему это становится все труднее и труднее с годами? Потому что эти большие игроки становятся все больше и больше».

Теперь Facebook сталкивается с проблемами на многих фронтах. Конгресс расследует, как Россия использовала Facebook, чтобы повлиять на президентские выборы 2016 года. Защитники прав человека критикуют Facebook за сотрудничество с правительствами. Некоторые регуляторы считают, что компания стала слишком большой и мощной. Медиа-индустрия опасается за свой контроль над распространением контента. И даже на собственной территории компании — в Кремниевой долине — многие считают, что агрессивная конкурентная стратегия Facebook душит инновации.

С 2012 года Facebook неоднократно копировала или приобретала приложения социальных сетей, которые набирали силу. К этому относится приобретение Instagram и, что еще более удивительно, покупка WhatsApp за $22 млрд. Facebook пыталась приобрести Snap за $3 млрд, но получила отказ, после чего сделала не менее десяти попыток скопировать самые отличительные её черты. В конце октября компания приобрела tbh — анонимное приложение для подростков, которое стремительно выросло в последние месяцы.

Вероятно, Facebook узнала о tbh при помощи еще одного своего приобретения. В 2013 году Facebook купила израильский стартап Onavo, который делает приложение, позволяющее людям контролировать количество используемых мобильных данных.

После того, как Facebook купила Onavo, компания использовала агрегированные данные миллионов своих пользователей, чтобы отслеживать, какие приложения набирают популярность, отмечало Wall Street Journal в августе. По сообщениям, данные Onavo убедили Facebook взяться за WhatsApp и скопировать сервисы потокового видео Periscope и Meerkat.

Facebook — не единственная компания Кремниевой долины, которая агрессивно конкурирует c успешными новичками. Amazon начала ценовую войну с Diapers.com, а затем выкупила ослабленного соперника. Когда конкурент Google Maps Waze стал популярным, компания купила его. Но скорость, с которой Facebook определяет свои цели, суммы денег, которые компания готова заплатить, и бесстыдство её продуктов-подражателей превосходит всех остальных.

Многие наблюдатели считают, что Facebook нарушает нормы Кремниевой долины, где конкуренция ожидаема, но «инновации» священны. Технологические компании всегда понимали, что их могут обогнать внезапно появившиеся новаторы. Все они начинали как новаторы-выскочки, и все читали «Выживают только параноики» и «Дилемму инноватора». Стартапы — жизненная сила Кремниевой долины, и это замкнутая индустрия, которая часто работает как маленький город. Никто не хочет выглядеть агрессором, отбирающим у молодого стартапа шансы на успех.

Частные инвесторы ворчат, что они больше не будут инвестировать в социальные медиа. Никогда уже не будет другой WhatsApp, утверждают они, потому что Facebook купит или похоронит её, прежде чем она сможет дорасти до такого же размера. Действительно, по данным CB Insights, количество инвестиций в интернет и мобильные социальные компании неуклонно снижается с 2014 года. В этом году фирма предполагает всего $693 млн в виде глобальных инвестиций в этой сфере, а это меньше половины от $1,4 млрд в 2014 году.

Между тем некоторые предприниматели считают, что продажа их компании Facebook — неизбежность, независимо от того, на каком этапе это случится. Джош Ли, бывший сотрудник Facebook, недавно пошутил в Twitter, что кто-то должен открыть благотворительный фонд, который будет платить учредителям за отказы от предложений со стороны Facebook.

Ли, дизайнер-фрилансер, опасается, что консолидация власти Facebook создает пустоту в плане творчества, поскольку каждая компания, которую она приобретает, начинает разделять доктрину Facebook. По его словам, если бы больше предпринимателей с разной идеологией конкурировали за время и внимание людей, «мы получили бы более разнообразные продукты и были бы лучше подготовлены к анализу и критике наших технологических компаний, имея в арсенале больше контрпримеров того, как делаются определённые вещи».

Например, Snap во многом избежала проблемы фейковых новостей, потому что курирует контент. Это показывает ценность нового мышления, считает Ли. «Я думаю, что на самом деле это может быть самым большим подарком [Snap] миру: демонстрация, что путь Цукерберга — это не единственный путь», — говорит он. Facebook по-прежнему представляет угрозу для Snap. После того, как Instagram скопировал функцию Stories в прошлом году прирост пользователей Snap значительно замедлился.

Такое разнообразие особенно важно, поскольку амбиции Facebook расширяются. У приложения компании 2 млрд активных пользователей в месяц; у дочерних компаний WhatsApp, Instagram и Facebook Messenger — 1,3 млрд, 800 млн и 1,3 млрд соответственно.

Помимо социальных сетей, продукты компании всё глубже проникают в новости, видео, виртуальную реальность, искусственный интеллект, платежи, обслуживание клиентов, электронную торговлю и дроны, доставляющие интернет-услуги. Мало что может остановить Facebook от использования аналогичной тактики на каждом новом рынке, куда она входит. Стартапам стоит остерегаться.

Статьи по теме:

  • Евангелие от Марка: почему Цукербергу нельзя доверять наше будущее.
  • «Если вы не параноик, вы сошли с ума»: как интернет следит за нами.
  • «Мы заставляем людей делать то, чего они не хотят».
  • «Нас посчитали!»: тесты в Facebook расскажут о вас все.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
Статьи по теме
Facebook приобрела популярный среди подростков сервис анонимных опросов tbh
{ "author_name": "Ksenia Toporova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 11, "likes": 29, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 28422, "is_wide": false }
{ "id": 28422, "author_id": 108887, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/28422\/get","add":"\/comments\/28422\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/28422"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

11 комментариев 11 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Комментарий удален

0

купит или скопирует

Ответить

Комментарий удален

4

В каком-то роде Facebook как JavaScript, просто выстрелила в свое время и заняло большую часть рынка. В какой соцсети вы зарегестрируетесь? Какая удобная или где есть ваши друзья? Понятное дело, что второе - ведь это и есть суть соц. сети. Но это не значит, что сам по себе Facebook удобен - отнюдь, ощущение, что его сделали на коленке в 90-ых годах. Все просто меряться, а сильно менять что-то уже поздно - это вызовет отторжение у миллиарда людей, которые волей не волей, но пользуются Facebook.

Но суть в том, что Facebook удовлетворяет спрос далеко не оптимально - он просто монополист в одной нише. Но ведь удовлетворение одной и той же потребности может быть выражено по-разному. Это как Microsoft - они есть и остаются монополистами на рынке десктопов, и их уже не удасться скинуть. Но появились Android / IOS, которые стали операционными системами на немного другом рынке и во многом удовлетворяют те же потребности, но по-другому.

Месаджеры уже сильно подтачивают рынок Facebook. Да они купили WhatsUp (за огромные деньги), но он далеко не "Facebook" рынка мессаджеров (то есть отнюдь не монополист). И игроков куда больше, чем приведено на картинке, в первую очередь за счет локальных (например, приложение от ВК в России очень много кто использует как фактически мессаджер - аналог Facebook Messanger). И кто знает, какой формат выстрерил следующим? В конце концов, чтобы победить Facebook на новом рынке "социальных активностей" нужны в первую очередь деньги, которые может дать любой из большой IT пятерке, ведь монопольного положения на пользователей (когда все твои друзья уже пользуются Х) на этом новом рынке не будет, а покупать каждый новый WhatsUp таки дорого.

Ответить
5

У Facebook есть еще и Инстаграм - крупнейшая фотографическая социальная сеть, кроме того, у них достаточно наличности на счетах, чтобы скупать на корню перспективные стартапы, и огромные наработки в области social-networking-а. И за счет огромной аккумулированной аудитории в ~3 млрд человек, они могут выдавить любое революционное приложение, имеющие функции соцсети. Тот же Snapchat не может с ними конкурировать - Цукерберг быстро увел у них все фишки и реализовал в своих платформах, оставив приложению Эвана Шпигеля ровно 0 отличительных особенностей.

Только странно, что Facebook - ключевой продукт корпорации остается весьма консервативным в плане инноваций и дизайна - тот же Инстаграм для своих целей выглядит гораздо более удобным, хотя купили его всего за миллиард.

Ответить
1

Наличностью делу не поможешь. Как я уже писал сопоставимые деньги, если не большие может дать любой из большой пятерки. Более того, конкурента в самом начале пути создать (или купить) может уже любая более-менее средня компания. Посмотрите на то, сколько рынка занимал WhatsUp в самом начале (где-то 70-80%) и сейчас (где-то 20-25%). И это судя по статистике, на которой мелочевки типа Телеграмма даже нет. А ведь всякие там Viber'ы принадлежат средненьким компаниям типа Rakuten, а рынок Китая почти закрыт для любой западной большой компании.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

3

Я бы пользовался, но так и не смог переварить интерфейс мессенджера и фб. Слишком много всего

Ответить
1

Да, интерфейс перегружен, но вот работа с рекламными кампаниями и аудиториями у них сделано удобно

Ответить
1

Селвадурай, покинувший Foursquare в 2012 году, приводит множество причин, почему компания не добилась успеха, начиная с того, что приложение вышло слишком рано, когда пользователи еще не были готовы делиться своим местоположением в сети

Конечно потому что пользователи были не готовы, а совсем не потому, что убрали из приложения основной функционал, зачем-то разделив его на 2 части.
До этого идиотского решения был отличный сервис. Зачекинился, почитал отзывы. Выпуск Swarm убил сервис

Ответить

Комментарий удален

0

О, я нашёл применение своему аккаунту на ФБ.

Ответить
0

А чё вы хотели? Facebook - не стартап. Это крупнейший бизнес. Который какой год подрят отчитывается об увеличение роста аудитории, во всех сервисах. У него есть капитализация, инвесторы, акции.
Он волей-неволей должен манипулировать на рынке. По одной причине:
Если появится сервис, с новаторским, но похожим функционалом, то доля аудитории уйдет туда, если аудитория уходит, то акции слабеют, если слабеют акции, падает капитализация, если падает капитализация на фоне убыли аудитории, то растёт капитализация компании-конкурента. Это на пальцах, если не углубляться. Facebook просто выучил ошибки своих предшественников. И кстати facebook был последний успешный продукт кремниевой долины.

Ответить

Комментарий удален

–2

Основной продукт у них говно, как и у Амазона. И это печально, потому что монополия.

Ответить
–3

"из Давидов социальных сетей, которые пытаются свергнуть Голиафа своей индустрии"
С детства не могу читать американскую прозу. Они даже в детектив с виски, бабахом и девушками, даже в трешовое Криминимальное Чтиво фигачат и фигачат цитаты из ().
Ладно в советское время - ставили подстрочник, и дальше объяснение - мол так и так, в притче такой-то, рассказывается об этом, и герой имеет в виду вот это. Полстраницы минимум.
 
Но в полной мере, насколько США религиозная страна, начинаешь понимать когда они в качестве common knowledge помещают такие цитатки в статью о технологии, по умолчанию предполагая что все-все-все обязаны знать про этого Давида с тем Голиафом.
 
Заметте, не художественной прозы, ни Марка Твена и ни О'Генри с условным Драйзером - а вот только одно и то же, везде и всюду. И если человек - душа компании, то он обязательно евангелист, не больше и не меньше, этой компании.
 
Ну да, а обучающий сотрудник, по отношению к обучаемому - так и вовсе ментор.
 
Ррррр.
Ну, "И тут поручику Ржевскому вдруг как начало везти" (анекдот)
и еще "когда мы это Вас, братьев меньших, обманывали" (Осторожно Модерн)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления